Проект "Береги свою планету"
проект (3 класс) на тему

Сметанкина Татьяна Владиславовна

    Целостное социально-личностное развитие ребенка не будет завершенным, если не сформировать у него базовых отношений к окружающему миру.
Экологическое образование - это та область человеческого познания, от которой зависит будущее планеты. Процесс формирования экологического мышления закладывается еще в раннем детстве, что в свою очередь, должно обеспечить становление общества с высокой гуманистической и экологической культурой, с определенным стереотипом экологического мышления и поведения.
Чаще всего небрежное, а порой и жестокое отношение детей к окружающему миру объясняется отсутствием у них необходимых знаний о растениях и животных, их потребностях и особенностях развития.
Задача педагогов – показать своеобразие и красоту нашей планеты Земля. Доступно объяснить детям, что в природе все взаимосвязано.
Понимая всю важность экологического воспитания, мной был разработан  и осуществлен экологический проект для детей младшего школьного возраста «Береги свою планету».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beregi_svoyu_planetu.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Нижнего Новгорода

Департамент образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №35

603093 г. Нижний Новгород, ул. Фруктовая, дом 8
тел./факс (831) 432-14-17

Методическая разработка экологического  проекта

«Береги свою планету»

Автор проекта:

 Сметанкина Татьяна Владиславовна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №35

Нижний Новгород

2014

Актуальность проекта

    Целостное социально-личностное развитие ребенка не будет завершенным, если не сформировать у него базовых отношений к окружающему миру.
Экологическое образование - это та область человеческого познания, от которой зависит будущее планеты. Процесс формирования экологического мышления закладывается еще в раннем детстве, что в свою очередь, должно обеспечить становление общества с высокой гуманистической и экологической культурой, с определенным стереотипом экологического мышления и поведения.
Чаще всего небрежное, а порой и жестокое отношение детей к окружающему миру объясняется отсутствием у них необходимых знаний о растениях и животных, их потребностях и особенностях развития.
Задача педагогов – показать своеобразие и красоту нашей планеты Земля. Доступно объяснить детям, что в природе все взаимосвязано.
Понимая всю важность экологического воспитания, мной был разработан  и осуществлен экологический проект для детей младшего школьного возраста «Береги свою планету».

Целевая группа

К работе над проектом привлечены учащиеся  3 «Б» класса МБОУ СОШ №35, родители, педагоги.


Продолжительность проекта:

Март-апрель 2014г.

Цель проекта:

Формирование экологического сознания у учащихся начальной школы , как фактора, обеспечивающего становление общества с высокой гуманистической и экологической культурой, с определенным стереотипом экологического мышления и поведения.

Задачи:

• закрепить представление детей о жизни на планете Земля;

• доступно объяснить детям взаимосвязь в природе;

• учить бережному отношению к окружающему миру и друг другу;

• ориентировать детей на осознанное соотнесение своих действий с последствиями для окружающих людей и природы;

• формировать активную жизненную позицию в познании окружающего мира через игровую деятельность;

 • ориентировать детей на выполнение экологических правил поведения в окружающей среде - как нормы жизни;

Предполагаемые результаты проекта 

Благодаря проекту будет продолжено формирование у учащихся начальной школы жизненной позиции в познании окружающего мира через игровую деятельность.  Надеюсь, что вместе с пониманием ответственности за свои поступки, к детям постепенно придет и понимание важности охраны природы, они осознают хрупкость этого мира и свою причастность к тому, что делается в нем. Им будет не       безразлично все то, что их окружает. Желание сохранить природу – будет их потребностью!


План проведения проекта

1.Подготовительный этап 

В подготовительном этапе разрабатывается общий план подготовки к проекту.

Представление темы и содержания проекта. Указываются формы мероприятий, предусматриваются часы для подготовки к мероприятиям и для консультации. Проводится анализ существующей ситуации. Подбор методической литературы, музыкального сопровождения, наложения музыки на слайды, разработка сценария.

2.Организационный этап

Формируется проектная группа учащихся.

Подведение промежуточных итогов. Определение, что из собранных материалов войдёт в окончательный вариант. Выбор формы представления информации. Оформление в группах плакатов «Береги природу». Подготовка коллективной выставки работ по изобразительной деятельности «Земля – наш дом родной». Разучивание песен, пошив костюмов, изготовление реквизита для театрализации.

3.Заключительный этап 

На заключительном этапе проводится обобщение и подведение итогов проделанной работы.

Проводится публичная презентация полученных результатов проекта на традиционном проведении «Дня открытых дверей».

Ресурсы проекта

Фотоаппарат, видеокамера, компьютер, принтер, сканер, цветные карандаши, фломастеры,  костюмы.

Оборудование: презентация, выполненная в программе Office Power Point.

Музыка: И.-С.Бах, «Раз морозною зимой», «Улыбка».



Перспективы проекта

Творческий отчет о проделанной работе, презентации учеников станут основой для публикации в школьной газете «Шанс 35», создания школьной выставки.

Оценка результатов

В ходе работы над проектом, учащиеся смогли показать свои творческие способности, проявить инициативность, сплотиться в ученическом коллективе.

Представление материалов проекта

Проведение внеклассного мероприятия «Береги свою планету», фотоотчёт, презентация по результатам  проекта, информационный стенд, создание  экспозиции «Береги свою планету» в классном кабинете.


Приложение

Ведущий 1. Ребята,  сегодняшний проект посвящён защите и охране  природы. Действительно, мы порой не замечаем той красоты,   которая нас окружает. Мы рвём цветы, ломаем ветки деревьев,   разоряем гнёзда птиц. Человек губит природу, отравляет  атмосферу, загрязняет водоёмы своими гигантскими заводами. Улучшением состояния окружающей среды занимается совсем  молодая наука-экология.

Ведущий 2. Что такое экология? Это наука об охране природы, о бережном отношении к окружающему миру, к Земле. Само слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос», что значит «дом», и «логос» - наука. Поэтому можно сказать, что экология - это наука о доме. Для человечества домом является вся наша огромная и в то же время такая маленькая планета Земля.

Ведущий 3. Экологией занимаются сейчас ученые во всем мире. Это слово часто звучит по радио, телевидению, появляется в газетах. Почему? Потому что наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом.

Презентация (звучит фонограмма произведения И-С Баха»)

Ученик 1. 

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток.

Открыт  для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

Ученик:

Посмотрите,  какой   прекрасный,  удивительный  мир нас  окружает  - леса, поля,  реки,  моря,  океаны,  горы,  небо,  солнце,  звери,  птицы.  Это природа!  Природа нас кормит, поит, одевает. Она щедра и бескорыстна.

Ученик:

Есть мать одна по имени Природа!

И у неё для всех хватает доброты...      

И мы живём, запечатлев навеки

В душе её прекрасные черты -

Поля, луга, леса, моря и реки.

Три клада у природы есть: вода,

Земля и воздух - три её основы.

Какая бы ни грянула беда,

Целы они - все возродится снова.

«Зелёный друг» - так пишем мы подчас

И говорим про лес. И в час досуга

Мы навестить всегда готовы друга.

Ученик:

Лес, точно терем расписной.

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Заворожённый тишиной.

Ученик:

Люди не могут обойтись без леса. Без него уже давно прекратилась бы жизнь на Земле. Ведь листья деревьев и травы поглощают углекислый газ, который мы выдыхаем и который выбрасывают заводы, фабрики и автомобили.

Ведущий:

Человек на земле - недавний гость в сравнении с природой. Наши угрюмые предки еще прятались в пещерах, а на лугах уже пестрели цветы. Вы любите цветы? Кто же их не любит. Ведь каждый цветок - это упавшая с неба звезда. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Цветы всегда были любимы людьми. Даря друг другу цветы, они выражали свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение.

Цветы, как люди, на добро щедры.

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца обогревая,

Как маленькие теплые костры.

Ученица:

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И бездумно, безжалостно рвали.

Ученица:

Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,

Если мы: и я, и ты, - если мы сорвём цветы,

Не останется природы, и не будет красоты!

Ученик:

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится

На траве кровавой вздрагивает птица.

Ученик:

Птицы, рыбы, звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо!

А море без рыб - не море!

А земля без зверей - не земля!

Ученик: 

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни .

Ведущий: Там, где цветы там и насекомые, которые питаются цветочным нектаром. Летом на солнечных лужайках часто можно увидеть мальчишек и девчонок с сачками для ловли бабочек. Скажите, можно ли ловить их? (Нет) Конечно. Ведь они только живые  красивые. 

Конкурс "Освободи бабочку"

На веревке привязаны выполненные из цветной бумаги бабочки. Игрок с завязанными глазами должен срезать "бабочку" с веревки. На ней приз - конфета.

Посмотрите сказку о загрязнении окружающей среды

        

                                                    Сказка «На пикнике»  

Ведущий      Вот как-то раз в урочный час,

                      В прекрасный солнечный денёк

                      Собрался дружный громкий класс

                      У костерка на огонёк.

                      С собою взяли, кто что мог:

                      Еды, питья, хоть завались.

                      А мне пора, звенит звонок.

                      Себя узнаешь ты, всмотрись.

Пёс               Р-р-р-аф! Р-аф! Я первый, никого.

                     Принёс тушёнку я с собой.

                     Вот банка, запах ничего.

                     Желаешь, поделюсь с тобой.

                     Хотя не дам, нас будет много,

                      Сейчас сюда придут друзья.

                      О! Кажется, ведёт дорога

                      Ещё кого-то!.. Эй! Сюда!

Кот               Привет, браток, не опоздал я?

                      Где остальные?

Пёс               Щас придут.

                      Чего принёс?

Кот              Я? Одеяло, чтоб на земле создать уют.

Пёс              А что поесть?

Кот              Мур, мур, дружочек,

                     Пакетик, правда, небольшой,

                     Селёдку, хлебушка кусочек,

                     Надеюсь, хватит нам с тобой?

Хрюшка     А вот и я, чистюля знатный.

                     В ведре помоев хватит всем!

Пёс              Да, прямо скажем, небогато,

                    Ну что, присаживайтесь, сэр!

Барашек    А вот и я, вот пепси, кола.

                    Стаканчики с собою есть.

                    Я рад вас всех увидеть снова.

                    А вы что принесли поесть?

Кот             Кефир и хлеб.

Пёс             А вот - тушёнка.

Хрюшка    А вот помои, хватит всем!

                  ( Разливают пепси, стаканы, бутылки бросают )

Барашек   Пусть поваляется, пустая,

                   Она уж больше не нужна.

                   Стаканы тоже побросаем,

                   Ведь не квартира, а земля.

Кот            Пакет пустой, его- туда же.

                   Остатки рыбы пусть гниют.

                   Мы никому про то не скажем.

                   Не видно нас, не засекут.

Пёс            Консервы съедены, ребята,

                  Пустая банка-прочь её,

                  Немножко было маловато.

Хрюшка  Питьё закончилось моё.

                  Ведро-пустое, бросим, братцы.

                  Мы сыты и довольны все.

Кот          А не устроить ли нам танцы,

                 Соскучился я по попсе!

                 ( Музыка, пляска )

                Выходит матушка-Земля. На ней зелёная накидка с мусором:

                пачки сигарет, бутылки, бумажки, стаканчики.  

Пёс           Мадам, Вы кто? Мы Вас не звали!

                 Как неопрятны Вы, грязны!

Хрюшка  О, сколько грусти в Вас, печали.

                  И чем же Вы огорчены?

Земля      Узнать меня должно быть трудно,

                 Хоть я - родимая Земля.

                 Такая - в праздники,  такая - в  будни.

                 Да, вами я засорена.

                 Услышьте вы мою молитву,

                 К вам обращаю я её.

                 Ещё немного, я погибну,

                 Услышьте слово вы моё.

Ведущий Давайте выйдем все во двор.

                 Очистим мы земной ковёр

                 От мусора, нечистоты,

                 Кругом посадим мы цветы,

                 И станет больше доброты,

                 Надежды, веры, теплоты.

                Любить друг друга нам всегда!

                Мы смоем грязь, уйдёт беда!

           ( С Земли снимают накидку, собирают мусор в мешок, Земле

              одевают кокошник из цветов )  

Все            О, боже! Как она чиста!

                  Явилась миру красота!    

 

Ученик            Что значит человек без трав и птиц?

И без любви к пчеле жужжащей?

Без журавля над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймёт он, наконец,

Врубаясь в мёртвые породы.

Что человек – венец природы

И без природы нам конец?

Садись на камень под сосну,

Лесную слушай тишину:

Журчит, лепечет ручеек

О том, что путь далек-далек.

Упала шишка, скрипнул сук,

Жужжит, жужжит тяжелый жук,

Листва рассказывает сны ...

Ты слышишь голос тишины.

(Прослушивание «звуков леса»)

                                           

                                        

   Частушки о лекарственных растениях

Есть растения, которые радуют нас не только своей красотой, но и приходят к нам на помощь, когда мы болеем. Итак, встречайте – лекарственные растения!

1. Про домашних докторов
Вам споем частушки;
Если хочешь быть здоров,

Навостри-ка ушки.

2. Нам цветы полезные
Знать необходимо,
Чтоб была болезнь любая
Нами  победима.

3. Каланхоэ,  каланхоэ –
Слово заграничное,
Из семейства  толстянковых,
Нам оно привычное.

4. На окне храним цветок –
Зацветает пусть он в срок –
Пожуем его листочки
И очистим свои почки.

5. Хлорофитум  полосатый
Есть на полке у меня;
Для нас воздух очищает,
И об этом каждый знает.

6. Нам алоэ всем известен
С самого рождения.
Если насморк у тебя,
Нет лучшего лечения.

7. Ты порезался случайно,
У тебя есть ранка.
Знаю средство я простое –
Возьми листочек у алоэ.

8. На окне зеленый сад
Очень радует наш взгляд.
А частушки наши эти
Пусть помнят взрослые и дети.

Инсценирование стихотворения «В некотором царстве»

Учитель  Сегодня к нам на праздник пожаловали Его Величество со своей

свитой. Послушайте, что они расскажут вам.

Ведущий  В  некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь

со своим семейством.

Царь        Царь я, аль не царь?

Слуги      Царь, батюшка, царь!

Царь        Хочу я в век 21, год 2014  совершить путешествие и посмотреть,

что стало с моим царством-государством.

Ведущий  Скажу вам по секрету, пробыл царь здесь, в нашем времени,

          неделю и вот результат.

Царь  И как же именуются эти хоромы?

Слуги        Средняя школа №35.

Царь        А-а-а ... А где же трон?

Слуги        Так вот же. Это теперь именуется стол учительский.

Царь        До чего неудобен этот ваш престол.

Ведущий  Да что вы, что вы, Ваше Величество. Здесь у нас журнал лежит,

        пособия всякие, а учитель на стуле сидит или у доски урок

        объясняет.

Царь        Что ж, и я тут посижу,

Речь вам умную скажу:

У меня нет интереса

До учебного процесса,

А вызывает интерес

Весь житейский ваш процесс.

Отвечайте мне немедля,

Чтоб вас всех попутал бес!

Ведущий  Не извольте гневаться, Ваша милость!

Царь        Как же так, как вам не стыдно!

        Мне порядку тут не видно.

Кто бумажки разбросал?

Кто скамейки поломал?

Где цветущие газоны?

И дорожки не метены.

Али снова печенеги

Совершили к нам набеги?

А казна моя? Пуста?

Царевна   Казначей, слуга наш верный!

Мы велим тебя казнить!

Что с богатством государства –

Вмиг извольте доложить.

Казначей  Что творится! Не могу!

Я на Марс сейчас сбегу.

Сколько хлеба и воды

Здесь транжирят без нужды.

Царь        Ухожу в монастырь! Все!

Слушать больше не могу,

Сам ученых позову.

Эдак  можно всю природу

Превратить в одни отходы.

Ведущий   Ваше величество! Подождите, послушайте. Изучая экологию –

науку о нашем земном доме, планете Земля, мы учимся, как надо

себя вести в природе, рассказываем об этом малышам. Не

волнуйтесь, ваша казна не опустеет, ведь все богатства у нас от

природы, и мы ее будем любить и охранять.

Царь         Что ж, отрадно слышать это.

Царевна   Батюшка любимый мой,

        Нам пора уж домой.

Царь        Погоди, царевна, дочь моя,

Ведь хочу услышать я,

Как природу охраняют

Новые мои друзья.

Возвращаюсь в свое царство,

В тридесято государство

И, надеюсь, мой урок

Будет вам, ребята, впрок.

Царевна   Чтобы вы дары природы

Умножали год от года.

Царь        Чтобы было что опять

        Своим внукам передать.

Все        Мы свою природу-мать

        Должны любить и охранять!

Конкурс интеллектуалов

Игра "ДА – НЕТ"

  1. Может ли сазан забраться в океан? (Нет. Это речная рыба)
    2. Может ли дрозд отморозить хвост? (
    Нет. Он зимует на юге)
    3. Может ли оса взлететь на небеса? (
    Да)
    4. Может ли барсук залезть за шишками на сук? (Нет. Он не лазает по деревьям)
    5. Может ли кулик прикусить себе язык? (Нет. У птиц нет зубов)
    6. Может ли тюлень на боку лежать весь день?
    (Да)
    7. Может ли синица на крыше поселиться? (Да)
    8. Могут ли собаки оторвать всем ракам баки? (Нет. Раки живут на дне водоемов)
    9. Может ли медведь зимою потолстеть? (Нет. Медведь зимой спит)

Песня "Почему медведь зимой спит"

Ведущий:

Мы много сегодня говорили о красоте природы, о бережном к ней обращении. Хотелось бы, чтобы наша встреча оказалось бы для вас полезной, Что же вы должны запомнить из всего сказанного сегодня?

1. Услышу ль сосен шум в полдневный час

Журчанье струй средь камушков у брода,

О, люди, мыслю я, у всех у нас

Есть мать одна, по имени - ПРИРОДА!

2. Природа-мать ни рек

И не морей от глаз твоих не прячет.

Ни росных трав, ни голубых небес

Цени ее доверие, ПРИРОДЫ!

Не обмани его!

3. Я речь свою веду о том,

Что вся Земля - наш общий дом,

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рожденья в нем живем.

Еще о том веду я речь,

Что мы наш дом должны сберечь.

Давай докажем, что не зря на нас надеется Земля.

4. Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь...

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

5. В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить...

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!

6. Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубиться на заре тумана дым...

Все это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

7. Прекрасный вальс танцует с ветром лето

Дрожит в окне вечерняя звезда...

Природой называется все это.

Давайте же любить ее всегда!

Ведущий   

Одна из отраслей экологии называется социальной; она

рассматривает взаимоотношения между людьми, показывает,

 насколько они вежливы, добры, отзывчивы. Давайте и мы  будем относиться друг к другу с теплотой и пониманием,  будем дарить друг другу улыбки.

Песня «Вот идет по свету человек- чудак»   или

Песня «Улыбка»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический утренник "Береги свою планету" 3-4 классы

На фоне занимательного инсценирования, конкурса загадок, игр, интеллектуальных заданий, веселых песен дети постигают законы природы, получают представление о взаимосвязи природы и человека, учатся нес...

урок по окружающему миру 1 класс :"Что мы знаем о своей планете, своей стране, своей Родине?"

Данный материал предназначен для проведения урока по предмету "окружающий мир" по программе "Школа России" в 1 классе. Продолжительность- 1 урок 45 минут....

Что мы знаем о своем городе (селе), стране и своей планете? Презентация

Презентация урока окружающего мира в  1 классе...

Береги свою планету

Урок - праздник  по  окружающему  миру....

Внеклассное мероприятие по окружающему миру 2 - 4 классы «Береги свою планету »

Внеклассное мероприятиепо окружающему миру , которое можно использовать во внеурочной работе и на уроке....

Береги свою планету.

Сценарий классного часа....

Праздник "Берегите свою планету"

Праздник «Берегите свою планету».На доске слова: «Охранять природу – значит охранять Родину».М. Пришвин«Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». К. Паустовский.Ход праздника.Ведущ...