Программа. Тематическое планирование уроков информатики в играх и задачах. 4 класс
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме

Тикахина Лариса Владимировна

Внеурочная деятельность. 4 класс

Программа. Тематическое планирование уроков информатики в играх и задачах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                   Пояснительная записка

        Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного  приказом  Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, на основе авторской программы А.В. Горячева «Информатика и ИКТ (Информационные и коммуникационные технологии)» Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.

Особое значение изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления.

Логико-алгоритмический компонент

Данный компонент курса в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Цель курса: развитие логического и алгоритмического мышления обучающихся.

Задачи изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:

1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

- применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём   применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;

- алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

- системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

- объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;

2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими;

3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

II. Общая характеристика учебного предмета

Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.

Учитывая эти обстоятельства в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников. Уроки, нацелены на развитие логического и алгоритмического мышления школьников и не требуют обязательного наличия компьютеров.

Особенности построения курса

В курсе выделяются следующие разделы:

- описание объектов – атрибуты, структуры, классы;

- описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;

- описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;

- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.

 Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю), что соответствует часам отведенным авторами программы.

При этом рабочая программа составлялась:

-  с учётом  особенностей класса;

-  особенностей авторской программы;

- с целью сохранения требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся, предполагаемым  федеральными государственными стандартами образования на ступени начального общего образования. 

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества. Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.

            Регулятивные УУД:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные УУД:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  • выслушивание собеседника и ведение диалога;
  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

  • определять составные части предметов, а также состав этих составных частей; описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
  • заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов);
  • выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные заданному;
  • изображать множества с разным взаимным расположением;
  • записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».

VI. Содержание учебного предмета

  • Алгоритмы. Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.
  • Объекты. Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.
  • Логические рассуждения. Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».
  • Применение моделей (схем) для решения задач. Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.).


VII. Содержание программы. Тематическое планирование

 п/п

Тема

Число часов

Дата

Основные виды учебной деятельности учащихся

Алгоритмы

1

Ветвление в построчной записи алгоритма (команда «Если – то»)

1

Составлять и записывать вложенные алгоритмы.

Выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами.

Выполнять и составлять алгоритмы с параметрами.

2

Ветвление в построчной записи алгоритма

(команда «Если – то – иначе»)

1

3

Цикл в построчной записи алгоритма (команда «Повторяй»)

1

4

Алгоритм с параметрами («Слова-актеры»)

1

5

Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма («Выполняй и записывай»)

1

6

Подготовка к контрольной работе по теме «Алгоритмы»

1

7

Контрольная работа №1  по теме «Алгоритмы»

1

8

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

9

Повторение

1

Группы (классы) объектов

10

Общие свойства и отличительные признаки группы объектов («Что такое? Кто такой?»)

1

Определять составные части предметов, а также состав этих составных частей, составлять схему состава (в том числе многоуровневую).

Описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом).

Записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава.

Заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов).

11

Схема состава объекта. Адрес составной части («В доме – дверь, в двери – замок»)

1

12

Массив объектов на схеме состава («Веток – много, ствол – один»)

1

13

Признаки и действия объекта и его составных частей («Сам с вершок, голова с горшок»)

1

14

Подготовка к контрольной работе по теме «Объекты»

1

15

Контрольная работа №2  по теме: «Объекты»

1

16

Анализ работы. Работа над ошибками

1

17

Повторение

1

Логические рассуждения

18

Множество. Подмножество. Пересечение множеств («Расселяем множества»)

1

Изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение.

Определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ».

Строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами.

Строить и описывать пути в графах.

Выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ».

Записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …»; составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы.

19

Истинность высказываний со словами «не», «и», «или» (слова «не», «и», «или»)

1

20

Описание отношений между объектами с помощью графов («Строим графы»)

1

21

Пути в графах («Путешествие по графу»)

1

22

Высказывание со словами «не», «и», «или» и выделение подграфов. «Разбираем граф на части»

1

23

Правило «Если – то»

1

24

Схема рассуждений («Делаем выводы»)

1

25

Подготовка к контрольной работе по теме «Логические рассуждения»

1

26

Контрольная работа №3 по теме «Логические рассуждения»

1

27

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

Применение моделей (схем) для решения задач

28

Составные части объектов. Объекты с необычным составом

1

Придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями.

Находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов.

Придумывать и описывать объекты с необычными признаками.

Описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному.

Соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков.

29

Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями («Что стучит и что щекочет?»)

1

30

Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями («У кого дом вкуснее?»)

1

31

Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия («Все наоборот»)

1

32

Подготовка к контрольной работе по теме «Модели в информатике»

1

33

Контрольная работа №4  по теме «Модели в информатике»

1

34

Анализ контрольной работы. Повторение

1

VIII. Материально-техническое обеспечение

Обучение информатике обеспечивается учебниками и пособиями:

1. Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для  4 класса/ А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина и др.- М.: Баласс, 2014 г.

2. Информатика в играх и задачах для 1, 2, 3 и 4 кл.: Методические рекомендации для учителя/А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина и др.- М.: Баласс, 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах"  с ууд...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)....

Рабочая программа по учебному предмету "Информатика в играх и задачах" для 3 класса

Рабочая программа по учебному предмету "Информатика в играх и задачах" для 3 класса....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 2 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 2 класс...

Программа курса внеурочной деятельности « Информатика в играх и задачах» для учащихся 3 класса

             Мы живем в информационном  обществе. Персональный компьютер (ПК) превратился в основное средство деятельности во многих  профессиях. И ...