Беседа на тему: «Всегда ли мы понимаем наших детей?» (реквизиты: тексты песни «Родительский дом»; веревки; фломастеры, фонограмма, ручки и листочки) Я- Добрый день, уважаемые родители! Сегодняшнюю беседу проведу с вами я Бешкок Сара Туркубиевна. Эпиграфом к нашей беседе я сделала слова из народной мудрости: «Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно; если на 10 лет вперед – сажай лес; если же на сто лет- воспитывай детей». Мне очень приятно видеть вас. Пусть весенние лучи солнца помогут нам создать благоприятную обстановку для беседы. Пусть эта беседа принесет благополучие, радость и добро! У каждого сидящего здесь разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех — это наши дети. Один из известных педагогов говорил: « Дети — это наше будущее, правильное их воспитание — это наше счастливое будущее, плохое воспитание — это наше горе и слёзы». Какими они вырастут, выйдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами. Всё что происходит с нашими детьми, они берут в семье, учатся в семье. И семейные традиции играют в воспитании очень большую роль. Принято ли у вас обедать вместе, обмениваться новостями, проводить совместные прогулки, играть с детьми – всё это дети возьмут в свою будущую семью. Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливые, доверяли нам, делились своими радостями и горестями, были откровенны? Я предлагаю вам сегодня поговорить о нашем общении с детьми. Для начала разговора я предлагаю сказать свои ожидания от этой встречи. (Родители высказываются) - Я хочу, чтобы наше общение было диалоговым и позитивным. Общение вообще, а в семье в частности — это процесс взаимодействия родителя и ребёнка, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, чувства, мысли, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности. - Я хочу вам рассказать историю одной девочки. Я буду говорить слова девочки, а вы – будете отвечать вместо папы. Однажды я гуляла с папой в парке. Он сидел на скамейке, читая газету, а я рядом играла в мяч. — Папа, лови, а я буду бросать! Но папа, продолжая читать газету, сказал: — Играй сама. — Папа, смотри, какой смешной воробей. — Угу, — ответил папа, не отрываясь от газеты. — Посмотри, папа, какой камушек я нашла! Угадай, в какой руке? — Вон в той — безучастно ответил, папа и мне почему-то расхотелось гулять. Не всегда порой мы знаем выход из сложившихся ситуаций. Мы живём в очень сложное время. Детям хочется тепла, ласки, понимания, а мы часто пытаясь заработать на хлеб насущный, приходим домой уставшими, на общение часто уже не способными. Растёт стена непонимания недоверия, возникают конфликты. - Какое главное качество необходимо, чтобы понимать друг друга? (ответы) - В каких ситуациях дети и родители должны быть особо внимательны по отношению друг к другу? (ответы родителей) - Как детям научиться, лучше понимать родителей, а родителям детей? Я - А для того чтобы научиться лучше понимать друг друга, я предлагаю вам игру, которая называется «Сиамские близнецы». Давайте встанем по двое. Один – в роли ребенка, другой в роли родителя. Правую руку ребенка и левую руку родителя мы связываем. И таким образом сообща необходимо нарисовать дерево. С одной стороны надписать мама, а с другой папа. Работать только связанными руками. (звучит легкая музыка). =Мы увидели, как вы действуете совместно. И для еще более успешного взаимопонимания, никогда не воспитывайте детей в плохом настроении, оценивайте поступок, а не личность, умейте видеть в детях только хорошее, разрешайте конфликты мирно, ведь «худой мир, лучше доброй ссоры». В минуты сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте напротив него и пристально в течение минуты разглядывайте его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как вы думаете, чем это закончится? Давайте посмотрим, каким образом происходит общение с детьми в семье. Фразы родителей: 1. Указание. Убери игрушки, вымой посуду, сходи в магазин. 2. Обмен информацией. (Замечательный отрывок из рассказа, его продолжение можно найти в сборнике…) 3. Поощрение. (В твоём рисунке хорошо виден контур, гармонично подобраны краски! Молодец!) 4. Психологическая поддержка. (Постарайся выполнить аккуратно домашнее задание.) 5. Угроза. (Сейчас же наведи порядок в комнате, приду, проверю!) Вывод: среди фраз, обращённых к детям, преобладают фразы, содержащие указания, иногда угрозу, реже обмен информацией, ещё реже поощрения и хвалу. Помните! Ребенка постоянно критикуют — он учится ненавидеть. Ребёнок живёт во вражде — он учится быть агрессивным. Ребёнок живёт в упрёках — он учится жить с чувством вины. Ребенок растет в терпимости — он учится понимать других. Ребенка хвалят — он учится быть благородным. Ребенок растет в безопасности — он учится верить в людей. Ребенка поддерживают — он учится ценить себя. Ребёнка высмеивают — он учится быть замкнутым. Ребенок живет в понимании и дружелюбии — он учится находить любовь в этом мире. Каким образом можно построить наше общение и детей в семье, чтобы отношения становились доверительными? поощрения | наказания | Похвала (Выражение радости и благодарности) Развлечения (совместные прогулки) газеты, рисунки детей) Восхищение Сравнение почитаемым авторитетом Проявление уважения Ласка (добрые слова и прикосновения) | Лишение удовольствий Запрет на приятную деятельность Смена дружеского тона на строгий |
Сейчас мы с вами много говорили об общении, все эти приёмы относятся к вербальному общению (беседы, похвала, пожелании и т. д.) Но также огромную роль играет невербальное общение. Невербальное общение — это использование мимики, жестов, взгляда, телесное прикосновение — это похлопывание по плечу, поглаживание по голове, поцелуи, просто прикосновения. Ведь такое общение развивает в ребёнке все положительные качества: доброжелательность, спокойствие, удовлетворенность, чувство защищенности. Теперь я вас попрошу ответить на вопросы: 1. С каким выражением лица вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком? 2. С каким выражением лица общается ваш ребёнок? 3. Каким, по вашему мнению, должно быть выражение лица вашего ребёнка во время общения с вами? Чаще улыбайтесь, искренняя улыбка поможет снять недоверие, создаст благоприятную обстановку для общения, улыбающийся человек располагает себя к общению. Теплота и мягкость обращения подбадривают, вселяют уверенность, способствуют развитию привязанности к родителям, друзьям, самому себе. -Однажды я видела следующее. По улице, тяжело опираясь на тросточку, шел старый человек. Он останавливался, отдыхал и снова шел. Во дворе играли мальчишки. Проводив его глазами, они словно договорившись, стали передразнивать старого человека: сгорбились, изменили походку, взяли палки в руки, изобразив трости. Им было очень весело. - Если этот поступок окажется без внимания, взрослых как он повлияет на личность мальчиков в будущем? (ответы родителей) - Как, по вашему мнению, проявляется уважение к старшим по возрасту? (ответы) - Если в сердце царит праведность — прекрасным будет характер
- Если в характере красота, будет гармония в доме. - Когда в доме гармония — будет порядок в обществе. - Когда будет порядок в обществе — будет мир во всем мире. - Семейный очаг — это огонь любви и доброты, Открытых на встречу друг другу сердец, Тепло дающее оберегающее пламя Его по жизни нужно пронести, Питая нежностью, заботой, пониманьем. Так пусть друг к другу тянутся сердца, Чтобы от искры возгорелось пламя Любви, Надежды, Веры, Доброты И мудрого взаимопонимания. Я - Один мудрец сказал, что человеку дана единственная роскошь. «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения». Уважаемые родители чаще общайтесь и будьте счастливы. А сейчас я приглашаю вас исполнить со мной песню «Родительский дом»
Я - Давайте вспомним ваши ожидания вначале разговора. Оправдались ли они? ответы родителей Уважаемые родители, время нашего разговора ограниченно, но я думаю,что тема для размышления обозначена.
Я- Спасибо, мне было приятно с вами общаться. И мне хотелось бы на память о нашей встрече вручить небольшие памятки.
|