"Экономическое воспитание детей в рамках группы продленного дня"
методическая разработка (2 класс)

В методической разработке представлен сценарий игры,направленной на экономическое воспитание обучающихся, посещающих группу продленного дня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomicheskoe_vospitanie_v_ramkah_gpd.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №291 Красносельского района г. Санкт-Петербурга

ЗАНЯТИЕ

ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

в рамках группы продленного дня

«Семейный бюджет»

Подготовила и провела

Новикова Валентина Валерьевна,

  воспитатель  ГПД

Январь, 2022

ЗАНЯТИЕ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Тема: семейный бюджет.

Цель: закрепить экономические понятия «банк», «кредит», «деньги», «профессия», «процент», «банкир»;

познакомить с понятиями «доход», «расход», «семейный бюджет»;

содействовать развитию личности ребёнка: познавательной, эмоциональной и волевой сфер; воспитывать чувство уверенности в себе и комфортности в окружающем через знакомство с окружающим, в частности, с экономической стороной действительности.

Форма проведения: занятие-путешествие.

Предварительная работа:

  1. Чтение произведения В. Крючкова «Сказочное путешествие Экономика и его друзей».
  2. Заучивание стихотворений.
  3. Экоигра «Магазин», «Банк».
  4. Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Ход занятия

  1. Орг. момент. Приветствие.

Дети с воспитателем сидят полукругом.

Здравствуйте, ребята. Поприветствуем друг друга ладошкой.

  1. Тема занятия.(Слайд 1)

Входит гном

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости? (Ответы)

Правильно, это наш хороший знакомый Гном-Эконом. И он снова пришёл к нам с вопросами. Поможем ему? (Ответы)

Что у тебя случилось на этот раз?

Гном:

Понимаете, тётушка Экономика задала мне новые вопросы, на которые я не знаю ответов. Вот я пришёл к вам за помощью. Скажите, вы знаете, что такое «доход», «расход» и «семейный бюджет»?

Воспитатель:

Ребята, поможем нашему другу? (Ответы)

Получается, мы отправляемся с вами в мир незнакомых слов. И ты, Гном-Эконом, присоединяйся к нам.

Всему названия надо-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

Они слышны и тут, и там,

На улице и дома…

Одно давно известно нам,

Другое незнакомо…

Сегодня, ребята, вы узнаете, что такое «доход», «расход» и «семейный бюджет».

(Слайд 2)

  1. Беседа-рассуждение

Скажите, вы знаете откуда берутся деньги? (Ответы детей)

Правильно, ваши родители ходят на работу и получают за свой труд заработную плату.

А где берут деньги ваши дедушки и бабушки? (Ответы детей)

Правильно, они получают пенсию.

(На экране картинки с разными видами предприятий)(Слайд 3)

Ребята, давайте посмотрим на картинки и вспомним, где работают ваши родители. (Ответы детей)

Что же получают за свой труд папы и мамы? (Ответы детей: деньги, зарплату)

Вот это и есть ДОХОД.

И так ДОХОД – это… (на экране)(Слайд 4)

А сейчас внимательно посмотрите на экран и подумайте, а для чего нужны деньги?(Ответы детей)(Слайд 5)

А вот это, ребята, и есть расход.

Мы уже с вами знаем, что вся семья вместе решает куда потратить деньги. В первую очередь покупаем то, что … (надо).

А какие три жизненно необходимые вещи вы уже знаете?

 (Еда, жильё, одежда) (Слайд 6)

Молодцы! А для чего человеку еда?(Ответы детей)

А одежда? (Ответы детей)

А жильё? (Ответы детей)

Но можно ещё купить и то что … (хочу).

А что это за вещи? (Ответы детей)(Слайд 7)

Молодцы! Человек может и без них прожить…

  1. Игра

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Семья». Согласны?

(Ответы детей)

Назовите членов семьи. (Ответы детей)

А кто знает стихотворения про семью?

1 ученик:На свете добрых слов не мало,

                Но всех добрее и нежнее –

                Одно из двух слогов

                Простое слово «МАМА».

2 ученик: Хорошо, когда у мамы

                Есть ещё и дочка.

                И никак не обойтись

                Без сорванца – сыночка.    

Воспитатель: А хотите, что б в семье

                        Был у вас котёнок?

                        Маленький, пушистый

                        И зовут его Тигрёнок.   (Ответы детей)

Кем у нас будут девочки?  (Дочками)

А мальчики? (Сыночками)

А кем буду я? (Мамой)

А какого члена семьи не хватает?

А что плохого в том, что нет папы? (Ответы детей)(Слайд 8)

А теперь представьте, что я вас отправила в магазин за конфетами и печеньем, так как к нам в гости придёт бабушка. Какое у вас настроение? (Хорошее)

С помощью мимики и жестов изобразите «хорошее настроение»

(Движения: походка (быстрый шаг, переход в подскок), мимика (улыбка))

Молодцы! Пока вы были в магазине, прошёл дождь, дорога стала грязной, скользкой.  Следующее упражнение «Грязь».

(Движения: походка должна производить впечатление, что ребёнок идёт по грязи, ступая на кончики пальцев, делая вид, что выбирает более  чистое место)

Воспитатель:

Пока вы ходили в магазин, к нам приехала бабушка приготовила моим дочкам чай. А для бабушки это кто?  (Внучки)

Но она забыла дома очки и вместо сахара насыпала в чай соль. Внучки сделали по глотку чая, и до чего же противно стало во рту. Изобразите картинку «солёный чай».

(Движения: голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен.)

Молодцы!

После невкусного чая вы решили последовать примеру котёнка: он тихо спит на коврике.

(Дети ложатся, у них медленно поднимается и опускается живот.)

А теперь изобразите дружную семью. Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.

(Дети рассаживаются на стулья)

Воспитатель:

И так, мы с вами собрались на семейный совет.(Слайд 9)

Мама пришла с работы,

Зарплату она принесла.

Ваня играл в «Лото»,

Выиграл три  рубля.

Куда потратим деньги,

Нам нужно всё решить.

1 ученик: Зайдём сначала в банк мы

                 Кредит наш погасить,

                 За глаз, за свет и воду

                 Нам нужно заплатить.

2 ученик:У меня сапожек нет,

                 У Вани вон какие!

                 Вот бы было, если б мне

Такие же купили!

Воспитатель: Купим мы тебе сапожки,

                             Только не такие.

                             Ванины сапожки

                             Очень дорогие.

3 ученик:За продуктами зайдём,

                Без них мы никуда.

                Ведь из них готовиться

                Вкусная еда.

( Подползает кошка)

Несчастная кошка порезала лапу,

Сидит и ни шагу не может ступить.

4 ученик:Скорей! Чтобы вылечить кошкину лапку,

                Пакетик ей «Вискаса» нужно купить.

Воспитатель: Ладно, ладно и тебе

                        Дети купят «Вискас».

                        Только в доме ты не мусор,

                        Пусть лежит всё в миске.

                        Сколько денег всех у нас

                        Посчитать нам нужно,

                        Соберёмся поскорей

                        И пойдём мы дружно.

(Даю ребёнку кошелёк с деньгами, тот их считает)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

В банк идём мы с мамой:

Топ, топ, топ.

Руки вверх поднимем:

Хлоп, хлоп, хлоп.

Ноги выше поднимай:

Раз, два, три.

Покружились, покружились,

Всё! Присели!

Воспитатель:

 Ребята, что у нас здесь находится?  (Ответы детей)

Молодцы! Это банк.(Слайд 10)

1 ученик: Здравствуйте, пришли мы

                 Кредит наш погасить.

                 За газ, за свет и воду

                 Нам нужно заплатить.

Банкир: Деньги я возьму у вас,

              Но скажете мне вы:

              Что вы знаете про банк?  (Рукой на экран)

              Хотя ещё малы вы.  

2 ученик:Банк – это домик для денег,

                Они работают в нём и живут.

                Есть тут кредитный отдел,

                Кредиты нам здесь выдают.    

                Ведь за большие деньги

                Квартиру не возьмёшь,

                А тут дадут кредит,

                Потом с процентами вернёшь.

Банкир: Я думал, вы малы ещё,

              А вы так много знаете.

              Платите два рубля…

              Быстро отсчитайте.

(Ребёнок расплачивается)

Воспитатель:

Что это у нас рядом с банком?  (Ответы детей)(Слайд 11)

Молодцы! Это супермаркет. Нам надо сюда зайти, что бы купить Роме сапоги. А как называется этот отдел?  (Обувной)

Почему? (Ответы детей)(Слайд 12)

Продавец:Я обувь продаю разного размера,

Серую и чёрную, нет ей предела.

                 Какую обувь хочешь ты?

Получше посмотри.

Ребёнок:

Вот эту, тётенька, ты мне, пожалуй, покажи.

Продавец:(Слайд 13)

Закройте глаза и представьте, что вы оказались у древних людей. Посмотрите повнимательней, что вы видите у них на ногах? Такую же обувь, как и сейчас? А какую? Из чего она сделана? (Ответы детей)

Молодцы! А какая обувь бывает в наше время, из чего она сделана? (Ответы детей)

Давайте три рубля,

Умеете отвечать…

(Ребёнок расплачивается)

Воспитатель:Ну всё, идём мы дальше,

                         Продукты покупать.(Слайд 14)

(Подходят к следующему отделу)

Какой это отдел?  (Ответы детей)

Молодцы! Почему его называют продуктовым?

Девочка:Дайте мне, пожалуйста, хлеб, батон и сыр,

Масло шоколадное, молочный маргарин.

Ой, чуть не забыла, надо ещё взять

Масло и сосиски и всё упаковать.

Продавец:В каждом слове назови последние  мне буквы,

                 И в награду дам тебе бесплатные продукты.

(На экране изображены продукты питания, дети называют продукт и последнюю букву в слове.)(Слайд 15)

Воспитатель:

Наши дети не только знают буквы, но и слова умеют читать (дети читают слова на экране по очереди).(Слайд 16)

А ещё они могут составить предложения с этими словами.

(2-3 предложения)

Продавец:Правильно читали,

                 Давайте три рубля.

                 Дам в награду «Вискас»

                 Для вашего кота.

                 А вам, ребята, за ответ

Мороженное дам.

               Мимо нас не проходите,

               Всегда мы рады вам.

(Ребёнок расплачивается)

Дидактическая игра «Бывает, не бывает»(Слайд 17)

Воспитатель:

Станем в круг и поиграем. Я называю места, где изготавливается, где продаётся мороженное и т.д. если это так, вы должны подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Если так не бывает машите руками («протестуйте»)

  1. Мороженное изготавливают на молокозаводе.     (ДА)
  2. Мороженноепродаётся в магазине.    (ДА)
  3. Изготавливают на хлебозаводе. (НЕТ)
  4. Продают в молочном отделе. (ДА)
  5. Делает столяр.  (НЕТ)
  6. Продают в мясном отделе.(НЕТ)
  7. Покупаем за деньги.(ДА)
  8. Покупаем за фантики. (НЕТ)

Воспитатель:

Ребята,  а как называется этот отдел? (Слайд 18)

Продавец:Отдел мой не простой,

                 Загадки в нём живут.

                 Вам их нужно отгадать,

                 Что б купить игру.

                 Если отгадаете

                  Вы загадки у меня,

                  То продам игру я вам

                  Всего за два рубля.

  1. Посмотрите, папа с мамой зарплату получили

И придя к себе домой, в сейф деньги положили.

Бабушка любимая в дом пенсию несёт…

Ты деньги вместе все сложи,

Получится …  (ДОХОД)

  1. Коммунальные услуги все вы оплатили

И за садик, конечно, не забыли.

Купили продукты питания, Роме сапоги,

Заправили машину, ты это всё учти…

За всё заплатили деньги, и в результате вот

Получается …  (РАСХОД)

Молодцы, конечно же,

Платите два рубля

(Даёт игру детям)

                 Думаю, понравится

                Вот эта вам игра.

(Ученик расплачивается, дети садятся на стулья)

Воспитатель:

Молодцы! Мы всё купили?  (Ответы детей)

Значит пора домой.

Но, давайте на минутку вспомним сказку, которую мы с вами читали. Это сказка «Колобок на новый лад». Мы сегодня знакомились с понятиями «доход», «расход», «семейный бюджет».(Слайд 19)

Скажите, откуда у деда с бабой идёт приток денежных средств?  (От продажи выпечки)

Какой доход был у деда с бабой до открытия собственного дела?  (Они получали пенсию, потому что дед с бабой пенсионного возраста)

Как дед с бабой распоряжались бюджетом до того, как открыли своё дело? (Неумело распределялись доходы и расходы, поэтому сусеки их опустели.)

Ну что, ребята, понравилось вам наше занятие-путешествие?

А тебе, Гном-Эконом?

Гном-Эконом:

Мне очень понравилось. Но пока мы так долго путешествовали, я немного позабыл, что такое «доход». Напомните мне, ребята, пожалуйста.(Ответы детей)

А что такое «расход»? (Ответы детей)

А «семейный бюджет»? (Ответы детей)

Вот спасибо вам , ребята, какие вы умные и хорошие. Я к вам ещё обязательно приду.

Воспитатель:

Конечно же приходи, мы будем очень рады.

Вот и кончилась игра,

В класс уже идти пора.

Но я надеюсь, всё же с ней

Вы стали хоть чуть-чуть умней.

Узнали много новых слов

И много всякой всячин.

И если вы запомнили их,

Не зря  наш день потрачен.

Желаю ценный клад беречь.

Мы не прощаемся с тобой, Гном,

До новых встреч!

(Гном уходит.

Дети уходят в класс.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одаренными детьми в рамках группы продленного дня

Одаренность человека – этомаленький росточек, едвапроклюнувшийся из земли и тре-бующий к себе огромного внима-ния. Необходимо холить илелеять, ухаживать за ним,сделать все необходимое,чтобы он вырос и...

Занятие с иноязычными детьми (в рамках группы продленного дня) "Почему "жи и ши" подружились?"

Помочь иноязычным детям понять, почему произношение жи, ши  не соответствует их  написанию....

Консультация для родителей "Экономическое воспитание детей"

Экономическое воспитание- это процесс, который направлен на взаимодействие взрослого и ребенка. Вводя ребенка в мир экономики, мы помогаем ему, раскрыть окружающий мир духовных и материальных цен...

"Применение здоровьесберегающих технологий в рамках группы продленного дня"

В статье раскрываются понятия "здоровье", "здоровьесбережение" и сдоровьесберегающие технологии".Также отражается значимость работы воспитателя ГПД в формировании навыков здор...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Разговор о правильном питании» (в рамках группы продленного дня)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Разговор о правильном питании»  (в рамках группы продленного дня)...

Статья "Развитие познавательных процессов младших школьников в рамках группы продленного дня"

Процесс обучения в школе включает не только усвоение сложной системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но также развитие самих познавательных процессов — внимания, п...

Игры в рамках группы продленного дня.

Игры в рамках группы продленного дня.Группа продлённого дня, в которой дети проводят значительную часть времени, помимо помощи школьникам в выполнении домашнего задания, берёт на себя важную функцию -...