Личностные и метапредметные результаты во внеурочной деятельности
статья

Власова  Анна Ивановна

В условиях введения ФГОС нового поколения особое внимание в организации внеурочной деятельности акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Власова Анна Ивановна,

Республика Хакасия,  Ширинский район с.Черное Озеро МБОУ Озерная СШ № 9 учитель начальных классов.

Личностные и метапредметные результаты во внеурочной деятельности

         

       Внеурочная деятельность - это целенаправленная образовательная деятельность, которая организуется  в свободное от уроков время для  детей определенной возрастной группы. Формируя у детей потребность к участию в социально-значимых практиках, самоуправлении и реализуя в творческой и познавательной активности в различных видах деятельности.

       В условиях введения ФГОС нового поколения особое внимание в организации внеурочной деятельности акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов. 

      Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.

     Метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные)

     Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития.  В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка. Для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя.

      Достижению метапредметных и личностных результатов способствует эффективная организация внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении. Небольшая наполняемость объединений (10-15 человек), разнообразные приемы, методы и формы работы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

      Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора.  Если предметные результаты достигаются в основном при изучении предметных дисциплин, то в достижении   метапредметных, а особенно личностных ценностей, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, т.к. ученик выбирает ее исходя из интересов, мотивов. Соответственно метапредметные компетенции школьников определяются нами как система универсальных учебных действий, позволяющая учащимся продуктивно выполнять регулятивные, познавательные и коммуникативные задачи.

       В нашей школе проводится   внеурочная деятельность  «Моя Хакасия»,

«Умники и умницы»,», «Занимательная грамматика», «Основы финансовой грамотности», «Лепка», которые ребята выбрали по интересу.

    В рамках духовно-нравственного направления мною проводится внеурочная деятельность «Моя Хакасия». Дети знакомятся с писателями. композиторами, художниками Хакасии, так же с родным краем, культурой, традициями, бытом, декоративно-прикладным искусством, растениями и животными Хакасии, природными богатствами, а так же людьми, которыми славится Хакасия. Интересными занятиями для детей  это-рисование  хакасского орнамента, одежды ( пого, мелей, плат, тон, сигидек и т.д.), чтение хакасских сказок, иллюстрации к ним.  В практике стараюсь на занятиях применять обиходные слова на кызыльском диалекте в сравнении с литературным хакасским языком.

       В общекультурном направлении  проводится внеурочная деятельность «Лепка», которая способствует расширению общего и художественного кругозора у обучающихся начальных классов.  На занятиях ребята знакомятся  с различными приемами выполнения изделий из пластилина и соленого теста.  Тематика поделок разнообразна. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связана с тем, что лепка выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Результатом работы являются выставки поделок, участие в школьных и районных мероприятиях. У ребят заметно возрос интерес к труду. Они стали более уверенными, инициативными  и самостоятельными в учебе.

      Обще интеллектуальной направлении внеурочная деятельность «Умники и умницы», которая включает систему развивающих знаний.  Это занимательные игры, головоломки, ребусы, задачи на логические мышление, задания повышенной сложности, побуждающие детей  размышлению. Развивают память, мышление, воображение. Во время занятий развиваются  не только интеллектуальные, творческие способности, но и навыки самостоятельной работы, умение применять полученные  знания на практике. Таким образом такая работа хорошо влияет на подготовку к олимпиадам, которая дает положительные результаты.

      Пробудить заложенное в каждом ребенке - творческое дело, помочь найти и понять себя, сделать первые шаги в творчестве для счастливой и наполненной жизни – к этому мы должны стремиться на протяжении всей своей педагогической деятельности.

Вывод: Внеурочная деятельность в школе является приоритетной составляющей учебно-воспитательном процессе, одной из форм организации свободного времени учащихся. Из-за разнообразие форм организации внеурочной деятельности у детей повышается работоспособность, активность, которые способствуют психологической разрядке и эффективности обучения и достижения метапредметных и личностных результатов.

Литература

1.Из научный  журнал «Начальная школа»  

- Е.В.Григорьева  Внеучебная  деятельность учащихся. 2011. № 11 С.103-105.

2. Из сборников научных статей.

- В.И.Третьякова Внеурочная работа. Сб. науч. ст. 2002. № № 2 С.64-65


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "РОЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Статья о роли внеурочной деятельности в достижении личностных и метапредметных результатов у младших школьников...

Карта развития метапредметных результатов курса внеурочной деятельности

Рефлексивная карта , лист индивидуальных достижений ученика по курсу внеурочной деятельности, карта развития метапредметных результатов заполняются 1 раз в год....

Мастер-класс_Мониторинг сформированности метапредметных результатов через внеурочную деятельность

Мастер-класс, в ходе которого педагоги знакомятся, каким образом можно получить мониторинг формирования познавательных и коммуникативных способностей и способами формирования и развития данных результ...

статья "Формирование метапредметных результатов во внеурочной деятельности"

Опыт работы по внеурочной  деятельности по направлению «Основы начального технического моделирования»...

Формирование метапредметных результатов в внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в условиях школы-интерната для детей с НОДА

Направления внеурочной деятельности – декоративно-прикладное исскуство.Принимают свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у них свой взгляд на красоту, они способны создавать...

Учёт личностных и метапредметных УУД по внеурочной деятельности

Таблица отслеживания личностных и метапредмеьных УУД по внеурочной деятельности "Литературная мастерская "В мире книг", "Учусь создаватьп роект"...

"Тризленд» как средство формирования метапредметных результатов во внеурочной деятельности.

Данная технология обеспечивает широкие возможности  учащихся овладению знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеств...