Статья. Оздоравливающие учебные игры в развитии младших школьников на внеурочных занятиях. Методы и приёмы.
статья

Корешкова Галина Васильевна

В статье рассматриваются оздоравливающие учебные игры в развитии младших школьников на внеурочных занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ns.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Оздоравливающие учебные игры в развитии младших школьников на внеурочных занятиях. Методы и приёмы.

Работа по данной теме в классе «Охраны и развития зрения» была начата в 2002 году со знакомства с детьми (будущими первоклассниками) и их родителями  и продолжается в течение трех лет.

Курс «Оздоравливающие учебные игры» родился в результате преломления
оздоравливающих рекомендаций этической педагогики применительно к
зрительному анализатору.

Родители и учителя, наблюдая за поведением детей (и учеников), сталкиваются с проблемами, описание которых часто начинается со слова «не» (см. приложения).

Все нормально развитые дети похожи. Отличают детей друг от друга проблемы, возникающие в процессе развития, индивидуальные особенности, которые затрудняют учебу, общение детей с окружающим миром и становятся причинами многих конфликтов.

Что это за особенности? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала выяснить, чем все дети похожи друг на друга.

Все здоровые дети похожи тем, что у них существуют, как минимум три типа анализаторов (или каналов).

Зрительная информация поступает по визуальному каналу, звуковая информация проходит по аудиальному каналу, а информация от мышц и поверхности тела, возникающая благодаря работе рецепторов кожи, поступает по кинестетическому каналу.

Объем информации, поступающий через этих три канала, неравноценен. Принято считать, что большую долю информации мы получаем с помощью зрения. Однако, для нормальной работы любого человеческого существа необходима слаженная работа всех трех каналов, без сбоев и проблем.

Чаще всего дети принимают информацию, используя все три канала (смешанный тип), однако, один из каналов у ребенка, как правило, доминирующий. В соответствии с этим, детей можно разбить на три группы'

Визуалы - такому ребенку лучше один раз увидеть, чем сто раз послушать или почувствовать. При вводе информации таким детям лучше говорить* «Посмотри, чем будем заниматься»; «Взгляни на задание».

Аудиалы - слушатели. Но из моря звуков они не всегда сразу включаются на речь и устные инструкции. Общаясь с таким ребенком, необходимо убедиться, что он вас слушает. Но, слушая, он получает и обрабатывает информацию кусочками — а что прослушал - додумывает. При вводе информации таким детям нужно говорить-" «Послушай задание»»* «Ты слышишь, что мы сейчас будем делать».

У аудиалов диспетчерская программа запускается словами.

Кинестетики — деятели. Этот ребенок реагирует на прикосновение. Лучше всего понимают команды, когда к нему прикасаются. Позже, самостоятельно оно могут включиться тогда, когда покрутят себе пальцы, почешут голову, загнут страницы тетради, повертят карандаш. А высидеть за партой урок им очень сложно. У нас дети стоят за конторками.

Ученые давно доказали, что физическое здоровье неразрывно связано со здоровьем психологическим, и нередко дискомфортное, тревожное состояние и подсознательное постоянное напряжение становятся причинами многих болезней. Значит, «вылечив» ребенка психологически, мы можем вернуть ему здоровье и физическое, в том числе сохранить и нормализовать его зрение, что является основной нашей задачей.

Тем не менее, все три канала существуют и работают в лучшей или худшей степени у каждого ребенка. И этим все дети схожи.

Поступившая через каналы информация подвергается у них определенной обработке. Таким образом, все дети схожи и тем, что у них существуют этапы работы с информацией: прием информации с помощью трех каналов, обработка информации мозгом и выдача информации в виде внешних видимых реакций:

Но часто у детей возникают проблемы с приемом информации по разным причинам (у данных детей основная причина — нарушение работы зрительного анализатора). Мы, взрослые, учителя, часто не замечаем этих проблем.

I этап (прием информации) — предположим, что перед нами ребенок, который не принял информацию по какой-то причине. Причин может быть много--    ребенок не умеет этого делать!

очень сложная задача — ребенок вообще отказывается работать!

нехватка времени — хотел увидеть, услышать, почувствовать, но не успел

(с доки все стерли);

отсутствие возможности (не развиты соответствующие каналы).

А если на приеме информации ничего нет, то обрабатывать и выводить

нечего.

II        этап (обработка информации) - увидел, услышал, почувствовал, т.е.
принял информацию, но обрабатывать не умеет, не научили. Выводить
нечего.

III        этап (вывод информации) - увидел, услышал, почувствовал, понял, а
не сумел объяснить — невнятно говорит, неуклюже двигается, не может
облечь мысль в слова, поэтому на выводе тоже ничего не получается.

Мы говорим, что диспетчерская программа самоуправления у такого ребенка развита слабо. Такой ребенок в состоянии выполнить действие, подчиняясь внешнему приказу, а если рядом с ним нет авторитетного взрослого, то ребенок делает не то, что нужно, а то что ему хочется в данный момент.

Все дети отличаются друг от друга степенью развитости своей диспетчерской программы к определенному возрасту, и эти отличия существенно сказываются на их поведении.

Отсюда проблемы: для включения ДСП нужен или окрик родителей, или указание, с чего нужно начать в первую очередь. Последствия сбоя в работе диспетчерской программы все те же, о которых мы говорили в начале.

Поэтому, зная о причинах неполадок, необходимо выяснить на каком этапе восприятия, переработки, выдачи информации у ребенка возникают трудности.

Головной мозг человека разделен на два полушария: левое и правое. Правое отвечает у человека за образное мышление и эмоциональное поведение. Дети, у которых правое полушарие доминирует над левым, эмоциональны, возбудимы, чувствительны. Это драчуны и плаксы, но это и фантазеры. Люди, у которых доминирует левое полушарие, легче решают творческие задачи, быстрее находят выход из ситуаций, где не помогает применение известного алгоритма действий. В правом полушарии детей взрослых информация хранится целостными кусками, которые часто «рассованы» случайным образом. С одной стороны, это неплохо — легче образуются свободные ассоциации. С другой стороны, без левого полушария искать такие сведения трудно.

Левое полушарие мозга отвечает за строгую логику, за умение выводить следствия из причины, за возможность что-либо аргументированно доказывать. В левом полушарии находится центр счета. Оно создает всевозможные правила, инструкции и последовательность действий при решении стандартных задач. Левое полушарие заставляет воспроизводить текст или другую информацию почти дословно. С другой стороны, оно помогает правому полушарию искать и извлекать хранящиеся образные картинки.

Отсутствие умения управлять работой трех каналов, по которым информация поступает в мозг, так же, как и недостатки в их слаженной, совместной работе приводят у детей к неприятным последствиям, часто лежащим в основе их житейских и учебных неудач.

Следовательно, для полноценного развития ребенка необходимо, с одной стороны расширять возможности его восприятия мира с помощью каждого из трех каналов, а с другой — налаживать их конструктивное взаимодействие.

Другой источник проблем — отсутствие связей в работе двух полушарий мозга. Практически во всех случаях чрезмерная медлительность, некоторая «заторможенность» ребенка, а также плохая память - это результат отсутствия у него в координации в работе двух полушарий. Связь между ними можно налаживать и шлифовать, занимаясь упражнениями, в которых сделан акцент на скоординированность действий правой и левой половинок тела, а также тела, как единого целого. Такими упражнениями мы и предлагаем заниматься детям с соответствую-щими нарушениями.

Причины сбоев^ - отсутствие желаниягнехватка времени; - отсутствие возможности»' ■ слабая диспетчерская программа.

Последствия сбоев диспетчерской программы и каждого из трех блоков восприятия, обработки и выдачи информации неутешительны. В результате ребенок: - перестает слушаться; не хочет ходить в садик или школу; не отвечает, когда его спрашивают, начинает замыкаться в себе;

-        часто выходит из себя, становится нервным, раздражительным;
не успевает выполнить в нужный срок различные дела;
начинает все хуже и хуже учиться!

начинает хуже видеть, слышать и чувствовать от переживаний своих

неуспехов,'

начинает отставать в развитии и т.д.

Родители и педагоги, не способные выявить причину «неполадок» в

поведении ребенка, порой начинают действовать силой, делая

следующее^

-        объяснять ребенку одно и то же несколько раз;
повышают голос до крика, пытаясь «достучаться» до ребенка;

ссорятся с ребенком до серьезных обид

начинают прибегать к угрозам, а порой и к рукоприкладству;

  • давят ребенка «двойками»;
  • лепят к нему ярлык «тупого», унижая его достоинство и т.д. Как помочь ребенку?

Для этого надо определить, какие именно неполадки являются причинами его неуспехов. Необходимо выяснить, на каком этапе восприятия, переработки, выдачи информации у ребенка возникают трудности. Их можно установить, измерив несколько несложных параметров и ответив на простые вопросы. Затем, найдя слабое место, необходимо перейти к ликвидации этих «неполадок», используя оздоравливающие учебные игры.

Наметим несколько этапов работы. На подготовительном этапе мы проводим измерения семи основных параметров самоуправления с целью определения, относится ли ребенок к группе риска. Это следующие параметры^

  1. Время, в течение которого ребенок может удерживать равновесие, стоя на левой ноге (или правой).
  2. Время, в течение которого ребенок может удерживать равновесие, стоя на правой ноге

(или левой).

  1. Время, в течение которого ребенок может задерживать дыхание после вдоха.
  2. Время, в течение которого ребенок может задерживать дыхание после выдоха.
  3. Время, в течение которого ребенок может тянуть гласную «а».
  4. Время, в течение которого ребенок может тянуть гласную «о».

7.        Время, в течение которого ребенок может тянуть гласную «и».
Первый этап. - Наблюдения и введение детей в оздоравливающие

учебные игры, с постоянным отслеживанием результатов.

Перед детьми мы ставили такие цели:

Научиться управлять собой, что предполагает умение включаться, умение делать, умение останавливать свои действия. Важное значение имеет команда себе — «Я готов!» - умение не только выполнить команды учителей и родителей, но и умение давать себе команду готовности к началу работы и завершению работы.

Мы играем в игры:

  1. Катись колбаской.
  2. Раскладка алфавита.
  3. Солнышко, заборчик, камушки.
  4. Игры с мячом и др.

Второй этап. — Усложнение задач, стоящих перед педагогами и

детьми.

Все это по мере совместного продвижения учителя, ученика,

родителей по взаимному тренингу друг друга с обязательным

отслеживанием результатов.

На этом этапе мы играем в игры^

  1. Ловкие ящерицы.
  2. Воздушные спирали.
  3. Три скорости чтения.

4.   Поиски спрятавшихся букв и др.

Третий этап. — Совершенствование диспетчерской программы на

основе^ положительной мотивации, объяснения необходимости самостоятельных тренировок,

  • работы с играми до тех пор, пока они все не будут выполнены качественно,
  • добавление игр, необходимых для коррекции частых проблем отдельных детей и коллектива в целом.

Мы играем в игры-'

  1. Отгадай предмет.
  2. Не крути головой.
  3. Раскладка чисел.
  4. Буквы в воздухе и др.

На протяжении всех трех этапов мы широко используем наборные полотна для каждого ученика, что позволяет с определенной скоростью продвигаться каждому ребенку и включать в работу оба полушария мозга, тренировать и использовать все каналы прима, обработки и выдачи информации.

Тренировка ДСП постоянно проходит в урочной и внеурочной деятельности, особенно этому способствует курс, который мы назвали «Оздоравливающие учебные игры» (1 час в неделю) и трехдневные тренинги (по 5 часов в день) один-два раза в год, которые помогают значительно продвинуться в своем психологическом и физическом развитии каждому ребенку.

Перечень учебных оздоравливающих игр, используемых на занятиях курса:

Цветные треугольники. Сборка куба. Куколка.

-        Поиск родственников букв.
Прыжки на газету.
Ныряльщик.

Цапля.

Певец.

Золотое сечение.

Прыжки на одной ноге.

Прыжки на двух ногах.

Подбрасывание и ловля одного мяча.

  • Жонглирование одновременно двумя руками. Наблюдатель.
  • Звезда Давида.
  • Базар. Классификация. Знакомство. Визитка. Цветочек из восьмерок.

Определение буквенных и числовых идентификаторов. Тройной цветочек.

-        Тыкалыцик.
Лабиринт

Классификация картинок. Кто Я и где Я? Найди ошибку.

-        Лишние картинки и др.

Игры для тренировки правого полушария мозга: Вопросы к предмету. Вопросы к предложению. Персональный шрифт.

-        Поиск родственников.
Половинки пословиц и др.

Решая задачу — научить ребенка управлять собой, развить максимально его диспетчерскую программу, добиться взаимодействия двух полушарий, сохранить и развить зрение (в частном случае) — мы делаем опору на^ Программу «Этическая педагогика»;

Сборник «Оздоравливающие учебные игры» под редакцией Валявского А.С. и Яковис А.С.

-        «Азбуку для стандартных и нестандартных детей и их родителей» под
редакцией Валявского А.С.!

наборные полотна для каждого учащегося!

конторки;

письмо перышком.

Конечной целью прохождения этих этапов является то, что наши дети будут: - уметь общаться! - уметь трудиться! - уметь думать;  - уметь учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проблемы и перспективы общеинтеллектуального развития младших школьников"

В статье использованы статистические данные психологических исследований по проблеме общеинтеллектуального развития современных младших школьников....

Применение метода учебных проектов для развития младших школьников

В данной статье попытаюсь изложить собственное видение организации продуктивного обучения младших школьников, опираясь на практический опыт многолетней педагогической деятельности.Проектное обучение с...

Статья "Роль игровых технологий в развитии младшего школьника"

Анализ игровых методов воспитания, их роль в восприятии учебного материала....

Статья: психологические особенности и механизмы развития младшего школьника

Психологические особенности и механизмы развития младшего школьника...

Статья на тему "Формирование исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности"

Введение ФГОС НОО требует обновления содержания образования и освоения новых форм организации образовательного процесса. При этом коренным образом меняется роль учителя – он становится соучастни...

Методы духовно-нравственного развития младших школьников во внеурочной проектной деятельности.

Статья о методах духовно-нравственного развития младших школьников во внеурочной проектной  деятельности..В наше время перед учителем встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Прич...

«Определение критериев и уровней диагностики проявления изобретательности младших школьников и разработка условий, методов и приёмов развития изобретательности детей на занятиях по оригами».

В статье представлены разработки критериев и уровней диагностики  проявления изобретательности детей и предлагаются, методы и приёмы развития креативног творчества  младших школьников на зан...