«Уроки с оригинальной организацией учебного материала»
методическая разработка (1 класс)

Липартелиани Миранда

Любая школа начинается с начальной. Роль начальной школы в развитии личности трудно переоценить. В последние годы усилилась активность учителей начальных классов в направлении поиска путей улучшения состояния обучения и воспитания младших школьников.

Необычные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. Младший школьный возраст имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Все это осложняет работу учителя. Для того, чтобы поддерживать в течение урока вниманием детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Помогут в этом необычные уроки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs._liparteliani.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 18 имени Кавалера Ордена Красной Звезды С.И. Прокопьева городского округа Сызрань Самарской области

Методические рекомендации:

«Уроки с оригинальной организацией учебного материала»

Разработал: учитель начальных классов

Липартелиани Миранда Марадьевна

ГБОУ ООШ № 18 г. Сызрани

2023 год

2023 г

Содержание.

1. Введение .……………………………………………………………………………….3

2. Урок-портрет « Я творю свою жизнь, ценность человеческой жизни»………….4-8

3.Тема« Добро и зло»………………………………………………………………….9-11

4. Список литературы…………………………………………………………………...14

Введение

        Любая школа начинается с начальной. Роль начальной школы в развитии личности трудно переоценить. В последние годы усилилась активность учителей начальных классов в направлении поиска путей улучшения состояния обучения и воспитания младших школьников.

        Необычные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. Младший школьный возраст имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Все это осложняет работу учителя. Для того, чтобы поддерживать в течение урока вниманием детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Помогут в этом необычные уроки.

Урок-портрет

« Я творю свою жизнь, ценность человеческой жизни»

Цели:

- Формирование понятия ценности человеческой жизни. Выяснение с детьми ценности человеческой жизни:

- Как вы думаете, что самое дорогое для каждого человека? ) дети перечисляют: родители, здоровье, игрушки и т. д.)

- Согласные ли вы с мнением, что самое дорогое у человека — это жизнь?

- Почему у разных людей жизнь складывается по разному?

- Что нужно делать, чтобы прожить интересную, счастливую жизнь?

- Думаете ли вы, что другие дети живут лучше, чем вы?

- Что является самым важным для всех детей?

- Что бы ты хотел изменить в своей жизни?

- Каким ты хочешь быть в будущем?

Творческая разминка.

- « История из жизни» - дети передают друг другу « Камень повествования» ( яркий поделочный камень) и рассказывают историю из собственной жизни ( не более 2 минут каждый). Эта игра учит детей вживаться в чужой опыт, понимать особенности переживаний других людей.

- Игра « Что важно для меня?». Представьте, что вы с родителями надолго уезжаете, чтобы провести каникулы на необитаемом острове. Родители говорят вам, что вы можете взять с собой чемодан и упаковать в него только 3 вещи, очень важные для вас. Что вы берете? Нарисуйте на листе бумаги эти вещи и напишите их названия. Теперь походите по классу и посмотрите, что написано у других.

Анализ упражнений по вопросам.

  • Кто-нибудь выбрал то же, что и ты?
  • Чьи записи тебя удивили?
  • Есть ли на свете вещи, которые интересны и важны большинству из вас?
  • О ком ты узнал что-нибудь новое?

Ключевые понятия: жизнь, ценность, смысл жизни, ценность человеческой жизни.

Как быть счастливым?

Цели:

- Формирование положительного образа «Я».

- Повторение и закрепление преставлений о чертах характера.

Выяснение и обобщение представлений детей о счастье.

- Что такое счастье?

- Кого из сказочных героев вы назвали бы счастливым?

- Считаете ли вы себя счастливым человеком?

- Можно ди быть счастливым постоянно?

- Зависит ли счастье человека от его характера?

- От чего оно зависит?

- Когда вы чувствуете себя особенно счастливым?

- Что вы делаете, чтобы после какой-нибудь неприятности стать радостным?

- Умеете ли вы делать счастливыми других?

Творческая разминка:

- Придумать или вспомнить историю про какое-нибудь счастливое событие.

- Нарисовать картинку, которая покажет, что бывает, когда вы счастливы ( используя краски и линии, форсы и образы, которые выразят ваше понимание счастья);

- Сочинить стихотворение, в котором каждая строчка начинается со слов: « Счастье — это...» ( рифмовать не обязательно).

Ключевые понятия: смысл жизни, радость, счастье.

Фрагмент занятия « Я и моя семья»

( развитие речи)

Тема: « Я и моя семья»

Задачи:

1. воспитание духовных потребностей:

- любовь и уважение к окружающим;

- этические;

- познавательные;

- эстетические.

2. Формирование умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих; отказываться от материальных благ ради здоровья, комфорта родных людей.

3. Помочь сформировать правильное отношение к себе, ее членам, их взаимоотношениям.

4. Разыгрывание жизненных ситуаций, помочь детям увидеть образцы поведения членов семьи.

5. Помочь ребенку оценить свое место в семье.

Оборудование:

1. Плаката для оформления.

2. Ноутбук.

3. Карточки с вопросами.

4. необходимые атрибуты к домашнему заданию.

5. Большие листы бумаги, гуашь, кисти.

6. Карточки с перечнем продуктов, промтоваров.

7. Карточки с описанием заданий.

Ход занятия:  

Звучит музыка ( «Песенка про мамонтенка»). Учитель читает стихи Рябинина « Родительский дом»:

Где бы ни были мы, но по-прежнему

Неизменно уверены в том,

Что нас примет с любовью и нежностью

Наша пристань родительский дом.

И пускай наше детство не кончится,

Хоть мы взрослыми станем людьми,

Потому что родителям хочется,

Чтобы мы оставались детьми.

Поклонись до земли своей матери,

И отцу до земли поклонись,

Мы с тобой в долгу неоплаченном,

Свято помним об этом всю жизнь.

Ведущий: Сегодня мы поговорим на тему «Я и моя семья». Мы просили вас сесть разделившись на 2 группы: мужскую и женскую. Попробуем сегодня выяснить взгляды мужчин и девочек на устройство семьи. Семья — это материальная и духовная ячейка воспитания детей, для супружеского счастья и радости. Главный закон в семье — забота о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботиться обо всей семье. Ребенок в семье твердо должен знать этот закон, тогда его семья, его дом будет местом, где его любят, ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно.

Вам будет дано несколько заданий, в которых мы с вами попробуем создать мир семьи, подумаем, какие могут быть взаимоотношения в семье между детьми и родителями, поучимся на практике планировать бюджет семьи, ее досуг, отдых.

Вы можете обратиться за помощью в « консультативное бюро».

I.Деловая игра « Что значит любить родителей?»

Вопросы к группе девочек « Хозяюшки» и к группе мальчиков « Настоящие мужчины».

1. Почему важно в семье любить друг друга?

2. Как выразить свою любовь к родителям?

3. Как научиться не огорчать близких?

4. Как вести себя, когда провинился?

5. Как научиться понимать настроение родителей?

6. Как повысить настроение папе, маме?

II. Задание №2. «Хозяюшки».

1. Как помочь маме вести домашнее хозяйство?

2. Как приучить младшего брата делать «женскую работу?»

3. Какие семейные праздники сплотят семью?

4. Как помочь папе более внимательно и нежно относиться к маме?

Вопросы к «Настоящим мужчинам».

1. Какой объем домашних дел должен взять на себя ты, чтобы мама увидела в сыне настоящего помощника?

2. Как мужчины в семье могут устроить настоящий праздник для мамы с сестренкой?

3. Как проявить особое внимание к маме, чтобы она почувствовала внимание и заботу сына?

4. Как вы считаете, со всеми ли домашними делами может справиться настоящий мужчина, хозяин?

Тема « Добро и зло»

Задачи: показать учащимся способы взаимодействия с окружающими, способствовать правильному выбору жизненной позиции в обществе. Воспитывать ценностные ориентиры.

I. Упражнение-энергизатор «Комплимент».

- Ребята поделитесь своими впечатлениями после услышанных комплиментов.

- определите, по какому принципу я распределила слова в два столбика. ( слайд 1)

II. Введение в тему занятия.

Добро

Зло

Чуткость

Невнимательность

Отзывчивость

Пассивность

Серьезность

Легкомыслие

Трудолюбие

Лень

Щедрость

Жадность

Правдивость

Лживость

Смелость

Трусость

Радость

Гнев

Справедливость

Хитрость

Нежность

Грубость

Доброжелательность

Агрессивность

- Как можно озаглавить каждый столбик? Вы правильно определили и сегодня мы с вами разберемся, что же значит добро и зло?

- Где вы чаще всего встречаетесь с добром и злом? ( В сказках, в жизни).

- Какие сказочные герои на ваш взгляд добрые, злые? Почему? ( Злые совершают плохие поступки, добрые — благородные, смелые, честные). Ребята, давайте выясним, почему в жизни и в сказках одних героев мы считаем злыми, а других — добрыми.

III. Работа в группах.

1. Слайд 2 — разбор плана работы в группе:

Регулировщик.

Чтец.

Секретарь.

Докладчик.

2. Вопросы к заданию ( слайд 4)

Кто герои произведения?

Как он ведет себя с окружающими?

Как отреагировали на его поступки?

Как чувствует себя герой? ( Лиса, бабочка, воробей, муравей).

3. Отчет групп.

                Грубо, агрессивно                                       готов прийти на помощь

                                                                                                 смело, отзывчиво

СТРАХ                                                     РАДОСТНО

            обман, агрессивно                                        благодарно, смело, решительно

- Мы с вами теперь видим, по каким законам живут герои сказок. А по какому закону будете жить вы?

Поднимите руку, кто выбирает закон (1)? (2)?

- Я очень рада, что вы выбрали закон добра. Значит, вы готовы совершать чуткие и щедрые поступки ( знак готовности).

IV. Работа в группах.

- У каждого из вас есть волшебный лепесток цветика-семицветика. Напишите на нем, чтобы вы пожелали всем присутствующим в классе. Но только не испортите лепестки,не повторяйтесь в своих желаниях, советуйтесь в группе.

Выход групп и чтение пожеланий.

V. Рефлексия.

Фрагмент занятия « Общаемся вместе»

Цель: способствовать пониманию детьми важности уважительных отношений.

Задачи:

  •  объяснить роль уважительных отношений во взаимодействии;
  • объяснить смысл правила «Относись к другим людям так, как тебе хочется, чтобы они относились к тебе».

Теоретические положения.

Эффективное общение предполагает уважительное отношение людей к друг другу. Уважительные отношения формируются в процессе совместной деятельности.

Словарь.

Взаимодействие — это когда человек делает что-то вместе с другими людьми. Например: играет, учится, работает.

Материалы для занятия.

Доска, мел, ножницы для каждого ученика, компьютер.

Ход занятия

1. Актуализация опорных знаний.

а) упражнение — энергизатор.

- Ребята, мне хотелось бы с вами поближе познакомиться.

- Я прошу улыбнуться тех, кто пришел на занятие с хорошим настроением.

- Я прошу поднять руку тех, кому нравится общаться с одноклассниками.

- Хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и спорить.

- Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относится к людям.

- Вот и состоялось наше знакомство. Думаю, что теперь можно начать работу. И начнем ее с игры. А правило игры такое: я задаю вопрос, а вы дружно отвечаете — да или нет.

- Вам нравится принимать участие в интересных играх, учебе, работе?

- У вас есть желание решать проблемы совместно?

- Вам хотело бы во время игры, работы на уроке слышать обидное, грубое слово?

- А всю жизнь прожить в одиночестве, без общения с людьми?

2. Постановка цели и задач перед учащимися.

- Да, человек живет среди людей и ему необходимо с ними общаться. А для этого,каждый из нас должен соблюдать правила поведения и законы общения, принятые в обществе. А зачем люди придумали эти правила поведения и законы? Может быть, и без них можно обойтись?

- Так вот, наше занятие сегодня посвящается правильному общению при взаимодействии. А учиться этому мы начнем на приемах всем известной басни И.А. Крылова « Лебедь, рак и щука». Послушайте ее и найдите те строки, в которых заключена мораль.

Чтение басни.

3.  Усвоение новых знаний.

а) Восприятие.

- Так какова же мораль басни?

- Почему же воз и ныне там?

- Не было согласия  у героев этой басни, но мы знаем и другую, в которой герои прислушивались к советам друг друга. Давайте посмотрим инсценировку.

б) Ролевое моделирование.

- А какова мораль этой басни?

- А как они старались разрешить свой спор, свое сомнение?

- Правильно ли это? Какой тот должен быть при решении любого спора и конфликта?

- Так чему же учит нас великий русский баснописец И.А. Крылов?

в) Групповая дискуссия.

- А как вы думаете, ребята, с чего начинается общение, совместная работа, игра?

- Посмотрите на картинки. Давайте проследим, почему альпинистам удалось покорить вершину самой высокой горы, а гребцам перегнать даже рыбку?

- Согласие, понимание, уважительное отношение друг к другу очень важны для достижения цели.

4. Итог.

- Что мы с вами учились нашей сегодня?

- А что нужно для эффективного общения и взаимодействия? В чем оно проявляется?

-  Какое из правил подходит к нашей теме?

*Относись к другим людям так, как тебе хочется, чтобы они относились к тебе.

* Будьте добрыми!

* Никогда не ссорьтесь, не обижайте друг друга!

- В чем смысл?

Список литературы

1. Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе ( Часть 1: Особенности группы уроков, методика): - Ростов н/Д: ЗАО « Книга»; изд-во «Учитель» 2018. - 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Урок-настроение с оригинальной организацией учебного материала .

Тема урока: Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень». ( Урок развития речи в 3 классе)Цель урока: Создание условий для самореализации учащихся путем овладения способами решения уче...

«Организация коррекционной работы с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»

«Организация коррекционной работы с  учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»...

Учебно-методический комплект по истории (технологическая карта урока "День народного единства" + учебная презентация + доп. материал к уроку) 4 класс

Тема:  «День народного единства»Цели деятельности учителя:1)     содействовать формированию у детей представления о новом государственном празднике – День народного единства; ...

Индивидуальный проект мультимедийного урока: «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»

1. Русский язык2. Класс 43. Тема урока: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью. Урок 38.          4. Цель:...

Методы, формы организации проверки учебного материала.

Данная диагностическая работа составлена для учащихся 2 класса для итоговой проверки знаний учащихся ....

Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе . Современные требования к уроку

Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе . Современные требования к уроку. ( презентация)...