Гукк Ирина Артуровна

сайт музыкального руководителя

Профессия: музыкальный руководитель

Профессиональные интересы: музыка, хореография, вокал, теарализация, поэзия

Увлечения: музыка, книги, кулинария, вязание

Регион: Волгоградская область

Населенный пункт: г.п. Петров Вал, Камышинский район

Место работы: МКДОУ д\с № 121

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/gukk-irina-arturovna

Музыка наиболее любимое из всех искусств и наиболее распространенное, причем не в пассивном восприятии: слушать, смотреть и восхищаться. Нет человека, который когда-нибудь не спел хоть одну мелодию и не сплясал под музыку  хоть один танец. Между тем музыкальное образование самое сложное из всех искусств.  Сложность его не только в получении определенных знаний, но и в приобретении навыков, т.е. ежедневной тренировки. Поэтому, чтоб стать духовно - нравственным человеком, необходимо начинать музыкальные занятия как можно раньше - с самого раннего детства и не пропускать ни дня без музыки.  

О себе

родилась в 1962 году в Узбекистане. В 1972 году поступила в музыкальную школу по классу фортепиано в г. Талды - Кургане (Каз ССР).  В 1979 году поступила в музыкальное училище им.К Байсеитова по классу фортепиано и хоровое дирижирование и в 1983 году окончила муз. училище с присвоением специальности учитель теоретик в музыкальной школе, дирижер хора, В 1983 году поступила на работу в детский сад № 42  г. Талды - Кургана (Каз. ССР).  В 1986 году переводом перешла работать в детскую музыкальную студит по специальности учитель теоретик (сольфеджио, муз. литература и хор). В 1992 году вышла с декрета и стала работать в детском саду № 1 г. Талды - Курган. В 1994 году поступила в  Талды -Курганский педагогический университет им. Джансугурова на музыкально - педагогический факультет по классу хоровое дирижирование и окончила в 1998 году с присвоением специальности учитель музыки и пения. В 1996 году переехала на ПМЖ в Россию, где сейчас же проживаю. С 1996 - 2009 год  работала в Лебяжинской общеобразовательной школе учителем музыки и по совместительству в детском саду "Ягодка" в с. Лебяжье. С ноября 2010 года и по сегодняшний день работаю в детском саду № 121 г.п. Петров Вал. В семье имею двоих взрослых дочерей.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Л. Толстой "Война и мир", Л. Толстой "Анна Каренина", М. Митчелл "Унесенные ветром", Собрания сочинений А.С. Пушкина, Собрания сочинений Афанасия Фета, Стихи С. Есенина, А. Ахматовой и т.д. М. Булгаков  "Мастер и Маргарита", В. Шекспир "Трагедии, комедии, сонеты", Дж. Голсуорси " Сага о Форсайтах" и т.д.

Мой взгляд на мир

  Ты хочешь услышать музыку? Она повсюду, везде, вокруг тебя. Только вслушайся и ты услышишь музыку дождя, ветра, шум деревьев, птичье пенье, шуршание листьев. Это все музыка.  Люби и береги такую красоту, потому что красота спасет мир.

Мои достижения


Моё портфолио

 

Пояснительная записка

 

                                                        Музыка начинается с пения…

                                                                             Курт Закс (немецкий музыковед)

   

      Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно  организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

    Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

     Занятия в вокальном кружке «Веселые нотки» проводятся с сентября по май,  72 занятия в год. Основная форма работы с детьми – занятия длительностью до 25 минут, которые проводятся два раза в неделю с оптимальным количеством детей 10 человек.

Цель – формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.

Задачи:

-Формирование интереса к вокальному искусству.

-Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения,  постепенно расширяя диапазон.

-Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.

-Развитие умений различать звуки по высоте;

-Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.

-Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.

-Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения),

-Совершенствование вокально-хоровых навыков.

 

 

Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.

 

                                                   Структура занятия

 

Вводная часть

распевание

Предварительная распевка  детей в оп-ределенных  упр-ях. Распевание попевок (упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепен-но транспонируя его вверх и вниз по полу-тонам. Отводится не менее 10 минут. За-дача распевок – это подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и испол-нению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоцио-нальная разминка пе-ред  началом работы - одно из важных ср-ств повышения ее продук-тивности и конечного результата.

 

 

      

Физминутка

     Пауза

Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты

     

Основная часть

Исполнительство

Работа направлена на развитие исполни-тельского мастерства, разучивание песенно-го репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

 

 

Заключительная   

         часть

Артистизм

Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над вырази-тельным артистичным исполнением.

 



Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет.

 

Совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности детей 5-6 лет. Но голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети могут петь в диапазоне ре – до 2 октавы.  Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми я  использую  песни  с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки (ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до 1 октавы звучит тяжело, его надо избегать.

 

 

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка  два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

-песни хором в унисон

-хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)

-тембровыми подгруппами (подбор детей с одинаковой природной окраской   

 голоса, напр.,  высокие, средние и низкие голоса)

-при включении в хор солистов

-пение под фонограмму.

-пение по нотам.

Прежде чем приступить к пению мы с ребятами разучиваем слова песни. Здесь я применяю свою методическую разработку «Мнемотаблицы на музыкальных занятиях» (заучивание текста песен по картинкам), для интересного заучивания текста песен, т.к. неоднократное повторение текста приводит детей к быстрой утомляемости и равнодушии к дальнейшему разучиванию.

Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) я обязательно  соблюдаю следующие условия:

-игровой характер занятий и упражнений;

-доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут  петь не

 только на занятиях, но и дома, на улице, в гостях, а также на концертах;

-атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические

 игры, пособия);

-звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-

 диски – чистые и с записями музыкального материала);

-сценические костюмы, для создания образа.

Также провожу  консультации  и беседы  с детьми, родителями и воспитателями, о вредности  крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка.

Артикуляция.

В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает:

• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;

• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани  

  при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;

• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется

  ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;

• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить

  согласные в разном ритме и темпе.

Последовательность формирования гласных:

• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;

 

 

• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;

• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок. Для формирования гласных я на занятиях применяю методическую разработку «Музыкально-дидактические игры для формирования и развития певческих навыков у детей дошкольного возраста» (сказки для ребят для формирования  гласных).

Эмоции, выразительность.

Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:

• выразительностью мимики лица;

• выражением глаз;

• выразительностью движения и жестов;

• тембровой окраской голоса:

• динамическими оттенками и особенностью фразировки;

• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

Для формирования и развития эмоционально – выразительного исполнения я применяю методическую разработку «Музыкально - дидактические игры для ребят дошкольного возраста» (сюжетно-ролевые игры  в стихах и в рассказах).

 

Певческое дыхание.

 

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка. На занятиях ребенок, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;

• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении. Для формирования певческого дыхания я применяю методическую разработку «Дыхание как метод формирования голосообразования в музыкальном воспитании», где показаны игры и упражнения,  применяемые на занятиях вокального кружка  и музыкальных занятиях.  

 

Дикция.

 

Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

• не очень сильно прикусить кончик языка;

• высунуть язык как можно дальше, слегка  его покусывая от основания до кончика;

 

• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;

• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;

• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;

• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);

• постукивая пальцами сделать массаж лица;

• делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед;

• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.

Все упражнения выполняются по 4 раза.

С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.

Также закрытым ртом проговаривать текст выученной песни так, чтобы всем присутствующим было понятно.

Применяю также на занятиях упражнение «Зеваем дружно» (дети зевают, открыв широко рот, а также зевают  закрытым ртом. Таким образом дети учатся округлять  полость рта. Такое ощущение округлости  рта  дети должны запомнить  и при пении соблюдать.  Еще объясняю  ребятам, что  во рту у вас горячая картошка. Дуем на картошку, округляя полость рта.

 

Слогоритмика.

 

Для формирования и развития  внимания, сосредоточенность на метроритме, метроритмический слух и   метроритмические навыки, мною была подобрана система ритмослогов, которая включала в себя раскладывание по слуху нотного рисунка ритмических построений, а также для чтения и воспроизведения ритмических рисунков песен и мелодий.

Цель применения системы ритмослогов – формирование устойчивых метроритмических навыков у детей дошкольного возраста.

Исходя из поставленной цели, применение системы решает следующие важные задачи:

1. развитие у детей осознания сочетания звуков различной длительности;

2. развитие навыков точного воспроизведения ритмического рисунка;

3. развитие осознания у детей выразительности музыки через эмоциональную

    природу музыкального ритма.

В системе ритмослогов  я применяю картинки, стихи. Новые методы и приемы описаны в  методической разработке « Система ритмослогов».

 

Методические приемы разучивания песни.

 

1.Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

 

-знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как

 стихотворение, спеть без сопровождения)

-работа над вокальными и хоровыми навыками;

-проверка знаний у детей усвоения песни.

2. Приемы, касающиеся только одного произведения:

-споем песню с полузакрытым ртом;

-слоговое пение («ля», «бом» и др.);

-хорошо выговаривать согласные в конце слова;

-произношение слов шепотом в ритме песни;

-выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;

-настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);

-задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;

-обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;

-использовать элементы дирижирования;

-пение без сопровождения;

-зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

-выразительный показ (рекомендуется а сарреlla);

-образные упражнения;

-вопросы;

-оценка качества исполнение песни.

                                                

Учебный план

 

Содержание

Количество занятий

Восприятие музыки

10

Артикуляция, выразительная дикция

22

Освоение техники распределения дыхания

10

Расширение певческого диапазона, частота интонирования

10

Эмоционально – выразительное исполнение

20

Итого:

72

 

Результат

 

     Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до 2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.

 

 

 

Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов.      

      Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не отставая и не опережая друг друга.

 

                                  Диагностика уровня развитий певческих умений

 

Диагностическую карту заполняю на каждого ребенка, входившего в вокальный кружок «Веселые нотки».

Показатели

 1 кв.

 2 кв.

 3 кв.

  Итого:      

     %

Показатели  развитости  ладового  чувства

1. Внимание.

 

 

 

 

2. Просьба повторить.

 

 

 

 

3. Наличие любимых произведений.

 

 

 

 

4. Внешние проявления (эмоциональные).

 

 

 

 

5. Высказывание о музыке с контрастными

    частями

 

 

 

 

6. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту.

 

 

 

 

7. Определение окончания мелодии.

 

 

 

 

8. Окончание на тонике начатой мелодии.

 

 

 

 

Показатели развитости музыкально-слуховых представлений.

1. Пение знакомой мелодии.

 

 

 

 

2. Пение знакомой мелодии без сопровожде-

    ния.

 

 

 

 

3. Пение малознакомой мелодии (после  не-  

    скольких ее прослушиваний) с сопровожде-

    нием.

 

 

 

 

4. Пение малознакомой мелодии без сопровож-

    дения.

 

 

 

 

5. Подбор на слух хорошо знакомой короткой

    попевки на металлофоне.

 

 

 

 

6. Подбор на слух  малознакомой  попевки на 

    металлофоне.

 

 

 

 

Показатели развитости чувства ритма

1. Воспроизведение в хлопках, притопах, на

    муз. инструментах ритмического рисунка

    мелодии.

 

 

 

 

2. Соответствие эмоциональной окраски дви-

    жений характеру музыки с малоконтрастны-

    ми  частями.

 

 

 

 

3. Соответствие ритма движений ритму музыки

    (с использованием смены ритма).

 

 

 

 

Итого:   %

 

 

 

 

 

Высокий уровень – 36 баллов                        Ближе к низкому – 13 – 20 баллов.

Ближе к высокому – 27 – 34 балла                 Низкий уровень  – 12 баллов.

Средний уровень – 24 балла.

Мои публикации:
Аппликация, лепка
Воспитательная работа
Музыкально-ритмическое занятие
Разное
Добавить грамоту в портфолио
Портфолио:
Мои альбомы