«Понимание музыкального образа детьми старшего дошкольного возраста».
статья по музыке (старшая группа) на тему

Гукк Ирина Артуровна
В статье выделяются характерные черты музыкального образа; в каких направлениях развития ФГОС актуальна данная проблема. Описываются сравнительные характеристики понятия музыкальный образ в философии, психологии, педагогике, музыке. Дается понятие музыкальной интонации в научных книгах и статьях Асафьева, Медушевского, Сохора. Описывается слуховая деятельность ребенка, начиная с эмоций через эмоциональное возбуждение, чувства, эмоциональные переживания, функциональные механизмы (генетика, слух, язык), операционные механизмы (проникать в глубь образа, запоминать, использовать в деятельности), мотиваций (любознательность, интерес), выражений (мотивационные действия) к пониманию музыкального образа.Музыкальным руководителям даются рекомендации с чего начать работу по данной теме, чтобы заинтересовать дошкольников классической музыкой, а также пробудить в них эмоциональное переживание и подвести к пониманию музыкального образа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponimanie_muzykalnogo_obraza.docx41.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Понимание музыкального образа

детьми старшего дошкольного возраста».

Цель: 1. выделить характерные черты  музыкального образа;

           2. в каких направлениях развития ФГОС актуальна проблема понимания

               детьми  музыкального образа.

           Каким образом происходит у детей дошкольного  возраста  вживание в музыкальный образ? Как научить детей  понять музыкальный образ, музыку, и пробудить в них интерес к музыке как виду искусства?  

           Образ раскрывается с различных сторон.

           Образ в философии – это результат отражения объекта в сознании человека.

           Образ в психологии – понятый как синтез, является результатом продуктивной деятельности воображения.

            Художественный образ выступает как способ осмысления мира и языка искусств.

           Образ в педагогике – это целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т. д.).

            Музыкальный образ – это живое обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях.

       С точки зрения  Асафьева, музыкальная интонация – это отражение музыкальной выразительности,  природу музыкального воздействия на субъект и специфику музыки как вида искусства. Он употреблял термин интонация  в двух значениях:

1. интонация – это «клеточка» музыкального образа;

2. музыка не может существовать вне процесса интонирования.

       Медушевский рассматривал интонацию, как единство всех сторон звучания (лицо – это единство всех элементов лица), но и выражение лица складывается из всех характеристик речевых, мимических, пластических, поведенческих, музыкальных. Изменение интонации по Медушевскому ведет к появлению нового смысла произведения, а вот содержанием  интонации является избыток чувств, который и анализируется далее.

        С точки зрения Сохора, интонация – это высотная организация музыкальных звуков в их последовательности.

        Таким образом на основании выше изложенного, можно определить характерные черты музыкального образа:  интонация, музыкальный язык, содержание, форма, выразительность, изобразительность, эмоциональность, стиль, жанр и т. д.

         Центральным звеном всего процесса музыкально – слуховой деятельности  является эмоциональное переживание музыки.

         Переживание – это душевное состояние, вызванное какими – нибудь  сильными ощущениями, впечатлениями.  К ним относятся эмоции и чувства.                        

        Эмоция как процесс есть деятельность оценивания. Поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Эмоциональный  процесс   включает

три компонента:

1. Эмоциональное возбуждение, когда происходит событие, происходит нарастание возбудимости, скорости протекания всех процессов. Есть два вида сильного эмоционального возбуждения: аффект и крайнее возбуждение;

2. Эмоции положительные (позитив), отрицательные  (негатив);  

3. Степень контроля эмоций.

Функции эмоций заключаются в том, что в эмоциональных процессах устанавливается связь между ходом событий,  совершающимся с потребностями индивида, ходом его деятельности, направленности на удовлетворение этих потребностей и с другой стороны – течением внутренне – органичных процессов. В результате индивид настраивается на действие.

        При обобщении эмоций возникают чувства. Чувства выражают содержательную сторону эмоций.

          Чувства человека -  это отношение его к миру,  к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

           Эстетическое чувство особенно ярко проявляется в переживаниях. Чувство как бы входит, проникает в предмет, оно познает его сущность  с какой – то проникновенностью.  

          Чувства выполняют и познавательную функцию, которая на высших уровнях приобретает осознанный характер.    

           Эмоциональное переживание, как процесс задается тремя механизмами: функциональный, операционный, мотивационный.

            Функциональные механизмы связаны с генетическими свойствами субъекта – слух, речь, моторика,  которые обеспечивают адекватное восприятие музыки.

             Операционные механизмы в процессе деятельности представляют сформированную систему умения проникать во внутрь музыкального образа, запоминать его, использовать полученные знания о нем и применить эти знания в деятельности.

Взаимодействие функциональных и операционных механизмов определяются мотивационными факторами, т.е. побуждением к самостоятельному действию.

           Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности.

            Формирование и переделка эмоций и чувств  совершается в результате включения человека в новую практику, которая изменяет его основные установки. Существенное значение имеет здесь не сама деятельность, а новое осознание стоящих перед человеком задач и целей.

            Переживание – это осознание не проясненное, ибо еще не доведено до сознания. Это доведение осуществляется только через понимание.

            Таким образом, эмоциональное переживание  есть связь переживания, выражения и понимания. Характерной чертой восприятия музыки дошкольниками является эмоциональное переживание перерастающее через выражение в понимание.

             В процессе эмоционального переживания музыкального образа, дошкольник должен учиться самостоятельно правильно оценивать действия, знакомиться с новыми музыкальными образами, различать их по музыкальному языку, выражать музыкальные образы в движениях, понимать музыку. Для этого, чтобы  пробудить с дошкольниках эмоциональное переживание, рекомендуется музыкальному руководителю дошкольного учреждения подобрать программу по разделу «Слушание», определенные методические приемы, методы, а также яркий понятный данному возрасту соответствующий репертуар, подготовить иллюстрации, карточки, музыкально – дидактические игры, атрибуты  и т. д., разработать план работы.

            Изучая ФГОС,  можно проанализировать в каких задачах образовательных областей проскальзывает данная тема:

1. Социально – коммуникативное развитие – становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоционального интеллекта;  эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности.

2. Познавательное развитие – развитие интересов детей; любознательные и познавательные мотивации; формирование познавательных действий; становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

3. Речевое развитие – обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.

4. Художественно – эстетическое развитие – восприятие музыки; стимулирование сопереживания персонажам; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (ИЗО, конструктивно – модельное, музыкальное); развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словестного, музыкального, ИЗО), мира природы.

5. Физическое развитие – приобретение опыта в двигательной деятельности детей; развитие координации движения, моторики обеих рук; правильное выполнение основных движений (ходьба, бег, мелкие прыжки и т. д.); становление саморегуляции в двигательной сфере.

Постижение музыкального образа

Эмоции

Эмоциональное возбуждение

Чувства

Эмоциональное переживание

Операционные механизмы

(проникать в глубь образа, запоминать, использовать в деятельности).

Функциональные механизмы

(генетика, слух, язык).

Мотивации

(любознательность, интерес)

Понимание

Выражение

(мотивационные действия)

        

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «ПРИДИ, ВЕСНА, С РАДОСТЬЮ!» ОО «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное воспитание) (старший дошкольный возраст)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ:«ПРИДИ, ВЕСНА, С РАДОСТЬЮ!»ОО «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное воспитание)(старший дошкольный возраст)...

ПЕСНЯ ДУША НАРОДА Музыкальная гостиная Старший дошкольный возраст

Программа «ПЕСНЯ – ДУША НАРОДА» 1.  Народная песня (выступление семьи Хохловых)1.  «Гармонь моя, гармоночики» исп.Т.Хохлова2.  «Ай, чу-чу»...

ПЕСНЯ ДУША НАРОДА Музыкальная гостиная Старший дошкольный возраст

Программа «ПЕСНЯ – ДУША НАРОДА» 1.  Авторская песня (выступление Т.Горшковой)1. «Так дано много»2. «Я взмахну крылами разноцветными»3. «Испове...

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ (старший дошкольный возраст)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19906307","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Дидактический материал в виде карточек. формат А5...

Практико-ориентированный проект "Развитие музыкальности детей старшего дошкольного возраста посредством певческойдеятельности"

В настоящее время в музыкальном образовании дошкольников перед педагогами стоит задача: развивать способность исполнительства, певческий голос, слуховой самоконтроль, выразительность пения у детей....

Семинар для родителей "Гендерное воспитание на музыкальных занятиях" (старший дошкольный возраст)

Дошкольное детство — пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Это тот возраст, когда ребенок начинает стремительно развиваться интеллектуально, психически, психологическ...

Сценарий досуговой деятельности дошкольного учреждения квест «Буратино в Стране Музыкальных Инструментов» (старший дошкольный возраст)

Возраст: 5-7 летТема: « Буратино в Стране Музыкальных Инструментов».Форма организации: групповаяФорма проведения: квест-играЦель: способствовать развитию личностных и музыкальных компетенц...