Дыхание как метод формирования певческого голосообразования в музыкальном воспитании
методическая разработка по музыке (младшая группа) на тему

Гукк Ирина Артуровна

С чего начать, чтобы обучение детей пению было радостным, увлекательным, понятным и легким? Для большинства наших детей обучение пению было делом трудным и потому неинтересным, непонятным и не радостным. А раз им трудно и неинтересно, следовательно, необходимо было  найти такие средства, чтобы занятия проходили интересно, легко, понятно и радостно.

      Мой многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что вхождение детей в мир искусства должен проходить через «волшебный мост» игры.  Игра –это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить детей: сначала правильно дышать, затем правильно говорить и выговаривать различные звуки и только потом красиво и свободно петь. Игра — любимое занятие детей — это прекрасная  форма обучения, при которой дидактический процесс протекает в исключительно благоприятных и естественных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dykhanie_kak_metod_formir._pevch._golosoobr.docx37.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 121 городское поселение Петров Вал

Камышинского муниципального района Волгоградской области.

Конкурс

«Методическая копилка»

Номинация

«Работа над дыханием в разных возрастных группах».

На тему «Дыхание как метод формирования певческого голосообразования в музыкальном воспитании»

                                                                      Выполнила:

музыкальный руководитель

                                                              Гукк Ирина Артуровна

2012год.

Пояснительная записка.

      С чего начать, чтобы обучение детей пению было радостным, увлекательным, понятным и легким? Для большинства наших детей обучение пению было делом трудным и потому неинтересным, непонятным и не радостным. А раз им трудно и неинтересно, следовательно, необходимо было  найти такие средства, чтобы занятия проходили интересно, легко, понятно и радостно.

      Мой многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что вхождение детей в мир искусства должен проходить через «волшебный мост» игры.  Игра –это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить детей: сначала правильно дышать, затем правильно говорить и выговаривать различные звуки и только потом красиво и свободно петь. Игра — любимое занятие детей — это прекрасная  форма обучения, при которой дидактический процесс протекает в исключительно благоприятных и естественных условиях.

Источником образования звуков речи (как мы знаем) является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

           Правила правильного ротового выдоха:

 - выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь    

   воздуха»;

 - выдох происходит плавно, а не толчками;

 - во время выдоха губы складываем  трубочкой, слежу, чтобы дети не сжимали

губы, не надували  щеки;

 - во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха

через нос (если ребенок выдыхает через нос,  зажимаю  ему ноздри, чтобы он

ощутил, как должен выходить воздух);

 - выдыхать следует, пока не закончится воздух;

 - во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых

коротких вдохов.

           Дыхательные упражнения быстро утомляют детей, поэтому чередую  с другими упражнениями и играми.   Предлагаю вам некоторые игры и упражнения для развития правильного речевого дыхания у детей

«Цветы» (для 1 младшей группы).

Цель: формирование длительного носового вдоха  и длительного ротового выдоха; активизация мышц носа и губ.

Оборудование: на маленьком столике стоит большая ваза с цветами.

Ход игры: Показываю  ребятам  большую вазу с цветами  и предлагаю поиграть с ними.

Муз.рук: Смотрите, какие красивые цветы! Дайте - ка я их понюхаю! (нюхаю цветы: делаю длительный  вдох носом, выполняю длительный выдох через рот и произношу  слова: «Ах, как пахнет!».

Муз.рук: Ребята хотите понюхать цветочки? (Ответ детей).Дети  встают вокруг стола, немного наклоняются над цветами и выполняют упражнение. (Упражнение повторить 2-3 раза).   Слежу, чтобы дети при вдохе не поднимали  плечи, а при выдохе не опускали их.

«Летите бабочки» (для 2 младшей группы).

Цель: развитие длительного непрерывного носового вдоха и ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: 4-5  ярких  бумажных  бабочек, прикрепленные ниткой длиной 20-40 см. на палочке на уровне лица стоящих детей.

Ход игры: Показываю  ребятам бабочек и предлагаю  поиграть с ними.

Муз. рук.: Смотрите, какие разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.( Дую на бабочек).

Муз. рук.: Смотрите, полетели! Как живые! Теперь вы попробуйте  подуть. Какая бабочка улетит дальше?

(Дети  встают возле бабочек и дуют на них. Слежу, чтобы дети стояли  прямо, при вдохе и выдохе не поднимали  плечи, дули  на одном выдохе, не добирая воздух, не надували  щеки, а губы слегка выдвигали вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

«Вертушка» (для средней группы).

Цель: развитие длительного плавного носового вдоха и ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: игрушка-вертушка.

Ход игры: (Показываю  ребятам  вертушку).

Муз. рук.: Ребята, посмотрите какая у меня яркая вертушка. Давайте  сделаем ветер и  подуем на нее. Вот как завертелась! Подуйте  еще сильнее - вертушка вертится быстрее.

(Игра может проводиться как индивидуально, так  и  с  группой  детей).

        «Футбол» (для старшей группы).

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: «футбольное поле» (на маленьком столе стоят два «футбольных ворота», посередине «поля» лежит «футбольный мяч» (из ваты).

Ход игры: Посередине   стола прочерчена  линия. «Футбольный мяч» лежит

на середине стола (на линии). Двое детей сидят за столом напротив друг

друга, по разные стороны «футбольного мяча» на линии.

Муз. рук.: Сегодня мы  с вами будем футболистами. Футболистами, которые забивают гол в ворота противника. Надо дуть на «футбольный мяч» так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола и попал в ворота противника. И тебе нужно постараться, чтобы «футбольный мяч»   попал не в твои ворота, а в ворота противника.  Дуть нужно сильнее. Побеждает тот, кто сумел задуть первым«футбольный мяч» в ворота противника. Начали!(Слежу, чтобы дети при вдохе не поднимали плечи, при выдохе губы сужали в трубочку и направляли выдох).

«Свистулька» (для подготовительной группы).

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: детские керамические  свистульки в виде различных птиц и животных.

Ход игры: (Раздаю  детям свистульки и предлагаю  подуть в них).

Муз. рук.: Посмотрите, какие красивые у вас игрушки-свистульки! У Светы - птичка, а у Максима  - олень. Давайте устроим лесной концерт - каждый из зверей и птиц поёт свою песенку!

(Игру  повторяю  несколько раз. Слежу, чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей).

Дыхательные имитационные упражнения.

«Трубач».

Сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх ко рту. Медленный выдох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф».

Повторить 4-5 раз.

«Каша кипит».

Сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Выпячивая живот и набирая воздух в грудь (вдыхая воздух) и втягивая живот – выдох. При выдохе громкое произношение звука «ш-ш-ш». Повторить 1-5 раз.

«На турнике».

Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку опустить назад на лопатки – длинный выдох с произношением звука «ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

«Семафор».

Сидя, ноги сдвинуты вместе, поднимание рук в стороны и медленное их опуска-

ние вниз с длительным выдохом и произношением звука «с-с-с». Повторить 4раза.

«Гуси летят».

Медленная ходьба по залу. На вдох – руки поднимать в стороны. На выдох –

опускать вниз с произнесением длительного звука «гу-у-у».Повторять 1-2 мин.

Игра «Пчелы».(фиксированный выдох).

В  центре зала дети – «пчелы в улье» -  сидят полукругом. Руки  держат на животе в виде «крылышек».

Первый вариант игры: Я пою  песню про пчел (сл. Иващенко муз. А. Иванникова):

1к) Пчелки яровые, крылья золотые,

    Что вы сидите, в поле не летите?

Проигрыш:

             2к) Летите за горы высокие, за леса зеленые,

                              Да на кругленький лужок, на лазоревый цветок.

Проигрыш:

                                        3к) Пчелки, пчелки, жальца-иголки,

               К цветам припадают, медок собирают.

Проигрыш:

После каждого куплета на проигрыше дети встают, быстро и бесшумно вдыхают вдох через нос,  задерживают дыхание на 1-3сек. И выдыхают выдох через рот,   жужжа  на согласный звук «ж», слегка «помахивая» локтями-крылышками. В конце инструментального отыгрыша все садятся на стулья.

Второй вариант игры: Дети образуют круг, взявшись за руки. Во время пения дети водят круговой хоровод, изменяя на каждом куплете направление движения, можно двигаться по залу «змейкой». После каждого куплета на отыгрыше они разъединяют руки, не сходя с места, складывают их крылышками, жужжат и кружатся вокруг себя.

Игра «Молчанка».(задержанный вдох).\

Дети, стоят полукругом. Спина у всех прямая, ноги — на ширине плеч, руки — в позиции «крылышек».

Я пою:Кони, кони, мои кони, мы сидели на балконе,

Чай пили, чашки били, по-турецки говорили: —

Чаби-чаляби, чаляби-чаби, чаби.

Мы набрали в рот воды и сказали всем: «Замри!»

 С последним словом «Замри» дети наклоняются вперед, делая бесшумный вдох в задние отделы грудной клетки и задерживая дыхание. Я считаю  вслух до восьми, затем говорит: «Отомри!» Дети выпрямляются и несколько секунд отдыхают.

Первые звуки.

Упражнение  «Голошение».

Муз. рук.: Сегодня мы будем учиться плакать. (Смех и удивление детей). Да, вы

не ослышались. Особый способ плаканья помогает развивать голос. Он становит-ся сильнее и звонче. Вы, наверное, слышали, как подолгу плачут грудные дети.

Поплачут и заснут: плач им на пользу, от него они растут и крепнут (если, конечно, плач не вызван болезнью), они развивают таким образом свой голос. Я фиксирую  место вдоха («крылышками»), делаю  короткий вдох  и затем демонстрирую голошение на гласную «а», или на какую-либо другую гласную. Предлагаю ребятам поголосить вместе со мной. На следующих занятиях предлагаю ребятам изобразить

сигналы «скорой помощи», пожарной машины и т.п.

(При интонации плача непроизвольно организуется высокая певческая позиция, при которой корень языка опускается,  мягкое небо вытягивается-поднимается, кончик языка упирается в нижние резцы).

Упражнение «Волосянка».(р. н. детск. игра).

 Дети делятся  на пары. Пока одна пара детей соревнуется, другие дети отдыхают.

Спина у всех прямая, ноги — на ширине плеч, руки — в позиции «крылышек».

Муз. рук.: Станем ли, ребята, Волосяночку тянуть. А кто не дотянет, Того за-а-а... волосы. Вдох! (Дети делают бесшумный вдох  и «голосят», не переводя дыхания. Кто дольше всех протянет звук «а», тот победил).

 «Тянут волосянку» и на другие звуки. На звук «е»:

Муз. рук.: Станем ли, девицы, Волосяночку тянуть.  А кто того не вытянет,тот слабый челове-е-е-к. Вдох!

На звук «о»: Станем  ли, братцы, Волосяночку тянуть. Тому, кто «о» не вытянет, мы вырвем волосо-о-о...к. Вдох!

На звук «и»: Станем ли, ребята,Волосяночку тянуть. Тянем-потянем до самой до з-и-и-и-мы. Вдох!

На звук «у»: Станем, девицы, Волосяночку тянуть. Тому, кто «у» не вытянет, сто лет мычать «му-у-у...». Вдох! И т.д.

ПЕРВЫЕ СЛОВА.

Игра «Птичка, как тебя зовут?»

Цель: координация вдоха и слова.

 Дети сидят на стульях и держат руки в позиции «крылышек». Затем по очереди они встают и на мой вопрос: «Птичка, как тебя зовут?» — отвечают протяжно, на певческом дыхании, то есть коротким вдохом, свое имя. Дети звонко, но без форсировки, называют свои имена. Обращаю  внимание на то, чтобы имена произносились нараспев. Если кто-то называет свое имя слишком тихо, прошу усилить голос репликой: «Не слышу!»

(Распевное произношение имени достигается растяжной ударных гласных звуков. Например, имена: Ка-а-а-тя, Ната-а-а-ша, Са-а-ша, Ле-о-о-ня).

Игра «Коты».

Цель: - произношение текста песни активным шепотом на крепком выдохе. Активизация дыхательной  мускулатуры.

Детям предлагается произносить несложные четверостишия на выдохе в ладошку, например:  «Вы коты, коты, коты, у вас желтые хвосты.

                     Вы коты, коты, коты, принесите дремоты».

Дыхательные игры с участием голосового аппарата.

В своей деятельности я  использую  звуковые игры, направленные на развитие дыхания с участием голосового аппарата например:

Занятие-игра «Прогулка» (для детей 5-6 лет)

Цели: развитие навыков эмоциональной выразительности, владение певческим аппаратом.

Методический материал: использованы вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева, В. Емельянова.

Ход занятия: дети образуют круг, внимательно слушают рассказ, выполняют соответствующие упражнения.

Муз. рук.: Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так.

(Дети быстро “щелкают” языком на полуулыбке (высоко)).

Муз. рук.: Лошадка жила со своей мамой - доброй и красивой Лошадью. Ходила она так: (Дети медленно “щелкают” языком, вытянув губы (низко)).

Муз. рук.: И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки. (Поочередно высоко-низко, быстро-медленно “щелкать” языком).

Муз.рук.: Но однажды подул сильный ветер.        

(Активный долгий выдох через рот 4 раза).

Муз.рук.: Лошадка подошла к своей маме и спросила: «Можно мне погулять?» («Щелкать» высоко. От нижнего звука «у» до верхнего «о»,   «у – о»).

Муз.рук.: «Да куда же ты пойдешь? - ответила мама, - на улице сильный ветер».

(Щелкать от верхнего «о»   к нижнему «у»,  «о – у»).

Муз.рук.: Но Лошадка не послушалась и побежала        («Щелкать» высоко).Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. «Ах, какая прелесть», - подумала Лошадка, подбежала к цветку  и стала его нюхать.        (Вдох через нос – легкий, бесшумный, выдох – через рот со звуком «а», медленно 4 раза).

Муз. рук.: Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А лошадка поскакала дальше.        («Щелкать» высоко).

Муз. рук.: Вдруг Лошадка услыхала странный звук.         (Долгий звук «ш-ш-ш»).

Муз. рук.: «Подойду-ка я поближе», - решила Лошадка        («Щелкать»  высоко). Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку. (Звук «ш» короткий по 4 раза).

Муз. рук.: Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик. -  (Звук «ф» по 4 раза).

Застрекотал кузнечик. - (Звук «ц» по 4 раза).

Пролетел жук. - (Звук «ж» продолжительный).

За ним – комар -  (Звук «з» продолжительный).

А ветер дул все сильнее и сильнее        . -  (Продолжительный выдох).

Лошадка замерзла -  (Звук «брр»  4 раза).

И побежала домой - («Щелкать»  высоко).

Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама - («Щелкать низко медленно).

Она стала согревать Лошадку - (Бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза).

«Обезьянки» (разминка для малышей по Емельянову).

Цель: развитие навыков эмоциональной выразительности, голосового и дыхательного аппарата.

Муз. рук.:(выполняют движения по ходу разминки).Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули, покорчили в зеркало рожицы, помахали друг другу. Решили почистить зубы. Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у обезьянки Чу-чу. Чи-чи стало весело (веселые губы), а Чу-чу стало грустно (грустные губы). Затем обезьянки стали щелкать орешки, спрятали их за щечку, потом за другую. Потом они увидели ёжика и стали дышать как он.(«пых – пых – пых»). Ёжик подарил им по цветку и они захотели его понюхать. («а –а –а»). Тут подъехал крот на автомобиле(« др-р-р», «др-р-р») и предложил им покататься. От радости обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик и все вокруг.(причмокивать губами).Обезьянки стали пускать мыльные пузыри.(вдох через нос, выдох через рот).Потом обезьянки стали качаться на качелях (голосом глиссандо) и раскачали старый баобаб (покряхтеть голосом).

Сказка «Фиолетовый котенок». (для средней и старшей групп).

Цель: развитие навыков эмоциональной выразительности, голосового и дыхательного аппарата.

Муз. рук.: Фиолетовый котенок пел песни  только при  лунном свете.(«мур-мур-мур»).

Муз. рук.: -Ну что мне с ним делать? - кошка всплескивала лапами. - Ведь хороший, умный котенок, а тут, - ни в какую. Только при  лунном! Ну что ты будешь делать? («ох- ох-ох»).

Муз. рук.:- Да что с ним цацкаться? - рычал кабан.( «хрю – хрю – хрю»).Макнуть его головой в солнечный ушат или просто в речку! Ишь ты - все котята как котята, а этому лунный свет подавай! ( «хрю – хрю – хрю»).

Муз. рук.:- Он просто глупый, - каркала ворона.(«кар-кар-кар»). - Голова маленькая, мозгов немного. Вырастет - его из солнечного света не вытащишь! («кар-кар-кар»).  

Муз. рук.: Фиолетовый котенок пел песни только при  лунном свете.(«мур-мур-мур»). Луна была большая, белая, яркая.(«ах-ах-ах»).

Муз. рук.:- Милый котенок, у меня есть брат, - сказала Луна, - он очень большой и ярко-желтый. Хочешь на него посмотреть?  - Конечно, хочу. - Тогда не ложись спать, когда я стану таять в небе,  немножко подожди. Он выйдет из-за той горы и займет мое место.  Стало светать («с-с-с-с»).

Муз. рук.: Ранним утром котенок увидел Солнце. («ух-ух-ух»).

- Ух, какой ты теплый! - воскликнул котенок. - А я знаю твою сестру Луну! Я пою ей песни.

- Передай ей привет, - сказало  Солнце.(«ух-ух-ух»).- Конечно, передам. – Песни поешь? А мне споешь? – Конечно спою! («мур-мур-мур»).

- Теперь Фиолетовый котенок поет песни не только Луне, но и Солнышку.

Игровая методика воспитания, развития и обучения замечательна тем, что все эти процессы происходят незаметно для детей, непроизвольно. Они не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или  плохо. Они просто интуитивно усваивают манеру говорить, петь, дышать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение, пение и главное правильное дыхание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование певческого дыхания у детей на музыкальном занятии.

фрагмент  занятия  с  детьми  подготовительной  группы...

Презентация "Методы, средства и формы организации музыкального воспитания детей дошкольного возраста"

Презентация из опыта работы музыкального руководителя. Организация музыкального воспитания в ДОУ....

«Фонопедический метод формирования певческого голосообразования»

Фонопедический метод формирования певческого голосообразования...

Фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова

В данном материале представлены фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста, разработанные на основе  фонопедического метода разви...

Использование современных методов, приемов и технологий в музыкальном воспитании дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

Новые подходы к музыкальному воспитанию в соответствии с ФГОС ДО требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольников....

Современное формирование технологической компетенции в музыкальном воспитании дошкольников

На современном этапе образования очень актуальны вопросы формирования компетентностей, так называемое компетентностно-ориентированное образование. В большом потоке информации, различных фактов, очень ...