Методы формирования сознания личности в процессе воспитания детей дошкольного возраста.
консультация по теме

Горшкова Наталья Ивановна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogika.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Методы формирования сознания личности в процессе воспитания детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей

В центре воспитательного процесса находится ребенок – воспитуемый. По отношению к нему как к объекту воспитания педагоги и воспитатели выступают субъектами воспитательного процесса, воздействующим на личность с помощью специальных методов и технологий воспитания.

Методы воспитания – это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания.

Методы формирования сознания личности включают в себя разъяснение, беседу, рассказ, диспут, лекцию, пример. Естественно, что для работы с детьми дошкольного возраста не все названные методы этой группы могут использоваться в полной мере, а некоторые и совсем не применяются (лекция, диспут).

Основной задачей методов этой группы является формирование убеждений, взглядов, стремлений воспитанников. Чтобы воспитать определенные целью воспитания личностные качества, необходимо донести до воспитанников смысл этих качеств, их значение в полноценной повседневной и трудовой деятельности, важность их наличия. У воспитанника должно сформироваться, прежде всего, стойкое убеждение в необходимости этих качеств, он должен сам стремиться воспитать их в себе, что обеспечит его активное включение в процесс воспитания. Рассмотрим, какие методы формирования сознания личности активно применяют педагоги в процессе воспитания детей дошкольного возраста.

Рассказ.

В дошкольной образовательном учреждении особенное место отводится рассказу. Рассказ на этическую тему — это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение. У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей. Наконец, еще одна важная функция рассказа — служить способом использования положительного примера в воспитании.

К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие:

— соответствие социальному опыту дошкольников. В этом возрасте он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей;

— сопровождение иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев; усиливает восприятие и хорошо подобранное музыкальное сопровождение;

— соответствующая обстановка для восприятия этического рассказа (эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа);

— создание должного впечатления, т. е. рассказ должен излагаться профессионально. Неумелый, косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех;

— должное восприятие слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатления от рассказа сохранялись как можно дольше. Нередко воспитательное значение этического рассказа сильно снижается только потому, что сразу после него дети переходят к делу, совершенно отличному и по содержанию, и по настроению, например, к спортивному соревнованию.

Разъяснение.

Разъяснение — эмоционально-словесное воздействие на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, — ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Этот метод основывается на знании особенностей группы воспитанников и личностных качеств членов коллектива. Для детей дошкольного возраста применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п.  

Разъяснение применяется только там и тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Но разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и очевидных нормах поведения: грубить, плевать и т. д. Здесь необходимы категорические требования. Разъяснение применяется, чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения, а также для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.  

В практике воспитания разъяснение опирается на внушение и увещевание. Внушение, проникая незаметно в сознание, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Действие увещевания почти целиком зависит от принятой воспитателем формы обращения. Применяя увещевание как воспитательный метод, педагог проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет веру в лучшее, в возможность достигнуть высоких результатов. Педагогическая эффективность увещевания во многом зависит от авторитета воспитателя, его нравственных качеств, убежденности в правоте своих слов и действий. Опора на положительное, похвала, обращение к чувствам собственного достоинства, чести создают необходимые предпосылки для почти безотказного действия увещевания даже в очень сложных ситуациях воспитания.

Увещевание иногда принимает форму возбуждения чувств стыда, покаяния, неудовлетворенности собой, своими поступками. Педагог не только вызывает эти чувства и заставляет воспитанника переживать их, но и указывает пути к исправлению. В таких случаях необходимо убедительно показать значение, суть негативного поступка и его последствий, создать эффективный стимул, положительно влияющий на поведение. Иногда негативное поведение бывает следствием незнания, неосведомленности. Увещевание в данном случае сочетается с разъяснением и внушением и осуществляется так, чтобы воспитанник осознал свои ошибки, исправил поведение.

Педагог всегда знает, что при неквалифицированном применении рассказ, разъяснение, увещевание, внушение могут принимать форму нотаций, но они никогда не достигают цели, скорее вызывают противодействие у воспитанников, желание поступить вопреки. Нотация не становится формой убеждения.

Беседа.

 В воспитательной практике беседы (этические беседы) получили, пожалуй, самое большое распространение. Это обстоятельство, однако, не должно создавать у начинающего педагога впечатления, будто проведение беседы является простым делом, не требующим специальной подготовки и тщательной организации.  Этическая беседа — метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон, воспитателя и воспитанников. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы — углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

Этическая беседа — метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение.  

 Без слова никакое воспитание невозможно. Однако словесные способы воздействия — обоюдоострое оружие, могущее принести не только пользу, но и вред. Особенность беседы  заключается в том, что педагог, опираясь на имеющиеся у  воспитанников знания, моральные, этические нормы, подводит их к пониманию, освоение новых.
Успешное проведение беседы обеспечивает соблюдение следующих условий:
- Обоснование актуальности темы;
- Формулировки вопросов, которые побуждали бы к разговору;
- Направление разговора в надлежащем направлении;
- Привлечение воспитанников к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе формирование у них соответствующего отношения к действительности, к своим гражданских и нравственных обязанностей;
- Суммирование разговора, принятия конкретной рациональной программы действий для воплощения ее в жизнь.
Беседа бывает фронтальной или индивидуальной. Фронтальную беседу проводят со всей группой на любую тему: политическую, моральную, правовую, половую, эстетическую и др.. Однако особые трудности вы проникают тогда, когда приходится убеждать людей в ошибочности их взглядов и убеждений, неправильности поведения. Для этого необходимо владеть различными приемами, способствующих повышению эффективности фронтальной беседы. Например, в известной мере соглашаясь с мнением подопечных, выясняют слабые и противоречивые места в их позиции, что на самом деле является опровержением ее. Разговор при этом может происходить по такой логике: «Я с вами согласен, но как быть, если ...». Следует продумать вопрос, которым можно побудить личность к самостоятельным поискам ответа на противоречивые суждения. Аргументы педагога должны быть неопровержимыми.
Особенно сложной для педагога является индивидуальная беседа, цель которой состоит в том, чтобы вызвать собеседника на откровенность. Педагог должен заботиться о том, чтобы провозглашаемые им моральные сентенции не только были осознаны, но и пропущены через внутренний мир личности, т.е. пережитые. Без использования убедительных примеров этого не достичь. Одновременно воспитанник должен почувствовать, что педагог является союзником, искренне стремится помочь ему и знает, как достичь этого.
Если в беседе речь о нарушении правил поведения, ее начинают с упреков, сообщение о наказании. Целесообразно сначала выяснить причины нарушения, мотивы отрицательного поступка, чтобы правильно определить степень педагогического воздействия.
Неопытные педагоги очень часто индивидуальную беседу сводят к развенчанию негативных поступков. Больше пользы приносит беседа, если ее начинают с аргументированного раскрытия сути поступка, чтобы личность, совершившая его, сама осознала его безнравственность. Воспитанник лишь тогда откликнется на призыв воспитателя, когда почувствует, что обсуждаемый вопрос действительно беспокоит его наставника, что он болеет за дело и хочет помочь. Если воспитатель сумеет придать индивидуальной беседе задушевный характер, то можно рассчитывать на полный успех.

В практике воспитания детей дошкольного возраста используются плановые и неплановые этические беседы. Первые намечаются воспитателем заранее, к ним ведется подготовка, а вторые возникают непреднамеренно, стихийно, рождаются школьной и общественной жизнью. Темы плановых этических бесед определяются исходя из общего содержания воспитательного процесса, уровня воспитанности и возраста детей.

В большинстве случаев поводом для этической беседы становятся конкретные факты, события, поступки ровесников. Такая беседа, как правило, проводится по «горячим следам», т. е. сразу же после события, поступка или несколько позже, когда ребята осмыслят и поймут их.

Пример. 

 Пример — воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово — на уровне второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. «Долог путь наставлений, — говорил римский философ Сенека, — короток путь примера». Когда говорят о примере, подразумевают прежде всего пример живых конкретных людей — родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых, политических личностей. Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом. Не всегда подражательность имеет непосредственный характер, часто мы ее наблюдаем в опосредованной форме — это не механический процесс, не автоматическое перенесение черт, качеств, опыта определенной личности, не простое повторение и отражение. Подражательность — деятельность индивида. Иногда очень трудно определить границу, где заканчивается подражание и начинается творчество. Часто творчество проявляется в особенном, своеобразном подражании.

  Процесс подражательности сложный и неоднозначный, ведущую роль в нем играют опыт, интеллект, свойства личности, жизненные ситуации. Поэтому очень важным условием является правильная организация среды, в которой человек живет и развивается.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание детей на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя и к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка.

Естественно, что воспитание зависит от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Сила положительного воздействия личного примера наставника увеличивается, когда он свой авторитет использует систематически и последовательно. Сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся: между словом и делом их наставника нет расхождений, ко всем своим воспитанникам он относится ровно и доброжелательно.

Подражательность и основанный на ней пример могут и должны найти достойное применение в педагогическом процессе. На это обращал внимание еще К. Д. Ушинский. Он подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью. В глазах детей только тот поступок заслуживает подражания, который совершен авторитетным и уважаемым человеком. Воспитатель всем своим поведением и во всех своих поступках и действиях должен служить примером, быть образцом высокой нравственности, убежденности, культуры, принципиальности и широкой эрудиции.

Таким образом, такие методы, как рассказ и разъяснение, этическая беседа и пример являются важными инструментами в процессе взаимодействия педагога с детьми.

Список используемых источников:

  1. Бордовская Н., Реан А. Педагогика. М.: Просвещение, 1997.
  2. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: Владос, 2004.
  3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия, 2004.
  4. http://5fan.ru/wievjob.php?id=8090 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Методы, средства и формы организации музыкального воспитания детей дошкольного возраста"

Презентация из опыта работы музыкального руководителя. Организация музыкального воспитания в ДОУ....

Консультация для воспитателей "Методы формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"

Материал полезен для воспитателей групп компенсирующей направленности и  логопедам....

Роль русской народной игрушки в процессе воспитания детей дошкольного возраста

Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным творчеством...

«Формирование основ экологической культуры в процессе воспитания детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития основ экологической культуры, становления обуславливающих её экологического мировоззрения и сознания, нравственно-этических норм поведения. В этом...

Формирование и развитие познавательного процесса у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Формирование и развитие познавательного процесса у детей дошкольного возраста через игровую деятельностьПодготовила: воспитатель Насруллаева Наира Курбановна «Игра — это искорка, зажи...