Использования игровых методов и приемов в обучении и воспитании детей дошкольного возраста
статья (младшая группа)

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx15.7 КБ

Предварительный просмотр:

Игра в дошкольном возрасте – один из любимых видов деятельности детей. В игре ребенок смел, раскрепощен, может заново пережить события, особенно взволновавшие его. Такое переживание событий возможно потому, что в игре всегда присутствует воображаемая, мнимая ситуация (ситуация «как будто»). В игре ребенок творит. 

Чем же нужно руководствоваться педагогу, придумывая и применяя игровые приемы? Прежде всего необходимо знать их существенные особенности, уметь отличить от других методов и приемов обучения. Это позволит создавать подлинно игровые ситуации в процессе организации деятельности детей. Кроме того, при проведении игр учитываются знания детей об окружающем, их интерес к различным явлениям жизни.

Педагог может придумать игру, действительно интересную детям. Важно также знать и учитывать игровой опыт детей, их умение играть. Наконец, педагогу надо чётко представлять себе, какие конкретные задачи решаются на занятии при использовании того или иного игрового приема. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает воспитатель, и этим она отличается от свободной игры. Игра на занятии должна быть похожа на настоящую игру. Одним из признаков игрового приема является игровая задача.

Игровая задача – это определение цели предстоящих игровых действий педагогом или детьми. Например, я предлагаю детям: «Построим Мишке домик», «Позовем Петрушку в гости», «Подумайте, как можно помочь зайчику перебраться через речку». Включаясь в предлагаемую игровую ситуацию, дети сами ставят игровые задачи. Ребёнок проговаривает: «Посажу бабочку на листочек, сейчас она как будто летит.  А сейчас еще одна прилетит…ж-ж-ж».  Умело используя игровой прием, мы увеличиваем количество игровых задач, развиваем сюжетно-игровой замысел.

Необходимым условием активности детей является определенный запас знаний, наличие ярких впечатлений о данном явлении. В этих случаях дошкольники увлечены происходящими на занятиях событиями, придумывают игровые действия и способы их выполнения. Придумывая игровые приемы, дошкольные работники часто ориентируются только на интерес детей к игре. Действительно, ребята обычно откликаются на любое игровое воздействие. Интересна уже сама возможность поиграть на занятии. Но нередко интерес детей неустойчив, носит сиюминутный характер, так как определяется новизной атрибутики или необычностью самой игровой ситуации. Наиболее часто это проявляется при использовании игровых приемов с целью мотивировки задания.

Интерес детей, как правило, проявляется в детских играх. Соответственно у наших детей есть любимые игры, игрушки, персонажи. Поэтому содержание игры и применение игровых приемов часто зависят от состава детей группы и их любимых игрушек. Воспитатели нередко приносят на занятия новые игрушки, считая, что детям они будут более интересны. И действительно, детей привлекает новизна предметов, игрушек. Однако замечено, что наиболее эффективны игровые ситуации со знакомыми, любимыми игрушками, так как с ними связаны эмоциональные переживания ребенка.

Дети с интересом воспринимают знакомые персонажи в новых неожиданных ситуациях, предложенных взрослыми. Сочетание знакомого с новым вызывает у них более устойчивый и глубокий интерес, желание более искусно выполнить работу.

При разработке и применении игровых приёмов мы учитываем также и уровень игры детей данной возрастной группы, и мотивы игры, т. е. характер тех явлений, событий, которые интересны детям этого возраста и которые они стремятся «пережить» в игре. У малышей это мир разнообразных предметов и действия с ними, у более старших – люди и их действия с предметами, а затем взаимодействие, взаимопонимание людей. Ориентируясь, на основные побудители игры на данном этапе развития детей, мы придумываем соответствующие игровые приемы, игровые задачи и действия.

Придуманные интересные игровые действия должны быть доступны детям по способу выполнения. Игровые задачи можно представить в виде развернутых действий (имитационные движения) или более обобщенных движений (жест, слово). Если их выполнение по какой-то причине недоступно ребенку, то воображение его не будет разбужено, т. е. творческие элементы будут отсутствовать, хотя внешне ребенок может выглядеть и внимательным, и заинтересованным. Использование игровых приемов зависит и от материала, который использует педагог. В зависимости от игровых умений детей воспитатели предлагают им объёмные и плоскостные предметы, игрушки, предметы-заместители или воображаемые предметы.

При разработке игровых приёмов важно учитывать и логику игровых действий, соответствие их реальным жизненным ситуациям. Иначе эти приемы будут надуманными и неестественными. На занятии по игровой деятельности дети рисовали за нарисованным забором прятался от лисы петушок (заготовка воспитателя – силуэтная игрушка). Он внимательно рассматривал забор, отмечая, где доски были сломаны или прибиты слишком далеко друг от друга, и опасался гулять возле этих мест.

Дети видели, как смело петушок взлетел на крепкий, прочный забор, подсказывали, где лиса не сможет его достать, и т. п. Они не только с интересом рассматривали свои рисунки, но и анализировали их содержание. Игровые приемы не следует усложнять излишней атрибутикой и игровыми действиями. Чтобы избежать этого, педагогу надо четко представлять дидактические задачи, возможности и способы их решения в условиях применяемой игровой ситуации. Только тогда будет эффективным игровой прием обучения.

Игровые действия  дошкольника – явление полезное, помогающее ему развивать свой творческий замысел. Если у ребенка систематически формируются игровые умения, то он легко находит и способы выполнения задания. Учитывая своеобразие игровых действий детей и особенности игры, педагог может применять на занятиях следующие игровые приемы: обыгрывание предметов, игрушек, картин; обыгрывание выполненного изображения; игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых. Игровые приемы зависят также от игрового материала. Игровой материал – своеобразный центр, вокруг которого педагогом и детьми развертывается сюжетно - игровая ситуация.

Можно использовать приём обыгрывания предметов, игрушек (объёмных и плоскостных), картин и т.п. При обыгрывании предметов, игрушек игровые действия могут быть самыми разнообразными про содержанию и способу исполнения: узнать настроение персонажа (беседа, диалог); пожалеть, погладить, поймать листочки (жест); изобразить движение (имитация движения с игрушкой) и т. п. Этот приём применяется с детьми всех возрастных групп, так как позволяет учесть постепенно изменяющиеся интересы детей к окружающему и доступные им способы игрового действия.

Воспитатель использует различные игровые приёмы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи – всего того, что требуется для жизни в коллективе.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях

Ознакомить родителей с использованием игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях...

Консультация «Использование игровых методов и приемов при обучении детей элементарным математическим представлениям»

Консультация «Использование игровых методов и приемов при обучении детей элементарным математическим представлениям»...

Система работы по использованию современных мультимедийных технологий в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Система работы по использованию современных мультимедийных                    технологий в процессе обуче...

Консультация для родителей «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»

Консультация для родителей  «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»Игра - одно из самых ярких и светлых воспоминаний детства, ведущая деятельн...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование игровых методов и приемов при обучении детей дошкольного возраста»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование игровых методов и приемов при обучении детей дошкольного возраста»...