Современное формирование технологической компетенции в музыкальном воспитании дошкольников
материал

Бедарев Александр Александрович

На современном этапе образования очень актуальны вопросы формирования компетентностей, так называемое компетентностно-ориентированное образование. В большом потоке информации, различных фактов, очень напряженном жизненном ритме большое значение придается умению человека ориентироваться в любых поведенческих ситуациях, уметь правильно себя вести, находить верные решения, быть энергичным и уверенным человеком, быть нацеленным на удачи и, в целом, быть успешным человеком. Чтобы сформировать необходимые качества личности, важно накопить определенный поведенческий багаж, определить устойчивый познавательный интерес.  Каким образом музыкальное воспитание реализует проблемы компетентностно-ориентированного образования.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Современное формирование технологической компетенции в музыкальном воспитании дошкольников

На современном этапе образования очень актуальны вопросы формирования компетентностей, так называемое компетентностно-ориентированное образование. В большом потоке информации, различных фактов, очень напряженном жизненном ритме большое значение придается умению человека ориентироваться в любых поведенческих ситуациях, уметь правильно себя вести, находить верные решения, быть энергичным и уверенным человеком, быть нацеленным на удачи и, в целом, быть успешным человеком. Чтобы сформировать необходимые качества личности, важно накопить определенный поведенческий багаж, определить устойчивый познавательный интерес.  Каким образом музыкальное воспитание реализует проблемы компетентностно-ориентированного образования.

Цель работы по музыкальному воспитанию – развитие музыкальности каждого ребенка в различных видах деятельности.

Музыкальность – это целый комплекс специальных музыкальных способностей, музыкальная память, музыкальное мышление. Строя свою работу, мы определяем следующие задачи:

развитие восприятия музыки;

формирование слушательской и исполнительской культуры;

развитие творческого воображения, памяти, мышления, речи;

формирование знаний в области музыкального искусства (понятие о жанрах, видах музыки, средствах музыкальной выразительности, композиторах, исполнителях) и умений ребенка использовать эти знания на музыкальных занятиях, в повседневной жизни. На занятиях по музыкальному воспитанию перед детьми:

ставятся проблемные ситуации (если вы были композиторами, какую музыку написали),

моделируются незнакомые ситуации,

дети получают знания о музыке, средствах музыкальной выразительности, о разных музыкальных жанрах,

учатся применять эти знания в различных жизненных ситуациях (слушая музыку по радио, телевидению, на концертах),

при восприятии музыки дети сравнивают, анализируют. Формируется технологическая компетентность.

Рассмотрим, каким образом эта компетентность создается при восприятии музыки (слушании). Самый сложный вид деятельности – слушание (восприятие) музыки. Слушание дается уже в 1 младшей группе. Это небольшие пьесы инструментального характера, фольклор, песенки-попевки. По мере взросления ребенка репертуар усложняется. Но самое важное, самое главное – вызвать у ребенка эмоциональный отклик на музыку, поэтому всегда первый вопрос после прослушивание – «Понравилась ли тебе музыка?». А затем уже с помощью педагога ребенок начинает размышлять об услышанном, анализировать, сравнивать. Очень часто используем метод контрастов, метод разрушения, «забегания» вперед и возвращения к пройденному.

Метод контрастов – сравнение пьес различного характера, или различных частей произведения («Весельчак» и «Плакса», «Мальчик гуляет, мальчик зевает»).

Метод разрушения – исполнение знакомого произведения в другом темпе, динамики, фактуре («Марш деревянных солдатиков» - в аккордовом изложении).

Метод «забегания» вперед и возвращения к пройденному.

Встречаясь с новым музыкальным произведением, ребенок фактически ставится перед проблемой узнавания, определения музыкального образа. Если произведение изобразительного характера, задача облегчается. Если же произведение не имеет конкретной программы («Мелодия», «Грустная песенка», «Фантазия»), то бывает затруднительно выявить образ, задуманный композитором. Для облегчения задачи мы создали «Словарь образно-эмоционального содержания музыки», в котором даны различные музыкальные характеристики. Вместе с педагогом ребенок размышляет о средствах музыкальной выразительности, об исполнителях, инструментах. Предлагаем слушать небольшими фрагментами, затем все произведение. Так выполняется принцип « от целого к частному и затем вновь к целому».

Чтобы выявить целостную картину музыкального образа, ребенок с помощью педагога составляет рассказ о прослушанной музыке. Это довольно нелегкая задача, но она себя во многом оправдывает. У ребенка развивается мышление(способность анализировать, сравнивать), память, речь. Записав такой рассказ на аудио пленку, видеокассету и предоставив затем на занятиях по изобразительной деятельности, дети рисуют свои музыкальные представления. Таким образом, происходит интеграция различных видов продуктивной деятельности (восприятие музыки - развитие речи - рисование).

 Наши дети делятся впечатлениями с родителями, рассказывают об услышанной музыке. И уже вне сада, в быту, слушая музыку, переносят свой творческий опыт в новую жизненную ситуацию. К сожалению, хорошая качественная музыка редко звучит дома. И уж тем более мало кто ходит в филармонию. Необходимо привить стойкий интерес уже в детском саду, чтобы в дальнейшем ребенок использовал этот опыт в школе. Некоторые наши выпускники поступают в музыкальную школу и это очень приятно.

Другой вид деятельности – пение. Это наиболее доступный вид деятельности, очень любимый детьми. Существует ряд сложностей при работе над дикцией, артикуляцией. Правильная постановка гласных и согласных звуков формирует красивое, эмоциональное исполнение. Достаточно трудны для воспроизведения звуки свистящие, шипящие, жужжащие звуки. Мы придумали игру, когда каждый из этих звуков передается через образ животных, насекомых, птиц. Через передачу образа ребенок правильно воспроизводит эти звуки. Детям очень нравятся эти упражнения, потому что это игра, это интересно.

Упражнения «Дятел», «Стрекоза», «Жучок», «Филин», «Дерево в бурю».

«Стрекоза» - плечи расправить, трепещет крыльями, поет песню с-с-с всему миру. Повороты корпуса вправо, влево, ноги на ширине плеч. Стрекоза добрая, веселая, ласковая. Стрекоза наклоняется (спела ежику, букашке). Стоит на одной ножке, стоит на одной лапке, поет прямо, с поворотом, наклоны (повисание). Стрекоза прыгает на разные лепестки.

«Жучок» - маленький, круглый, мохнатый, жужжит. Руки опущены на тело, звук ж-ж-ж, полуповороты, перенос тяжести тела на разные ноги. Наклонился к цветку, запачкал лапки, стряхнул пыльцу (освобождение мышц рук). Легато ж-ж-ж, с акцентом – ж-ж-ж. На одну лапку – глиссандо звука. Стряхивает лапки (на ежа, на цветок). Жук подпрыгивает, стряхивает с лапок пыльцу.

«Дятел» - руками держит спину. 4 пальца назад, большой палец на животе. Ноги на ширине плеч. К-к-к, д-д-д, т-т-т наклон головы. Кух – наклоняется вперед, выдох, корпус повисает. Поворачивается вправо, влево. Съедает жучка, движения губ, гладит себя по животу («Вкусный жучок»)

«Филин» - руки согнуты в локтях, подняты вверх ( на уровне груди). Ладони как глаза (закрыть, открыть), фырчит. Перелетает с ветки на ветку.

«Дерево в бурю» - Руки подняты вверх – поворот запястья и корпуса вправо, влево. Усилился ветер – у-у-у. Сильный ветер – наклон, поворот корпуса. Буря – руки вверх а-и-е-ы-о-у-ль ( руки вверх, на ль - резко вниз).

Листопад  «фонарик».

Откидывание кистей рук –а-и-е, стряхивание ль-ль-ль.

При работе над этими упражнениями ребенок получает определенные навыки, которые помогают ему в развитии речи, постановке звуков. Особенно эта работа эффективна с детьми с нарушениями речи, в логопедических группах.

Также мы предлагаем детям дыхательные упражнения, упражнения над дикцией, артикуляцией. Такие упражнения позволяют ребенку пользоваться своим дыханием (развитие навыка брюшного дыхания – более активного, полного). В ходе формирования этим навыков ребенок приобретает навыки здравостроительных позиций.

Наши дети много поют. Не всегда занимаем призовые места на конкурсах, но музыка звучит постоянно – на занятиях, праздниках, в свободной деятельности, Очень часто можно услышать, как дети подсказывают друг другу, как нужно петь, исправляют свои ошибки. Для нас это очень значимо и важно. Ведь мы видим у детей стойкий интерес и очень важно, чтобы этот интерес поддерживался в дальнейшем в школе.

Положительная динамика очень невысока, но она есть. Это еще раз говорит, насколько трудна эта работа.https://pandia.ru/text/78/326/images/image001_60.gif

Рассматривая музыкальное воспитание как неотъемлемую часть всестороннего развития дошкольника, можно сделать вывод: в ходе различной музыкальной деятельности (как под руководством педагога, так и в свободной деятельности), дошкольник приобретает важные качества современного человека. Развитие компетентности в различных областях делает человека более уверенным в окружающей действительности, нацеливает на успешную деятельность.https://pandia.ru/text/78/326/images/image003_40.gif

Музыкальный руководитель МДОУ д/с «Родничок» Филиал №4 «Радуга»

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» 6-е издание, дополнение / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/ — М.: «Мозаика Синтез», 2020 г.;

2. Музыкальное воспитание в детском саду "От рождения до школы" / Под ред. М. Б. Зацепина, Г. Е. Жукова/ - М.: "Мозаика Синтез", 2020г.;

3.  Парциальной программы музыкального воспитания «Ладушки», авторов И.А. Новоскольцевой и И.М. Каплуновой – СПб.: «Композитор», 1999г.;

4. «Топ-хлоп малыши» программы музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет Сауко, Буренина А. И. СПб, 2001

5. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» Н.Г. Кононова, «Просвещение», М., 1990.;

6. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду». Занятия, игры, упражнения/ О.Н.Арсеневская – Волгоград: Учитель, 2016г.;

7. Музыкальное развитие детей на основе народной культуры/О.В.Шубина, И.Г.Чайка.- Волгоград: Учитель, 2016г.;

8. Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников/О.А.Скопинцева; под ред. Г.В.Стюхиной. - Волгоград: Учитель, 2011г.;

9. «Играем в кукольный  театр»,  программа «Театр – творчество - дети» пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. Н. Ф Сорокина, М., 2004 г.;

10. «Музыкальные игры для детей».Т.Н. Образцова.-М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2005г.;

11. «Игровые досуги для детей 2-5 лет».-М.: ТЦ Сфера, 2011г.;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья.Современные подходы к музыкальному воспитанию дошкольников.

В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде иск...

Статья "Музыкальное воспитание дошкольников посредством ИКТ в современной информационной образовательной среде"

Тезисы к областной научно-практической конференции «Преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в современной информационной образовательной среде»...

Характеристика современных отечественных программ музыкального воспитания дошкольников

Учитывая реалии современного дошкольного образования, когда каждое дошкольное учреждение формирует свою образовательную программу, очень непросто разобраться, какие из существующих программ дошкольног...

Современные методы и приемы музыкального воспитания дошкольников

Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования  наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей....

РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙВ МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВАвтор:Балышева Татьяна Владимировна,музыкальный руководительГБДОУ Д/С № 81Красногвардейского районаСанкт-...