РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по музыке

Балышева Татьяна Владимировна

РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Автор:

Балышева Татьяна Владимировна,

музыкальный руководитель

ГБДОУ Д/С № 81

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Балышева Татьяна Владимировна,

музыкальный руководитель

ГБДОУ Д/С № 81

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

XXI век характеризуется стремительным ростом развития информационно-коммуникационных технологий. В связи с этим возникает новая, информационная среда жизнедеятельности современного человека. Согласно «Профессиональному стандарту «Педагог», «готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу дошкольного образования. Профессиональный стандарт «Педагог», который должен прийти на смену морально устаревшим документам, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию» [5].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает, что педагоги должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, в частности информационно-коммуникационными технологиями и способностью применять их в воспитательно-образовательном процессе» [6].

В наше время дошкольная образовательная организация (далее – ДОО) не может не учитывать современные требования к педагогам дошкольного образования, а значит и музыкальный руководитель должен владеть информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ). В условиях современного общества информационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением ИКТ, становится важной составляющей его профессиональной компетентности.

В знакомстве детей с музыкальным искусством музыкальному руководителю могут помочь презентации и видеофильмы, так как использование ИКТ усиливает познавательный интерес ребенка, он становится активным участником образовательного процесса.

С помощью ИКТ музыкальный руководитель реализует следующие задачи: развитие музыкальных способностей дошкольников; дополнение слуховых впечатлений и представлений детей; активизация и развитие эмоционального восприятия музыки; формирование познавательной мотивации у дошкольников к музыкальной деятельности [1, с.13].

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности в дошкольном детстве, познакомить с миром природы, закрепить представления о себе, семье, обществе, искусстве [3]. Казалось бы, музыкальные руководители и так всегда использовали демонстрационный материал при знакомстве детей с музыкой, композиторами, природными явлениями, но с применением ИКТ педагогу гораздо быстрее можно найти фотографии, иллюстрации [4].

Первый – основной вид музыкальной деятельности - восприятие музыки. Для знакомства с зарубежными, российскими композиторами Ев ДОО создана большая картотека народной и классической музыки, только настоящие шедевры могут воспитать любовь к музыке. Кроме того, демонстрация иллюстраций и видеороликов помогают более ярко и интересно познакомить детей с разными видами искусства - театром, балетом, оперой.

ИКТ используется и в пении, так как именно пение является ведущим видом деятельности в музыкально-эстетическом воспитание детей. Для выразительного пения и хорошей дикции дошкольники должны понимать смысл слов, музыкального образа, поэтому в ДОО создана картотека презентаций и иллюстраций, которые помогают детям лучше понять смысл текста; широко используются видеоролики с исполнением детьми песен. После занятий желательно совместно с детьми просматривать и обсуждать видеоролики.

Для выразительного исполнения музыкально-ритмических упражнений и танцев подобраны красочные презентации и видеоклипы. Благодаря их использованию, процесс разучивания танцев проходит быстрее, чем только при словесном объяснении. Также в своей работе музыкальный руководитель может использовать видеоролики с танцами, которые исполняют воспитанники детского сада на утренниках и концертах. Дети с огромным удовольствием просматривают ролики, где можно посмотреть на себя со стороны.

В настоящее время музыкальное воспитание дошкольников проходит не только на музыкальных занятиях, но и в совместной деятельности: праздники, развлечения, тематические вечера, концерты, инсценировки, досуг. При проведении утренников во всех возрастных группах сегодня используются мультимедийные презентации – «Осень, осень в гости просим», «Мамочка любимая», «День Победы», выпуск в школу, музыкальных спектаклях «Храбрый мальчик», «Какая мама лучше?», «Красная шапочка на новый лад», развлечениях. Информационные технологии используются в ДОО не только в работе с детьми, но с родителями.

Музыкальный руководитель также использует компьютер для подбора музыкального сопровождения праздников, развлечений, музыкальной деятельности и написания сценариев, нотных партитур, а также для составления перспективных планов, документации, конспектов занятий, составления диагностических карт [2].

Сегодня трудно представить себе жизнь без техники, но необходимо помнить, что использование ИКТ в образовательном процессе – это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Никакая современная техника не может заменить живое общение педагога с ребенком, не может и не должна.

Список литературы

  1. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду: учебник для учащихся педучилищ. – М.: Просвещение, 1989. – 269 с.
  2. Гулак И.В. Использование компьютера в управлении ДОУ // Управление ДОУ.  2008.  № 8 – С. 36-50.
  3. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве // Управление ДОУ. – 2008. – №6 – С. 32-38.
  4. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. – М.: Новая школа, 1997. – 126 с.
  5. Приказ Минтруда России № 544н от 18.10.2013 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность сфере дошкольного начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель учитель)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения: 15.03.2020).
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014.  32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников

 Аннотация: В статье излагается об использовании информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) при  организации с детьми непосредственно-образовательной деятельности в образ...

Роль игры и танца в музыкальном воспитании дошкольников

Игра в дошкольном возрасте — это основное занятие детей, и ее можно эффективно использовать для привлечения малыша к разным видам музыкальной детальности. На развитие музыкальных и творческих сп...

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ. "Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников."

Опыт работы на тему: "Инновационные технологии в музыкальном воспитании". Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый сло...

Консультация для музыкальных руководителей. Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников.

Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников. Педагог вынужден идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические ...

Проект по музыкально-патриотическому воспитанию детей на тему: «Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников».

laquo;Песня, как никакой другой жанр, всеобъемлюща.Она призвана отражать и преломлять в себекрупнейшие события эпохи. Она конденсирует в себеи тонкую лирику, и героику, и гражданственность».А.Ф...

Мастер класс музыкального руководителя "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «...