Характеристика современных отечественных программ музыкального воспитания дошкольников
статья (младшая группа) по теме

Глазова Ольга Юрьевна

Учитывая реалии современного дошкольного образования, когда каждое дошкольное учреждение формирует свою образовательную программу, очень непросто разобраться, какие из существующих программ дошкольного образования детей принять за основу в образовательной области "Музыка". Во время моей работы в МДОУ "Детский сад компенсирующего вида" №159 Ленинского района г. Саратова мне, как "свежему" выпускнику РГПУ им. А.И. Герцена, поручили сделать доклад на методическом объединении для музыкальных руководителей района, которое состоялось 14.10.2009 г., с просьбой дать сравнительную характеристику современных отечественных программ музыкального воспитания дошкольников.

Информация доклада оказалась очень актуальной, так как в то время (2009 г.) основной упор во всех распорядительных документах по образованию делался на так называемый "региональный компонент", а многие программы, как комплексные, так и парциальные, или перерабатывались, или только "пробивали" путь в ДОУ и не были обеспечены достаточным сопровождающим методическим материалом.

К сожалению, тогда общественную активность педагога не требовалось подтверждать заверенными справками о количестве присутвующих на мероприятии .

При подготовке  были использованы материалы самостоятельной работы во время обучения на заочном отделении Института детства РГПУ им. А.И. Герцена (окончила в 2009 г.). Все цитируемые материалы выбраны из указанных в тексте источников, проанализированы, систематизированы и сгруппированы по форме учебно-исследовательских заданий темы 2 практических занятий по курсу «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» (Праслова Г.А. Практические занятия по курсу "Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста": Учебное пособие.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.). Список комплексных и парциальных программ в материалах доклада расширен автором, т.к. в 2009 году их анонсировалось уже значительно больше, чем предлагалось исследовать в учебном пособии.

Надеюсь, что эти материалы будут полезны как педагогам, так и студентам педагогических учебных заведений, особенно тем, кто ещё только начинает работу музыкальным руководителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_metod_obedinenii_20091009.doc164.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Характеристика современных отечественных программ музыкального воспитания дошкольников

(Доклад на метод объединении 14.10.2009 г.
Глазова О.Ю., музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад компенсирующего вида» №159 Ленинский район г. Саратов)

1Специфика подходов к решению вопросов музыкального воспитания дошкольников в программах.

Одной из ведущих характеристик современного дошкольного образования является «расширение поля инновационных преобразований» (О.А. Сафонова). Об этом убедительно свидетельствует увеличение количества д/с, внедряющих современные программы и технологии. Организационный аспект внедрения предполагает, прежде всего, создание материальных и кадровых условий. Процесс изучения новых программ и методик – длительный и сложный, он требует от специалистов глубокой вдумчивой работы.  В сфере современного дошкольного музыкального образования происходит большой творческий подъём. Создаются различные программы и технологии по отдельным видам деятельности: ритмическим движениям, театрализованным играм и песням и др. Большое внимание уделяется народному творчеству. Каждое из этих направлений является частью общего музыкального воспитания.

Анализ существующих программ по содержанию, целям и задачам позволяет условно разделить их на парциальные, включающие одно или несколько направлений развития детей («Музыкальные шедевры», «Ладушки. Праздник каждый день», «Гармония», «Ритмическая мозаика», «Элементарное музицирование с дошкольниками» и др.), и комплексные, включающие все основные направления развития ребёнка, программы музыкального развития дошкольников. Среди комплексных программ, включающих музыкальное образование как одно из направлений развития дошкольника, в настоящее время можно выделить следующие: «Детство», «Радуга», «Развитие», «Из детства в отрочество».

«Элементарное музицирование с дошкольниками» (Т.Э. Тютюнникова).

Программа разработана на основе сочетания принципов творческого импровизационного музицирования австрийского композитора Карла Орфа с достижениями отечественной музыкальной педагогики. Программа рассчитана на 2 года систематических занятий с детьми старшей и подготовительной к школе групп. Вариативность программы позволяет адаптировать её к работе с детьми младшего и более старшего возраста. 

Идея программы – в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном, импровизационном и обязательно радостном общении с музыкой.

Цель программы – привить первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов; развить природные способности ребёнка.

Главные задачи программы: помочь детям в эстетической игре войти в мир музыки; ощутить и пережить её чувственно; создать предпосылки к формированию творческого мышления; способствовать практическому усвоению музыкальных знаний.

Сопутствующие задачи предусматривают воспитание потребности в музицировании; практическое знакомство с отдельными произведениями классической музыки; развитие навыков общения и соучастия; формирование качеств, способствующих самоутверждению (самостоятельности и свободы мышления, индивидуальности восприятия).

Работа с детьми по развитию у них навыков элементарного музицирования в соответствии с требованиями программы осуществляется по 3-м взаимосвязанным направлениям: учебному, творческому и концертному. По каждому направлению работы программа содержит конкретные рекомендации для педагогов.

Учебное музицирование автор программы рассматривает как обучение простейшим элементам музыкального языка и умению их применять в процессе развития у детей чувства ритма и звуковысотного слуха. Творческое направление работы по развитию у детей навыков элементарного музицирования нацеливает ребёнка на свободное использование знакомого материала в новых условиях, предусматривает различные варианты комбинирования этого материала. Цель творческого направления в работе с детьми – в пробуждении творческого импульса ребёнка. Главной задачей концертного музицирования является приобщение детей к соучастию в исполнении аранжированной классической музыки, а также музыки, созданной самими детьми.

Вся работа с детьми на первом году обучения (донотном периоде) осуществляется в форме устного музицирования по слуху. Главные средства, используемые в работе, - музыка, речь, движение. Основные музыкальные инструменты – шумовые. Важнейшее внимание на первом году обучения уделяется метроритмическому воспитанию детей, развитию интонационного, звуковысотного и тембрового слуха.

На втором году обучения по программе происходит знакомство детей с нотной грамотой, т.к. процесс музицирования в этот период предусматривает широкое применение звуковысотных ударных инструментов – металлофонов, ксилофонов, глокеншпилей. Важное внимание уделяется дальнейшему метроритмическому воспитанию, а также освоению знаний в области элементарной теории музыки.

Основу разработанной в программе методики по элементарному музицированию детей составляют два метода – метод активизации творческих проявлений и метод моделирования элементов музыкального языка. Содержание методики базируется на формировании всех компонентов метроритмического чувства (чувство темпа, метра, ритма, ритмического рисунка, формы). Важнейшим методологическим принципом программы является активное слушание музыки, основанное на соединении восприятия музыки с движением, с действенной реакцией на её отдельные элементы.

Программа снабжена учебно-методическим комплектом, который может использоваться как параллельно с программой, так и в качестве отдельного пособия для ознакомления детей с орфовскими инструментами и для начального введения в основы творческого музицирования. Вариативность программы позволяет использовать её в работе с детьми в ДОУ, в дошкольных гр. детских музыкальных школ, в начальных классах общеобразовательных школ, а также в кружковой работе.


«Музыкальные шедевры» (О.П. Радынова). 

Программа направлена на формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Реализация этой цели обеспечивается отбором произведений музыкальной классики (как отечественной, так и зарубежной) и народной музыки, определяющих содержание музыкального образования, а также пересмотром технологии изучения репертуара на основе создания гибкой, спиралевидной, адаптивной модели систематизации музыкальных произведений по разработанным принципам: тематическому, концентрическому (цикличности), контрастного сопоставления произведений, синкретизма, адаптивности. В центре программы – развитие «слышания» музыки, которое побуждает детей к различным проявлениям творчества: музыкально-ритмические движения, ритмопластика, дирижирование, подпевание, пение, певческие импровизации, оркестровка, игра на детских музыкальных инструментах, рисование, восприятие произведений изобразительного искусства, чтение стихотворений, сочинение сказок, игр-драматизаций, детских опер, постановка спектаклей-игр на сюжеты литературных произведений, озвученных классической и народной музыкой. Основа формирования музыкальной культуры детей – это сама музыка. Главной содержательной установкой программы является художественная ценность рекомендуемого репертуара мировой музыкальной классики и народного искусства. Основной принцип построения программы – тематический (наличие 6 тем, которые изучаются в течение 1-2-х месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе).

Тема «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей» является ведущей, сквозной темой программы для понимания детьми сущности музыкального искусства, выражающего определённое эмоциональное содержание.

Тема «Песня, танец, марш» способствует накоплению представлений о первичных жанрах музыки и осуществлению преемственности дошкольного и школьного музыкального образования.

Тема «Музыка о животных и птицах» даёт детям представление об изобразительности языка музыки, средствах музыкальной выразительности.

Тема «Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня.

Тема «Сказка в музыке» знакомит детей с различными сказочными пьесами классической музыки, которые дети инсценируют, передавая характер персонажей в танцевальных образных движениях, пантомиме, рисунках.

Тема «Музыкальные инструменты и игрушки» знакомит детей с произведениями, имитирующими звучание различных музыкальных инструментов, а также с инструментами симфонического и народного оркестров.

Главные задачи программы: развитие навыков восприятия высокохудожественных музыкальных произведений; развитие  музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности. Программа снабжена учебно-методическим комплектом, включающим методические рекомендации, нотные приложения и конспекты занятий и развлечений с детьми 3-5 и 6-7 лет, комплект аудиокассет с методическими рекомендациями и дидактическим альбомом.

Ладушки. Праздник каждый день» (И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева).

Программа представляет собой план работы по музыкальному воспитанию детей 3-7 лет. Программа является частью комплексной программы «Лада». Подразумевает всестороннее музыкальное воспитание и образование без углубления в какой-либо раздел.

Основной задачей является введение ребёнка в мир музыки с радостью и улыбкой.

Цель программы – музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов).

Ведущие принципы программы: принцип целостного подхода в решении педагогических задач, включающих обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование, самостоятельную игровую деятельность детей, приобщение их к народной культуре (слушание и пение русских народных песен, попевок, разучивание народных игр, хороводов  и т.д.); принцип последовательности, основанный на усложнении поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания; принцип соотношения музыкального материала с природным, народным и частично историческим календарём; принцип партнёрства, основанный на личностно-ориентированном взаимодействии взрослого и ребёнка; принцип положительной оценки детей.

Задачи программы:

  1. подготовить детей к восприятию музыкальных образов;
  2. заложить основы гармонического развития;
  3. приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре;
  4. подготовить детей к освоению различных видов музыкальной деятельности;
  5. развить коммуникативные способности детей;
  6. познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров.

Программа включает разработку музыкальных занятий (на каждый месяц) для детей четырёх возрастных групп ДОУ (младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп). Каждое музыкальное занятие имеет чёткую структуру, включающую освоение музыкально-ритмических движений; развитие чувства ритма, музицирование; пальчиковую гимнастику; слушание музыки; распевание; пение; пляски, игры, хороводы.

Вся работа по музыкальному воспитанию проводится в тесной связи с изобразительной деятельностью, музейной педагогикой, театрализованной ритмопластикой и развитием речи.

Программа снабжена музыкальными приложениями, описанием музыкально-ритмических композиций, музыкальных игр, содержит показатели и критерии музыкального развития детей в каждой возрастной группе по разделам: движение, чувство ритма, слушание музыки, пение.


«Ритмическая мозаика» (А.И. Буренина). Программа по ритмической пластике для детей.

Разработана в 1977 году, доработана и исправлена в 2000 году.

Ритмическая пластика характеризуется как «свободное движение, не подчинённое законам классического танца…» Разнообразие музыкально-ритмических композиций по направленности, стилю, сложности движений, позволяющее использовать их в любых формах организации работы с детьми (от утренней зарядки до праздничных утренников), отражено в названии программы – «Ритмическая мозаика».

Основная направленность – психологическое раскрепощение ребёнка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента. Другими словами, данная программа является музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного движения телом.

Отличительные особенности: Первая - ориентация не только на развитие ритмической пластики детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога в области ритмопластических движений, выявление индивидуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция содержания работы «на себя во взаимодействии с детьми».

Вторая – это использование в качестве музыкального сопровождения, как правило, целостных произведений – в аудио записи и при непосредственном, «живом» исполнении (а не отрывков по 8-16 тактов, как это было принято ранее в традиционных музыкально-ритмических упражнениях). Целостный музыкальный образ передаётся разными пластическими средствами, требующими свободного владения телом, тонкого музыкального слуха, богатого воображения и фантазии. Идя от простого к сложному, от детских песен к симфоническим произведениям композиторов-классиков (М.Мусоргского, П.Чайковского, Э.Грига, К.Сен-Санса и др.) ребёнок постепенно приобщается к миру прекрасного, пропуская как бы «через себя» музыку, сложный мир чувств и образов, обыгрывая своим телом музыкальную ткань произведения, его настроение и содержание, постигая при этом на телесном, зрительном и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности.

Третья – акцентирование внимания педагогов не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям (т.е. формирование двигательных умений), сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это, прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность. По двигательные реакции под музыку можно с достаточной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и психомоторного развития ребёнка.

Программа включает планирование содержания работы по ритмопластике, описание музыкально-ритмических композиций (расположенных в трёх уровнях сложности) с перечнем музыкального репертуара, материалы к развитию импровизации в процессе театрализованной деятельности детей, карту диагностики уровня музыкального и психомоторного развития ребёнка. В программе указаны требования к подбору музыки, требования к подбору движений, критерии определения доступности музыкально-ритмических упражнений.


 

2.   Анализ подходов, характерных для различных программ.

№ п/п

Автор программы

Название программы

Цель и задачи программы

Основные

принципы

программы

Методы

музыкального воспитания

детей

Рекомендуемый

музыкальный

 репертуар

Педагогическая оценка

программы

1

2

3

4

5

6

7

8

1

О.П.Радынова

«Музыкальные шедевры»

Цель – формирование основ музыкальной культуры детей.

Основные задачи:

  • накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей и народной музыки, формировать тезаурус (сокровищницу впечатлений);
  • вызывать сопереживание музыке, проявление эмоциональной отзывчивости, воспитывать эстетические чувства;
  • развивать музыкальное мышление детей;
  • развивать творческое воображение детей (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);
  • побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;
  • расширять знания детей о музыке;
  • вызывать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально-эстетические потребности, начала вкуса, признание ценности музыки;

побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной).

1)Тематический.

2) Контрастного сопоставления репертуара.

3) Концентрический или цикличности (повторяемость тем во всех возрастных гр).

4) Адаптивности (гибкое применение содержания и методов муз.развития детей в зависимости от их индивидуальности).

5) Синкретизма (слитности различных видов деятельности; гибкость, вариативность).

Уподобления характеру музыки (педагог добивается, чтобы действия детей-движения, слово - соответствовали звучащей музыке).

Виды уподоблений: словесное, мимическое, тактильное,

 вокальное,

интонационное, полихудожественное,

 цветовое. 

Метод музыкальных обобщений.

Произведения мировой музыкальной классики и народного искусства.

Программа интересна тем, что даёт огромные возможности для творческой импровизации и педагогу (при подготовке и планировании занятий и досугов) и детям.

Ценно то, что и самому педагогу удаётся в процессе слушания музыки открывать для себя новые «горизонты», а также оснащённость программы аудиоматериалом.

1

2

3

4

5

6

7

8

2

Т.Э.Тютюнникова

«Элементарное музицирование с дошкольниками»

Цель программы – привить первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов; развить природные способности ребёнка.

Главные задачи программы: помочь детям в эстетической игре войти в мир музыки; ощутить и пережить её чувственно; создать предпосылки к формированию творческого мышления; способствовать практическому усвоению музыкальных знаний.

Сопутствующие задачи предусматривают воспитание потребности в музицировании; практическое знакомство с отдельными произведениями классической музыки; развитие навыков общения и соучастия; формирование качеств, способствующих самоутверждению (самостоятельности и свободы мышления, индивидуальности восприятия)

Важнейшим методологическим принципом программы является активное слушание музыки, основанное на соединении восприятия музыки с движением, с действенной реакцией на её отдельные элементы.

Импровизационно-творческая деятельность как принцип обучения.

Метод активизации творческих проявлений.

Метод моделирования элементов музыкального языка.

Музыкальная основа – различные жанры русского детского фольклора, детский фольклор народов мира, авторская музыка разных стилей и эпох (преимущественно миниатюры), современная танцевальная музыка, отдельные современные детские песни.

Вариативность программы позволяет заменить 1 из 2-х традиционных занятий в неделю на занятие по элементарному музицированию, что вносит разнообразие в педагогический процесс. Педагог может и сам проявить свои творческие способности.

Элементарное музицирование педагога и ребёнка оказывает огромное влияние на развитие личностных качеств дошкольника, которые формируются именно в совместной деятельности.

Есть видеокассеты с методикой, компакт-диски с музыкой, что является большим подспорьем в работе музыкального руководителя.

1

2

3

4

5

6

7

8

3

И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева

«Ладушки. Праздник каждый день»

Цель программы – музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов).

Основной задачей является введение ребёнка в мир музыки с радостью и улыбкой.

Задачи программы:

1) подготовить детей к восприятию музыкальных образов;

  1. заложить основы гармонического развития;
  2. приобщить детей к русской народно-тради-ционной и мировой музыкальной культуре;
  3. подготовить детей к освоению различных видов музыкальной деятельности;
  4. развить коммуникативные способности детей;
  5. познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров.

Принцип создания непринуждённой обстановки;

принцип целостного подхода; принцип последовательности, основанный на усложнении поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания; принцип соотношения музыкального материала с природным, народным и частично историческим календарём;

принцип партнёрства, основанный на личностно-ориентированном взаимодействии взрослого и ребёнка;

принцип положительной оценки детей.

Принцип построения занятий - традиционный, но с введением необычных игровых моментов и вариантов.

Произведения композиторов-классиков прошлого (П.И. Чайковский, И. Штраус, Ф. Шуберт и др.) и современности, детских композиторов
(Г. Струве, Д.Б. Кабалевский А. Филипенко, В.Витлин и др.), разнообразный фольклорный материал.

Особое место уделяется творчеству П.И. Чайковского.

Программа удобна практикующему музыкальному руководителю тем, что сама по себе является подробным планом занятий по каждой возрастной группе. Представлен богатый музыкальный материал по всем видам музыкальной деятельности.

Есть методические разработки по музыкально-ритмическим движениям и пр.

Программа содержит методику диагностики, показатели и критерии муз.развития детей в каждой возрастной группе по разделам: движение, чувство ритма, слушание музыки, пение.

Ценно то, что предусмотрено использование интересного и яркого наглядного материала.

1

2

3

4

5

6

7

8

4

А.И. Буренина

«Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей

Цель - развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.                    

 Задачи:

1)развитие музыкальности: способности воспринимать музыку; специальных муз. способностей: муз.слуха, чувства ритма; муз.кругозора;

2)развитие двигательных качеств и умений: ловкости, точности, координации движений; гибкости и пластичности; умения ориентироваться в пространстве, воспитание выносливости, развитие силы; формирование правильной осанки, красивой походки; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

3)развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку: воображения и фантазии; способности к импровизации в движении, изобразительной деятельности, слове.

4)развитие и тренировка психических процессов: эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике; восприятия, внимания, памяти, мышления, воли; подвижности (лабильности) нервных процессов.

5)развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: воспитание умения сопереживать другим людям и животным; умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Принцип образности.

Принцип ассоциативности.

Применение принципов общей дидактики: доступности, наглядности, сознательности.

Метод пластического интонирования.

Метод активизации творческих проявлений ребёнка.

Художественно-практический метод.

Метод создания композиций.

Метод создания художественного контекста.

Использование интенсивных методов обучения – выполнение большого объёма двигательных упражнений на занятиях

Для ритмических композиций рекомендуется использовать музыку разнообразных стилей жанров, поэтому важно включать такие произведения как:

  •  Детские песни современных российских композиторов: В. Шаинского,
    Б. Савельева, Г. Гладкова и др.;
  •  Народные мелодии: «Калинка», «Светит месяц» и др;
  •  Эстрадные мелодии (например, пьесы А. Петрова из к/ф, произведения из репертуара оркестров Поля Мориа, Ф. Гойи и др.)
  •  Классические произведения: «Аквариум» К. Сен-Санса, «В пещере горного духа» Э. Грига, «Менуэт» Л. Боккерини и др.

 Плюс данной программы в том, что использование в работе не только «живого» исполнения музыки, а и технических средств обучения, позволяют муз.руководителю более тесно общаться с детьми. Предполагается использование музыкального материала в других видах детской деятельности, что способствует более быстрому его усвоению и запоминанию.  

1

2

3

4

5

6

7

8

5

Авторский коллектив – преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена – В.И. Логинова,
Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. (авторы раздела «Ребёнок и музыка» -А.Г.Гогоберидзе, Г.В.Курило)

Комплексная программа «Детство». Раздел «Ребёнок и музыка»

Обобщёнными целями музыкального развития и образования в каждой возрастной группе являются: развитие музыкальной культуры дошкольника, накопление у него опыта взаимодействия с музыкальными произведениями; развитие у ребёнка активного отношения к музыке на основе различных видов музыкальной деятельности.

В младшем дошкольном возрасте основные задачи воспитателя: воспитание у ребёнка эмоциональной отзывчивости на музыку; активизация слуховой восприимчивости ребёнка; развитие у ребёнка активного отношения к музыке в процессе организации музыкально-ритмических движений, игры на муз. инструментах, формирования певческих умений в муз. играх и танцах.

В среднем дошкольном возрасте задачи музыкального развития ребёнка включают: воспитание слушательской культуры детей, развитие умения понимать и интерпретировать выразительные средства музыки; развитие умений общаться и сообщать о себе с помощью музыки; развитие музыкального слуха, освоение элементарной музыкальной грамоты; развитие координации слуха и голоса; освоение приёмов игры на детских музыкальных инструментах; танцевальных движений и ритмопластики.

В старшем дошкольном возрасте задачи воспитателя включают: обогащение слухового опыта детей в процессе их знакомства с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке; расширение представлений детей о творчестве как отечественных, так и зарубежных композиторов; обучение детей различным способам познания музыки (на основе анализа, сравнения, сопоставления); развитие умений интерпретации музыки.

Принцип этнокультурной соотнесённости 

(ребёнок приобщается к истокам народной культуры своей страны, уделяется большое внимание произведениям устного народного творчества, народным хороводным играм, народной музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству России).

Принцип целостности.

Принцип ассоциативности.

Метод создания художественного контекста (эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, народной культуре).

Обучение строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность.

Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности.

Классическая музыка зарубежных и отечественных композиторов прошлого (И.С. Бах, Х. Глюк, Э. Григ, И. Гайдн, В.А. Моцарт, Н.А. Римский-Корсаков, И.М. Глинка, П.И. Чайковский); современных композиторов (С. Прокофьев, Г. Свиридов, Д.Б. Кабалевский и др.); обращение к народной музыке.

Несомненным достоинством раздела является очень подробная психолого-педагогическая характеристика каждого возраста..

Недостаточное внимание уделено в программе систематизации музыкального материала, так как авторы предполагают творческое отношение педагогов к планированию музыкально-образовательной деятельности детей с учётом уровня их развития, стиля взаимодействия педагога с детьми.

1

2

3

4

5

6

7

8

6

Авторский коллектив – сотрудники лаборатории дошкольного воспитания Института общего

образования Министерства образования РФ. Программа разработана под руководством Т.Н. Дороновой.

Комплексная программа «Радуга»

Основные задачи данного раздела включают: обогащение музыкальных впечатлений детей; развитие эмоциональной отзывчивости; формирование выразительных певческих и пластических навыков.

Общие задачи: предоставить ребёнку возможность радостно и содержательно прожить годы детства; обеспечить охрану и укрепление его здоровья; способствовать его всестороннему и своевременному психическому развитию; формировать бережное отношение к окружающему миру; приобщить ребёнка к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и др.).

Авторы не настаивают на определённой методике работы с детьми, а лишь дают рекомендации

Русский фольклор; народные мелодии, лирические песни о природе, попевки, заклички, хороводные игры; произведения великих русских композиторов и мировая классическая музыка (И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, А. Вивальди, К.В. Глюк, В.А. Моцарт, И. Гайдн, Ф. Шопен и др.); аудиозаписи со звучанием оркестра народных инструментов, записи старинных танцев (краковяк, мазурка, полька и др.).

Большое внимание в программе уделяется человеческому голосу как «природному инструменту», пению без музыкального сопровождения (в результате чего у ребенка развивается способность к различению звуков по высоте на слух, ребенок лучше в этом случае слышит мелодию); программа рекомендует петь не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни, и на других занятиях, что дает возможность развивать с раннего возраста музыкальные способности.

1

2

3

4

5

6

7

8

7

Руководитель программы - Т.Н. Доронова

Комплексная программа «Из детства в отрочество»

Цель программы: создание в семье и ДОУ благоприятных условий для ЗОЖ, развития дарований и способностей детей, воспитание уважения к национальным традициям, любви к родному языку.

Важнейшие задачи музыкального развития ребёнка:

- в ДОУ: развивать восприятие музыки как одну из форм приобщения ребёнка к музыкальной культуре; расширять представления о музыке как виде искусства; формировать целостное восприятие музыки и её выразительных средств; развивать у ребенка потребность в новых музыкальных впечатлениях; формировать музыкальное мышление детей, используя разнообразие музыкальных образов; стимулировать стремление детей к песенному творчеству; создавать условия для освоения выразительных движений под музыку и музицирования на простейших музыкальных инструментах.

- в семье: поддерживать интерес к прослушиванию музыкальных произведений; формировать восприятие музыки во взаимосвязи с литературными произведениями, живописью, театром; поощрять певческие проявления; устраивать совместные дуэты (с мамой, папой, бабушкой); поддерживать интерес к музыкально-двигательной деятельности, как можно чаще создавать ситуации для танцевальных импровизаций; обеспечить условия для элементарного музицирования на простейших музыкальных инструментах.

Принцип художественности.

Принцип целостности.

Тесное взаимодействие с родителями.

Технологии непрерывного (дошкольного и начального общего) образования.

Авторы считают необходимым развить у дошкольников потребность в постоянном общении с настоящей музыкой – народной, классической, современной.

Вокальная музыка (русские народные песни, современные отечественные песни, песни разных народов, романсы, песенки их мультфильмов, арии из опер); инструментальная музыка (программная музыка, пьесы-настроения, лирические сочинения); оркестровая музыка (для народных инструментов, симфоническая камерная, музыка для большого симфонического оркестра).

Несомненными педагогическими достоинствами программы являются:

 - тесное взаимодействие  ДОУ с семьёй;

- наличие приложений («Ступеньки музыкального развития», автор – Е.А.Дубровская) с разработанными музыкальными занятиями, представленными композициями танцев; музыкальным материалом и примерным распределением его по месяцам;

- большое внимание уделено театрализованной деятельности.  

3. Основные тенденции и принципы музыкального воспитания дошкольников, отражённые в современных отечественных программах музыкального воспитания и обучения детей.

Тенденция – это направление развития какого-либо явления, мысли, идеи.

Принцип – это руководящая идея, основополагающее требование к организации и проведению процесса (в данном случае музыкального воспитания).

Специфика музыки как вида искусства определяет своеобразие педагогических принципов в области музыкального образования детей. (Педагогические принципы - это система основополагающих теоретических обобщений, призванных наиболее плодотворно и целесообразно организовать содержание и формы обучения, воспитания и развития ребёнка).  Основы их разработки были заложены в 20-е гг. ХХ в. в трудах Б.В. Асафьева, А.А. Шеншина, Б.Л. Яворского и др., а позже в работах по философии и психологии искусства Л.С. Выготского, А.Н. Сохора, С.Х. Раппопорта, М.С. Кагана, в творческо-педагогическом наследии выдающихся педагогов-музыкантов Г.Г. Нейгауза, С.Е. Фейнберга, Д.Б. Кабалевского, Л.В. Горюновой и др. Анализ трудов перечисленных авторов, а также современные научные исследования в области музыкальной педагогики позволяют выделить ряд принципов музыкального образования, соответствующих специфике муз. искусства и природе ребёнка.

Принцип целостности наиболее полно отвечает главнейшему свойству человеческой психики – способности целостно воспринимать мир в единстве эмоционального и интеллектуального начала, в единстве сознательного и подсознательного. Действие этого принципа проявляется на всех уровнях: в целях, задачах, содержании музыкального образования, выборе его методов.

Принцип образности основывается на универсальной природной особенности психики ребёнка – дошкольника воспринимать и познавать мир в конкретно – чувственных образах. Содержание музыки разворачивается перед ребёнком через художественный образ и его видоизменения. Задача педагога в том, чтобы сформировать опыт понимания художественного образа.

Принцип интонационности (смыслового ядра музыки). Понимание интонационности как сущности музыкального искусства направляет действие педагога на формирование и обогащение интонационно-слухового опыта ребёнка как основы его музыкального развития, разработку методов музыкального образования детей. Накопленный музыкально – слуховой опыт является для ребёнка ориентиром при восприятии новых музыкальных произведений.

Принцип ассоциативности ориентирует педагога на актуализацию восприятия, фантазии и воображения ребёнка в процессе его общения с музыкой, на понимание музыкального образа – как отражения окружающего мира, на установление связей музыкальных образов с явлениями окружающей действительности за счёт выхода «во внемузыкальные сферы».

Принцип художественно-педагогической драматургии (Д.Б. Кабалевский). Нацеливает на разработку структуры и последовательности форм и видов музыкальных занятий с детьми с учётом драматургии произведений искусства.

Принцип сходства и различия (Д.Б. Кабалевский) ориентирует на постижение музыки через осмысление и понимание воплощённых в ней жизненных явлений.

Специфика перечисленных принципов музыкального образования заключается в том, что они полностью соответствуют природе самой музыки как вида искусства. При всём разнообразии они отвечают двум основным требованиям: учитывают, что содержанием музыки являются чувства, эмоции, переживания человека; опираются на интонационную природу музыки. Своеобразие принципов музыкального образования – в их интегративном характере, отражающем единство научной и художественной картины мира, целостность и универсальность законов его развития.

Рассматривая принципы музыкального образования, следует остановиться на проблеме возможности применения в музыкальном образовании принципов общей дидактики (преемственности, доступности, сознательности, наглядности и др.). Применение этих принципов должно учитывать специфику музыки как искусства. В этой связи актуализируется проблема «одухотворения музыкой» (Л.В. Горюнова) существующих дидактических принципов, использующихся в музыкальной педагогике.

На основе анализа вышеперечисленных программ можно сделать вывод, что общей тенденцией для них является привитие дошкольникам азов музыкальной культуры, музыкальное образование строится на использовании музыкальных произведений высокохудожественных по содержанию (в отличие от засилья на бытовом уровне и в средствах массовой информации популярной музыки). Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте.

Объединяет все программы использование принципов общей дидактики. Для комплексных программ характерно то, что музыкальное воспитание рассматривается как часть общего всестороннего гармоничного развития ребёнка. В парциальных программах главное - это развитие отдельных музыкальных способностей ребёнка (причём, для каждой из них приоритетными являются свои собственные).

Все программы преследуют цель развития музыкальных способностей ребёнка в различных видах музыкальной деятельности.

В целях, задачах, содержании музыкального образования и выборе его методов в программах чётко прослеживается принцип целостности. В частности, в программе «Ладушки. Праздник каждый день» он обозначен как один из главных методических принципов, как целостный подход в решении педагогических задач, то есть в разнообразных формах общения детей с музыкой все элементы музыкально-педагогического процесса пронизаны единым смыслом – творческого развития детей на материале русской культуры.

Во всех перечисленных программах содержание музыки разворачивается перед ребёнком через художественный образ, что соответствует принципу образности. Например, в ритмической пластике А.И. Бурениной движения должны соответствовать музыке и быть доступными и понятными по содержанию игрового образа (мир игрушек, окружающей природы, герои волшебных сказок).

Принцип  ассоциативности ярко прослеживается в программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», который ориентирует педагога на актуализацию восприятия, фантазии и воображения ребёнка в процессе его общения с музыкой. Этому способствует и использование метода уподобления характеру музыки

Основополагающим принципом комплексной программы «Из детства – в отрочество» является принцип художественности, который реализуется через триаду композитор – исполнитель – слушатель, где исполнитель (музыкант-педагог) занимает ведущее место. От его вкуса, выразительного исполнения зависит художественность вкуса и предпочтений маленького слушателя.

Таким образом, можно сказать, что все программы построены на  принципах музыкального образования.
Значимость отдельных музыкальных принципов в разных программах неодинакова.

Комплексная программа «Детство» (авторский коллектив – преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена – В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.).

Девиз программы: «Чувствовать. Познавать. Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребёнка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность..

В основу программы легли идеи, отражающие взгляды петербургской (ленинградской) научной школы на сущность развития ребёнка в период дошкольного детства. Программа состоит из трёх частей, каждая из которых посвящена определённому возрастному периоду (младший, средний и старший).

Содержание программы условно объединено вокруг 4 основных блоков:

1) «Познание» (развитие познавательной активности детей на основе различных способов познания окружающего мира: сравнения, элементарного анализа, обобщения и т.д.);

2) «Гуманные отношения» (доброжелательное и бережное отношение к окружающему миру);

3) «Созидание» (освоение детьми разнообразных способов деятельности);

4) «ЗОЖ» (создание условий для полноценного физического и психологического здоровья ребёнка).

Обобщёнными целями музыкального развития и образования в каждой возрастной группе являются: развитие музыкальной культуры дошкольника, накопление у него опыта взаимодействия с музыкальными произведениями; развитие у ребёнка активного отношения к музыке на основе различных видов музыкальной деятельности.

В соответствии с поставленными целями содержание раздела «Ребёнок и музыка» в каждой возрастной группе делится на две части:

1) музыкальное восприятие – слушание – интерпретация;

2) музыкальное исполнительство – импровизация – творчество.

В каждой части раздела «Ребёнок и музыка» формулируются задачи воспитателя для осуществления музыкального развития детей, конкретизируется содержание музыкального образования детей, даются методические советы по организации музыкального образования дошкольников, представлены уровни освоения программы.

В разделе «Ребёнок и музыка» (младший дошкольный возраст) определены основные задачи воспитателя: воспитание у ребёнка эмоциональной отзывчивости на музыку; активизация слуховой восприимчивости ребёнка; развитие у ребёнка активного отношения к музыке в процессе организации музыкально-ритмических движений, игры на музыкальных инструментах, формирования певческих умений в музыкальных играх и танцах.

В среднем дошкольном возрасте задачи музыкального развития ребёнка формулируются с учётом возросшего музыкального опыта ребёнка. Они включают: воспитание слушательской культуры детей, развитие умения понимать и интерпретировать выразительные средства музыки; развитие умений общаться и сообщать о себе с помощью музыки; развитие музыкального слуха, освоение элементарной музыкальной грамоты; развитие координации слуха и голоса; освоение приёмов игры на детских музыкальных инструментах; танцевальных движений и ритмопластики.

В старшем дошкольном возрасте особенности детей и уровень их художественной культуры позволяют осуществлять процесс музыкального развития на основе взаимосвязи музыки с другими видами искусства: литературой, живописью, театром. Программа музыкального образования детей этого возраста основана на интегративном подходе к организации взаимодействия детей с искусством. Задачи воспитателя, организующего процесс общения старшего дошкольника с музыкой, включают: обогащение слухового опыта детей в процессе их знакомства с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке; расширение представлений детей о творчестве как отечественных, так и зарубежных композиторов; обучение детей различным способам познания музыки (на основе анализа, сравнения, сопоставления); развитие умений творческой интерпретации музыки.

Авторы программы предполагают творческое отношение педагогов к планированию музыкально-образовательной деятельности детей с учётом уровня их развития, стиля взаимодействия педагога с детьми. Успешная реализация программы, по мнению её авторов, становится возможной при создании развивающей предметно-пространственной музыкальной среды ДОУ, его обеспеченности необходимыми учебными пособиями и игровыми материалами,  при организации доброжелательного взаимодействия взрослого и ребёнка.

Комплексная программа «Из детства - в отрочество» (руководитель программы - Т.Н. Доронова).

Охватывает возраст от 4-х до 7-ми лет. Это программа для родителей и педагогов. Путь из детства в отрочество ребёнок проходит с родителями, воспитателями и учителями начальной школы. 

Цель программы: создание в семье и ДОУ благоприятных условий для ЗОЖ, развития дарований и способностей детей, воспитание уважения к национальным традициям, любви к родному языку. Для каждого возрастного этапа в программе определяются задачи, требующие решения в условиях семьи и д/с по 2 направлениям – «Здоровье» и «Развитие».

Музыкальное развитие ребёнка рассматривается как особая область в структуре профессиональной деятельности педагога. В программе сформулированы важнейшие задачи музыкального развития ребёнка: развивать восприятие музыки как одну из форм приобщения ребёнка к музыкальной культуре; расширять представления о музыке как виде искусства; формировать целостное восприятие музыки и её выразительных средств; развивать у ребенка потребность в новых музыкальных впечатлениях; формировать музыкальное мышление детей, используя разнообразие музыкальных образов; стимулировать стремление детей к песенному творчеству; создавать условия для освоения выразительных движений под музыку и музицирования на простейших музыкальных инструментах. Основополагающий принцип программы – принцип художественности. В программе акцентируется внимание на взаимосвязи семьи и д/с в организации процесса музыкального образования ребёнка.Для реализации программы предлагается комплект методических материалов для родителей и педагогов, обеспечивающий целостность педагогического процесса и учитывающий технологии непрерывного (дошкольного и начального общего) образования.

Комплексная программа «Радуга» (авторский коллектив – сотрудники лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования Министерства образования РФ. Программа разработана под руководством Т.Н. Дороновой). Программа реализуется с 1989 года.

Предназначена для работы с детьми от 3-х до 6-ти лет. Педагогическая работа по программе строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребёнка и становлении его личности. Каждый из 7 важнейших видов деятельности детей (физическая культура, игра, изобразительная деятельность и ручной труд, конструирование, занятие музыкальным и пластическим искусством, занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, занятия математикой) поэтично сравнивается с одним из цветов радуги.

Музыкальное и пластическое развитие ребёнка в программе символизирует голубой цвет. Основные задачи данного раздела включают: обогащение музыкальных впечатлений детей; развитие эмоциональной отзывчивости; формирование выразительных певческих и пластических навыков.

В процессе реализации программы перед воспитателем выдвигаются и общие задачи: предоставить ребёнку возможность радостно и содержательно прожить годы детства; обеспечить охрану и укрепление его здоровья; способствовать его всестороннему и своевременному психическому развитию; формировать бережное отношение к окружающему миру; приобщить ребёнка к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и др.).

Существенным моментом в педагогической работе по программе является создание у детей мотивации, побуждающей их охотно усваивать то новое, что им будут передавать взрослые. В связи с этим предлагаются три типа мотивации: игровая мотивация, мотивация общения, мотивация заинтересованности. В «Руководстве» к программе даётся их конкретное описание применительно к разным разделам работы.

В разделе, посвящённом музыкальному и пластическому развитию ребёнка, показывается, как реализуются мотивационные этические и воспитательные задачи, на конкретном материале объясняется, как формируются эстетические переживания ребёнка, интерес к музыке, как развиваются музыкально-сенсорные способности: слуховые, интонационно-речевые, декламационные и певческие, элементарно-инструментальные и двигательные (моторика различных частей тела, их координация, ритмичность движения, пространственная координация).

Авторы программы не настаивают на определённой методике работы с детьми, а лишь дают рекомендации, предоставляя педагогам возможность для самостоятельного творческого поиска наиболее эффективных средств её реализации.

Примечание:

При подготовке доклада автором были использованы материалы самостоятельной работы во время обучения на заочном отделении Института детства РГПУ им. А.И. Герцена (окончила в 2009 г.). Все цитируемые материалы выбраны из указанных в тексте источников, проанализированы, систематизированы и сгруппированы по форме задания 2 темы 2 практических занятий  по курсу дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» (Праслова Г.А. Практические занятия  по курсу «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья.Современные подходы к музыкальному воспитанию дошкольников.

В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде иск...

Современные парциальные программы музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.Презентация.

В настоящее время любое дошкольное учреждение самостоятельно в выборе из комплекса рекомендованных программ, а также в разработке собственных, поэтому в каждом ДОУ может использоваться ряд программ....

Современные подходы к музыкальному воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Современные подходы к музыкальному воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

Использование современных технологий в музыкальном воспитании дошкольников

Использование современных технологий в музыкальном воспитании дошкольниковПодготовила: музыкальный руководитель Сарви Людмила Николаевна Аннотация: в статье раскрывается проблема использования ин...

Использование современных технологий в музыкальном воспитании дошкольников

Аннотация: в статье раскрывается проблема использования инновационных технологий в музыкальном образовании дошкольников. В число используемых видов музыкальной деятельности входят импровизированная те...

«Современные инновационные технологии музыкального воспитания дошкольников в условиях внедрения ФОП ДО и ФГОС»

Доклад на пед совете " Современные иновационные технологии музыкального вовоспитания дощкольников в условиях внедрение ФОП ДО и ФГОС"...