Главные вкладки

    Фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова
    консультация по музыке по теме

    Мишина Светлана Владимировна

    В данном материале представлены фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста, разработанные на основе  фонопедического метода развития  голоса В.В.Емельянова

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon master_klass_fmrg.doc178 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

     «Детский сад № 123 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»

    города Чебоксары Чувашской Республики

    Конспект мастер  - класса для музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений

    «Фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста в рамках фонопедического метода развития  голоса В.В.Емельянова»

    Составитель:

    музыкальный руководитель I категории

    Мишина Светлана Владимировна

     

                                           

                                                   

                                              Чебоксары, 2016


    О фонопедическом методе развития голоса В.В. Емельянова (ФМРГ)

            В качестве специальной технологии обучения детей дошкольного возраста  пению мною используется «Фонопедический метод развития голоса» В. В. Емельянова. Емельянов Виктор Вадимович является автором фонопедической методики развития голоса (кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой музыкального образования Тюменского Государственного ниверситета).В прошлом врачу – фониатору. профессиональному вокалисту и актеру ему на собственном опыте пришлось убедиться, как важно иметь здоровый и развитый голосовой аппарат, как важно уметь правильно им управлять. Им была разработана уникальная педагогическая технология развития голоса, расширения его возможностей, освоение различных техник пения.                                                Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) – это многоуровневая обучающая программа (педагогическая технология) установления координации и  эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач с неизменно высоким эстетическим качеством.  Метод называется фонопедическим благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности. (Для справки: Фониатрия - это раздел оториноларингологии, посвящённый проблемам диагностики, лечения и профилактики заболеваний голосового аппарата, фонопедия – это раздел логопедии, занимающийся восстановлением и профилактикой голоса специальными педагогическими техниками).  Система взглядов, методов работы по постановке голоса была изложена автором в книге «Развитие голоса. Координация и тренаж»,  которая адресована самому широкому кругу читателей.  В ФМРГ обоснован каждый шаг, каждый звук. Метод позволяет совершенствовать голос применительно к каждому отдельному случаю, индивидуально к каждому ученику с учетом его природных особенностей. Развитие мышц, участвующих в звукообразовании, позволяет разрешать проблемы даже с травмированными голосами, голосовыми аппаратами с различными дефектами. Ни один звук в пении упражнений ФМРГ не возникает просто так. Это всегда какое-то особое «непевческое» и/или неречевое положение или действие голосообразующей системы, которое может иметь координирующее и тренирующее значение для нашего голоса.                                                                                                                                                                Фонопедический метод развития голоса также направлен на оздоровление голосового аппарата, продление его службы. Он способствует улучшению психо-эмоционального фона человека, развитие и гармонизацию личности. Важной особенностью метода является развитие у вокалиста любого возраста способности к самоанализу и самоконтролю, наблюдению за прогрессом в собственном обучении. Вокалист обретает способность понимать собственные восприятия, т.е. правильно себя слушать и слышать.

    Для работы с детьми автором предусмотрены голосовые игры.          Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. Известно, что петь громко легче, чем тихо. Это естественно: любая координация осваивается от более грубого уровня к более тонкому. В стрельбе, например, нельзя сразу попасть в «десятку», сперва надо научиться попадать хотя бы в доску, на которой находится мишень! Так и в пении: если ребенок может сначала крикнуть, а после — запищать и при этом осознает, что это разная механика, — это путь к интонированию.         Эти особенности положены в основу ФМРГ.                   Следует отметить, что наряду с развивающей задачей упражнений В. В. Емельянова прежде всего направлены на сохранение детских голосов. Голосовые игры на основе фонопедического метода В. В. Емельянова готовят голосовой аппарат ребенка к правильному, интонационно выразительному произношению и являются полезными для развития сценической речи, свободы самовыражения.                                                                     Упражнения ФМРГ                                                                                    Фонопедический метод  развития голоса, имеет  прежде всего, технологическую направленность. Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажных задач работы над голосом. Эти упражнения являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе. Фонопедические упражнения стимулируют, тренируют  мышцы, принимающие участие в голосообразовании. Что дают фонопедические упражнения при обучении вокалу? Это:                                                                                                                                                 •Расширение диапазона;                                                                                                    •Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка;                                 •Усиление насыщенности звука;                                                                                  •Полетность;                                                                                                               •Улучшение вибрато;                                                                                                     •Большая певучесть звука;                                                                                          •Свобода;                                                                                                              •Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.                              Важное значение имеют фонопедические упражнения и в профилактике простудных заболеваний верхних дыхательных путей и заболеваний горла.                                                                                                                В работе музыкального руководителя детского сада  данный метод развития детского голоса может применяться как  фрагментарно в организованной образовательной музыкальной деятельности, так и полностью при оказании дополнительных музыкальных образовательный услуг – в работе с хором  или индивидуальной работе по вокалу с детьми дошкольного возраста.                         Фонопедический комплекс ФМРГ состоит из 6 групп упражнений:

    • артикуляционная гимнастика;
    •  координирующие интонационно фонетические упражнения;
    • активизирующие упражнения, на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК);
    • тренировочные программы для грудного (не фальцетного) регистра детского и женского голоса;
    • тренировочные программы на переход из грудного регистра в фальцетный с использованием регистрового порога-«П»;
    • тренировочные программы для фальцетного регистра детского и женского голоса.                                                                                                                                         Каждая группа упражнений  имеет свое особое значение, но все эти группы взаимосвязаны.                                                                                                                       Освоение  программы по развитию голоса при помощи  фонопедического метода В.Емельянова (ФМРГ) предполагает несколько последовательных уровней обучения:                                                                                                                    1 уровень. Дошкольники и младшие школьники, не проходившие обучение в дошкольных учреждениях.                                                                                                     2 уровень. Младшие школьники в ДМШ и ДШИ, средние школьники в общеобразовательных школах, учебные хоры дирижеров – хоровиков и музыкально – педагогических систем.                                                                                                           3 уровень. Средний и старший хоры, индивидуальная вокально – педагогическая работа.                                                                                                                                       4 уровень. Старший хор. Взрослый хор. Индивидуальная работа  со средними и старшими школьниками, начинающие профессионалы (студенты).                                                                                                                          5 уровень. Старшие. Профессионалы.                                                                                                            Первый уровень обучения (дошкольники)                       Рассмотрим 1 уровень обучения, рекомендованный для занятий вокалом с детьми дошкольного возраста. Прежде всего обращаем внимание, что все приемы и упражнения фонопедического метода, рекомендованные автором на данном уровне обучения   должны быть освоены и выучены. Скорость освоения зависит от того времени, которое музыкальный руководитель   может уделить методу. При работе с детьми дошкольного возраста больше должна быть доза игровых упражнений и меньше - тренировочных.  В  арсенале разнообразных приёмов, активизирующих процесс работы с детьми,  игре в различных её формах, отводится особая роль. Во время игры у детей снимается скованность, они чувствуют себя свободно и потому значительно полнее проявляют свои  музыкальные способности.                           Важное значение имеет составление тренировочного алгоритма для детей дошкольного возраста.         Упражнения 1 уровня  выполняются по 4 раза.         Менее 4 раз исполнять упражнение нецелесообразно, т.к. не будет возникать необходимой тренировочной нагрузки. При уверенном выучивании упражнения 1 уровня могут быть пройдены за 5- 7 минут.        Полностью весь первый комплекс ФМРГ может быть исполнен за время от 15 до 30 минут, в зависимости от темпа исполнения и времени, затрачиваемого музыкальным руководителем на показ упражнения, или напоминание их последовательности, или индивидуальную проверку качества исполнения.                                                                                                                Результатом применения ФМРГ  является постепенное развитие дыхательной, артикуляционной и голосообразующей функции певческого аппарата дошкольника.                                                                                                                                    На  1 – ом  уровне обучения, предполагается следующая последовательность введения упражнений  по развитию голоса при помощи фонопедического метода:  голосовые игры и  элементарное голосовое музицирование.                           Средствами ФМРГ на данном уровне является  1 - ый комплекс упражнений, состоящий из 3 – х циклов:                                                                                                                         артикуляционная гимнастика;                                                                          координирующие интонационно фонетические упражнения;                     активизирующие упражнения, на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК).                                                                                                                                                             Упражнения представлены в двух вариантах исполнения в зависимости от обучающей ситуации и возраста детей. АБСТРАКНЫЙ ВАРИАНТ – приёмы ФМРГ положенные на интонационно - фонетическую основу. КОНКРЕТНЫЙ – приём, включённый в стихотворный текст или сопровождающий его.                   Последовательность упражнений 1 уровня мотивирована как постепенностью увеличения звуковысотной и динамической нагрузки на голосовой аппарат детей, так и формой их изложения и выполнения: от игры к обучающему и тренирующему алгоритму ( в описании упражнений – конкретный и абстрактный варианты). Общее направление движения – от звуков низкой тесситуры и энергетики к звуковой более высокой тесситуры и энергетики.                                                                                                                       Музыкальный руководитель, при обучении дошкольников, должен заниматься по системе несколько лет подряд, (возвращаясь к определённым упражнениям в процессе обучения). До тех пор, пока дети не вырастут физически, морально и эмоционально, для освоения последующих уровней ФМРГ.                                                                                                  Циклы упражнений 1 уровня ФМРГ в абстрактном варианте
    1. Артикуляционная гимнастика:
    • разогрев и подготовка к дальнейшей работе мышц лица и ротоглоточной полости;
    • знакомство с активностью мышц лица и ротоглотки в деятельности, отличающейся от речевой
    • запоминание уровня активности и произвольное включение мышц в деятельность.

    Упражнения:

    1. Покусайте кончик языкаПовторите это упражнение 4–8 раз, пока не почувствуете, что активизировалась работа слюнных желёз, полость рта увлажнилась.

    2. «Шинковать» язык – т.е., покусывая язык, постепенно высовывать его так, чтобы добраться до середины языка. Это упражнение тоже повторить 4–8 раз.

    3.Пожуйте язык попеременно на одной стороне рта, на другой стороне рта, на коренных зубах, сдавливая язык. Это также ещё более увлажнит рот.

    4. Пощёлкайте языкомменяя размеры и конфигурацию рта.

    5. «Иголочка» – протыкайте языком поочерёдно левую и правую щеку, верхнюю и нижнюю губу. Повторить несколько раз.

    6. «Щёточка» – круговыми движениями языка то влево, то вправо проведите между дёснами и губами – как бы чистим языком зубы.

    7. Покусываем поочерёдно верхнюю и нижнюю губу слева направо и справа налево.

    8. «Обида» -  оттопыриваем и выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение;

    «Радость» - поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти движения: обиженное лицо – радостное лицо.

    9.«Массаж  лицевой мускулатуры» – постукивание кончиками пальцев по лицу, начиная со лба от корней волос по щекам и вниз. Постукивание должно быть достаточно интенсивным, чтобы было слышно и чтобы было больно. Только такой массаж эффективен. Лицо должно как бы «загореться», вы должны почувствовать своё лицо. Дети должны понять: мускулы лица – по аналогии с затёкшими, онемевшими руками или ногами, – мы не ощущаем эти мышцы и поэтому плохо управляем ими.

    10. Поставьте указательные пальцы на щёки под глазами. Попытайтесь как бы «поднять» мышцами щёк лежащие на них пальцы, ощутите, что эти мышцы двигаются, управляются нами. Повторить это упражнение несколько раз.

    11.Поставьте пальцы на переносицу и ощутите под пальцами движение кожи, движение мышц, ощутите, что переносица может работать, может сокращаться.

    12.После этого поставьте пальцы на нижнечелюстные суставы, или челюстно-височные суставы; помассируйте также энергично, чтобы почувствовать под пальцами костные ткани. Теперь можно перейти к движению челюсти «вперёд – вниз», т.е. круговое движение. Сначала в горизонтальной плоскости – вперёд, дальше – вертикальной вниз.

    13.И наконец, откройте рот одновременно круговым движением челюсти «вперёд–вниз» и оттопыриванием нижней губы. Повторите это несколько раз.

    14.Откройте рот круговым движением нижней челюсти «вперёд – вниз» с открыванием верхних зубов, т.е. с активной верхней губой. Повторите несколько раз.

    15.Наконец, откройте рот полностью так, чтобы были обнажены 4 верхних и 4 нижних зуба. Рот должен быть открыт полностью, т.е. челюсть отведена вперёд–вниз на максимум и при этом углы рта, так называемая губная комиссура – должна оставаться ненапряжённой, поскольку рот открыт, но ненапряжён. При этом рот должен иметь вид вертикально поставленного прямоугольника (но не овала и не круга). Должны быть видны 4 верхних и 4 нижних зуба, резцы и натянутая (но не напряжённая) губная комиссура вертикальной плоскости – вниз.

    2. Координирующие интонационно фонетические упражнения:

    • знакомство с наличием разных голосов (режимов работы голосов), с их тембральными и динамическими различиями, звуковысотными и энергетическими возможностями;
    • произвольная связь режимов работы гортани, интонации с режимами работы гортани, приёмами метода, эмоционально – образными представлениями и самочувствиями;
    •  осознание фонетических элементов языка в изолированном от речи вида;
    •  произвольная связь показателей эстетики академического пения с текстом.

    .      Интонационно-фонетические упражнения не предусматривают высоких энергозатрат. Вся работа должна идти на уровне энергетики бытовой речи.                                  Прежде всего рассмотрим графические условные обозначения упражнений (приложение 1)                                                                                                                        Упражнения:                                                                                                                               1.Первое упражнение. Произнесение согласных таким образом, чтобы перед каждой согласной рот принимал то исходное положение, которым мы закончили артикуляционную гимнастику, т.е. – открытость рта максимальная, 4 зуба наверху и 4 зуба внизу должны быть видны, губы не касаются зубов и даже дёсен. Желательно, чтобы дёсны были видны, губная комиссура, контролируемая пальцами рук, должна быть натянута, а не напряжена. Итак, произносим согласные с открыванием рта до и после. Вот последовательность согласных: ш,с,ф,к,т,п,б,д,г,в,з,ж.                                                      В этой последовательности каждая согласная повторяется 4–8 раз так, чтобы фонация этой согласной прекращалась вдохом, чтобы не было слышно выдоха, т.е. что не нужно делать: шы,сы,фы,кы,гы и т.д.                                                                                                            На согласных «т» и «д» производится покусывание кончика языка передними зубами. Согласные «к» и «г» произносятся с полностью открытым ртом и без движения челюсти. Всё упражнение выглядит следующим образом: ш,ш,ш,ш; с,с,с,с; ф,ф,ф,Ф; и т.д. (каждая согласная – по 4 раза).                                                                 2. Второе упражнение.«Страшная сказка».Это название указывает на эмоционально-образную интонационную характеристику данного упражнения. Здесь осваивается последовательность гласных в низком нефальцетном режиме. Слова «Страшной сказки»:  (угрожающая интонация): (и в обратном порядке):

    У Ы

    У-О  Ы-Э

    У-О-А  Ы-Э-А

    У-О-А-Э  Ы-Э-А-О

    У-О-А-Э-Ы    Ы-Э-А-О-У                                                                                                                             Челюсти во время этого упражнения раскрыты максимально. Пальцы рук контролируют щёки, ненапряжённую губную комиссуру.

    3.Третье упражнение «Вопросы – ответы».

    На этом упражнении и дети и взрослые осознают наличие в голосе двух режимов работы гортани – толстого голоса и тонкого голоса (соответственно – нефальцетного и фальцетного). Исходное положение такое же: рот открыт на максимум и пальцы контролируют мягкость щёк, щёки как бы проткнуты.

    Итак:                                                                                                                                                         у у о у а о

    / \ / \ / \

    «У» «У» ;  У О ;  О А ;                                                                                                                         э а ы э ы ы

    / \ / \ / \

    А Э ; Э Ы ; Ы Ы ;

    «У» – нефальцетный режим; у – фальцетный режим.

    4.Четвёртое упражнение «Канючим».Здесь впервые появляется режим работы гортани, который на немецком языке обозначается термином «штро-бас», что значит «соломенно шуршащий бас». Это шумовой режим работы гортани, в котором мышцы голосовых складок расслаблены, не работают, и этот механизм аналогичен звуку, производимому воздухом, проходящим через губы: пр-р-р (вибрация губ). Режим работы гортани выглядит так: скрипим на гласной «а», т.е. эти два механизма – вибрация губ и скрип на «а» идентичны (скрип обозначаем «х»). Упражнение   следующим образом:

    хххА                                  (во время этого упражнения

    хххАО                                плоский расслабленный язык

    хххАОУ                             лежит на нижней губе).

    хххА

    хххАЭ

    хххАЭЫ

    Наконец, наша просьба удовлетворена, и нам дали всё, что мы просили. Но дали неожиданно: «Получи, но только отстань».И мы среагировали на это следующим образом: у ы                                                                                                                                                                                           / /                                                                                                                               хххАОУ ;    хххАЭЫ

    5.Продолжаем игру в «Вопросы – ответы», используя таблицу псевдо-слов.

    У–ШУ У–ШО У–ША У–ШЭУ–ШИ

    У–СУ

    У–ФУ

    У–КУ

    У–ТУ

    У–ПУ

    6.Трёхсложные слова с сонорными согласными М, Н, Л, Р.                                                         Упражнение исполняется тремя способами:                                                                                                     1. со «штро-басом»;                                                                                                                             2. с «продуванием»;                                                                                                                  3. с.«вибрацией» губ.                                                                                                                  Согласно условным обозначениям:                                                                                            1.ххх–У–МУ–МУ;  ххх–У–НО–НО;   ххх–У–ЛА–ЛА; У–РЭ–РЭ;                                     2.«Продувание» – это вытянутые вперёд трубочкой губы, сильно напряжены как на гласной «У». Произносится гласная «У» с одновременным выдуванием воздуха через губы так, чтобы раздувались щёки (обозначаем – /У/ ) : /У/–МУ–МУ; /У/–НО–НО; /У/–ЛА–ЛА; /У/–РЭ–РЭ;                                                                                                         3.«Вибрато» губ (обозначаем /Р/ ). Эти упражнения снимают спастику голосового аппарата: /Р/–У–МУ–МУ; /Р/–У–НО–НО; /Р/–У–ЛА–ЛА; /Р/–У–РЭ–РЭ.             3.Активизирующие упражнения, на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК):

    • активизация всей голосообразующей системы, в т. ч. центральной её части – соответствующихотделов центральной нервной системы;
    • включение генетически исходных механизмов голосообразования, заложенных эмоциональным процессом, базирующихся на природной автоматике и предназначенных для обслуживания и выведения наружу эмоций;
    •  выход на энергетические затраты, минимально необходимые для развития голоса;
    •  произвольная имитация и осознание различных ГСДК;
    •  фиксация эмоциональных самочувствий, вызванных ГСДК;
    • установление резонаторных, слуховых и вибрационных и энергетических ощущений, сопровождающих ГСДК.

    Упражнения:

    1. Бесшумный выдох с хорошо открытым ртом (греть руки дыханием). Обязательно контролировать рукой (дышать на пальцы). «Потрогать» дыхание рукой.

    2. Перевести выдох из бесшумного в шипение горлом: «Ш», «С», «Ф». Чередуйте шипение горлом и звук «А».

    3. «Волна». Чередование штро-баса и гласной «А» с постепенным нарастанием динамики. Расслабленный язык лежит на губе:

    ххх-а ххх-А ххх-«А» ххх –«А»

    4.Осознаём динамику речи. Счёт до 10:

    Раз–два; три–четыре; пять–шесть; семь–восемь; девять

    (шёпот) (тихий голос) (средний голос) (громкий голос) (очень громко)

    десять!(крик) А!А!А!А!

    Всё это произносится подряд, повторяется и после крика «10» надо 4 раза крикнуть гласную «А».

                  Упражнения 1 уровня ФМРГ в конкретном  варианте.                                          Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринуждённо восстанавливают естественные проявления голосовых функций: выражают эмоции независимо от какой-либо эстетики и традиции. В игре они познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включать энергетические ресурсы организма (ребёнок может сначала крикнуть, а потом запищать), он осознает, что это разная механика. Таким образом,  осваивается интонирование. 

    Слова

    Движения

    Поет вьюга свою песню.

    Дети произносят звук [о] с разной динамикой на одном дыхании. Ставят руки перед грудью, развернув ладони друг к другу. Когда руки разводят в сторону, звук становится громче; когда приближают друг к другу, - затихает.

    Завывает ветром.

    Тянут звук [у], пропевая его в разных регистрах на одном дыхании и показывая высоту звука рукой.

    Кружит снегом.

    Звук [а] произносят то выше, то ниже, делая glissando и показывая рукой вращения.

    Метет по земле поземку.

    Делают руками движения, как при плавании, произнося при этом звук [ш] и штро-басс.

    Стучится в окна.

    Произносят коротко и остро в разных регистрах «тук, тук…», показывая указательным пальцем высоту звука.

    Фонопедическое упражнение «Метель» по методу В. Емельянова

    Свистели метели,

    Дети делают glissando от низкого регистра к верхнему на звук [у].

    Летели снега,

    Делают glissando от высокого регистра к низкому на звук [о].

    Стелила постели большая пурга

    Делают glissando на звук [и] то вверх, то вниз, показывая высоту звука рукой.

    Стелила постели морозом она,

    Пропевают отрывистые, «острые» звуки [а] в разных регистрах по показу педагога.

    И было метелям всю ночь не до сна.

    То усиливают звук, разводя руки в стороны, то затихают, приближая ладони друг к другу, на одном дыхании пропевая разные гласные.

    Фонопедическое упражнения «Напугаем медведя»

    Охотники уехали из стойбища на оленях. Вернулись тихонько назад так, что медведь их не заметил

    Дети цокают языком

    А мишка пришел, как всегда,

    за сушеной рыбой,

    стал детей пугать.

    Произносят «ших…ших…», «скользя» ладонями друг о друга.

    Тут охотники выбежали

    ему навстречу.

    У каждого в руке —

    головешка от костра,

    шипит, сверкает.

    Произнося короткие, «острые» звуки [а] в высоком регистре и [ш] в низком.

    Медведь бросился в одну сторону,

    в другую — всюду охотники,

    собаки, огонь.

    Гавкают в разных регистрах

    Вся шкура медведя стала

    в черных пятнах. Но хуже

    всего медведю пришлось,

    когда один из охотников

    горящей головешкой его

    по носу ударил.

    И нос стал черным.

    Взвыл медведь от боли.

    Делают glissando звук [у] сверху вниз

    Фонопедическое упражнение «В лесу» по методу В. Емельянова

    Скрипит снежок под

    лапками Лисы.

    Дети произносят «ш... ш...».

    Зайка скачет, путает следы.

    Произносят короткие звуки [а] в разных регистрах, показывая рукой

    Лиса заметила его, затявкала

    Проиносят «тяв, тяв!»сначала тихо, потом громче и громче

    Завыл ветер.

    Произносят [у...] делая crescendo и dimenuendo

    Заскрипело дерево на ветру

    Произносят скрипучий звук[а] на связках.

    Фонопедическое упражнение «Зима»

    Снег искрится на солнце.

    Дети произносят короткие «острые» звуки [а] в разных регистрах.

    Дым из труб поднимается столбом.

    Делают glissando на звук [у] снизу вверх.

    Плавно летят снежинки.

    Пропевают нисходящие звуки [о] по тетрахорду в разных тональностях.

    Большие сугробы на земле.

    Усиливают и уменьшают звук на одном дыхании на любые гласные.

    Фонопедическое упражнение «Морозята»по методу В. Емельянова

    Выли морозята вместе с метелью.

    Дети произносят «у-у-у!..», делая glissando вверх и вниз.

    Надували щеки и дули холодным ветром.

    Продолжительно равномерно выдыхают на звук [ф].

    Протирали звезды снежным полотенцем, чтобы они ярче сияли.

    Произносят короткие звуки [а] в разных регистрах.

    Катались на снежных тучах

    Делают glissandoс высокого звука к низкому на гласную [о].

    Громко кричали в заснеженных горах, чтобы посмотреть, как сходят вниз лавины.

    Произносят «бабах!»: 1-й слог — в самом низком регистре, 2-й — в самом высоком.

    Раскачивали деревья, которые на морозе скрипели.

    Произносят скрипучий звук [а] на связках — штро-басс.

    Засыпали землю снегом.

    Произносят «па... па... па...», коротко и активно выдыхая

    Наметали снег в большие сугробы.

    Усиливают звук и уменьшают, пропевая на одном звуке гласные [а], [о], [ы], [э].

    Фонопедические упражненияпо методу В. Емельянова

    Идет девочка по улице, снег под ногами скрипит.

    Дети произносят «ш...ш...ш...», хлопая ладонями по коленям.

    Ветер дунет на деревья, на кусты,

    Делают glissando на звук [у] вверх и вниз, показывая его высоту рукой

    Полетят снежинки с веточек.

    Пропевают короткие звуки [а] в нисходящем движении.

    Скрипят полозья,

    Продолжительно выдыхают на звук [с], «скользя» ладонями друг о друга.

    Цокают копыта коня.

    Цокают язычком

    Едет мужичок в лес, дровишек нарубить.

    Произносят «бабах!»: на 1-й слог как можно более низким голосом, опустив руки с пальцами, сжатыми в кулаки, на 2-й — резко поднять руки и выкрикнуть «бах» в самом высоком регистре.

    По бокам дорожки сугробы большие наметены.

    Усиливают звук и затихают, пропевая по очереди гласные [а], [о], [э], [ы], то разводя руки в стороны, то приближая ладони друг к другу. Замолкают, когда ладони соприкасаются

    Несет Рукодельница ведра на коромысле, качаются ведерки, поскрипывают

    Произносят звук [а] в низком регистре на связках

    Опустила ведро в колодец.

    Делают glissando на звук [у]

    сверху вниз.

    Вода внизу только булькнула

    Произносят «бл-л-л...» в разных регистрах

    Фонопедическое упражнение «Снежинка»по методу В. Емельянова

    Туча мягко покачивалась, баюкала снежинок.

    Дети делают glissando на звук [а] в диапазоне терции вверх и вниз.

    Налетал ветер и катал тучу по небу.

    Делают glissando на звук [у] от самого нижнего звука до самого верхнего.

    Проснувшись, снежинки прыгали с тучи и летели на землю.

    Пропевают короткие звуки [а] в разных регистрах.

    Метель поднимала снежинки и кружила их быстро-быстро.

    Делают glissando на звуки [а], [о], [у] вверх-вниз.

    Ветер, расшалившись, то опускал их вниз, то поднимал вверх.

    Произносят «а — ах!»: 1 -й звук в низком регистре, а 2-й — в самом высоком.

    Фонопедическое упражнение «Кто как кричит».

    Слова

    Движения

    Корова мычит.

    Дети произносят «му-у!..» в низком регистре.

    Лошадка кричит.

    Произносят «и-го-го!»:1-й слог высоким голосом,2-й и 3-й-низким.

    Курочка поет,

    Пропевают «ко-ко-ко-ко...», опускаясь с высокого звука к низкому.

    Цыпляток зовет.

    Коротко произносят «пи, пи, пи...» в разных регистрах.

    Крякает утка,

    Зовет своих малюток.

    Пропевают «кря-кря-кря!», произнося 1-й и 2-й «кря» в низком регистре, а 3-й — как можно в более высоком.

    Фонопедическое упражнение «В лесу»по методу В. Емельянова

    Скрипит старое дерево.

    Дети произносят «а-а-а...» —штро-бас на связках.

    Воет ветер в кроне деревьев.

    Пропевают «у-у-у!..», делаяglissandoснизу вверх от самого низкого до самого высокого регистра.

    Шелестят листья на ветру.

    Произносят «ш-ш-ш...» на продолжительном выдохе.

    Падают на землю острые иголки с елок.

    Произносят короткие «а, а, а...»в разных регистрах с показомвысоты звука рукой.

    Квакают на лесном болоте лягушки.

    Произносят «ква-а-а...» в низком регистре.

    Зудят комары.

    Пропевают «з-з-з...», делаяglissandoвверх-вниз.

    Страшным голосом ухает филин.

    Произносят «у-ух!»: 1-й слог самым низким голосом, а 2-й — самым высоким

    Фонопедическое упражнение «Ракета»

    Проверяем топливо.

    Дети произносят «ш-ш-ш...».

    Открываем и закрываем люки.

    Делают glissando вверх и вниз на звук [а].

    Проверяем радио.

    Произносят короткие и острыезвуки [у] в разных регистрах. Воспитатель показывает высоту звука рукой.

    Включаем двигатель.

    Произносят звук [р] и вращают кулачками перед грудью.

    Фонопедическое упражнение по стихотворению «Весна» С. Данилова

    Тики-таки! Чок-чок!

    Чей стрекочет каблучок?

    Это звонкая капель!

    Это март или апрель?

    Дети проговаривают словосочетания  «Динь-динь!» и «Кап- кап!» по нисходящей звуковой линии и показывают движениерукой сверху вниз.

    Тики-таки! Чол-чол!

    Кто там по снегу прошел?

    Тики-таки! Снег осел,

    Грач веселый прилетел!

    Произносят «Чап-чап!» в низком регистре, поочередно ударяя ладонями по коленям.

    Тики-таки! Чоли-чек!

    Налился водою снег!

    Лучезарная весна

    Птичьим щебетом полна!

    Подражают щебету птиц, сами выбирая, голосом какой птицы они будут петь.

    Тики-таки! Чиви-чок!

    Голубеет ручеек!

    Вдаль уносит, чир-лили,

    Самоделки-корабли.

    Произносят «бл-л-л...», быстро работая кончиком языка.

    Фонопедическое упражнение «Полюбуйся — весна»

    Полюбуйся: весна наступает,

    Дети пропевают на «ля» восходящее мажорное трезвучие.

    Журавли караваном летят,

    Пропевают «курлы, курлы...»

    в верхнем регистре.

    В ярком золоте день утопает,

    Делают crescendo и

    diminuendo на одном звуке [а], то разводя руки в стороны, то приближая ладони друг к другу.

    И ручьи по оврагам шумят.

    Пропевают «бл-л-л...» в среднем и высоком регистрах.

    Скоро гости к тебе соберутся,

    Сколько гнезд понавьют —

    посмотри!

    Пропевают «ш-ш-ш...» и водят

    указательным пальцем по ладони.

    Что за звуки, за песни польются

    День-деньской от зари до зари.

    Подражают голосам птиц. И. Никитин

    Фонопедическое упражнение «Колокольчики будили»

    Дили-дили, дили-дили!

    Колокольчики будили

    Дети произносят «динь-динь!..» на разной высоте в высоком регистре.

    Всех жуков,

    Произносят «ж-ж-ж...» на продолжительном выдохе.

    Пауков

    Произносят «х! х!...» на коротком, энергичном выдохе.

    И веселых мотыльков.

    Делают glissando легким, нежным звуком вверх и вниз на гласную [у].

    Дили-дили, дили-дили!

    Колокольчики будили

    Произносят «динь-динь!..» на разной высоте в высоком регистре.

    Всех зайчат,

    Произносят «бл-л-л...» в высоком регистре на длительном выдохе.

    Всех ежат,

    Произносят «ф... ф...» резко выдыхая, энергично работая диафрагмой.

    Всех ленивых медвежат

    Произносят «р-р-р...», пропевая восходящие трихорды

    И воробушек проснулся

    Произносят «чик-чирик!» в разных регистрах.

    И галчонок встрепенулся

    Произносят «кра! кра!» очень громко в среднем регистре

    Дили-дили, дили-дили!

    Произносят «динь-динь!..» на разной высоте в высоком регистре.

    Встали все, кого будили

    Кричат «Ура!» и поднимают руки.

    Фонопедическое упражнение «Утро»

    Солнышко сказало:

    — Мне пора взойти!

    Дети пропевают «а-а-а...» на легато, поднимаясь от нижнего звука к верхнему.

    Травка зашептала:

    —  Мне пора расти!

    Произносят «ш-ш-ш...» на длительном выдохе.

    —  Пчелы загудели:

    —  Мед пора собрать!

    Пропевают «ж-ж-ж...», делаяglissandoв пределах терции в среднем регистре.

    —  Птицы загалдели:

    — Летать, летать, летать!..

    Пропевают «чик-чирик!..» в высоком и среднем регистрах.

    Упражнение «Погреем руки»
    Выполнять глубокий вдох открытым ртом. Выдох равномерный, ощущая ладонями тёплый воздух.
    Упражнение «Счёт»
    Считать до десяти. Начиная с шепота, постепенно переводить звук в громкий и доводить его до крика. Цифру «10» прокричать 3 раза. Затем в обратном порядке, начиная с крика, убавлять звук до шепота. Цифру «1» проговорить 3  раза шепотом.
    Упражнение «Машина»
    Издавать звук и одновременно выдувать воздух  через плотно сомкнутые вытянутые губы, имитируя звук «БР» вибрацией губ. Упражнение исполняется только на грудном регистре . 
    Наша машина идёт – гудит: «Бр-р-р..»
    В машине, в кабине, шофёр сидит: «Бр-р-р..»
    В нашей машине ребят полно: «Бр-р-р..»
    Поехали дети, глядят в окно: «Бр-р-р..»
    Во поле, во речку, во лес густой: «Бр-р-р..»
    Приехали к дому, машина, стой! «Бр-р-р..»
     Упражнение «Ветер»
    Произносить стихотворный текст в грудном и фальцетном регистрах вместе с выдуванием воздуха  («задуем свечку»).
    Бродит ветер по дорогам: «У-у-у..!»
    Наметает он сугробы: «У-у-у..!»
    песню он поёт свою: «У-у-у..!»
    Завывает ветер в трубах: «У-у-у..!»
    Упражнение «Слон и сон»
    Произносить текст, издавая звуки «Хр!»  в грудном регистре. Попытаться издать их на вдохе  и выдохе (храп).
    Сладко спит в своей постели слон  - «Хр! Хр! Хр!»
    Видит, как за ним крадётся кот Малыш, - «Хр! Хр! Хр!»
    Испугался и дрожит, открывши рот, - «Хр! Хр! Хр!»
    И во сне, как мышь, тоненьким голосом поёт.  - «Хр! Хр! Хр!»
    Упражнение «Мышь и сон»
    Произносить текст, издавая звуки «Хр!»  в фальцетном регитсре. Попытаться издать их на вдохе  и выдохе (храп).
    Сладко спит в своей постельке мышь  - «Хр! Хр! Хр!»
    Видит красивый, добрый сон - «Хр! Хр! Хр!»
    Спит, широко разинув рот, - «Хр! Хр! Хр!»
    И во сне громким голосом поёт.  - «Хр! Хр! Хр!» 

             В заключении, следует отметить, что музыкальным руководителям следует обратить внимание на особенности внедрения нетрадиционных методов  и способов развития певческого голоса детей в детском саду:

    •        все занятия необходимо организовывать только в игровой форме;

    •        вся работа построена на принципе индивидуального подхода, то есть «глаза в глаза»;

    •        задания могут быть полезны в том случае, если работу осуществляет грамотный музыкант-педагог, опробовавший на себе упражнения ФМРГ и свободно владеющий ими для показа детям;

    •        эффективный результат возникает только в случае системного подхода  взаимосвязи всех компонентов ФМРГ на основе принципа развивающего обучения «от простого – к сложному»;

            необходимо диагностировать уровень развития певческого голоса каждого ребёнка для определения положительной динамики и эффективности проведённой работы;

    •        важно внимательно подбирать песенный репертуар и уметь транспонировать его в фальцетный или грудной режим в зависимости от естественного диапазона каждого ребёнка;

    •        следует тщательно  отслеживать состояние здоровья верхних дыхательных путей ребёнка, не допускать к занятиям пением во время инфекций голосового аппарата;

    •        важно вести разъяснительную работу среди родителей, воспитателей и руководителей дошкольного учреждения, доказывая, что развитие певческого голоса – это монотонный длительный процесс, а не скоропостижное выучивание песенок для пения их на концерте;

    •        следует донести до родителей и воспитателей важность бережного отношения к голосу ребёнка как к растущему, формирующемуся организму, развитие которого требует грамотного тактичного руководства со стороны взрослых.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста"

    Пение –  один из самых любимых видов музыкальной деятельности, который может дать очень многое. В нем заключен большой потенциал эмоционального, музыкального и познавательного развития. О необход...

    Квалификационная работа «Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста» для детей 5-7 лет

    Цель : развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, овладение вокальными навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры....

    Проект по развитию вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста

    Вокальное  воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную  работу  по совершенствованию голосового аппарата ребёнка...

    Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)

    Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...

    Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста.

    В материале рассматриваются вопросы работы над формированием певческих навыков и развитием голоса у ребят 5-7 лет....