Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)
    консультация по развитию речи (младшая, средняя группа)

    Исакова Нина Ивановна

    Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей

    «Развитие речи детей дошкольного возраста
    на основе использования метода мнемотехники»
    (младший дошкольный возраст)

    Память – это процесс запечатления, сохранения, воспроизведения того,  что мы видим, слышим, думаем, делаем и т.д. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка. Так как усвоение знаний об окружающем мире и самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Без памяти невозможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим миром.

    У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту ребенка, с которыми он вступает в активное взаимодействие. С возрастом память становится произвольной, т.е. ребенок обучается с помощью взрослых управлять процессами запоминания и воспроизведения  сведений, необходимых ему для практической деятельности.

    При решении задач по развитию речи у дошкольников возникают следующие трудности:

    • Односложная, составляющая лишь из простых предложений речь;
    • Неспособность грамматически правильно построить предложение;
    • Бедность речи;
    • Недостаточный словарный запас;
    • Неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
    • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, или наоборот, дать развернутый ответ;
    • Отгадывание и загадывание загадок, заучивание стихотворений.

    Решению вышеперечисленных трудностей способствует использование мнемотехники.


    Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

    Мнемотехника предполагает решение не только задач по речевому развитию и развитию мелкой моторики рук, но ряд задач по развитию основных психических процессов: внимания, мышления и воображения. Кроме того, у детей формируются навыки перекодирования информации, то есть преобразование из символов в образы.

    Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. Этому и способствует мнемотехника.

    Мнемотехнику в дошкольной педагогике  называют по-разному:

    • Воробьева В.К. – называет эту методику сенсорно-графическими схемами,
    • Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями,
    • Глухов В.П. – блоками-квадратами,
    • БольшеваТ.В. – коллажем,
    • Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа.

    Особое место в работе с детьми в этом направлении занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей.

    Формы мнемотехники: мнемоквадраты,  мнемодорожки,  мнемотаблицы.

    Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией;

    Мнемодорожка – это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно;

    Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

    Работу нужно начинать с простейших  мнемоквадратов:

    Последовательно переходим к мнемодорожкам:

    Затем переходим к мнемотаблицам.


    Ознакомление детей с характерными особенностями времен года

    Например.                Игра «Угадай какое время года?»

    А) По мнемоквадратам.

    Б) Затем в обучении детей переходим к мнемодорожкам

    В) И ……переходим к мнемотаблицам.

    Работая с мнемодорожками, идем от простого к более сложному. Работа состоит из нескольких этапов.

    1 этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

    2 этап. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактны символов в образы.

             Домик;                 крыша;                   волк зубами щелк;

                    Хвост пушистой лисицы;                              медведь.

    3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ  с опорой на символы (образы), т.е.  происходит  отработка метода запоминания.

    4 этап. Делается  графическая зарисовка  мнемотаблицы.

    5 этап. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

    Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы:

    Лиса – рыжая плутовка,

    Цыплята – желтого цвета.

    У петушка – хохолок красного цвета,

    Мышка – серая,

    Елочка – зеленая,

    Солнышко – желтое и красное (теплое)    и другие образы.

    В работе с мнемотаблицами рекомендуется вводить следующие цветовые буквенные обозначения времен года:

    • Осень – желтая или оранжевая буква «О»
    • Зима _ синяя или голубая буква «З»
    • Весна – зеленая буква «В»
    • Лето – красная «Л».

    При этом устанавливаются следующие условные обозначения, характерные для каждого времени года:

              дождь,               ветер,                 снег,                 тучи,        тепло,

            почки,              трава,                цветы,                   тает снег,                      

     прилетают/улетают птицы,           солнце светит мало,           деревья без листьев и т.д.    

    Использование условных обозначений признаков времени года позволяет составить мнемотаблицу о весне и рассказ по ней.

    Эта таблица имеет «ключ» к запоминанию и воспроизведению информации – букву «В», что символизирует весну и признаки, которые характерны для этого времени года.

    Размер мнемотаблиц может быть различным – в зависимости
    от возраста детей, от уровня их развития.

    Рекомендуется следующие размеры таблиц:

    • Для младших дошкольников – таблицы на клетки 4 клетки (2х2),
      на 9 клеток (3х3);
    • Для дошкольников  среднего возраста – таблицы на 9 клеток (3х3),  
      на 16 клеток (4х4);
    • Для дошкольников старшего возраста – таблицы на 16 клеток,
      (4х4), на 25 клеток (5х5).    

    МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.

    Начинаем работу с мнемоквадратов.

    Игра «Когда это бывает?»

    Детям младшего дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через мнемотаблицу. Поэтому с ними удобнее работать через мнемодорожки. Мнемодорожка также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что важно на первых порах обучения ребенка.

    Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения (часто используемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста), исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки.

    Поставив перед собой цель – ознакомить детей с характерными особенностями времен года, следует научить детей рассказывать о временах года с использованием мнемодорожки и мнемотаблицы через составление  сюжетной сказки (с помощью воспитателя).

    Детям младшего дошкольного возраста дают готовые обозначения с обязательным пояснением – расшифровкой.

    Осенью люди ходят в лес собирать грибы (большие и маленькие).

    Осенью солнышко светит мало, часто  идет дождь, дует ветер, летят листья.

    Мнемотаблица

    Осенью листочки на деревьях становятся разноцветными (разными по окраске), только елочка остается всегда зеленой.

    Осенью солнышко светит мало,  на небе появляются тучи, из которых идет дождь; дует ветер, летят листочки.

    Осенью деревья надевают разноцветный наряд. Но подул  ветер и сорвал с ветки листочек. Солнышко светит мало, часто идет дождь, в лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.

    Работа по ознакомлению детей с сезонными явлениями  природы в младшей группе является подготовительным этапом при формировании у детей элементарного понятия «сезон как время года».

    При описании животных используем такую же схему от самого простого до самого сложного.

    Описание коровы.

    Животное живет около дома, имеет 4 ноги, рога, ест траву.

    Это животное живет дома у человека, питается травой, вскармливает детеныша молоком. У него 4 ноги, 2  рога, название животного  начинается со звука К.

    Это животное живет дома у человека, питается травой,  своих детенышей  оно кормит молоком. У него 4 ноги, оно большое и дает много молока (кружка).  У него 2 рога. И это корова.

    Заяц.

    Животное, живет в лесу. У него 4 ноги, 2 длинных уха; любит морковку.

    Животное, живет в лесу, питается травой, у него 4 ноги, 2 длинных уха. Это заяц.

    Это животное живет не дома, а в лесу. Детенышей кормит молоком, тело покрыто шерстью, имеет 4 ноги,  маленькое, питается травой, у него 2 длинных уха. И это заяц.


    Практическая часть:

    1. Предлагаю каждой группе закодировать время года: лето, осень, зима, весна. (мнемодорожка, мнемотаблица).
    2. Нарисовать схемы в мнемоквадраты:   снег, дождь, солнце, ветер, дети, лыжи…
    3. Предлагаю поиграть. На столах расположены схемы и текст. Нужно закодировать текст.
    4. Предлагаю составить рассказ. И рассказать по мнемодорожке и мнемосхеме.
    5. Предлагаю схематично изобразить:  медведь, лиса – дикие животные. Коза, кошка – домашние животные.
    6. Составить описательный рассказ.


    Список использованной и рекомендуемой литературы:

    1. Большева Т.В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с  помощью мнемотехники.» СПб., 2005 г.
    2. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. , Акимова Ю.А. «Здравствуй, мир!», М. «Баласс», 2000 г.
    3. Волковская Т.Н.. Юсупова Г.Х. «Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи», М. 2004 г.
    4. Светлова И. «Тренируем память». Эффективная методика по развитию  памяти, увеличению скорости и объема запоминания.
    5. Матюшин «Как развить хорошую память». Школа эйдетики.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ГБОУ СОШ № 1482 «Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники»

    Слайд 2

    При решении задач по развитию речи у дошкольников возникают следующие трудности: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; неспособность грамматически правильно построить предложение; бедность речь; недостаточный словарный запас; неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему; пересказ текста своими словами; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос или, наоборот, дать развернутый ответ; отгадывание и загадывание загадок, заучивание стихотворений. Решению вышеперечисленных трудностей способствует использование мнемотехники.

    Слайд 3

    Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации Мнемотехника предполагает решение не только задач по речевому развитию и развитию мелкой моторики рук, но ряд задач по развитию основных психических процессов: памяти, внимания, мышления и воображения. Кроме того, у детей формируются навыки перекодирования информации, то есть преобразование из символов в образы.

    Слайд 4

    Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

    Слайд 6

    Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией; Мнемодорожка – это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно; Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Последовательно переходим к мнемодорожкам: Затем переходим к мнемотаблицам :

    Слайд 7

    ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ХАРАКТЕРНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ВРЕМЁН ГОДА Игра «Угадай какое время года?» а) по мнемоквадратам:

    Слайд 8

    Б) ПО МНЕМОДОРОЖКАМ :

    Слайд 9

    В ) ПО МНЕМОТАБЛИЦАМ

    Слайд 10

    РАБОТА СОСТОИТ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ЭТАПОВ Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Этап 2 . Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. домик ; крыша; волк волк зубами щелк; хвост пушистой лисицы; медведь. Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы ). Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы. Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

    Слайд 11

    ЭТО ВАЖНО Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета, у петушка – хохолок красного цвета, мышка – серая, елочка – зеленая, солнышко – желтое и красное (теплое) и другие образы.

    Слайд 12

    В работе с мнемотаблицами рекомендуется вводить следующие цветовые буквенные обозначения времен года: Осень – желтая или оранжевая буква « О » Зима – синяя или голубая буква « З » Весна – зеленая буква « В » Лето – красная « Л » При этом устанавливаются следующие условные обозначения, характерные для каждого времени года: дождь, ветер, снег , тучи, тепло, трава, цветы, тает снег, почки, прилетают/улетают птицы, солнце светит мало. деревья без листьев и т.п.

    Слайд 13

    Использование условных обозначений признаков времени года позволяет составить мнемотаблицу о весне и рассказ по ней . Эта таблица имеет «ключ» к запоминанию и воспроизведению информации – букву « В », что символизирует весну и признаки, которые характерны для этого времени года. «В» – весной ярко светит солнышко, на солнышке тают сосульки (капают с крыши), на деревьях появляются почки, из которых скоро появятся листики. Начинают прилетать птицы, бегут ручьи…

    Слайд 14

    РАЗМЕР МНЕМОТАБЛИЦ Может быть различным – в зависимости от возраста детей, от уровня их развития Рекомендуются следующие размеры таблиц: для младших дошкольников – таблицы на 4 клетки (2х2), на 9 клеток (3х3); для дошкольников среднего возраста – таблицы на 9 клеток (3х3), на 16 клеток (4х4); для дошкольников старшего возраста – таблицы на 16 клеток (4х4), на 25 клеток (5х5)

    Слайд 15

    МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Работа по ознакомлению детей с сезонными явлениями природы

    Слайд 16

    РАБОТА С МНЕМОКВАДРАТАМИ Игра «Когда это бывает?»

    Слайд 17

    МНЕМОДОРОЖКА Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения.

    Слайд 18

    МНЕМОДОРОЖКА Осенью люди ходят в лес собирать грибы (большие и маленькие). Осенью солнышко светит мало, часто идет дождь, дует ветер, летят листья.

    Слайд 19

    МНЕМОТАБЛИЦЫ Осенью листочки на деревьях становятся разноцветными (разными по окраске), только елочка остается всегда зеленой. Осенью солнышко светит мало, на небе появляются тучи, из которых идет дождь; дует ветер, летят листочки. Осенью деревья надевают разноцветный наряд. Но подул ветер и сорвал с ветки листочек. Солнышко светит мало, часто идет дождь, в лесу после дождя появляются грибы, а мы во время дождя прячемся под зонтик.

    Слайд 20

    ОПИСАНИЕ ДОМАШНЕГО ЖИВОТНОГО Животное живет около дома, имеет 4 ноги, рога, ест траву. Это животное живет дома у человека, питается травой, вскармливает детеныша молоком. У него 4 ноги, 2 рога, название животного начинается со звука «К». Это животное живет дома у человека, питается травой, своих детенышей оно кормит молоком. У него 4 ноги, оно большое и дает много молока (кружка). У него 2 рога. И это корова.

    Слайд 21

    ОПИСАНИЕ ДИКОГО ЖИВОТНОГО Животное, живет в лесу, у него 4 ноги, 2 длинных уха; любит морковку. Животное, живет в лесу, питается травой, у него 4 ноги и 2 длинных уха. Это заяц Это животное живет не дома, а в лесу. Детенышей кормит молоком, тело покрыто шерстью, имеет 4 ноги, маленькое, питается травой, у него 2 длинных уха. И это заяц.

    Слайд 23

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Большева Т.В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.» СПб., 2005 г. 2. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. , Акимова Ю.А. «Здравствуй, мир!», М. «Баласс», 2000 г. Волковская Т.Н.. Юсупова Г.Х. «Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи», М. 2004 г. Светлова И. «Тренируем память». Эффективная методика по развитию памяти, увеличению скорости и объема запоминания. Матюшин «Как развить хорошую память». Школа эйдетики.

    Слайд 24

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР.

        Большинство нервно-психических заболеваний сопровождается различными отклонениями в поведении, по которым в ряде случаев можно предполагать исходный характер нарушений. Подо...

    Система работы по формированию связной монологической речи с детьми старшего дошкольного возраста,на основе использования разных видов моделей.

    Система работы по формированию связной монологической речи с детьми старшего дошкольного возраста,на основе использования разных видов моделей....

    Описание педагогического опыта работы «Развитие связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста на основе инновационных методов и приёмов ТРИЗ»

    Условия  формирования опыта.Одним из основных направлений деятельности МБДОУ д/с №7 «Рябинушка» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста.  Поэтому, работая  уч...

    Фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова

    В данном материале представлены фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста, разработанные на основе  фонопедического метода разви...

    Педагогический проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования технологии ТРИЗ»

    Основная проблема сегодняшнего дня – воспитание всесторонней развитой личности. Данный проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования технологии ТРИЗ&raq...

    Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования технологии ТРИЗ

    Практическая значимость: технология ТРИЗ совершенствует и развивает познавательно-речевые навыки, раскрывает творческий потенциал и личностные качества воспитанника. Инновационная направленность: испо...

    Педагогический проект « Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования технологии ТРИЗ-РТВ»

    ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТАВ последнее время снижается уровень языковой культуры общества, что сказывается и на уровне речевого развития детей. Владение родным языком, развитие языковых способно...