Квалификационная работа «Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста» для детей 5-7 лет
проект на тему

Сайфутдинова Земфира Джамилевна

Цель : развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, овладение вокальными навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие вокально-певческих навыков

у детей дошкольного возраста»

 для детей 5-7 лет

Актуальность темы.

Хоровое или ансамблевое пение - вид музыкального искусства. Оно оказывает большое влияние на всестороннее развитие личности ребенка и имеет ряд особенностей, которые позволяют считать его прекрасным средством осуществления музыкального воспитания детей. Ведь воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь, как известно, является  основой мышления. Кроме того, планомерное вокальное воспитание оказывает благоприятное влияние и на физическое здоровье детей. Пение не только доставляет поющему удовольствие, но так же упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а она тесно связана с сердечно-сосудистой  системой, следовательно, он, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет свое здоровье.  Но самое важное, пожалуй, это то, что пение является наиболее доступной и демократичной формой исполнительства и активно вовлекает поющих в творческий процесс. Поэтому, в дошкольном учреждении оно рассматривается как самое действенное средство, способствующее воспитанию вкусов детей, формированию основ их музыкальной культуры.

Одной из актуальных проблем педагогики является проблема развития творческих качеств личности. Песенное творчество не исключение. Так как является одним из наиболее массовых и существенных компонентов традиционной культуры, определяется необходимостью его сохранения в условиях глобализации и натиска так называемой «массовой культуры». Именно в период детства важно реализовывать творческий потенциал ребенка, сформировать вокально-хоровые навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Правильное поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Огромные возможности для эстетического развития детей таятся в разнообразных формах работы по вокальному воспитанию – пению в хоре, ансамблях; участие в праздниках, развлечениях, концертах, выступлениях на сцене, участие в песенных конкурсах.

Цель дошкольного учреждения: развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, овладение вокальными навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры.

Достижение данной цели способствует решение следующих задач:

образовательные – овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;

развивающие – развитие музыкальной памяти, внимания, воображения, мышления;

воспитательные – воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры.

 И определяю ведущей идеей в своей работе с дошкольниками - воспитание вокально-хоровых навыков, которые формируют фундаментальные навыки вокальной культуры и навыки, развивающие общую музыкальную культуру человека.

Система работы музыкального руководителя по развитию вокально-певческих навыков осуществляется в трех направлениях: с педагогами детского сада. Реализуется через следующие формы работы – консультации, мастер-классы, семинары-практикумы,  дискуссии; с родителями  организуются также консультации, мастер-классы, семинары-практикумы,  совместные развлечения, досуги, концерты кружка «Домисолька»; с детьми. Формы работы - занятия, индивидуальная работа, театральная деятельность, в рамках организации кружковой работы «Домисолька», работа в которой ведется по программе дополнительного образования по обучению вокально-певческому пению.

Певческие возможности дошкольников невелики. И все же, начиная с подпевания, они выражают свои чувства, постепенно овладевая певческими вокальными навыками (четкой дикцией, правильному звукообразованию и дыханию, чистому интонированию) и хоровыми навыками (стройности и слитности звучания по времени, силе, характеру).

Дыхание является важнейшим механизмом в певческом процессе. Владея техникой певческого дыхания, ребенок интуитивно подстраивается под особенности текста конкретной песни (применяю упражнения для развития дыхания).

1. Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений и певческих навыков.

Работа по постановке детского певческого голоса начинается уже в младшем дошкольном возрасте, но проводится очень осторожно и постепенно. На первом этапе им доступно только подпевание, воспроизведение звукоподражаний; (мяучит кошка, лает маленькая собачка и др.)

Далее для «разогревания» певческого аппарата: артикуляционная гимнастика (внешняя – массаж языка, губ, щёк, резонирующий массаж .Головное звучание - это то качество голоса, которое можно и нужно формировать у детей в первую очередь. Его формирование возможно в связи с анатомо-физиологическими особенностями голосового аппарата детей дошкольного возраста, организует непроизвольно правильный выдох, облегчает четкость дикции в пении и чистоту интонирования, дикция (работа над гласными, согласными)

Упражнения для развития голоса и слуха (по адаптированной системе В. В. Емельянова, которые включают: голосовые игры и фонопедические упражнения, позволяют овладеть механизмом автоматического перевода гортани из одного режима работы в другой, учат мягко и естественно преодолевать межрегистровый голосовой порог, расширять голосовой диапазон.

Распевание на основных ступенях лада (1-3-5 (на слоги)

Использование звуковысотного жеста (высокое, среднее, низкое положение руки). Движением руки показываем, как петь: выше или ниже, или на одном звуке («Андрей-воробей» р. н. п., что помогает им точнее интонировать звуки.

Для оптимальной организации всего певческого аппарата необходима правильная осанка в пении: корпус и плечи чуть откинуты назад и без напряжения как бы опираются на поясничные позвонки, что создает условия для свободной работы гортани.

2. Основные приемы развития голоса относящиеся к звукообразованию, ритмическому ансамблю и выразительности исполнения.

Для развития хорошей дикции, четкого произношения, ритмического ансамбля и подвижности нижней челюсти используем прием моделирования темпа от медленного до быстрого. (речевое, двигательное, графичекое)

Для музыкального воспитания речевые упражнения важны прежде всего потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Речевой слух - одна из основ слуха музыкального. Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, пальчиковые игры, стихотворения.

«Звучащие жесты» - это звуки человеческого тела, которое является первым и естественным музыкальным инструментом, таящем в себе богатство тембров. Традиционно звучащих жестов четыре: притопы ногами, шлепки по коленям, хлопки и щелчки пальцами. Используются также удары ладонями по груди и бедрам. Дети, соревнуясь в изобразительности и находчивости, без труда придумывают различные варианты, что активизирует их творческую деятельность.

Результаты работы показали повышение интереса детей к певческой деятельности, усовершенствование специальных вокальных навыков : певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т. п.) ; дети обрели навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

Эта работа требует огромного внимания и времени, поэтому в перспективе продолжать совершенствование вокальных навыков в процессе осваивания песенного материала.

Цель.

Достижение выразительности исполнения за счет мимики, тембра голоса, динамических оттенков, фразировки, чистоты интонации, дикции, темпа и др. навыков, добиваться художественного и технического единства исполнения произведения, выявлять и развивать творческий потенциал детей, расширять формы взаимодействия с семьями детей по вопросам музыкального образования.

Степень новизны.

Программа формирования певческих навыков ребенка дошкольного возраста разработана на основе системы Д. Огороднова на развитие напевности, дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, программы «Здравствуй» М.Л.Лазарева, адаптированных к уровню вокальных возможностей дошкольника, логоритмических упражнений и распевок, пластических этюдов, художественного чтения стихов.

Задачи:

1.Профессиональный подход к постановке голоса обучающихся.

2.Развитие ладового, метроритмического слуха.

3.Воспитание певческого дыхания.

4.Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

5. Создавать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого обучающегося.

Охрана голоса.

Запрещается: пение громким, резким звуком, небрежное отношение к речевому голосу: крик, визг, очень громкая речь, пение на холодном или сыром воздухе, подражание пению взрослых.

Этапы работы.

- Подготовка артикуляционного аппарата: работа над дикцией, логоритмические упражнения

- Работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием

- Пение а-capella

- Работа над развитием тембровых качеств детских голосов

- Формирование навыков ансамблевого строя

- Воспитание слухового внимания детей к новому произведению

- Показ и разучивание песни

- Развитие творческих способностей

Желаемый результат.         

Осуществляя в работе цели и задачи, поставленные программой ,хотелось бы положительным опытом своей работы считать: умение детей воспринимать песни разного характера, петь с музыкальным сопровождением и без, проявлять устойчивый интерес к песне и вокальному искусству, уметь эмоционально исполнить ее. Расширять певческий диапазон на 2-3 тона, уметь правильно передавать мелодию в пределах до-до2 октавы, чисто интонировать; петь выразительно, правильно передавать мелодию, естественным голосом. Различать звуки по высоте, слышать движение мелодии - поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок. Уметь контролировать слухом качество пения. Петь индивидуально, подгруппами и коллективно, проявлять активность в песенном творчестве. Использовать песню в самостоятельной деятельности.

Конспект занятие вокального кружка «Домисолька»

Тема: «Мы играем и поём»

Цели занятия:

  • Доставить детям радость и удовольствие.
  • Научиться использовать свои знания и умения, полученные на музыкальных занятиях кружка.

Задачи:

  • Учить чисто интонировать 1 и 3 ступени мажорного трезвучия
  • Развивать вокально-хоровую технику: артикуляцию, дикцию, дыхание, звукообразование, интонацию.
  • Продолжать учить детей петь, играя, по цепочке.
  • Продолжать развивать речевой слух детей, учить определять высоту звучания.

Оборудование и материал:

  • Коровушка "Му"(бибабо либо мягкая игрушка)
  • Фланелеграф. Пособие к музыкально – дидактической игре «В лесу» (планшет, на котором изображён лес; друзья Коровушки, которые спрятались за деревьями и кустами: Медведь, Волк, Девочка, Мышка)
  • Пособие к игре «Выгляни в окошко» (домик, окошко со ставнями, за ставнями девочка, на двери весит дверной колокольчик).

.

  • Минусовая фонограмма песни «Если добрый ты»из м/ф "День рождения Кота Леопольда" муз. Савельев Б., сл. Пляцковский М.

Ход занятия :

Звучит музыка «Музыка, здравствуй!»М. Лазарев. Дети входят в зал и встают в круг.

Музыкальный руководитель: (поет)Здравствуйте! (Музыкальный рук-ль здоровается с детьми сначала на 1 супени, дети повторяют, затем на 3 ступени, дети повторяют)

Дети: Здравствуйте! (Нисходящее трезвучие).

Музыкальный руководитель: Я очень рада видеть вас на занятии нашего кружка.

Начнем мы с вами с упражнения "Вкусный цветочек" Звучит музыка "Осенняя сюита" П. Мариа.

- Представьте, что мы с вами пришли в лес и увидели огромную цветочную поляну. Дети становятся в певческую позу (ноги чуть расставив, спина прямая, руки вдоль туловища)

- Давайте вместе вдохнем аромат цветка (вдыхают медленно через нос), задержали его, и выпустили на слог "ух" (выдыхают медленно через рот) Повторяют упражнение несколько раз.

-Молодцы, проходите на свои места. Садятся на стульчики полукругом.

Сегодня к нам в гости пришла  умная и добрая "Коровушка Му". Она хочет показать вам новую зарядку для язычка. Приготовились, сели прямо. Будьте внимательны.

Повернулся язычок Дети гладят язычком щёчки - правую

Влево – вправо, на бочок. и левую.

Ротик открываем, Упражнение «Болтушка».

Язычком болтаем.

А теперь, друзья, без шутки

Язычком почистим зубки.Проводят язычком несколько раз по верхним зубам,     потом по нижним.

Улыбнёмся всем друзьям,

Без улыбки петь нельзя. Улыбаются, широко растягивая губы.

М.р.- Давайте  помычим как наша добрая коровка. Дети поют первую ступень мажорной гаммы на слог "му",повторяют за музыкальным руководителем, показывая ладовокальный жест, определяющий первую ступень.

М.р. – Ребята, Коровка просит помочь найти своих друзей, которые потерялись  в этом волшебном лесу (обращает внимание на лес, изображённый на планшете). Прежде чем найти друзей,

Заданье выполни скорей.

В лесу - за деревьями, кустами – спрятаны друзья Коровушки : волк, медведь, девочка и мышка. Медведь поет "Ы-ы-ы-ы", (музыкальный руководитель поет на звук 1 ступень развернутого трезвучия), волк  "У-у-у-у"(3 ступень),девочка поет "А-а-а-а"( 5 ступень),мышка "И-и-и-и"(1 ступень наверху).

Дети пропевают вместе с муз. руководителем, повторяют  звукообразование «Поём звук «ы»,«у,»«а»,«и».Дети голосом делают волну, глиссандируя гласные вверх и вниз и показывая высоту звука рукой.

(упражнение на раскрепощение подбородка по методу Д.Е. Огороднова)

(Дети прикладывают пальцы к щекам (пальцы сквозь щёки лежат на нижних зубах), при этом поют звук «У»,повторяя за педагогом.)А теперь, чтобы найти наших друзей, я буду петь на слог "ля" в разном порядке, а вы должны определить высоту звука и угадать героя. Только тогда окошечко откроется и мы найдем всех друзей коровушки. Муз. рук-ль поет ступени трезвучия на слог "ля" в разном порядке, дети угадывают героя, окошко открывается, из него выглядывает медведь, волк, девочка, мышка.

М.Р.-А сейчас, Коровушка, мы хотим исполнить для тебя очень добрую песенку. Она так и называется "Если добрый ты". Предлагает детям вспомнить мелодию на слог "ля". Проговаривают вместе с детьми слова, утрируя каждый слог и окончание.

Используется игра «Поиграем с песенкой» для пения по цепочке. Дети по очереди передают друг другу коровушку на каждую музыкальную фразу. Солирует ребёнок, у которого находится игрушка.

М.р. – Коровушка хочет послушать, как каждый из вас поёт песенку «Если добрый ты». Давайте попробуем спеть цепочкой. У кого находится Коровушка, тот и продолжает петь песенку.

Используется игра «Волшебная палочка». У педагога в руках – «волшебная палочка». Кого она коснётся, тот будет петь один. Если педагог взмахивает палочкой, то поют все дети.

М.Р. – Коровушка благодарит вас за то, что вы нашли его друзей.  Но сначала расскажите, что вам особенно понравилось сегодня? Чем бы вы хотели заняться на следующем занятии?

. А теперь, как вежливые люди, давайте попрощаемся  друг с другом до следующей встречи.

Дети поют: ''До-сви-да-ни-я».

Выходят.

Литература

  • Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей. Киев: Музыкальная Украина,1989г.
  • Стрельникова А. Н. Дыхательная гимнастика. Москва: Рипол, 2007г.
  • Лазарев М.Л. «Здравствуй», Москва,2004г.
  • Деревянко В.Ю. «Программа логоритмических занятий с детьми дошкольниками», Москва, 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста.

В материале рассматриваются вопросы работы над формированием певческих навыков и развитием голоса у ребят 5-7 лет....

Проект по развитию вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста

Цель проекта : заинтересовать детей музыкальным искусствам, привить любовь к хоровому и  вокальному  пению, сформировать вокально– хоровые навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музы...

Развитие вокально - певческих навыков у детей дошкольного возраста

Автором представлена консультация для педагогов и родителей...

Опыт работы "Развитие вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"

В опыте работы раскрывается система певческого воспитания дошкольников, которая позволяет воспитывать в музыкальном отношении всех детей, которая помогает детям развивать голос, учиться началам музыка...

Проект по развитию вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста

Вокальное  воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную  работу  по совершенствованию голосового аппарата ребёнка и спо...