Фольклор как средство формирования и развития вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста
методическая разработка

Островная Елена Александровна

Сообщение из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фольклор как средство формирования и развития вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста.

Проблема постановки певческого голоса   - одна из важных и актуальных проблем  практики музыкального воспитания дошкольников. Вокальная работа в детском саду имеет свою специфику. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте полезно. Оно способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей. А чтобы развитие певческих навыков шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокально-певческие навыки. Самый подходящий материал по обучению пению всех возрастов – народные попевки, песни, хороводы. Их мелодии просты и доступны дошкольникам. Эти песни чаще исполняются без сопровождения, способствуют развитию слуха, формируют вкус. Исполнение песен помогает ребенку выразить свои чувства.

Работая, музыкальным руководителем в ДОУ, считаю важным научить

каждого ребенка петь и развивать его вокальные способности.

Этим я занимаюсь не только в непосредственной образовательной деятельности, а также на  кружке  по пению «Вокальная студия «Ласточка»», где ставлю следующие задачи:

  • Сделать  процесс обучение детей пению увлекательным, радостным.
  • Накопить музыкальные впечатления и слуховой опыт, развить музыкальный слух.
  • Научить детей  петь т.е. пользоваться своим музыкальным инструментом – голосом.
  • Способствовать  развитию музыкальных способностей.  
  • Развивать и укреплять дыхательную систему.
  • Содействовать выразительности речи и пения.

Вся работа в кружке  строится в игровой форме.

Прежде чем высоко запеть ребенок учится высоко и выразительно говорить. На речевом этапе удобно и легко  работать над формированием дыхания и дикции.

При работе над дыханием использую хороводную игру «Раздувайся пузырь».

Произнесение на одном дыхании скороговорок. Например, дети говорят: «Как на горке, на пригорке жили тридцать три Егорки» и начинают считать на одном дыхании: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка….» и т.д.

Для выработки четкой дикции проговариваем и пропеваем скороговорки в разном темпе, характере, с использованием звучащих жестов, шумовых инструментов, например: скороговорка «От топота копыт» исполняется сначала в медленном темпе, при повторениях темп все время ускоряется. Темп задается педагогом игрой на ложках.

В начале занятия  я активно использую речевые ритмо-интонационные игры и упражнения.  Народные тексты, которые лежат в основе большинства игр, очень удачны для произношения: потешки, прибаутки, дразнилки, считалки.

Например, речевая игра на текст заклички «Дождик».

Проговариваем текст в размере две четверти:

«Дождик, дождик,

Пуще лей! Чтобы было веселей!»

Варианты заданий.

  1. Произносим текст по-разному: первый раз громко, второй раз тихо.
  2. Изменяем регистры голоса: высоким, затем низким.
  3. Изменяем темпы произношения: Быстро, затем медленно, постепенно ускоряя, замедляя.
  4. Две группы детей играют в «эхо»:

а) первая произносит и хлопает одновременно, вторая произносит и шлепает.

б) можно заменить звучащие жесты шумовыми инструментами.

Практика показывает, что упражнения речевого этапа помогают детям подготовить свои голоса к пению.

Чтобы дети точно интонировали надо соблюдать определенные условия:

начинать формирование певческого голоса с простых и протяжных попевок и песенок на примарных (удобных) звуках. Так, с детьми, у которых пока не налажена координация слуха и голоса, использую попевки, песенки на двух рядом стоящих звуках большой секунды и обязательно в удобной зоне детского голоса. На произвольном ритмическом сочетании двух звуков можно использовать многообразные фольклорные попевки: «Лиса», «Сорока, сорока», «Дождик», «Горелки».

Затем постепенно расширяем певческий диапазон: в интервале малой терции поем колыбельные, потешки, прибаутки.

              Баю-бай, баю-бай.

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Моих деток не буди.

Чу-чу, ай чу-чу,

Я горох молочу,

Бью его цепями

 И хлещу кнутами.

Затем к двум звукам малой терции добавляется сверху еще один звук (большая секунда). Для поддержания интереса у детей нужно чередовать разные по содержанию и характеру песенки, сопровождая их имитационными движениями рук, ног, туловища. Кроме того, можно использовать аккомпанемент «инструментов» собственного тела: хлопки, шлепки, притопы и так далее. В певческий репертуар включаются игровые и хороводные песни: «Петушок», «Заинька походи», «Как у нашего кота», «Ворон», «Солнышко», «Ладушки».

Ладушки, ладушки,

Испекли оладушки.

На окно поставили, остывать оставили.

Как остынут – поедим

И воробышкам дадим.

Воробышки сели,

Все оладьи съели.

Кыш, кыш – полетели!

 На головку сели!

Вправо по кругу хороводным шагом,

Влево по кругу хороводным шагом,

Ритмично восьмыми хлопаем руками, на последний слог – четверть,

Присесть на корточки и в ритме песенки шлепки по коленкам,

Встать, спугнуть руками птиц,

Опустить руки на голову.

Развитие певческих навыков происходит не только в легких и удобных попевках, играх и упражнениях, но и в песнях с небольшим диапазоном.  Например, такие русские народные песни: «А я по лугу», «Как у наших у ворот», «На горе-то калина», «Как на тоненький ледок» и другие.

Фольклорные песни позволяют применять такой прием, как пение без сопровождения (a capella), что дает возможность детям вычленять слухом и свой голос, и голоса товарищей и верно подстраиваться в общее звучание.

Таким образом, используя русский народный фольклор в работе с детьми по пению, помогает сформировать у них  певческие навыки, исполнять произведения напевно, чистым, протяжным голосом, развивать творческую инициативу, коммуникативные качества, повышает самооценку.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Формирование и развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста....

План самообразования воспитателя "Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

План самообразования воспитателя по теме "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально - коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста....

Формирование и развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя второй младшей группы).

Актуальность темыВ последнее время, наряду с другими проблемами, является особенно актуальным физическое воспитание детей. Возросшие за последние годы требования программы, изменившиеся условия жизни ...

Семинар на тему: "Формирование и развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя второй младшей группы)".

В последнее время, наряду с другими проблемами, является особенно актуальным физическое воспитание детей. Возросшие за последние годы требования программы, изменившиеся условия жизни способствуют гипо...

Формирование и развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

Этот материал поможет детям средней группы детского сада сформировать свои культурно-гигиенические навыки....

Формирование и развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Формирование и развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста(из опыта работы воспитателя средней  группы)Главная задача воспитателя - охрана жизни и здоровья детей, сохран...

Статья. Формирование и развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

Формирование и развитие культурно-гигиенических навыков - одно из важнейших направлений в работе с детьми. Современные педагогические исследования и опыт работы показали, что главное не упустить благо...