Формирование и развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
статья

Фролова Светлана Викторовна

Формирование и развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

(из опыта работы воспитателя средней  группы)

Главная задача воспитателя - охрана жизни и здоровья детей, сохранение и укрепление здоровья. Для охраны здоровья необходимо создавать правильные условия для развития детей. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Главная задача для педагога - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.

Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Широко используются, особенно в среднем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.

Детям необходимо не просто рассказать о том, как себя вести и соблюдать чистоту, а закрепить полученные знания на практике. Для этого я использую педагогические методы и приемы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач: -Личный пример. -Алгоритмы действий. -Использование сюжетных и дидактических игр. -Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук. -Игровые и проблемные ситуации. -Использование фольклора и художественной литературы, беседы.

Формирование культурно – гигиенических навыков процесс длительный, поэтому работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков проводится ежедневно, в процессе разнообразных видов деятельности. В процессе режимных моментов в течение дня. (Приём детей, в процессе умывания и организации приёма пищи, формирование навыков самообслуживания при раздевании и одевании) В непосредственной организованной образовательной деятельности, в игровой деятельности детей.

Все режимные моменты проходят в игровой форме, все приёмы обеспечивают динамичность, максимально удовлетворяют потребности ребёнка в самостоятельной деятельности. Дети становятся старше, и мы постепенно предоставляем им всё больше самостоятельности. Я перехожу от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам, убеждению, разъяснению смысла правил. Во время утреннего приема воспитываем общую культуру поведения детей, привычку здороваться, разговаривать спокойным голосом, не кричать. Обращаю внимание на внешний вид детей, побуждаю к стремлению выглядеть опрятно.

Отдельно обращаю внимание детей на уход ребенка из детского сада. Ребенок должен не забывать о правилах хорошего тона, а именно прощаться с детьми и воспитателем, помощником воспитателя. Считаю, это формирует положительное отношение к детскому саду и дает настрой на следующее посещение. В процессе умывания уточняю правила мытья рук, используя алгоритм «Моем руки», объясняя целесообразность мытья рук. Напоминаю о правилах поведения в ванной комнате.

В группе дети выполняют обязанности дежурных, где закрепляются умения к трудовой деятельности через дежурство: накрывать на стол, правильно раскладывать столовые приборы. Во время приёма пищи в течении дня совершенствуем навыки аккуратного приёма пищи: обращаем внимание детей на то как накрыты столы, наличие столовых приборов, их расположение и назначении. Проводим беседы о правилах поведения за столом ("Чтобы не было беды, вспомним правила еды», о пользе здоровой пищи, уточняю название блюд, продуктов, используемых в их приготовлении. Обращаю внимание на то, что после приема пищи необходимо себя привести в порядок: вытереть губы салфеткой, помыть руки, прополоскать рот от еды. Во время второго завтрака дети могут непринужденно пообщаться. Напоминаю детям о правилах поведения за столом.

Подготовка к прогулке (одевание) Перед тем как выйти в раздевалку – ждем «Тишину», далее в такой тишине одеваемся постепенно. Слежу за тем, чтобы дети одевались одновременно. Упражнение «Одевайся по команде»: кто надел колготки и свитер, может надевать штаны. Теперь можно надевать куртки и шапки. Напоминаем, что одежду необходимо заправлять внутрь, для того чтобы было тепло. Делаю положительную оценку детям, которые одеваются правильно, быстро и тихо: Одеваемся по порядку, Привыкаем к порядку. Обращаю внимание на тех, кому нужна помощь. При возвращении с прогулки (раздевание) - побуждаю детей не только к самостоятельным действиям, но и воспитываю стремление оказывать посильную помощь друг другу. Обращаем внимание, что Денис или Ангелина очень аккуратно сложили свою одежду в шкафчик. Предлагаю детям помочь друг другу. Слежу за тем, чтобы дети не только аккуратно убирали вещи в шкаф, но и выворачивали каждую вещь на лицевую сторону. Контролирую процесс последовательности одевания-раздевания. Воспитываю бережное отношение к личным вещам, аккуратность. Совершенствую широкий круг задач: называю название одежды и ее назначение, название деталей одежды.

 Подготовка ко сну – продолжаем формировать умение  аккуратно складывать одежду на стульчики. Упражнение «Волшебная дорожка». После того, как дети разделись проводится игра «Волшебная дорожка». Нужно пройти по массажной дорожке. Помогаю детям разобрать постель. Напоминаю, что во время  тихого часа нельзя шуметь. Игра «Звездочка». Обращаю внимание детей на то, что тот, кто сегодня будет хорошо спать, тому под подушку придет маленькая звездочка, которая исполнит ваше желание. Подъем детей - совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности; Формирование знаний о здоровом образе жизни во время проведения гимнастики пробуждения; Использую комплекс гимнастик пробуждения, массажные дорожки. После прохождения дорожки, обращаю внимание детей как нужно правильно одеваться. После того, как дети оделись, девочкам предлагаем– посещение салона красоты (девочки идут причесываться). Во время причесывания девочек обращаю внимание на то, какие красивые, чистые волосы. Также напоминаю, что нужно делать, чтобы волосы были ухоженные. Для закрепления правил, более осознанного их усвоения в средней группе целесообразно проводить тематические беседы, но не только назидательного характера, но и в игровой и доброжелательной форме довести до сознания ребенка. Предлагаем самому сделать выводы как следует поступить правильно, опираясь на положительный пример сверстника.

Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.

Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке? ". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.

Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию.

Ребенок научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д.

Таким образом, можно утверждать, что при систематической работе взрослых, сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фролова Светлана Викторовна

 воспитатель ГБДОУ детский сад №1

Комбинированного вида

Невского  района Санкт-Петербурга

Формирование и развитие культурно-гигиенических навыков

 у детей дошкольного возраста

(из опыта работы воспитателя средней  группы)

Главная задача воспитателя - охрана жизни и здоровья детей, сохранение и укрепление здоровья. Для охраны здоровья необходимо создавать правильные условия для развития детей. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Главная задача для педагога - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.

Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Широко используются, особенно в среднем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. 

Детям необходимо не просто рассказать о том, как себя вести и соблюдать чистоту, а закрепить полученные знания на практике. Для этого я использую педагогические методы и приемы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач: -Личный пример. -Алгоритмы действий. -Использование сюжетных и дидактических игр. -Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук. -Игровые и проблемные ситуации. -Использование фольклора и художественной литературы, беседы.

Формирование культурно – гигиенических навыков процесс длительный, поэтому работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков проводится ежедневно, в процессе разнообразных видов деятельности. В процессе режимных моментов в течение дня. (Приём детей, в процессе умывания и организации приёма пищи, формирование навыков самообслуживания при раздевании и одевании) В непосредственной организованной образовательной деятельности, в игровой деятельности детей.

Все режимные моменты проходят в игровой форме, все приёмы обеспечивают динамичность, максимально удовлетворяют потребности ребёнка в самостоятельной деятельности. Дети становятся старше, и мы постепенно предоставляем им всё больше самостоятельности. Я перехожу от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам, убеждению, разъяснению смысла правил. Во время утреннего приема воспитываем общую культуру поведения детей, привычку здороваться, разговаривать спокойным голосом, не кричать. Обращаю внимание на внешний вид детей, побуждаю к стремлению выглядеть опрятно.

Отдельно обращаю внимание детей на уход ребенка из детского сада. Ребенок должен не забывать о правилах хорошего тона, а именно прощаться с детьми и воспитателем, помощником воспитателя. Считаю, это формирует положительное отношение к детскому саду и дает настрой на следующее посещение. В процессе умывания уточняю правила мытья рук, используя алгоритм «Моем руки», объясняя целесообразность мытья рук. Напоминаю о правилах поведения в ванной комнате.

В группе дети выполняют обязанности дежурных, где закрепляются умения к трудовой деятельности через дежурство: накрывать на стол, правильно раскладывать столовые приборы. Во время приёма пищи в течении дня совершенствуем навыки аккуратного приёма пищи: обращаем внимание детей на то как накрыты столы, наличие столовых приборов, их расположение и назначении. Проводим беседы о правилах поведения за столом ("Чтобы не было беды, вспомним правила еды», о пользе здоровой пищи, уточняю название блюд, продуктов, используемых в их приготовлении. Обращаю внимание на то, что после приема пищи необходимо себя привести в порядок: вытереть губы салфеткой, помыть руки, прополоскать рот от еды. Во время второго завтрака дети могут непринужденно пообщаться. Напоминаю детям о правилах поведения за столом.

Подготовка к прогулке (одевание) Перед тем как выйти в раздевалку – ждем «Тишину», далее в такой тишине одеваемся постепенно. Слежу за тем, чтобы дети одевались одновременно. Упражнение «Одевайся по команде»: кто надел колготки и свитер, может надевать штаны. Теперь можно надевать куртки и шапки. Напоминаем, что одежду необходимо заправлять внутрь, для того чтобы было тепло. Делаю положительную оценку детям, которые одеваются правильно, быстро и тихо: Одеваемся по порядку, Привыкаем к порядку. Обращаю внимание на тех, кому нужна помощь. При возвращении с прогулки (раздевание) - побуждаю детей не только к самостоятельным действиям, но и воспитываю стремление оказывать посильную помощь друг другу. Обращаем внимание, что Денис или Ангелина очень аккуратно сложили свою одежду в шкафчик. Предлагаю детям помочь друг другу. Слежу за тем, чтобы дети не только аккуратно убирали вещи в шкаф, но и выворачивали каждую вещь на лицевую сторону. Контролирую процесс последовательности одевания-раздевания. Воспитываю бережное отношение к личным вещам, аккуратность. Совершенствую широкий круг задач: называю название одежды и ее назначение, название деталей одежды.

 Подготовка ко сну – продолжаем формировать умение  аккуратно складывать одежду на стульчики. Упражнение «Волшебная дорожка». После того, как дети разделись проводится игра «Волшебная дорожка». Нужно пройти по массажной дорожке. Помогаю детям разобрать постель. Напоминаю, что во время  тихого часа нельзя шуметь. Игра «Звездочка». Обращаю внимание детей на то, что тот, кто сегодня будет хорошо спать, тому под подушку придет маленькая звездочка, которая исполнит ваше желание. Подъем детей - совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности; Формирование знаний о здоровом образе жизни во время проведения гимнастики пробуждения; Использую комплекс гимнастик пробуждения, массажные дорожки. После прохождения дорожки, обращаю внимание детей как нужно правильно одеваться. После того, как дети оделись, девочкам предлагаем– посещение салона красоты (девочки идут причесываться). Во время причесывания девочек обращаю внимание на то, какие красивые, чистые волосы. Также напоминаю, что нужно делать, чтобы волосы были ухоженные. Для закрепления правил, более осознанного их усвоения в средней группе целесообразно проводить тематические беседы, но не только назидательного характера, но и в игровой и доброжелательной форме довести до сознания ребенка. Предлагаем самому сделать выводы как следует поступить правильно, опираясь на положительный пример сверстника.

Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.

Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке? ". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.

Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию.

Ребенок научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д.

Таким образом, можно утверждать, что при систематической работе взрослых, сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста

Приобщение к музыке  - один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как музыка сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям.Д. Шостакович...

Специфика формирования фонетико-графических умений и навыков у детей дошкольного возраста.

Основным современным требованием развивающего обучения является такая организация учебной деятельности, при которой ребёнок самостоятельно находит способы решения возникающих перед ним задач. Для этог...

Развитие просодических компонентов речи. Развитие общих речевых навыков у детей дошкольного возраста.

Речь – важное условие и средство коммуникации. Наряду с формированием лексического словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и слуха, правильного звукопроизношения у ребёнка необ...

Квалификационная работа «Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста» для детей 5-7 лет

Цель : развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, овладение вокальными навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры....

Методические рекомендации и дидактические игры по развитию моторики, графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта воспитанников, развитием умения согласовывать движения разл...