Развитие вокально - певческих навыков у детей дошкольного возраста
консультация

Елена Владимировна Власова

Автором представлена консультация для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pevcheskih_sposobnostey_u_doshkolnikov.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» п.г.т.  Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст самый благоприятный для интенсивного творческого развития ребенка и необходимый для раннего музыкального образования.

Развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом – все это способствует общему развитию, здоровью ребенка, становлению полноценной творческой личности. Поэтому развитие певческих навыков у детей, считаю актуальной темой, требующей решения уже с дошкольного возраста.

Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Обучая детей вокалу, надо учитывать, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка, поэтому подбираются такие приёмы вокальной техники, которые наиболее эффективно способствовали развитию детского голоса.

Чтобы начать обучение пению необходимо определить диапазон звучания, тип и особенности голоса ребенка, и систематически его укреплять, создавая благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую развитию голоса и слуха. А координация голоса и слуха – важнейшее условие развития певческих способностей детей.

Для развития певческой техники используются упражнения, которые можно применять в такой последовательности.
1. Упражнения на развития дыхания.
2. Упражнения на развитие артикуляции и дикции.
3. Упражнения на развитие звукообразования.
4. Упражнения на расширение диапазона.
5. Упражнения на развитие звуковедения.
Упражнений очень много, но сначала для свободного звучания голоса, необходимо сесть или встать прямо, голову высоко не поднимать, ноги поставить ровно, то есть принять правильную певческую установку. 

Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Певческая установка (правила пения):

  • сидеть (стоять) ровно;
  • не сутулиться;
  • корпус и шею не напрягать
  • голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;
  • дыхание брать свободно (не брать в середине слова);
  • петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;
  • рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого,  «белого» звука;
  • нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

Для улучшения работы дыхательного аппарата, укрепления внешней и внутренней мускулатуры органов дыхания можно предложить упражнения из комплекса парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой, которые даются в игровой форме и нравятся детям. Суть – в активном коротком вдохе, внимание на выдохе не фиксируется, он происходит сам собой. Хорошо себя зарекомендовали такие упражнения, как «Ладошки», «Кошка», «Насос», «Ушки», «Обними плечи». Нравятся детям и звуковые дыхательные упражнении, такие как: игра «Воздушный шар», когда дети сдувают шар, произнося звук «с-с-с», и надувают его со звуком «ф»; аналогичная игра для малышей «Надувайся, пузырь», пальчиковая игра «Воздушный шар», а также изобразительные упражнения по Б.С.Толкачеву и М.Л.Лазареву («Петух», «Ежик», «Комар», «Жук»).
В упражнениях на развитие певческого дыхания сохраняется следующая логика:
- Пение двухтактовых попевок.
- Пение песен и попевок в среднем темпе в размере 2/4.
- Пение песен и попевок с постепенно удлиняющимися фразами.
- Пение попевок с паузами для правильного взятия дыхания.
Добиваясь четкой и ясной дикции, музыкальному руководителю следует учить детей отчетливо произносить согласные и чисто пропевать гласные звуки, что требует от артикуляционного аппарата постоянного тонуса, которого можно добиться с помощью таких упражнений, как вокально-артикуляционные. К ним относятся песенки – игры, где музыкальный руководитель поет запев, а дети отвечают за персонажа: «Ворон», «Филин» (модель Д.Огородного), озвученная артикуляционная гимнастика («Мотоцикл», «Ручеек» и т.п.). Музыкальные пальчиковые игры сочетают пение с активной артикуляцией и движениями мелкой моторики, что положительно сказывается на формировании произношения («Мышки», «Теремок», «Веселые овощи» и т.п.). Для развития дикции и артикуляции хорошо проговаривать и пропевать скороговорки в разном темпе, характере, с использованием звучащих жестов (хлопки, шлепки по коленям) – по методу К.Орфа. Это «Три сороки», «От топота копыт», «Вез корабль карамель», «Карусели» и т.п.

Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность.

Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен (например, «Во поле береза стояла»). Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения.

 Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Я стараюсь научить детей певческой дикции, объясняю им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни.

 Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.

Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения.

При обучении пению диапазон, как правило, расширяется в сторону как нижнего, так и верхнего регистров.
Среди певческих навыков особое внимание необходимо уделить звукообразованию: петь естественным, высоким, светлым звуком, без напряжения и крика. Крикливое пение искажает естественный тембр голоса, отрицательно влияет на интонацию, голос приобретает горловой звук. Качество звука зависит от правильного формирования гласных. Для этой цели детям предлагались упражнения, которые сводились в повторении гласных: сначала одиночных, а затем соединенных (А, А – А, А – А – А, А – О – У – И).

Следует отметить, что самый подходящий материал для занятий с детьми – это народные попевки, песни, хороводы, так как их мелодии просты, они могут исполняться без сопровождении, что способствует развитию певческих навыков.

Помимо вокальных упражнений, в работе над чистотой интонации используется прием – пение без сопровождения (a capella). В начале пение a capella «идет» с поддержкой голоса взрослого, затем – без поддержки. Трудные места проигрываются музыкальным руководителем на инструменте, а затем пропеваются без подыгрования.

Таким образом, певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть». И если основы певческой грамоты ребёнок усваивает в дошкольном возрасте с помощью компетентного педагога, то надёжный фундамент певческой культуры заложен.

Интернет источники:

http://kladraz.ru/blogs/olga-sergeva/razvitie-pevcheskih-navykov-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

https://solncesvet.ru/развитие-вокально-певческих-навыков/

http://99dzn.dounn.ru/sites/default/files/РАЗВИТИЕ%20ПЕВЧЕСКИХ%20НАВЫКОВ.pdf

https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2015/04/10/razvitie-pevcheskih-umeniy-u-detey

Музыкальный руководитель Власова Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квалификационная работа «Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста» для детей 5-7 лет

Цель : развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, овладение вокальными навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры....

Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста.

В материале рассматриваются вопросы работы над формированием певческих навыков и развитием голоса у ребят 5-7 лет....

Проект по развитию вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста

Цель проекта : заинтересовать детей музыкальным искусствам, привить любовь к хоровому и  вокальному  пению, сформировать вокально– хоровые навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музы...

Проект по развитию вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста

Вокальное  воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную  работу  по совершенствованию голосового аппарата ребёнка и спо...