Главные вкладки

    Статья: "Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста"
    статья по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

    Обучение пению детей дошкольного возраста

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Статья

    Развитие вокально- певческих навыков у детей дошкольного возраста.

    Гладырь Н.В., музыкальный руководитель  ГБДОУ детский сад №68 компенсирующего вида Невского района города Санкт-Петербурга.

        С самых первых дней жизни музыка помогает всесторонне развиваться малышу: учиться разговаривать, формировать восприятие окружающего мира, тренировать память и внимание, развивать воображение и мышление, строить взаимоотношения в коллективе.  Пение является основным и наиболее доступным видом деятельности детей дошкольного возраста. Встреча с песней вызывает у детей массу положительных эмоций, при этом у ребенка появляется заинтересованное отношение к музыке. Пение успешно формирует весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкально-слуховые представления, ладовое чувство, музыкальную память, чувство ритма, музыкальный слух. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях и явлениях природы. А при совместном пении у детей воспитываются дружеские взаимоотношения.        Также очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Оно влияет на общее состояние изменением кровообращения, дыхания, улучшает речь.

          Особое место в развитии певческих навыков детей дошкольного возраста занимает пение народных песен. Помимо того, что народные песни знакомят детей с национальными традициями, они обогащают детскую речь, способствуют развитию хорошей артикуляции, эстетическому воспитанию, развивают художественный вкус и чувство патриотизма. Мелодия народной песни напевна, проста и образна, она всегда вызывает положительные эмоции у ребенка.

        У детей среднего дошкольного возраста речевой аппарат еще не сформирован, связки тонкие и короткие, образовывающийся звук очень слабый, дыхание поверхностное, связки смыкаются неполно. При работе с такими детьми, музыкальному руководителю необходимо очень бережно и осторожно относиться к детскому голосу, внимательно подбирать песенный репертуар, который должен отличаться доступным текстом и мелодией, близкими детям образами и событиями. Важно при обучении пению работать с детьми как коллективно, так и индивидуально.

       Необходимо проводить консультации для воспитателей, объясняя им как вредно крикливое пение, как опасно петь на улице в холодную погоду. Для родителей выставлять папки-передвижки с материалами о музыкальном воспитании в семье, а также о развитии певческих навыках.

        При обучении пению детей дошкольного возраста музыкальный руководитель   определяет следующие задачи:

    - учить петь протяжно, без напряжения, естественным голосом

    -произносить внятно слова, понимать их смысл. Обращает внимание на правильное произношение гласных и согласных в конце и середине слов

    -передавать мелодию правильно, без искажений, петь с муз сопровождением и без него

    -учить одновременно начинать и заканчивать песню, петь дружно, слышать других детей

         С возрастом дети приобретают некоторый музыкальный опыт, голос крепнет, улучшается дыхание, увеличивается диапазон, у детей расширяется словесный запас, улучшается артикуляция. Музыкальный руководитель уже ставит в работе такие задачи как, различать звуки по высоте и брать дыхание между короткими фразами, работает над выразительностью и характером исполняемой песни.

        Для улучшения качества пения большое значение имеет развитие музыкального слуха. Звуковысотный слух недостаточно развит у многих дошкольников, у некоторых вообще отсутствует правильное воспроизведение звука. Для развития музыкального слуха рекомендуется использовать специальные упражнения уже с раннего возраста. В своей работе уже с первых занятий необходимо использовать «Музыкальный букварь» НА Ветлугиной.

        В работе над чистотой интонации необходимо большое внимание уделить распеванию. Систематические упражнения способствуют развитию легкого, естественного звучания и чистоты интонации. Также распевание помогает расширить диапазон, подготовить детей к преодолению различных певческих трудностей.

       В работе над чистотой пения важно использовать пение а капелла, вначале с поддержкой своего голоса, а затем и без него. Пение с музыкальным сопровождением зачастую создают для детей неблагоприятные условия: они не контролируют качество своего голоса, не слышат друг друга, у детей не развивается активность слухового внимания. Во время разучивания песни лучше всего петь в сопровождении фортепиано, подыгрывая мелодию, затем без инструмента при помощи музыкального руководителя и затем без него. Так же можно петь в сопровождении металлофона, т. к. его отрывистое и тихое звучание приближает детей к условиям близким к пению а капелла.

         В развитии певческих навыков очень важна работа над певческим дыхание. Оно должно быть бесшумное, спокойное, без поднятия плеч, должно регулироваться фразами в соответствии со смыслом песни.

        Трудным этапом при обучении дошкольников пению является работа над выразительностью исполнения, характером песни. Необходимо помнить, что чем эмоциональнее рассказ о содержании новой песни, тем сильнее воздействует она на чувства детей. Сочетание музыки и слова помогают детям выразить свои чувства и переживания. Причем многократное повторение песни не понизит интерес, а, наоборот, даст ей новую жизнь.

        Обучение пению - этап очень длительный и сложный.  Необходимо показать детям красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить детей в успешности обучения при определенной заинтересованности и настойчивости с их стороны. От музыкального руководителя требуется высокий профессионализм и мастерство для полной реализации потребностей детей в пении и для достижения наилучшего результата.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Развитие конструктивных навыков у детей дошкольного возраста"

    В данной статье конструирование, рассматривается как основная  деятельность детей дошкольного возраста. Дается краткая харктеристика развития конструирования по каждому возрасту. Развитие мелкой ...

    Статья "Развитие творческого мышления и воображения у детей дошкольного возраста"

    Творческие способности человека – далеко не новый предмет научных и практических исследований. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес во все времена. Общество развивается благода...

    Статья "Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"

    В статье говорится о развитии певческих навыков у дошкольников старшего возраста в организованной деятельности....

    Квалификационная работа «Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста» для детей 5-7 лет

    Цель : развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, овладение вокальными навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры....

    Статья "Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста" Видуцкая Анжелика Анатольевна

    В статье говорится о развитии певческих навыков у дошкольников старшего возраста в организованной деятельности....

    Проект по развитию вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста

    Вокальное  воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную  работу  по совершенствованию голосового аппарата ребёнка...

    Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста.

    В материале рассматриваются вопросы работы над формированием певческих навыков и развитием голоса у ребят 5-7 лет....