Статья "Развитие детской инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР"
статья по коррекционной педагогике

Котина Наталья Александровна

В статье представлен опыт работы по развитию детской инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования, которая определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание дошкольного образования, осваиваемые обучающимися в образовательной организации и планируемые результаты освоения образовательной программы и  ФАОП, которая разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования направлена на создание развивающей образовательной среды для детей дошкольного возраста, открывающей возможности для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей, индивидуализации на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности и учета особых образовательных потребностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие  детской инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста 

с задержкой психического  развития»

Подготовила: Котина Н.А.

      Федеральная образовательная программа дошкольного образования, которая определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание дошкольного образования, осваиваемые обучающимися в образовательной организации и планируемые результаты освоения образовательной программы и  ФАОП, которая разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования направлена на создание развивающей образовательной среды для детей дошкольного возраста, открывающей возможности для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей, индивидуализации на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности и учета особых образовательных потребностей.

    Целевые ориентиры направлены на развитие детской инициативы и самостоятельности и характеризуют ребенка к концу дошкольного периода как инициативного, самостоятельного в разных видах детской деятельности, проявляющего любознательность.

    Любознательность и инициативность нужно развивать для того, чтобы сформировать познавательный интерес, который тоже проявляется в стремлении познавать новое. В свою очередь познавательный интерес является союзником волевого усилия в достижении цели, преодолении трудностей. На его основе развивается творческая инициатива, самостоятельность в решении умственных задач, активное отношение к окружающему. 

Любознательность и познавательный интерес тесным образом связаны со стремлением к узнаванию нового. Это качество, при умелом руководстве, может перерасти в потребность к познанию.

      Любознательность - стремление к приобретению всё новых знаний. Важной особенностью любознательности является то, что она может быть условием успешной активной умственной деятельности и в то же время снижает утомление, повышая работоспособность ребенка. При наличии любознательности знания быстрее переходят в область активного их использования, становятся внутренним достоянием личности.

     Проявления  любознательности у детей с нормальным развитием:

- задают много вопросов познавательного характера, стремятся глубже  познать предметы окружающего мира и пытаются понять хотя бы элементарную зависимость между ними:

- стремятся длительно рассматривать, наблюдать, выяснять свойства и особенности предметов и явлений;
- проявляют эмоционально-познавательную активность.

Для детей с задержкой  психического развития характерно следующее:

- не задают познавательных вопросов, могут задавать вопросы относительно знакомых предметов и явлений, не углубляясь в суть причинно - следственных закономерностей явлений или событий
- быстро пресыщаются любой деятельностью, менее любопытные;
- не проявляют активности в беседах, в обсуждении  наблюдаемых явлений.

      В дошкольном возрасте проявление любознательности связано  с  инициативностью. 

Инициатива рассматривается как почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость.

      В педагогической литературе инициативность рассматривается чаще всего как качество дошкольника, его усилия, направленные на удовлетворение познавательных интересов и потребностей.

      Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка.

      Формирование инициативности во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи. Благодаря произвольности всех психических функций, сформированности процессов саморегуляции (планирующей функции, регулирующей функции)  ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности.

То есть, инициативное поведение дошкольника проявляется, прежде всего, в том, как он планирует свои действия, ставит перед собой задачи и последовательно решает их.

Качества, характеризующие инициативную личность:

- произвольность поведения;
- самостоятельность;
- развитая эмоционально волевая сфера;
- инициатива в различных видах деятельности;
- стремление к самореализации;
- общительность;
- творческий подход к деятельности;
- высокий уровень умственных способностей;
- познавательная активность.

Детей с задержкой психического развития характеризует:
- несформированность процессов саморегуляции;
- слабое проявление  самостоятельности в деятельности;
- проблемы в эмоционально-волевой сфере;
- снижение интереса к деятельности;
- снижение потребности в самореализации;
- снижение потребности в общении, нарушение речевого развития;
- подражательный характер деятельности;
- интеллектуальная недостаточность;
- снижение познавательной активности.

      У детей с ЗПР  снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний и представлений об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту.

      Задержка психического развития проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы и в интеллектуальной недостаточности, интеллектуальные способности ребенка не соответствуют возрасту.

       У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки  развития памяти, восприятия,  низкая концентрация внимания,  отставания в становлении речи. Деятельность детей недостаточно целенаправленна.

       В нашем детском саду реализуется Пятница детских инициатив – Детский час.

В целях выявления способности к проявлению инициативности и любознательности детям по пятницам предлагается выбор деятельности по собственной инициативе.

       В группах общеразвивающей направленности дети самостоятельно стали самостоятельно договариваться и выбирать деятельность.

       Надо отметить, что дети сразу проявили интерес к происходящему, с удовольствием включились в деятельность.

       Когда такой формат был предложен  в группе компенсирующей направленности,  дети долго стояли и смотрели, некоторые проявили интерес, робко пытались включиться в деятельность, но ведущую роль все равно выполняет педагог.

       С детьми ЗПР была проведена целенаправленная работа, педагогами предлагались наглядно образцы деятельности, которые дети могут реализовать. Через некоторое время,  дети уже более уверено включались в деятельность.  У них изменилось настроение, эмоциональное отношение детей, изменились и желания действовать самостоятельно, некоторые не только подражали другим детям или педагогу, но и стали выступать сами инициаторами деятельности.

         Задачи по развитию инициативности, самостоятельности решаются во всех видах детской деятельности: игровой, познавательно- исследовательской, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, двигательной, конструктивной, самообслуживании и элементарном бытовом труде, восприятии художественной литературы. Работа по развитию любознательности и инициативности планируется: при проведении организованной образовательной деятельности,  совместной образовательной деятельности в режимных моментах,  создании условий для самостоятельной деятельности детей, а так же в работе с родителями. Запланированное содержание может корректироваться в зависимости от возникших интересов детей, их инициативы.

      Развивая любознательность и инициативность необходимо учитывать не только общие закономерности формирования  познавательного интереса, познавательной активности  перерастающую в познавательную деятельность, но и особенности детей с ЗПР.

      В детском саду  большое внимание уделяем развивающей предметно – пространственной среде с учетом требований ФГОС ДО. Стремимся к тому, чтобы развивающая предметно – пространственная среда   отвечала  требованиям насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности.

Во взаимоотношениях взрослых и детей произошли следующие изменения:

- отказ от авторитарного общения;
- отказ от необоснованных запретов;
- создание  в группе положительного  психологического  микроклимата;
- отказ от отрицательного оценивания дошкольника.    

       Поддержка педагогами индивидуальности и инициативности детей осуществляется через:

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

        С целью пробуждения любознательности и инициативы у детей с ЗПР педагоги используют:

- информационно - коммуникационные технологии
- элементарное экспериментирование
- проблемные ситуации
- дидактические и развивающие игры
- игры – драматизации и др.

        Проблема развития любознательности и инициативности детей, напрямую связана с гуманизацией педагогического процесса, задает перспективы дальнейшего развития личности ребенка, его успешности.

           СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Купарадзе Н.Ц. Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста. М., 2001. 121 с.
  2. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно – практическое руководство. СПб: Речь, 2004. 352 с.
  3. О психологических особенностях любознательности детей дошкольного возраста / К.М. Рамонова // Вопросы психологии. 2000. № 10. С.4-8.
  4. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии/ Защиринская О.В. – СПб.: Речь, 2004. 432 с.
  5. Федеральная образовательная программа дошкольного образования и Федеральная адаптированная образовательная программа, 2023.
  6. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике /Г.И. Щукина. М.: Педагогика, 1971. 352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта по теме: "Развитие инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста через гостевой метод и коллекционирование"

Развитие инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста через гостевой метод и коллекционирование...

Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Поддержка инициативы и самостоятельноти у детей дошкольного возраста....

Опыт работы "Детский мастер-класс как способ развития инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста"

quot;Скажи мне - и я забуду,Покажи мне - и я запомню,Дай мне сделать - и я пойму"                             (Конфуций...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Развитие детской инициативы и самостоятельной активности детей дошкольного возраста»

laquo;Свобода и самостоятельность, индивидуальность и  инициативность – это не вседозволенность и анархия, а  раскованность, открытость, не обыденность,  неразрывно связаны с кул...

Презентация Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Развитие детской инициативы и самостоятельной активности детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов ДОУ«Развитие детской инициативы и самостоятельной активности детейдошкольного возраста»...

Обобщенный опыт работы "Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста"

Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и под...

Воспитание инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста на примере выполнения режима дня

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности, в том числе и в режимных м...