Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.
консультация по теме

Лаханова Светлана Владимировна

Поддержка инициативы и самостоятельноти у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Одним из важных принципов дошкольного образования является развитие у детей инициативы и самостоятельности.

Формирование самостоятельности у дошкольников – это сложный процесс, т.к. необходимо выработать у них стремление активно действовать в соответствии с накопленными знаниями и умениями.

Большую роль в воспитании самостоятельности играют трудовое воспитание и самообслуживание. В младших группах мы поощряем стремления детей самостоятельно умываться, насухо вытираться, аккуратно есть.

Перед сном побуждаем самостоятельно раздеваться, складывать аккуратно вещи. После сна одеваться, помогая друг другу. Отмечаем похвалой самые незначительные успехи, чтобы дети не потеряли интерес к делу.

В старших группах при наличии у детей достаточных умений в сфере самообслуживания повышаем требования к качеству их выполнения. Поощряем положительные поступки тех детей, которые сами предлагают свои услуги товарищу или обращаются за помощью к сверстникам.

Бытовой труд становится средством воспитания самостоятельности у детей тогда, когда он носит систематический характер, и в нём участвуют все дети. В младших группах дети получают индивидуальные простые поручения, выполняют несложные обязанности дежурного по столовой и по уголку природы.

В средней группе дети сервируют столы, ухаживают за комнатными растениями, проявляют инициативу в поддержке чистоты и порядка в группе и на участке. Поручения даём уже подгруппе детей.

В старшей группе мы поощряем инициативу детей самостоятельно организовать хозяйственно – бытовой труд. Дети сервируют столы перед едой, убирают посуду после еды.  

Самостоятельно подбирают необходимый инвентарь для уборки, для ухода за растениями, а после уборки убирают его на отведённые места.

Инициатива и самостоятельность детей формируется в проектной деятельности. Например, в проекте «огород на подоконнике» под нашим руководством дети посадили овощи, самостоятельно поливали, вели наблюдения, а в конце проекта оформили сам огород.

В развитии самостоятельности детей дошкольного возраста ведущая роль принадлежит игре. Игра оказывает на детей всестороннее развитие. Продумывая игровые зоны, мы учитываем, прежде всего, доступность и удобство использования игрушек и игр детьми в своей самостоятельной деятельности. В младших группах, организуя игру, стараемся создать радостное доброе настроение у детей, не подавляя их самостоятельность в придумывании сюжета.

В старших группах развиваем у детей инициативу самостоятельно выбирать сюжет игры, согласовывать свои действии с действиями товарищей, самостоятельно решать поставленную игровую задачу.

Трудно переоценить конструктивную деятельность в развитии самостоятельности детей дошкольного возраста. Мы предлагаем детям различные виды конструктора и размещаем комплекты строительного материала так, чтобы дети имели удобный доступ к нему.

Сооружая самостоятельно постройки из различного строительного материала, они создают что-то новое, подбирают нужный материал для своей постройки, планируют свои действия, разворачивают сюжет игры, учитывая планы игры своих друзей.

Чтобы руководить процессом воспитания самостоятельности у детей, мы сами регулярно повышаем и совершенствуем свои педагогические знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта по теме: "Развитие инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста через гостевой метод и коллекционирование"

Развитие инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста через гостевой метод и коллекционирование...

Поддержка инициативы и самостоятельности ребенка младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности

Рекомендации для родителей, имеющих детей от 1,5 до 4 лет, где представлен минимальный комплект игрушек и развивающих пособий для организации разных видов деятельности ребенка в семье. Для удобст...

Консультация «Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей в ходе проектно-исследовательской деятельности»

Ознакомление педагогов ДОУ с условиями для поддержки инициативы и самостоятельности детей в ходе проектно-исследовательской деятельности...

«Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей»

Инициативный ребёнок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию. Он может включиться в разговор...

Семинар для педагогов «Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей»

Семинар для педагогов«Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей» В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является подд...

Консультация для педагогов на тему: " Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей"

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...