Консультация «Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей в ходе проектно-исследовательской деятельности»
консультация

Погонец Ирина Валерьевна

Ознакомление педагогов ДОУ с условиями для поддержки инициативы и самостоятельности детей в ходе проектно-исследовательской деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением физического   развития воспитанников «Колосок»с.Ивановка

Оренбургского района Оренбургской области

Консультация

«Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей в ходе проектно-исследовательской деятельности»

                                                                                 Подготовила:

старший воспитатель

Погонец И.В.

с. Ивановка 2021 г.

      Современное российское общество нуждается в инициативных молодых людях, способных не просто адаптироваться в окружающем мире, а творчески его преобразовывать. Воспитание такого человека связано с формированием важнейших личностных качеств – самостоятельности, активности, инициативности. Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС ДО является поддержка детской инициативы.

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.

Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
   Именно инициативность ребёнка, умение видеть, замечать, задавать вопросы, пытаться искать ответы, находить пути решения возникающих проблем, стимулирует развитие аналитических способностей.

Организация проектов, основанных на детской заинтересованности является наиболее эффективной формой по поддержке детской инициативы.
Каждая деятельность — новый шаг в познание. А ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением,  и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.

Проектно-исследовательская деятельность— один из самых эффективных видов деятельности детей, который положительно влияет на развитие умственной активности и творческой самостоятельности и позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной интересующей нас проблемы и применять полученные знания на практике.

Как развивать инициативность?

1. Давать простые задания (снимать страх "не справлюсь", развивать у детей инициативу).

2. Давать задания интересные или такие, в которых у ребенка есть личный интерес что-то делать.

3. Поддерживать инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи).

4. Учить грамотно реагировать на собственные ошибки (смотри "Ошибочка! ").

Формирование самостоятельности.

В дошкольной педагогике развитие самостоятельности у детей изучалось в разных видах деятельности, которые, по мнению исследователей, и являются главными факторами формирования этого личностного качества:

- бытовой труд (Л. А. Порембская);

- конструктивно-игровая деятельность (Ф. В. Изотова);

- художественная деятельность (Н. А. Ветлугина);

- игра (А. И. Матусик, Н. Я. Михайленко, С. А. Марутян и др.).

Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы (С. А. Марутян, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконин), в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата (М. В. Крулехт, В. И. Логинова, Д. В. Сергеева), в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на самостоятельность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности.

Проблема воспитания самостоятельности у дошкольников рассматривается в двух аспектах: умственном и нравственном. Выделяют 3 компонента развития самостоятельности:

1. Интеллектуальный: продуктивное и традиционное мышление. Формирование самостоятельности, по мнению Выготского Л. С., во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи и т. д. Благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, достигать цели.

2. Эмоциональный: при определенных условиях эмоции могут существенно повышать продуктивность мыслительной деятельности.

3. Волевой: элементы воли, закладывающиеся у детей еще в дошкольном возрасте; уровень развития воли зависит от средств, форм и методов воспитания.

Среди показателей самостоятельности специалисты отмечают:

- стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей;

- умение ставить цель деятельности;

- осуществление элементарного планирования деятельности;

- реализацию задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели.

Таким образом, можно говорить о том, что самостоятельность дошкольника, понимается как стремление и способность ребенка настойчиво решать задачи своей деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально-личностного созревания и готовности к школьному обучению (Агеев В. В., 2008).

В практике в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности  необходимо  применять различные инновационные технологии. Наиболее эффективными, на мой взгляд, являются проектный метод и технология индивидуализации обучения и развития «Детский совет», поскольку они позволяют реализовывать образовательную деятельность, оптимально раскрывающую потенциал участия детей, а также отводят основную роль образовательным процессам, реализуемым в повседневной деятельности, в естественных условиях.

Что значит участвовать?Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы, совместно находить решения вопросов и задач, возникающих в процессе совместного жизнетворчества.

Так как взрослые и их формы общения всегда являются примером для детей, то культура участия может быть сформирована только постоянной ежедневной практикой. В этом случае идеи, отвечающие интересам и желаниям детей, являются продуктивными и основательными. Например, участие детей в выборе темы проекта обеспечивает «запуск» познавательных интересов; самоопределение в видах деятельности развивает внутреннюю мотивацию; принятие самостоятельных решений относительно действий и их результатов воспитывает ответственность. Опора на опыт детей – чувственный (сенсорный), эмоциональный, кинестетический, представляет большие возможности для вовлечения детей в живой заинтересованный разговор, который может продолжиться планированием образовательного проекта.

Как показывает практика, что самой эффективной формой работы по поддержки детской инициативы является групповой сбор.

Групповой сбор представляет из себя, неотъемлемую часть ежедневного распорядка, которая проводится в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают возникшие проблемы, планируют индивидуальную, и совместную деятельность.

К задачам группового сбора относятся:

  1. Формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта.
  2. Обмен информацией о прошедших или о предстоящих событиях, выявление детских интересов.
  3. Формирование мотивации к предстоящей деятельности.
  4. Представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах.
  5. Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.

      Групповой сбор может проходить в любой форме, в кругу сидя на ковре, за столом, можно просто на стульчиках. Круг лучше всего сделать свободным и подальше от игровых зон, чтобы дети не отвлекались. Такой сбор необходимо проводить для того, чтобы дети могли иметь возможность пообщаться вместе, поиграть в игры, спеть любимые песни, и обсудить новости в группе, запланировать необходимые дела на день, распределить обязанности. Инициатива всего происходящего принадлежит детям, воспитатель наблюдает, организует и поддерживает идеи выдвинутые детьми.

Разумно и целесообразно проводить несколько групповых сборов, утром после завтрака, и перед началом образовательной деятельности, можно и после деятельности в центрах активности, а так же после дневного сна. В месте где проводится групповой сбор необходимо обеспечить дидактическими средствами, это могут быт и календари природы, правила в группе, распорядок дня – все то, что может являться темой для обсуждения. Воспитателю необходимо иметь под рукой сподручные материалы, в которых возникнет потребность, для того чтобы не отвлекаться на поиски необходимых средств, можно рядом поставить магнитофон, звоночек, игрушки, картинки.

Так же можно создать «Зону выбора» в группе, обозначить уголки активности, в фотографиях, рисунках, символах, надписях, количество детей и их фото, место для обозначения собственного выбора детьми – карманы, в которые дети будут вкладывать свой выбор. В группе также может присутствовать и «Модель трех вопросов»:

  1. «Что мы знаем?»
  2. « Что мы хотим узнать?»
  3. « Что нам нужно сделать, чтобы узнать?»

Когда в группе проблемная ситуация при изучении нового материала, в этот момент и возникает модель трех вопросов. Эту модель заполняет группа участников, и здесь воспитателю необходимы помощники, это может быть кто-то из родителей, так нужно при беседе с детьми фиксировать этапы.

  1. Что мы знаем? Обговариваем, предложения фиксируем, и плавно переходим ко второму пункту.
  2. Что мы хотим узнать? Дети делятся своим мнением, предлагают, воспитатель тоже может вносить свои идеи если у него самого они возникают, и он хочет узнать что- то новое и фиксирует это. На этом этапе очень важно не потерять грань, и не стать инициатором, не подталкивать детей, воспитатель в этот момент может внести от себя лишь некоторые комментарии, и только за детьми остается полное право инициативы.
  3. Что нам нужно сделать, чтобы узнать? Планируем работу в центрах активности, дети сами решают с чего начнут. От воспитателя требуется подготовка и постоянное пополнение предметно – развивающей среды. Взрослые активно включаются в этот процесс, естественно, что дети тоже что- то предлагают и приносят. Очень важно в этом процессе отслеживание ежедневных результатов работы, для того чтобы получившиеся результаты использовать в работе следующего дня. Подведение итогов тоже ежедневное, и обязательное, по окончанию проекта все результаты работы отражаются в заключительной презентации.

    Не все дети из группы занимают активную позицию и не могут определиться с выбором деятельности, которая им наиболее подходит, и тут возникает необходимость воспитателя помочь ребенку оказать не директивную помощь. Важно помнить о партнерской позиции взрослого в группе, взаимное уважение между воспитателем и детьми. Когда педагог показывает пример уважительного отношения к каждому ребенку в группе, все дети учатся принятию всех детей-кто плохо разговаривает, или медленно бегает, а так же дети с необычным поведением. Дети очень хорошо чувствуют отношение к ним, и начинают ощущать себя комфортно, если их уважают, и ведут себя свободно в соответствии с собственными интересами, делают выбор, проявляют инициативу.

Для всеобщего развития ребенка- дошкольника необходима самостоятельная, или так называемая спонтанная игра, которая возникает и развивается по собственной инициативе ребенка. Эта игра и является ведущей деятельностью ребенка. Инициатива - это одна из основ уверенности в себе, умение , практические навыки, инициативу проявляет тот, кто верит в себя.

Первостепенной задачей воспитателя является - создание ситуации, которая будет побуждать детей активно изменять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не стоит при первых затруднениях спешить ребенку на помощь ребенку, лучше посоветовать, подсказать, постараться активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацелить на поиск нескольких вариантов ответа, тем самым вызвать у ребенка чувство веры в себя, радости и гордости от успешных инициативных действий.

Условия для развития детской инициативы и творческого самовыражения:

  1. Способствование формированию у детей установок: « Я смогу», « Я сумею».
  2. Создание ситуации успеха для каждого ребенка: « Это очень просто, я тебе помогу».
  3. Давать предвосхищающую положительную оценку: « Ты, очень творческий ребенок у тебя все получится».
  4. Вдохнуть в ребенка уверенность в своих силах.
  5. Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями.
  6. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению и самостоятельному экспериментированию, что встречается крайне редко.
  7. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.
  8. Создание в группах уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные, вместе со взрослыми опыты, самостоятельно в свободное время.
  9. Использование «Уголка природы» и «Огорода на окне» для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями.
  10. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.
  11. Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
  12. Разработка методов стимулирования и поощрения детей – активных исследователей.
  13. Привлечение родителей к исследовательским детским проектам.
  14. Игровая и образовательная среда, должна побуждать у ребенка развитие поисково – познавательную деятельность. Следует брать во внимание и тот факт, что особенно легко запоминается и сохраняется в памяти у ребенка тот материал, с которым ребенок работал сам; ощупывал, составлял, строил, изображал. Дети должны обогащать свои знания и приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигать новые идеи, актуализировать прежние знания при решении новых задач.
  15. Развивающая среда должна содержать в себе все аспекты и учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. А из этого следует, что все материалы, и оборудование которые находятся в группе и интерьер способствуют развитию и росту каждого из детей, и то, что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровня развития всех детей.

Отсюда вытекает следующее:

  1. Предоставлять детям самостоятельность во всех видах деятельности, которые не представляют собой опасности, для жизни и здоровья ребенка, и помогает им реализовывать свои собственные замыслы.
  2. Не оставлять без внимания даже самые минимальные успехи ребенка.
  3. Создавать необходимые условия, для поддержки инициативы и творческой досуговой деятельности ребенка.
  4. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия, приучать свободно пользоваться пособиями и игрушками.
  5. Углублять интерес ребенка в той области знаний, на которую он обращает повышенное внимание во время режимных моментов.

    Для решения задач, поставленных в проектах, желательно привлекать к

работе родителей, которые помогают в организации развивающей среды в

группе, участвуют в подготовке и проведении проектов.

Показателем эффективности внедрения проектно-исследовательской

деятельности в воспитательно-образовательной работы является:

  • высокая степень развития инициативности детей, их познавательной

активности, коммуникативности, самостоятельности;

  • повышение готовности детей к восприятию нового материала;
  • умение управлять собой и своим поведением, планировать действия

активное участие родителей в жизни группы, ДОУ.

Рекомендации педагогам по организации проектно — исследовательской

деятельности:

  • старайтесь делать так, чтобы дети как можно больше действовали

самостоятельно и независимо;

  • не сдерживайте инициативы детей;
  • не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, или то, чему он

может научиться;

  • избегайте прямых инструкций ребенку;
  • не спешите с вынесением оценочных суждений.

     Важно понимать, что для полноценной развивающей среды  не достаточно партнерской позиции взрослого для поддержки детской инициативы и ее развития. Для этого очень важно сделать все необходимое , чтобы создать условия, которые будут способствовать принятию детьми решений, обеспечивающих выражение своих чувств, и мыслей.

   Проектная деятельность, как никакая другая деятельность, поможет ребенку поддержать его инициативу, и раскрыть возможности каждого ребенка. Суть проектной деятельности заключается в том, что педагог должен помочь ребенку создав для него проблемную ситуацию, он не должен предлагать свои варианты решения, а дать возможность ребенку самому прийти к правильному решению. То есть воспитателю необходимо отойти от традиционного и привычного всем действия по заранее заданному образцу, иначе ребенок окажется в объектной позиции. Под субъектной деятельностью в проекте подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности ребенка. Ребенок сам может предложить оригинальную идею, либо поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. И в этом случае задача воспитателя заключается в акцентировании своеобразия этой идеи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Поддержка инициативы и самостоятельноти у детей дошкольного возраста....

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Создание условий для развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста»

На мастер-классе речь пойдет о том, что же зависит от нас с вами и что мы можем делать для решения важной задачи по формированию таких ценных качеств личности детей как инициативность и самостоятельно...

«Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей»

Инициативный ребёнок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию. Он может включиться в разговор...

Семинар для педагогов Тема: «Создание условий для поддержания инициативы и самостоятельности детей»

Цель: дать рекомендации по поддержке инициативы и самостоятельности детей педагогам дошкольного образовательного учреждения. ...

Семинар для педагогов «Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей»

Семинар для педагогов«Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей» В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является подд...

Консультация для педагогов на тему: " Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей"

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...