Консультация для педагогов на тему: " Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей"
консультация (старшая группа)

Латушкина Елена Николаевна

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить

самостоятельно, творчески.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности»     

Подготовил воспитатель: Латушкина Е.Н.

 

  Проблема формирования у детей инициативы, самостоятельности и активности была и остаётся самой актуальной. А это именно те качества, которые являются основой становления характера человека. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо помочь ребёнку раскрыть своё «я», научиться высказывать своё мнение, проявлять инициативу, а не действовать по указке взрослых. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить

самостоятельно, творчески.

     Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью, огромную актуальность в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность – как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого.

      Именно инициативность, самостоятельность ребёнка, умение видеть, замечать, задавать вопросы, пытаться искать ответы, находить пути решения возникающих проблем, стимулирует развитие аналитических способностей.

Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности детей:    Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.

    Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

Важнейшим фактором развития детской инициативы является специально организованная развивающая предметно-пространственная среда.

   

Создание условий для свободного выбора деятельности:

  • предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию;
  • образовательная и игровая среда должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;
  • содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей группы;

Предметно-развивающая среда

В соответствии с ФГОС ДО каждый дошкольник имеет право на выбор представленных в предметно-развивающей среде пособий, реализацию собственных потребностей и интересов, что расширяет возможности саморазвития и взаиморазвития. Свободный выбор предполагает ответственность ребенка за свой выбор.

    Среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять с учетом специфики детского восприятия, стимулировать физическую, творческую, интеллектуальную активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности материалами.

По требованию ФГОС ДОУ развивающая предметно- пространственная среда должна быть трансформируемой, вариативной и безопасной.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

  • Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку.
  • Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.
  • Поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу).
  • Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.
  • При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры.
  • Привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу.
  • Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

ВЫВОД:

  •      Важно наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между воспитателями и детьми.
  • Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся принятию всех остальных детей. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т.е. проявлять инициативу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей в ходе проектно-исследовательской деятельности»

Ознакомление педагогов ДОУ с условиями для поддержки инициативы и самостоятельности детей в ходе проектно-исследовательской деятельности...

«Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей»

Инициативный ребёнок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию. Он может включиться в разговор...

Консультация для педагогов на тему "Создание условий для поддержки детской инициативы"

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Инициативность ярче всего проявляется в общении, пр...

Семинар для педагогов Тема: «Создание условий для поддержания инициативы и самостоятельности детей»

Цель: дать рекомендации по поддержке инициативы и самостоятельности детей педагогам дошкольного образовательного учреждения. ...

Семинар Тема: «Создание условий для поддержания инициативы и самостоятельности детей»

laquo;Создание условий для поддержания инициативы и самостоятельности детей»...

Семинар для педагогов «Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей»

Семинар для педагогов«Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей» В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является подд...