Статья "Развитие творческого мышления и воображения у детей дошкольного возраста"
статья (старшая группа) по теме

Панченко Татьяна Дмитриевна

Творческие способности человека – далеко не новый предмет научных и практических исследований. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес во все времена. Общество развивается благодаря появлению новых идей. Все культурные ценности, накопленные человечеством, - результат творческой деятельности людей.

Становление личности ребенка начинается с его рождения – в этот период его обучением и воспитанием занимается мама. Задача воспитателя после прихода малыша в детский сад – продолжить этот процесс. В возрасте от 3-х до 7-ми лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, эстетического, умственного, нравственного развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческого мышления и воображения у детей дошкольного возраста

Автор: Панченко Татьяна Дмитриевна,

воспитатель АУ ДОУ ДСОВ №9 «Черепашка»

Творческие способности человека – далеко не новый предмет научных и практических исследований. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес во все времена. Общество развивается благодаря появлению новых идей. Все культурные ценности, накопленные человечеством, - результат творческой деятельности людей.

Становление личности ребенка начинается с его рождения – в этот период его обучением и воспитанием занимается мама. Задача воспитателя после прихода малыша в детский сад – продолжить этот процесс. В возрасте от 3-х до 7-ми лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, эстетического, умственного, нравственного развития ребенка.

С 2004 года мною начато углубленное изучение вопроса о развитии творческого мышления и воображения дошкольников. В это время в городе на уровне методического объединения  работала творческая группа по этой же теме. Я стала ее участником. Постепенно набирался опыт, были видны результаты работы: дети становились активнее, смелее в своих суждениях, заметно изменялось мышление: из наглядно-образного оно становилось словесно образным, речь становилась выразительнее, а самое главное, дети совсем по-другому начинали общаться: с уважением выслушивали друг друга, считались с мнением сверстника.

В 2008 году я написала проект «Путь к творчеству», в котором отражена моя работа по развитию творческого воображения и мышления для дошкольников, начиная с 4-х лет.

Проект содержит три основных этапа. В каждом этапе полностью раскрыты цели и задачи, содержание работы с детьми и родителями.

Первый этап для детей 4-х -5ти лет, называется  не случайно «Открытие и удивление», дети 4-х лет осмысленно ведут поисковую деятельность и делают открытия.

        Цель работы на первом этапе: развивать и совершенствовать память, внимание, восприятие, речи как основ интеллектуального и творческого развития.

Второй этап для дошкольников 5-ти – 6ти лет -  «Почемучки».

        Цель второго этапа: развивать наглядно – образное мышление, развивать предпосылки воображения и творческого мышления.

Третий этап я назвала «Мыслители и фантазеры», он посвящен будущим первоклассникам.

        Цель: Формировать словесно-образное мышление, и его качества ассоциативность, системность, диалектичность, которые развиваясь, перерастут в креативность.

В данной публикации предлагается система работы по развитию творческого мышления и воображения для дошкольников от 6 до 7 лет.

3 этап «Мыслители и фантазеры»

                                        От 6 до 7 лет

Мы очень часто говорим друг другу: «Представь себе такую ситуацию…», «Вообрази себе, что ты…». Чтобы придумывать и фантазировать нам необходимо мышление. Когда человек воображает (в хорошем смысле этого слова), в его сознании возникают различные образы. Зачем развивать у ребенка воображение, ведь оно и так намного ярче и оригинальнее, чем у взрослого? Однако, выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно по мере приобретения им определенного опыта. Он писал: «Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека».

Из этого следует, что воображение ребенка беднее воображения взрослого из-за ограниченного жизненного опыта. С помощью воображения малыш познает окружающий мир и самого себя. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, тем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее его воображение.

Цель работы на 3 этапе: продолжать развивать  у детей наглядно-образное мышление, формировать словесно-образное мышление; развивать воображение и качества мышления, формирующие креативность: ассоциативность, диалектичность и системность мышления; продолжать тренировать память, внимание, речь.

Задачи 3-го этапа:

  • развивать у детей продуктивное творческое мышление и воображение, которое характеризуется такими качествами, как богатство проецируемых образов и направленность;
  • учить использовать фантастические преобразования, видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления об объектах при создании продуктивных работ, в речетворческой деятельности;
  • продолжать воспитывать выдержку, умение взаимодействовать в коллективе, принимать и уважать мнение другого человека.

Примерное содержание педагогической деятельности по развитию

творческого мышления и воображения дошкольников

на  3 этапе «Мыслители и фантазеры» (6 – 7 лет)

п/п

Формы

работы

Задачи

Содержание

деятельности,

методы, приемы

Литература,

материалы,

оборудование

Совместная

игровая

деятельность.

Тренировка

творческого мышления.

- Развивать у детей наглядно-образное  и творческое мышление;

- учить детей находить противоречия, обучать приему противоречивых свойств;

- совершенствовать умение ставить вопросы;

- учить умению выделять в предметах нехарактерные для него свойства (переформулирование);

- закреплять умение генерировать идеи, осуществлять творческий подход к решению самых разных проблемных ситуаций.

Игры, упражнения

на развитие

мышления:

- «Собери картинку»;

- «»;

- «Противоположные свойства»;

- «Дорисуй лесного жителя»;

- «Изобретатель»;

- «Художник»;

- «Пантомима»;

- «Рисунки в пустых рамках»;

- Часть и целое;

- «Вопросы».

Игры, задания на развитие творческого

мышления:

- Моделирование. «Модель истории».

- Системный оператор. «Лифт».

- Игра «Да – нет».

- Мозговой штурм. «Шапка».

- Петлякова Э.Н., Подгорная С.Н., Развиваем воображение и творческое мышление. – М: «МарТ», 2005 – 160 с.

- Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004 – 208 с.

- Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников. – Обнинск: ООО «Росток», 1998. – 64 с.

Совместная

игровая

деятельность.

Тренировка

воображения.

- Развивать у детей творческое воображение;

- учить детей оперировать в игре заменителями предметов: геометрическими фигурами, знаками и т.д.;

- формировать умение фантастического преобразования объектов окружающего мира посредством изменения во времени, в размере, путем дробления-объединения, оживления-окаменения, методами специал-универсал, наоборот.

Игры, упражнения

на развитие

воображения:

- «Шкатулка со сказками»:

- «Фигурки-заместители»;

- «путешествуем по дороге»;

- «Подарки из мешочка».

Игры, задания на развитие творческого

воображения:

- Эмпатия. «Утюг»; «Язык».

- Фантастическая аналогия. «Новый автомобиль».

- Прямая аналогия. «Паутина».

- Символическая аналогия. «Загадки».

- Типовые приемы фантазирования.

«Стол»; «Лягушка»; «Сказочные персонажи»; «Оживляем неживое»; «Волшебный помощник»; «Все наоборот».

- Петлякова Э.Н., Подгорная С.Н., Развиваем воображение и творческое мышление. – М: «МарТ», 2005 – 160 с.

- Цукарь А. Уроки развития воображения. – М: Айрис-ПРЕСС, 2000. – 208 с.

- Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников. – Обнинск: ООО «Росток», 1998. – 64 с.

Речевая

творческая

деятельность.

Лингвистика.

- Развивать у детей воображение, творческое мышление;

- способствовать активизации ассоциативного мышления;

- продолжать развивать у детей мыслительную и речевую деятельность;

- пополнять словарный запас детей, активизировать его;

- учить детей строить диалог.

Лингвистические (словесные) игры:

- «Волшебная картинка»;

- «Вкусные слова»;

- «Сочини предложение, сказку»;

- «Вопрос - ответ»;

- «Похожий хвостик»;

- «Фантазии о…»;

- «Скороговорки»;

- Лопатина А., Скребцова М. 600 творческих игр. – М: «Амрита-Русь», 2008. – 320 с.

Речевая

творческая

деятельность.

Работа

со сказкой.

- продолжать развивать воображение, фантазию у детей;

- формировать качественную сторону речевой деятельности;

- обогащать словарный запас детей;

- продолжать учить детей представлять события в определенной последовательности их развития, учить устанавливать взаимосвязи между отдельными событиями.

Творческие задания:

- «Изменение сказочной развязки»;

- «Перевирание сказки»;
- «Фантастический анализ сказочных персонажей»;

- «Цветные сказки»;

- «Сказочная путаница».

- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков: «ФОЛИО», 1997. – 464 с.

 - Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль: «Академия  развития», 1998 – 240 с.

- Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников. – Обнинск: ООО «Росток», 1998.

Интегрированные занятия.

«Осенние дары природы».

- Развивать творческое мышление, воображение;

- упражнять в умении применять на практике типовые приемы фантазирования;

- систематизировать знания о растения;

- учить решать проблемные ситуации и находить нестандартные решения;

- совершенствовать умение фантазировать;

- закреплять умения отображать в рисунках образы, возникшие в воображении;

-учить слушать музыку, определять ее характер;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость.

- Чтение под музыку стихотворения З. Федоровской «Осень»;

- Дискуссия «Осенние мотивы»;

- Слушание музыки;

- Игра с кольцами Луллия;

- Физкультминутка «Урожай собирай;

- Рисование собственного образа, созданного в воображении;

- Фантазии на тему «Кто будет жить в моем чудо-доме».

- Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. – Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2003. – 288 с.

- «Волшебное дерево», овощи, фрукты; рисунок тыквы;

- кольца Луллия;

- Фломастеры, цветные карандаши, мелки;

- Музыка: П.И. Чайковский. «Осенняя песнь»; И. Штраус. «Вальс» Фа-мажор.

Интегрированные занятия.

«Самая

смешная

сказка».

- Продолжать развивать творческое мышление, воображение;

- упражнять в умении применять на практике типовые приемы фантазирования;

- побуждать детей мысленно совершать путешествия;

- продолжать учить решать проблемные ситуации и находить нестандартные решения;

- совершенствовать умение выдвигать оригинальные идеи;

- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера;

- совершенствовать умение создавать в рисунках законченный образ;

- воспитывать умение принимать ответы и мнения сверстников и взрослых.

- Музыкальная разминка;

- беседа о цирке;

- музыкальная загадка;

- Дидактическая игра «Волшебный лоскутик»;

- решение проблемной ситуации методом «Мозговой штурм»: как улучшить настроение Плоши?

- составление коллективного панно «На арене цирка».

- Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. – Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2003. – 288 с.

Мониторинг.

Мышление.

- Определить уровень развития творческого мышления;

- выявить  у ребенка умение  анализировать предлагаемый образ, находить и классифицировать свойства и признаки различных объектов окружающей жизни, находить оригинальные решения применения объекта.

1. Тест «Варианты употребления».

Инструкция: «перечисли как можно больше способов использования предметов: консервная банка, кирпич, газета.

Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. – М, 1995.

Мониторинг.

Воображение.

- Оценить уровень развития воображения и способности к оригинальному фантазированию;

- выявить уровень умения придумывать необычные, оригинальные образы.

2. Тест «Вербальная фантазия».

Предложить ребенку придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе и изложить ее устно в течение 5 минут.

Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева. – СПб.: «Дельта», 1997. – 384с.

- Определить уровень развития воображения у ребенка;

- выявит умение создавать в воображении и дорисовывать схематические изображения до предмета, сюжета;

- определить тип выполнения заданий и вывести коэффициент оригинальности.

- Методика «Дорисовывание фигур».

Ребенку предлагается 10 карточек, на которых изображены разные контурные фигуры. Задание: попробуй, как волшебник, превратить эту фигурку в любой предмет или картину.

Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.

 

Сотрудничество с семьей

В начале 70-х годов американские психологи Дж. Гауэн и Е.П. Торранс предложили целую серию полезных советов родителям, которые бы хотели воспитать творческую личность и одновременно не забывали бы о психическом здоровье своих детей. В связи с этим необходимо организовать педагогическое взаимодействие с родителями воспитанников так, чтобы они стали помощниками в процессе воспитания и обучения детей.

Если родители хотят видеть своего малыша творческой личностью и готовы заниматься развитием творческого мышления и воображения дома, то необходимо познакомить родителей с рекомендациями, которые нужно выполнять в процессе воспитания и организации жизнедеятельности ребенка в домашних условиях.

Правила воспитания:

1. Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, одобряющим тоном.

2. Говорите с малышом короткими фразами.

3. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы, поощряйте любопытство и воображение ребенка.

4. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток малыша. Не следует говорить, что его произведение можно улучшить:  «Это неплохо, но могло быть гораздо лучше, если бы...»

5. Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны - терпение.

6. Старайтесь отвечать на вопросы так, чтобы ребенок понял ответ. Если ребенок не выслушивает до конца, значит, либо он устал, либо не понимает вашего ответа. Прервите себя и измените тему разговора.

7. Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество. При этом установите четкие и жесткие требования к ребенку. Ребенок должен знать «перечень» ограничений своего поведения.

8. Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим).

9. Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.

10. Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, если он непонят своими сверстниками.

11. Постарайтесь уменьшать социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников. Постарайтесь создать творческую атмосферу в том коллективе, где находится ребенок.

12. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

Примерное содержание педагогического взаимодействия с семьей

по вопросам развития творческого мышления и воображения дошкольников

п/п

Формы работы

Тема

1 этап «Открытие и удивление».

Консультации.

  1. «Развиваем интеллект ребенка».
  2. «Уверенность ребенка в себе, его самооценка».
  3. «Если вы хотите вырастить и воспитать интеллектуально-творческую личность…».
  4. «У вас одаренный ребенок».

Беседы

  1. «Как научить ребенка всему удивляться?».
  2. «Поиграйте вместе».

Интегрированное занятие

«Волшебница зима».

Родительское собрание.

«Творческие способности дошкольника».

Анкетирование.

«Участие родителей в творческом развитии ребенка».

Досуг.

«В гостях у бабушки Загадушки».

Круглый стол.

«Поделимся опытом. Развиваем творчество ребенка».

Родительское собрание.

«Результаты совместной деятельности по формированию начал творческой личности».

Праздничное чаепитие.

«Мы стали на год старше!».

2 этап «Почемучки».

Консультации.

  1. «Ваш ребенок талантлив».
  2. «Помощь взрослых в развитии ребенка».
  3. «Игровые упражнения для развития воображения у вашего малыша».
  4. «Воспитание сказкой».

Беседы.

  1. «Учите детей анализировать зрительный образ и свойства предметов».
  2. «Как создавать мотивации для ребенка».
  3. «Что может помочь вашему ребенку в активизации творческой деятельности

Круглый стол.

«Тренируем мышление и творческое воображение ребенка».

Творческий проект.

«В тридевятом царстве».

Конкурсы.

  1. «Старые, старые сказки» (совместные рисунки родителей и детей).
  2. «Чудеса природы» (совместные поделки из природного материала).
  3. «Семейные фантазии» (совместные поделки из бросового материала).

Совместная игровая деятельность.

  1. «Поиграй со мной, мама».
  2. «Чему я еще не научился, как мне помочь?».

Родительское собрание.

«Как летний оздоровительный период сделать полезным для творчества».

3 этап «Мыслители и фантазеры».

Консультации.

  1. «Воображение и творчество».
  2. «Разбуди в ребенке волшебника».
  3. «Поиграем со сказкой».
  4. «Как воспитать творческую личность».
  5. «Развиваем логическое мышление».
  6. «В какие творческие игры  можно играть дома».

2.

Беседы.

  1. «Чем отличается фантазер от лгуна?».
  2. «Нужно ли учить ребенка фантазировать и зачем?».

3.

Творческие вечера.

  1. «Рождественские посиделки».
  2. «Вместе и споем, и спляшем».

4.

Семинар-практикум.

«Средства формирования творческого мышления и воображения у дошкольников. Практическая помощь родителям».

5.

Творческий проект.

  1. «Развиваем творчество».
  2. «Город будущего».

6.

Совместная игровая деятельность.

«Задание от нашей семьи».

7.

Конкурсы.

  1. «Моя Югра» (совместные рисунки, поделки).
  2. «Портрет моей семьи» (совместные рисунки).
  3. «Я и природа» (совместные поделки из природного материала).
  4. «Стихотворение, сказка от нашей семьи» (совместное литературное творчество).

8.

Родительское собрание.

  1. «Готовимся стать школьниками. Развиваем творческое мышление и воображение».
  2. «Результаты совместной работы по формированию начал творческого мышления и воображения. Достигли ли дети ожидаемого результата».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей и воображения у детей дошкольного возраста».

 Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение. Развитие воображения способствует становлению такого важног...

Развитие логического мышления и творческого воображения у детей дошкольного возраста с использованием ТРИЗ - технологий.

Представленный материал показывает нужность и важность использования в современном образовании новых технологий, в данном случае ТРИЗ - технологий, для развития творческой личности ребенка, способной ...

Презентация опыта работы «Формирование пространственного мышления и воображения у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к одному из нетрадиционных видов изобразительной деятельности – пластилинографии»

Опыт работы по формированию пространственного мышления и воображения у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к одному из нетрадиционных видов ИЗО-деятельности - пластилинография....

Конспект НОД .Развитие творческих способностей и воображение у детей дошкольного возраста.

Развивать творческое воображение детей ,создавать условия для развития творческих способностей. Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки; закреплять умение изображать форм...

Конспект НОД по рисованию в средней группе Тема: развитие творческих способностей и воображения у детей дошкольного возраста

Конспект НОД по рисованию в средней группе Тема: развитие творческих способностей и воображения у детей дошкольного возрастаЦель: Помочь детям освоить новый способ изображения - рисование поролоновой ...

Развитие творческих способностей и воображения у детей дошкольного возраста через Эбру.

Аннотация: Актуальность выбранной темы обусловлена особенностью воздействия техники рисования «ЭБРУ» (рисование на воде) на ребёнка с ограниченными возможностями без давления на личность, ...