Индивидуальный план профессионального развития «Обучение детей созданию образных характеристик объектов посредством сравнений и загадок»
материал (старшая группа)

Сушенцева Ольга Ивановна

Индивидуальный план профессионального развития «Обучение детей созданию образных характеристик объектов посредством сравнений и загадок»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Индивидуальный план профессионального развития

Тема: «Обучение детей созданию образных характеристик объектов посредством сравнений и загадок»

Воспитатель: Сушенцева О.И.

г. Югорск, 2024 г.

Актуальность данной работы обусловлена активными инновационными процессами жизни современного общества, поставившими систему образования перед необходимостью пересмотра традиционных и поиску новых подходов к формированию личности дошкольников, их разностороннему развитию и социальной адаптации в современном обществе.

Новизна работы заключается в следующем:

– охарактеризована сущность процесса развития коммуникативной компетентности дошкольников; разработана и внедрена система работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников в педагогическом процессе;

– обоснованы педагогические условия эффективности развития коммуникативной компетентности дошкольников.

Цель: Поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Задачи:

Учить детей самостоятельно выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов, понимать сравнения, встречающиеся в художественной литературе и употребляемое педагогом;

Побуждать детей объяснять смысл данного сравнения;

Продолжать учить сравнивать объекты по различным признакам;

– Учить детей самостоятельно составлять двух-трехстрочные загадки по разным моделям;

Продолжать учить оценивать сравнения (загадки) и выбирать лучшие. Учить детей понимать и объяснять смысл метафор;

Побуждать детей к созданию метафоры (полуактивный этап) по модели;

Учить дошкольников оценивать уровень составленных метафор, выбирать лучшие.

Ребенок достаточно быстро может научиться использовать такие части речи, как существительные, глагол, наречие, но прилагательные не часто используются детьми. А ведь именно с их помощью значительно глубже воспринимается и отражается окружающий мир.

Для того, чтобы ребенка мотивировать на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Такая деятельность будет успешна при условии, если ребенок поймет, как, каким образом он может строить фразы с образными характеристиками. Только тогда он получит удовольствие от этой деятельности.

Разработанные алгоритмы по созданию образных характеристик достаточно легко усваиваются дошкольниками и дают возможность значительно повысить уровень выразительности их речи.

Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с обучения созданию сравнений (первый этап). Затем отрабатывается умение составлять разнообразные загадки (второй этап). На заключительном этапе дети 6-7 лет учатся составлять метафоры (третий этап).

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

Изучение литературы по данной теме;

Посещение НОД у воспитателей ДОУ;

Посещение педсоветов, семинаров;

Самоанализ и самооценка НОД в своей группе;

Разработать дидактический материал;

Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;

Обобщение результатов на заседании методического объединения.

Форма отчета по проделанной работе: участие в конкурсе профессионального мастерства «Я и мой наставник».

Заключение

Развитие речи – это главная педагогическая задача, требующая целенаправленного, системного воздействия на развитие речевых умений и коммуникативных навыков детей.

Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности общения с окружающими людьми: старший дошкольник уже может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.

Главным стимулом развития речи, на наш взгляд, является создание условий для проявления речевой активности: дети должны учиться передавать свои эмоции, чувства, желания, устанавливать контакты, добиваться своих целей, в том числе, путем общения со сверстниками и взрослыми.

Раздел плана

Сроки

Формы работы

Практические выходы

Работа с детьми

В течение года

-Разработать перспективное планирование по теме.

-Календарно-тематическое планирование, конспекты занятий.

-Обследование детей.

-Дидактические игры.

-Оформление пособий для творческого развития детей.

-Картотека игр.

-Конспекты занятий.

-Результаты диагностики детей.

-Дидактический материал.

Работа с родителями

-Повышение педагогической компетентности родителей.

-Выступление на родительском собрании.

-Наглядная агитация.

-Привлечь родителей при изготовлении пособий по теме.

-Консультации.

-Беседы индивидуальные.

-Семинар-практикум для родителей.

-Дни открытых дверей.

-Познакомить с результатами диагностики.

-Оформление информационно-наглядного материала в родительский уголок.

Самореализация

-Чтение методической и педагогической и предметной литературы.

-Обзор в интернете информации по теме.

-Составление плана, полученных при изучении материалов.

-Участие в системе методической работы в ДОУ.

-Показ открытых мероприятий.

-Выступление с опытом работы на педсоветах.

-Разработка конспектов занятий.

-Представление опыта на сайтах.

Изучение методической литературы

-Познакомиться со статьями из журналов, с сайта.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Альтшуллер Г.С. Структура талантливого мышления. – Новосибирск: Наука, 1966. – 218 с.

2. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Речевые способности: как их формировать? // Воспитание в детском саду, 2000. – № 4. – С. 30-33.

3. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: Изд-во МГУ, 1989. С. 84.

4. Сборник методических материалов НМЦ №242 «Садко» «Творческие задания в работе с дошкольниками», Челябинск, 2000 г.

5. Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности: Теория и практика проблемы. Монография. Шуя: Издательство «Весть». ГОУ ВПО «ШГПУ». 2006.

6. Сидорчук Т.А. «Программа формирования творческих способностей дошкольников», 1998 г.

7. Сидорчук Т.А., Гуткович И.Я. Методы развития воображения дошкольников / Т.А. Сидорчук, И.Я. Гуткович; Пед. уч-ще №1, Науч.-метод. центр развивающего обучения № 242.

8. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Технология составления творческих текстов по картине: Пособие для преподавателей и студентов пед. учеб. заведений / Т.А. Сидорчук, А.Б. Кузнецова; Ульянов. пед. колледж № 1. Каф. пед. Технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОЗДАНИЮ ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ

Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, сило...

«Обучение детей созданию образных характеристик объектов»

Конспект занятия  по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ....

Мастер класс для педагогов "создание образных характеристик через составление сравнений, загадок "ОТСМ ТРИЗ""

Обучение детей среднего дошкольного возраста, созданию образных характеристик через составление сравнений, загадок....

Индивидуальный план профессионального развития «Формирование устной правильной речи у дошкольников посредством реализации задач УМК, использование инновационных подходов в условиях реализации ФГОС ДО»

Индивидуальный план профессионального развития «Формирование устной правильной речи у дошкольников посредством реализации задач УМК,  использование инновационных подходов в услови...

Индивидуальный план профессионального развития «Формирование устной правильной речи у дошкольников посредством реализации задач УМК, использование инновационных подходов в условиях реализации ФГОС ДО»

Индивидуальный план профессионального развития «Формирование устной правильной речи у дошкольников посредством реализации задач УМК,  использование инновационных подходов в услови...

Практикум для воспитателей "Обучение детей созданию образных характеристик объектов"

Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного человечеством опыта, регуляции поведения и деятельности людей.Обучение детей выразительности речи &nd...

Доклад по инновационной теме на 2022- 2023 г. «Обучение детей среднего дошкольного возраста, созданию образных характеристик через составление сравнений, загадок по технологии ТРИЗ».

Задачи обучения детей созданию образных характеристик объектовСредний возрастПродолжать учить детей:-  выделять у объекта признаки и сравнивать их с признаками других объектов (активный этап);- ...