Статья:"Метод сюжетного конструирования как одно из средств развития творческого мышления и воображения у детей 2-3 лет"
статья по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему

Данилова Светлана Ивановна

В статье рассказывается о роли сюжетного конструирования в развитии мышления и вооображения детей второй группы раннего возраста. Описываются типы и виды конструирования, работа в группе по этому напрвлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема :  «Метод сюжетного конструирования как одно из средств развития творческого мышления и воображения у детей 2-3 лет».

Многие известные педагоги говорили о значимости творчества и конструирования, не называя это «Сюжетным конструированием.» Например, Лев Николаевич Толстой  говорил : «Если ребенок не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать и копировать» или Жан  Пиаже «Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта».

Типы и виды   конструирования (Парамонова Лариса Алексеевна)

Под детским конструированием принято понимать создание ребенком

конструкций, моделей из различных материалов, которые и определяют вид

конструирования:

Техническое конструирование:

Конструирование из строительного материала;

Этот вид наиболее изучен, используется в работе с детьми с раннего возраста. При этом Л.А.  Парамонова в своем исследовании отмечает, что целенаправленное и  систематическое обучение именно этому виду конструирования в практике отсутствует. В  основном,  оно используется во взаимосвязи с игрой при обучении детей раннего и младшего дошкольного возрастов.

Конструирование деталей конструкторов;

Конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления  (пазы, штифты, гайки, шипы и т. д.).

Конструирование из крупногабаритных модулей;

Использование крупногабаритных мягких модулей появилось  сравнительно

недавно в качестве средства объемного и плоскостного конструирования.

 Крупномасштабное конструирование с использованием разнообразных по форме, цвету и размерам модулей предоставляет детям уникальную возможность осваивать большие площади помещений, что существенно влияет на развитие их пространственных ориентировок. И в отличие от

 мелких настольных материалов крупногабаритные модули позволяют детям создавать конструкции для игр, спортивных соревнований.

Художественное конструирование

Конструирование из бумаги, картона;

Этому виду конструирования обучают только в процессе непосредственно

образовательной деятельности. Обучение строится лишь на подражательной основе —используются образцы, показ и подробное объяснение процесса изготовления каждой поделки.

Конструирование из природного и бросового материала;

Традиционная методика обучения этому виду конструирования, так же, как и

конструированию из бумаги, строится на подражательной основе.

Компьютерное конструирование.

Характерной особенностью процесса этого вида конструирования является

воссоздание и преобразование (комбинирование) пространственных представлений  (образов).

Нас интересует техническое конструирование.  Основным материалом для конструирования является деревянный или пластмассовый набор для конструирования, состоящий из различных геометрических фигур (пластин, кубиков, призм, цилиндров разных размеров и цветов), крупногабаритные модули, конструктор типа Лего и т. д. Конструирование используется во взаимосвязи с сюжетно-отобразительной игрой при обучении детей раннего и младшего дошкольного возрастов. Организуется так называемое «сюжетное конструирование» (Светлана .Леонидовна Новоселова)

Методика обучения детей 2 - 3 лет сюжетному конструированию.

Этапы становления детского творческого конструирования: во второй  группе раннего возраста  детского сада конструирование слито с сюжетно-отобразительной игрой, выступает и как ее элемент, и как средство, помогающее разыгрыванию простых сюжетов. Последнее, в свою очередь, является мотивом для создания несложных конструкций. Поэтому оно и называется «сюжетным конструированием»: дети строят кроватку и укладывают куклу спать, строят для нее дорожку, чтобы она после сна пошла гулять и т. п. Инициатива принадлежит воспитателю, а дети только выполняют его просьбы, указания типа «Подвинь кирпичик поближе».

I этап – этап первичного освоения знаний и умений (по образцам )

 II этап – этап творческого применения знаний и умений в

специально организованных взрослым условиях (по условиям)

III этап – этап самостоятельного творческого применения усвоенных знаний и умений (по замыслу)

Цели сюжетного конструирования:

  • Развитие способности к  планированию деятельности и анализу выполненной работы
  • Развитие мелкой моторики, речи, познавательной и исследовательской активности
  • Формирование стремления к самостоятельному творческому поиску,

           инициативе

  • Развитие творческого мышления и воображения
  • Формирование сенсорных способностей
  • Формирование пространственных представлений

Сюжетное конструирование организуется в процессе НОД, в индивидуальной работе, в процессе организации свободной деятельности. Сюжет определяется в соответствии с тематическим планированием, возрастными и индивидуальными особенностями  и интересами детей. Сюжеты должны быть понятны для ребенка 2-3 лет, должны состоять из 2-3 предложений.

Материалы для сюжетного конструирования. Для организации сюжетного конструирования мы используем наборы деревянного строительного материала (типа материала Агаповой, содержащие геометрические фигуры: кубики, призмы, пластины, кирпичики разных цветов), крупногабаритные модули и конструкуторы типа ЛЕГО.

Игрушки для сюжетного конструирования. При разыгрывании сюжетов можно использовать разнообразные игрушки, которые обязательно должны быть сомасштабными строительному материалу (матрешки, елочки, машинки и др.) ; в этих целях можно также использовать и разнообразные элементы из сюжетно-ролевых наборов «Зоопарк», «Домашние животные» «Пожарные и спасатели» и др.

НОД по «сюжетному конструированию» проводят по подгруппам (по 4-5 детей). Конструирование в процессе НОД соответствует перспективному и комплексно-тематическому планированию. Например, простые сюжеты типа «Куклы спят и гуляют», «Куклы едят», «Машины едут по улице и въезжают в гараж», «Прилетели птички и сели на башенку, на ворота», «Маленькая матрешка живет в маленьком домике, а большая — в большом» и т. п.

На слайде показан процесс изготовления домика для зверят (в рамках темы «Дикие животные») по этапам : сюжет (проблема), показ способа постройки воспитателем, самостоятельная деятельность детей с последующей игрой, типы, звери пойдут к друг другу в гости  Инициатива всегда принадлежит воспитателю. Очень важно, чтобы все дети участвовали в разыгрывании и конструировании всех сюжетов. В конце каждого занятия необходимо побуждать детей к совместному складыванию материала в коробку. Поиск места в ограниченном пространстве для каждой формы детали с учетом других форм способствует развитию сенсорных способностей детей и умения ориентироваться в пространстве.

НОД «Теремок».Хочу подробнее остановиться на этой сказке, потому что она легко интегрирует в себе разные виды деятельности. У нас есть модули, из которых мы что-то строим в свободной деятельности, но очень редко используем в НОД.  Мы провели предварительную работу: с помощью родителей сделали маски героев, прочитали сказку, показала сказку с помощью разных видов театра, а потом предложила детям поиграть в сказку. Я заранее построила домик-теремок, предложила выбрать роль, и мы начали «играть». Конструирование было на последнем этапе нашего представления, мы построили новый теремок для зверят. Деткам очень понравилось, особенно роль медведя, который ломает теремок и последующее совместное строительство всегда нового теремка

Конструирование в индивидуальной работе. Основание выбора темы, материала и сюжета-это всегда  ребенок. Если я вижу, что он затрудняется в процессе игры, то стараюсь постепенно развивать его воображение в индивидуальной работе. Или может быть наоборот в процессе НОД ребенок не справился с заданием, тогда в индивидуальной работе мы заново проходим все этапы. Например, «Домик с окошком для зайца», «Кроватка для матрешки», «Дорожка к красному и зеленому домику».

Конструирование в самостоятельной деятельности. Начнем с того, что самостоятельной деятельности в данном возрасте в чистом виде нет. Во всех видах деятельности большую роль играет воспитатель, везде присутствует работа педагога вследствие возраста детей. Я предлагаю детям на выбор разные виды конструктора, предлагаю сюжеты, ставлю цель, но в процессе игры сюжет может видоизменяться, поэтому важно поддержать детей в этот момент. Как поддержать?  Восхищением, одобрением, похвалой. На данном этапе работы важно сказать, что в основном, дети работают (играют) с конструктором не коллективно, скорее даже индивидуально. Ведь если присмотреться к игре двух детей, сидящих рядом, то можно увидеть, что постройки у них у каждого свои, или один смотрит на работу другого, не принимая никакого участия.

Мы строили и лодки, и машины, и дома. Придумывали каждый раз разные сюжеты, брали фрагменты из сюжетно-отобразительных игр, строили города и т. д. Другими словами, мы делали все, чтобы у деток в процессе сюжетного конструирования развивались  творческое мышление и воображение.

Таким образом, метод сюжетного конструирования является действенным помощником при обучении конкретным конструктивным приёмам – он исключает возможность бездумного, механического подражания, препятствует проявлению таких нежелательных действий, как неупорядоченное нагромождение деталей. Это важно, потому что именно в раннем возрасте интенсивно формируется наглядно-действенное мышление и воображение, которое выражается, прежде всего, в практическом решении предметных задач.

Домашнее конструирование.

Мы работает уже почти год с нашими детками и очень радостно, что родители замечают успехи у своих деток, в частности,  и в конструировании. Я предложила родителям посмотреть за детками дома в процессе конструирования.  Вот что получилось.

Мы тесно взаимодействуем с родителями, предлагаем им консультации по теме, показываем результат нашего труда вечером или на фото, обмениваемся опытом.

Список использованных источников

1.Новосёлова С.Л. Занятия со строительным материалом. // В кн.:Воспитание и обучение детей раннего возраста. Книга для воспитателя детского сада. / под ред. Л.Н.Павловой. – М., Просвещение, 1986. – С.147-152

2.Новосёлова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. - М.: Педагогика, 1978. – 160 с.

3.Парамонова Л.А. Теория и методика формирования творческого конструирования в дошкольном возрасте. – М.: Изд-во Академия, 2002. – 192 с.

Интернет-ресурсы:

1.Конструирование в раннем возрасте   http://www.maam.ru/detskijsad/konstruirovanie-v-ranem-vozraste.html

2.Е.Янушко Конструирование с детьми раннего возраста 1-3 года:самые лучшие и эффективные методики.

http://elenayanushko.ru/php/content.php?id=560

3.О.Литвинова: Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности. ФГОС
http://www.labirint.ru/books/476734/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей и воображения у детей дошкольного возраста».

 Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение. Развитие воображения способствует становлению такого важног...

Статья "Развитие творческого мышления и воображения у детей дошкольного возраста"

Творческие способности человека – далеко не новый предмет научных и практических исследований. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес во все времена. Общество развивается благода...

Сообщение на тему: "Развитие творческого мышления и воображения у детей через творческие игры и упражнения"

Сообщение из опыта работы на тему "Развитие творческого мышления и воображения у детей через творческие игры и упражнения"...

«Технология ТРИЗ как средство развития творческого мышления и воображения дошкольников»

План-конспектобразовательной деятельностив средней группена тему «Составление рассказа по картине «Осень»Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», ...

Конспект педагогического мероприятия с детьми первой младшей группы с использованием технологий ТРИЗ, как средств развития творческого мышления и воображения дошкольников «В гости к Капельке»

Конспектпедагогического мероприятия с детьми первой младшей группы с использованием технологий ТРИЗ, как средств развития творческого мышления и воображения дошкольников «В гости к  Капельк...