«Технология ТРИЗ как средство развития творческого мышления и воображения дошкольников»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Пухова Елена Александровна

План-конспект

образовательной деятельности

в средней группе

на тему «Составление рассказа по картине «Осень»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Учить описывать картину.

Задачи:

«Познавательное развитие»:

- закрепить представления детей об осени и осенних явлениях.

- развивать познавательные, психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

- учить самостоятельно делать выводы и умозаключения.

«Речевое развитие»:

- учить участвовать в беседах, совершенствовать диалогическую речь, отвечать на вопросы.

- учить составлять описательный рассказ по картине, на основе образца данного воспитателем.

- расширять словарный запас детей.

«Социально-коммуникативное развитие»:

- закреплять умение работать в коллективе; воспитывать дружеские взаимоотношения.

 «Физическое развитие»:

- способствовать снятию физического и психологического напряжения

Методы и приемы:

Беседа, указания, вопросы, беседа по картине, напоминание, художественное слово, образец рассказа, практические действия детей, игровой прием, поощрение, оценка.

Оборудование и материал:

Картина «Осень», указка, карандаши, панно с деревом, клей, букет из листьев.

Предварительная работа:

Экскурсии в парк, наблюдения, беседы об осени, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, рассматривание картин об осени, рисование «Осенний дождик», «Разноцветные листочки».

 

Логико-образовательная деятельность

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Педагог приглашает  детей посмотреть в окно:

-Ребята, как вы думаете, какое сейчас время года?

-Как вы считаете, какая сегодня  погода (солнечная, дождливая)

Обсуждение с детьми: противоречия в погоде.

-Ребята, а как по-вашему дождь – хороший или плохой?

-Что хорошего в дожде?

-А что плохого в дожде?

-Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое.

-А солнце какое, хорошее или плохое?

-Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.

- А кто у нас самый внимательный и заметил, какими стали листья на деревьях? Верно, листья стали желтыми, красными, оранжевыми – разноцветными.

Ответы детей на поставленные вопросы

Создано положительное эмоциональное состояние

- А кто из вас, может мне напомнить осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Дидактическая игра «Один – много».

Цель: учить находить в одном предмете множество его составных частей. Закреплять понятие «один – много».

-Ребята, сколько у меня деревьев? (одно).

-Чего в дереве много?

(листьев, веточек)

Ответы детей

Дети отвечают на вопросы осмысленно, полным предложением.

- Ребята, об осени не только пишут стихи, но и картины. Обратите внимание на доску.

- Какое время года изображено на картине? - Почему вы так думаете?

- Давайте мы с вами пофантазируем.

Упражнение «Необычное в обычном»

Воспитатель обращает внимание детей на любую обычную ситуацию с деревьев

падают листья, и предлагает придумать необычное, волшебное, фантастическое объяснение данной ситуации.

Например, с деревьев падают листья, потому что они уходят в гости.

Грамматически правильно отвечают на   вопросы.

 

Дети включаются в деятельность, предложенную воспитателем.

Послушайте, какой рассказ придумала я по этой картине. Наступила осень. Листья на деревьях стали красными, желтыми, оранжевыми – разноцветными. Стало холодно. Но листьям было весело, они собирались в гости на день рождения. Всем очень весело гулять в красивом осеннем лесу.

Слушают рассказ воспитателя

Создано положительное эмоциональное состояние от правильно выполненных действий.

Физическая минутка:

Осень в гости к нам пришла,

Дождь и холод принесла,

Листья кружатся летят,

Наступает листопад,

Ну а мы гулять пойдем,

Все листочки соберем.

Дети четко и ясно произносят слова физкультминутки, сочетают с движением.

 

А теперь кто из вас хочет порадовать меня своими рассказами об осени?

- Молодцы ребята, какие веселые, интересные рассказы вы придумали.

Рассказ детей

Дети испытывают чувство гордости за выполненную работу.

Подведение итогов:

- Мне понравилось, как вы сегодня работали, а что понравилось вам?

- Какое задание вам больше всего понравилось?

-Мне понравилось, как вы сегодня справились с заданием. Я благодарю вас за ваше настроение.

Ответы детей.

Дети отвечают на вопросы осмысленно, полным предложением.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_s_elementami_triz_puhovoy_e.a.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное учреждение дополнительного

профессионального образования Самарской области

«Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Итоговая работа

«Технология ТРИЗ как средство развития творческого мышления и
воображения дошкольников»

время обучения: (сроки курсов)

19.04.2017 - 21.04.2017

выполнила

Пухова Елена Александровна,

воспитатель

СП «Детский сад № 16»

ГБОУ СОШ № 9 г. Сызрани

План-конспект

образовательной деятельности

в средней группе

на тему «Составление рассказа по картине «Осень»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Учить описывать картину.

Задачи: 

«Познавательное развитие»: 

- закрепить представления детей об осени и осенних явлениях.

- развивать познавательные, психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

- учить самостоятельно делать выводы и умозаключения.

«Речевое развитие»: 

- учить участвовать в беседах, совершенствовать диалогическую речь, отвечать на вопросы.

- учить составлять описательный рассказ по картине, на основе образца данного воспитателем.

- расширять словарный запас детей.

«Социально-коммуникативное развитие»: 

- закреплять умение работать в коллективе; воспитывать дружеские взаимоотношения.

 «Физическое развитие»: 

- способствовать снятию физического и психологического напряжения

Методы и приемы:

Беседа, указания, вопросы, беседа по картине, напоминание, художественное слово, образец рассказа, практические действия детей, игровой прием, поощрение, оценка.

Оборудование и материал:

Картина «Осень», указка, карандаши, панно с деревом, клей, букет из листьев.

Предварительная работа:

Экскурсии в парк, наблюдения, беседы об осени, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, рассматривание картин об осени, рисование «Осенний дождик», «Разноцветные листочки».

Логико-образовательная деятельность

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Педагог приглашает  детей посмотреть в окно:

-Ребята, как вы думаете, какое сейчас время года?

-Как вы считаете, какая сегодня  погода (солнечная, дождливая)

Обсуждение с детьми: противоречия в погоде.

-Ребята, а как по-вашему дождь – хороший или плохой?

-Что хорошего в дожде?

-А что плохого в дожде?

-Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое.

-А солнце какое, хорошее или плохое?

-Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.

- А кто у нас самый внимательный и заметил, какими стали листья на деревьях? Верно, листья стали желтыми, красными, оранжевыми – разноцветными.

Ответы детей на поставленные вопросы

Создано положительное эмоциональное состояние

- А кто из вас, может мне напомнить осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Дидактическая игра «Один – много».

Цель: учить находить в одном предмете множество его составных частей. Закреплять понятие «один – много».

-Ребята, сколько у меня деревьев? (одно).

-Чего в дереве много?

(листьев, веточек)

Ответы детей

Дети отвечают на вопросы осмысленно, полным предложением.

- Ребята, об осени не только пишут стихи, но и картины. Обратите внимание на доску.

- Какое время года изображено на картине? - Почему вы так думаете?

- Давайте мы с вами пофантазируем.

Упражнение «Необычное в обычном»

Воспитатель обращает внимание детей на любую обычную ситуацию с деревьев

падают листья, и предлагает придумать необычное, волшебное, фантастическое объяснение данной ситуации.

Например, с деревьев падают листья, потому что они уходят в гости.

Грамматически правильно отвечают на   вопросы.

Дети включаются в деятельность, предложенную воспитателем.

Послушайте, какой рассказ придумала я по этой картине. Наступила осень. Листья на деревьях стали красными, желтыми, оранжевыми – разноцветными. Стало холодно. Но листьям было весело, они собирались в гости на день рождения. Всем очень весело гулять в красивом осеннем лесу.

Слушают рассказ воспитателя

Создано положительное эмоциональное состояние от правильно выполненных действий.

Физическая минутка:

Осень в гости к нам пришла,

Дождь и холод принесла,

Листья кружатся летят,

Наступает листопад,

Ну а мы гулять пойдем,

Все листочки соберем.

Дети четко и ясно произносят слова физкультминутки, сочетают с движением.

А теперь кто из вас хочет порадовать меня своими рассказами об осени?

- Молодцы ребята, какие веселые, интересные рассказы вы придумали.

Рассказ детей

Дети испытывают чувство гордости за выполненную работу.

Подведение итогов:

- Мне понравилось, как вы сегодня работали, а что понравилось вам?

- Какое задание вам больше всего понравилось?

-Мне понравилось, как вы сегодня справились с заданием. Я благодарю вас за ваше настроение.

Ответы детей.

Дети отвечают на вопросы осмысленно, полным предложением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс"ТРИЗ-технология в ДОУ, как средство развития творческого мышления старших дошкольников"

В конспекте представлены материалы мастер-класса по использованию ТРИЗ-технологии в детском саду....

Мастер-класс"ТРИЗ-технология в ДОУ, как средство развития творческого мышления старших дошкольников"

В конспекте представлены материалы мастер-класса по использованию ТРИЗ-технологии в детском саду....

Конспект педагогического мероприятия с детьми первой младшей группы с использованием технологий ТРИЗ, как средств развития творческого мышления и воображения дошкольников «В гости к Капельке»

Конспектпедагогического мероприятия с детьми первой младшей группы с использованием технологий ТРИЗ, как средств развития творческого мышления и воображения дошкольников «В гости к  Капельк...

Статья "Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников"

Спросите любого ребенка, чем он любит заниматься больше всего на свете, и он обязательно ответит — играть. Дети живут игрой и выражают в ней свою индивидуальность. В процессе игры формируются ка...

Статья: «Восприятие изображений как средство развития творческого мышления старших дошкольников».

Статья посвящена обоснованию принципов развития творческого мышления старших дошкольников посредством осмысленного восприятия изображений. Предполагается, что творческое мышление может быть развито пр...

Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников

В современной практической педагогике накоплен немалый опыт по развитию творческого мышления при помощи разных видов детской деятельности. Одной из эффективных, по мнению многих специалистов, является...