"Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Сначева Ирина Валерьевна

Пение –  один из самых любимых видов музыкальной деятельности, который может дать очень многое. В нем заключен большой потенциал эмоционального, музыкального и познавательного развития. О необходимости раннего обучения правильной вокализации говорил еще А.Е.Варламов,   замечательный    композитор   и   педагог,    один    из    основоположников русской вокальной школы. Он считал, что если ребенка учить петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                  «Голос – самый естественный         музыкальный инструмент, данный  человеку от рождения!

Как и любым другим инструментом им надо

учиться пользоваться!»  

М.И.Глинка

           Пение –  один из самых любимых видов музыкальной деятельности, который может дать очень многое. В нем заключен большой потенциал эмоционального, музыкального и познавательного развития. О необходимости раннего обучения правильной вокализации говорил еще А.Е.Варламов,   замечательный    композитор   и   педагог,    один    из    основоположников русской вокальной школы. Он считал, что если ребенка учить петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом.

         

            Поскольку пение – психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем,  таких  как  дыхание,  кровообращение,  эндокринная система;  важно, чтобы голосообразование  было  правильно  природосообразно организовано,  чтобы  ребенок  испытывал  ощущение  комфорта,  пел  легко,  с удовольствием.

        В связи с этим приоритетным направлением в моей работе стала реализация  методической темы «Формирование певческих навыков у дошкольников», целью  которой  стало развитие  вокальных  навыков  детей, совершенствование  певческой  культуры.

                 Система  работы по формированию певческих навыков у детей

                      Методика постановки певческого голоса - самая тонкая и сложная, в сравнении с методиками по другим видам музыкальной деятельности,  в том,  что ее реализация предполагает владение педагогом своим собственным певческим голосом, что бы красиво и правильно показывать песни детям. Для того чтобы научить детей петь, сформировать у них основные певческие навыки, необходимо понимать базисные механизмы вокализации и обладать особой способностью - вокальным слухом, чтобы услышать, правильно ли поет ребенок и как его нужно поправить.

                      Этапы  работы  по  развитию у детей  вокальных  навыков:

1 этап  - это  создание условий для  организации работы (подбор методической  литературы, оснащение предметно-развивающей  среды: дидактические игры, пособия, которые помогут в работе).  И проведение  диагностики: основываюсь на инструментарии  программы «Ладушки».        

              Голоса детей в дошкольном детстве делятся , как минимум, на три природных типа: высокие, средние и низкие, каждый из которых характеризуется присущими ему тембровой окраской (главный показатель типа голоса), общим звуковысотным и примарным диапазонами звучания.  Общий диапазон - это расстояние от нижней до верхней границы певческого голоса;  примарный  диапазон - это область наиболее свободного, естественного и красивого звучания, которая находится в середине общего диапазона.

2 этап  -   Практический.    Работа  по  развитию у детей  вокальных  навыков.                                      Итак,  «В  Припевайке  весь  народ  припеваючи живет!»

1.  Начинать   вокальные   занятия   с   детьми    необходимо   с   формирования  правильной «певческой стойки», попрошу Вас встать и  почувствовать  позу «певца» (ноги – почти на ширине  плеч, носки чуть развернуты в стороны;  корпус прямой, но свободный, руки  свободно опущены вдоль туловища; голова держится прямо, шея не  напряжена).

Это - ощущение свободно  и   красиво  стоящего  человека, который готов с удовольствием начать петь, способствует  организации певческого дыхания и резонирования.

2.  Постоянно проводится и корректируется работа над певческим дыханием,

    которое  является   звеном  единого  певческого процесса.   «Пение -  это

    дыхание» - аксиома, известная всем, кто занимается областью искусства.

    В певческом дыхании можно выделить три основных звена:

    - вдох;

    - сохранение вдоха на протяжении всей фразы;

    - выдох с  резонированием  звука  и  поддержкой  снизу  столба  дыхания.

      Детям  легко  объяснить: «Вдыхаем мы носиком, как будто нюхаем розочку». Дальнейшее   уточнение   идет   по   линиям:   вдыхаем   с   удовольствием,  на полуулыбке, берем не очень много воздуха. Он  попадает    в   нижнюю   часть наших легких, как бы надувая там  «резиновый круг». Важно,  чтобы  во  время вдоха не поднимались плечи. Правильный вдох формируется тоже  постепенно.

       Следующим моментом является сохранение состояния вдоха. Упражнение «Шарик» - делается это прямой мышцей живота, которая подтягивается в направлении вверх. Это движение возникает непроизвольно, когда дети имитируют лай собачки:  «ав-ав».

3. Нахождение  «места резонирования» - один  из  самых  трудных  и индивидуальных моментов постановки певческого голоса. В то же  время звонкость голоса, возникающая благодаря резонированию,- это то его качество, которое отвечает эталонному звучанию детского певческого голоса. Голосовой аппарат, как мышцы у спортсмена, должны быть подготовлены к пению.

  -   Упражнение с закрытым ртом   на  звук «м»   (бом-бом),   во   время   которого возникает ощущение вибрации губ и «маски» помогают найти это  «место».

                                        (беру пушинку  или  снежинку)

   Детям можно объяснить и необходимость непрерывного «пролива» звука, постоянно льющегося дыхания. Этому помогает упражнение с перышком или пушинкой, которая подвешивается на ниточке («У-у-у»).

4.   Еще одно важное звено певческого процесса – дикция. Упражнения  на  дикцию должны  быть  интересными, динамичными.  Например,

             Алгоритм   (все повторяется по 5 раз, при выполнении

    движений напрягаются все мышцы лица и гортани):

  •  «Открыли  домик» - зевнуть   открытым   ртом.
  •  «Закрыли  домик» - зевнуть   закрытым   ртом.
  •  «Надули щечки»  -  вдох  носом или ртом,  раздуть щеки.

     -     Упражнения для язычка:  вверх - вниз,   укол   в   правую -

    левую щеки попеременно; пожевать язычок как  конфету, «цоканье –

оканье».

  •   Упражнения для  губ: «Трубочка» - улыбка,  «трубочка» - нос (дотянуться до носа).

5.  Работа  над  артикуляцией также проходит в динамичной форме  (можно у зеркала).  Если у ребенка нет каких-либо дефектов  в произношении, работа над артикуляцией не должна быть утрированной, чтобы  не  нарушать   «вдыхательную установку»   и   не  вносить  дополнительного  мышечного  напряжения. Ну, а если, есть такая необходимость, то можно  предложить следующее (выбирается 2-3 упражнения из предложенных далее).

Это  могут  быть:  

         А)  скороговорки (четкость окончания слов). «Как под горкой, под горой, торговал старик золой», «Из под топота копыт, пыль по полю летит» + фрагмент из песни.

         Б)  короткие  рифмы, потешки, поговорки, маленькие  стишки с движениями.

 А  сейчас мы с вами проиграем ритмический  рисунок  рифмы  «Из-под топота копыт пыль по полю летит!» (несколько вариантов).  Можно использовать рифму из песни, которую предстоит исполнить.

          Например: «А, ну, снежок, а, ну, дружок, лети, не уставай!

                                 И двор, и дом, и все кругом теплее укрывай!»

              В) игры.  Например:  упражнение «Верный пес» (ласково, сердито сказать, пропесть «ав-ав»; на «ав-ав»  сосчитать  все  предметы, которые ребенок видит вокруг себя); упражнение «Общение двух собак (кошек)»  (изобразить  выразительный  диалог через «ав-ав» или  как будто в подскоке за косточкой  произнести «ав-ав»);

     Г)   попевки  со словосочетанием,  речетативом

  Распевки «разогревают» певческий аппарат, на них легче формировать певческие навыки и интонационный звуковысотный слух,  ладовые  чувства (работа над основными ступенями лада), а также для введения в тему песни, которая будет звучать.  Распевки не должны быть скучными и длинными. Они даются в 3-4-5 тональностях (по полутонам), начиная со средней части диапазона, затем вверх и потом - вниз. Направление движения мелодии в распевках должно быть преимущественно нисходящим.

1. Примеры распевок: -   «Кукушка», муз. Тиличеевой. Вокальный дуэт взрослого  и  ребенка, взрослого и детей.  Дети поют нисходящую терцию «ку-ку».

-  «Кошка, как тебя зовут», муз. Андреевой, слова Г.Солггир.  Вокальный

    диалог взрослого и детей. Дети поют «мя-у». Задача детей - мягко открывать  рот   со  свободной  нижней   челюстью.   Воспроизводить   звукоподражание  звонко.

- Позвать собачку: «Бо-бик!», «Жуч-ка!» (большая терция). Звукоподражание  («Полай как маленькая собачка») помогает настроить  детей, создать  радостное  настроение.

-  «Петушок»,   муз. Ю.Тугаринова,  слова  М.ПавловоЙ.   Вокальный   диалог взрослого и детей.   Дети   поют звукоподражание  «ку-ка-ре-ку»  высоко, протяжно.

-  Позвать зайчика: «за-инь-ка» (III-I-I)

-  Позвать  зайчика:  «За-инь-ка,  при-хо-ди» (III-I-I, III-III-I).   Петь свободно,

     открывая рот.

-  V-III-I- «Ёло-чка». Петь свободно, открывая рот.

-   V -Ш, V -III-I «Птич-ка, при-ле-тай»  и  др.

  1.  Далее  включаются упражнения  на более широкое  интонирование (например: «Дин-дон, дин-дон, загорелся кошкин дом»).  А также, включаются фразы  из  песни, которую  предстоит  разучивать:

           «К  нам  на  новоселье  жалует  зима,

           А  за  ней  веселье,  смех  и  кутерьма».

  1. Знакомство  со  штрихами  legato  и  staccato.  Например:  упражнение «Ходит зайка». Ребенок раскрывает ладошку, представляет, что там маленький зайка, во время четверти, на слог «по» - гладим пальчиком, а на восьмые – постукиваем пальчиком, как  будто зайчик убегает).

Упражнение:  «У меня есть конь, этот  конь огонь», направлено на четкость исполнения штрихов.

  1. Упражнения на определение количества 3-5 звуков: ди-ли-ди-ли-дон.
  2. Упражнения на  закрепление навыков пения (предлагается спеть  на  одном  дыхании, обращается внимание на четкость окончаний слов, позицию рта и губ):  «Не клюй песок, не тупи носок, пригодится носок клевать колосок!»;  «Ско-скок-поскок- молодой дроздок»; упражнения-попевки «Спой, что хочешь!» (у зеркала, с микрофоном,  для игрушки).                            или фраза  из  песни   «Нам всего милее зимние деньки:

                                            Снежные аллеи, лыжи и коньки»

      Заключительная попевка:  «Мы  по-ем,  хо-ро-шо  по-ем!»,

        Таким образом, голосовой  аппарат  готов  к  работе.

                   Можно  присесть и немного отдохнуть.

                 Основные этапы ознакомления детей с музыкальным произведением

                      Главное   требование   к    певческому   репертуару  –  его  высокая художественность,  доступность  для   исполнения   детьми.   Освоение    певческого репертуара   должно   быть   продумано.  Перед  разучиванием   песни   проанализи-ровать  ее,  выявить   трудности   и  определить  пути  их  преодолений.

     1. Разучиванию   песни (по методике О.В.Кацера, Ветлугиной)  предшествует  прослушивание  песни,   беседа    с    детьми    с     целью    создать  соответствующий  эмоциональный  настрой.

         Разучивание песни с детьми происходит в основном,  традиционном способом – на стульчиках перед педагогом,  стоя или сидя на полу или ковре в форме круга. Для возникновения у воспитанников интереса необходимо сделать показ песни и ее разучивание игровым:  показ песни с  движением – паузами; показ песни с превращениями; показ песни во время релаксации детей; показ песни с помощью метрических движений (хлопки, шлепки); показ песни в сочетании с движениями рук по фразам. Во всех вариантах показы песен осуществляются без музыкального сопровождения, дети непроизвольно запоминают мелодию и слова, постепенно начинают подпевать. Варианты игрового разучивания песни создаются исходя из ее содержания, с использованием музыкальных инструментов, образных движений и театрализации.

                      3.    Белый снег мохнатый пляшет за окном –

                             Мы о нем,  ребята, песенку поем!

                       Припев:     А, ну, снежок, а, ну, дружок,

                                           Лети, не уставай!

                                           И двор, и дом, и все кругом:

                                           И школьный сад, и нас, ребят,

                                          И все, и все, и все подряд

                                         Теплее укрывай!

        

     2.  Затем следует показ произведения, он непременно должен быть выразительным. На  практике   можно   показать   несколько вариантов: собственное  исполнение песни   или  прослушивание грамзаписи, дети могут их сравнить. После прослушивания спросить, понравилось ли?

     3.  В ходе беседы определить характер песни, наиболее яркие музыкальные средства, которые использовал композитор. Все это подготавливает детей к разучиванию песни и выявляет, насколько глубоко дети поняли произведение. Закрепление содержания песни с помощью приема «Эхо».

  4.  После   запоминания   песни, необходимо   продумать   ее   исполнительский   план.

В процессе разучивания осуществляется работа над чистотой интонирования, правильным  воспроизведением  ритмического  рисунка,   важно  уделить  внимание  не только усвоению  мелодии,  но  и   осмысления   текста.  

      5.  Пение.  При  исполнении  песни  необходимо исключить форсирование звучания голоса. Дети никогда не должны петь громко. Громкое, на пределе голосовых возможностей пение, «пение- крик» не соответствует ни  анатомо - физиологическим возможностям детей, ни эталону звучания детского певческого голоса. Оно ставит под угрозу здоровье певческого аппарата.

      3 этап. Представление песни. (Исполнение  «Снежная песенка» муз. и сл. Л.Компанейца)

 «Пение – это передача  воздуха  ушам  слушателя. Успешное пение – это передача  эмоции  сердцам  слушателей!

 1.  К нам на новоселье  жалует зима,

     А за ней веселье, смех и кутерьма.

        Припев: А, ну, снежок, а, ну, дружок,

                        Лети, не уставай!

                        И двор, и дом, и все кругом

                        теплее укрывай!

2.  Нам всего милее зимние деньки:

     Снежные аллеи, лыжи и коньки.

       Припев:  тот же

3.  Белый снег мохнатый пляшет за окном –

     Мы о нем,  ребята, песенку поем!

       Припев: А, ну, снежок, а, ну, дружок,

                      Лети, не уставай!

                      И двор, и дом, и все кругом:

                      И школьный сад, и нас, ребят,

                      И все, и все, и все подряд

                      Теплее укрывай!

       «Как часто жизнь  преподносит  нам сюрпризы!  Особенно  в  детстве, когда  мы  еще  толком  не  знаем,  к  чему  стремимся,  чего  хотим»,- думают  дети.  И, так  хочется, чтобы  эти  ранние  занятия  музыкой  сформировали  у  детей  желание  слышать  и  видеть  красоту  окружающего  мира, выраженного  в  звуках  и  мелодиях.  

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по теме «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ МУЗЫКИ И ЗДОРОВЬЯ»

Дыхательная и артикуляционная гимнастика- одни из важных средств по развитию певческой культуры у дошкольников в системе музыкальных занятий. Данный мастер- класс предназначен для музыкальных руководи...

Семинар-практикум "Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум разработан для педагогов дошкольного учреждения: для музыкальных руководителей и воспитателей...

«Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста через игру»

laquo;Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста через игру» Каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос (от лат. vox). И уникальность его заклю...

Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста

Методический материал выполнен в форме практико-ориентированного проекта с элементами анализа, который заинтересует новыми формами работы по развитию певческих навыков. Предлагаются игры  с пение...

Сценарий мастер-класса для родителей «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений»

Сценарий мастер-класса для родителей  «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений»...