Семинар-практикум "Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Кривоногова Ольга Васильевна

Семинар-практикум разработан для педагогов дошкольного учреждения: для музыкальных руководителей и воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sem.docx315.9 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста.

Природа щедро наградила человека, дала ему все для того, чтобы петь, танцевать, чувствовать музыку. На сегодняшний день мы можем утверждать, что музыкальные способности вполне развиваемы. Ребенок дошкольного возраста – это чистый лист, и только мы, педагоги, можем помочь каждому ребенку раскрыться, проявить свои способности,  индивидуальность и уникальность.  

Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста – один из самых сложных и важных разделов музыкального развития. Музыкальный руководитель ДОУ приступает к данному разделу с первых дней поступления ребенка в учреждение. Грамотный педагог знает, что упущенное время не вернуть, если не заниматься с детьми нужным образом с младшего дошкольного возраста. Тогда можно забыть о результативности своей работы, а дети не смогут раскрыть свои способности в области пения.

Главное условие успешного певческого воспитания – планомерное и последовательное развитие отдельных категорий певческих навыков. К ним относятся:

  • певческая установка (правильное положение корпуса),
  • правильное звукообразование,
  • правильное дыхание,
  • чистота интонации,

В младшем дошкольном возрасте работа по формированию певческих навыков строится на том, чтобы заинтересовать детей пением, научить их подпеванию и звукоподражанию (ведь большая часть песенного материала в данном возрасте построена именно на этом приеме). В процессе занятий с малышами необходимо уделять внимание правильной певческой установке, свободе голосового аппарата. Огромное значение для детей данного возраста имеет овладение разговорной речью. Если ребенок не умеет говорить, соответственно он не сможет петь.

С детьми старшего дошкольного возраста ведется целенаправленная работа по формированию певческих навыков: закрепление навыков певческой установки, свободы голосового аппарата, правильного дыхания. Особое место занимает работа по формированию чистоты интонации, звукообразованию.

Рассмотрим некоторые упражнения, способствующие формированию певческих навыков у дошкольников.

Дошкольников младшего возраста мы учим правильной певческой установке – это положение корпуса, головы, плеч, ног и рук. От певческой установки в большой степени зависит качество звука и дыхания.

При правильной певческой установке дети должны сидеть или стоять прямо, не сутулясь. Корпус и шею ни в коем случае не напрягать, чтобы избежать быстрой утомляемости. Голову держать прямо без напряжения, не запрокидывая назад и не опуская вперед. Дыхание нужно брать свободно, только в конце музыкальной фразы (хотя детям дошкольного возраста свойственно брать дыхание в середине слов) это недопустимо даже в разговорной речи. Петь необходимо естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания. Если при пении дети сидят, то целесообразно перед пением проверить правильность певческой установки

Упражнение на проверку правильной певческой установки

Сядем прямо, ровно

И споем спокойно.

Ножки твердо в пол упрем,

Пальчики в замок запрем.

        Упражнение на свободу голосового аппарата «Лягушки»

Губы растягиваются, как бы произнося звук «И» на счет 1

Губы вытягиваются в трубочку, как бы произнося звук «У» на счет 2.

Упражнение повторить 4-5 раз.

Неотъемлемой частью при формировании чистоты интонации занимает правильное дыхание, т.к. от него зависит качество голоса. Навык правильного дыхания труднее всего формируется у детей дошкольного возраста. Только при систематической, индивидуальной и упорной работе с ребенком можно освоить технику распределения дыхания, которая состоит из трех моментов:

  1. Короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч.
  2. Пауза – опора дыхания (задержка воздуха внутри напряженными мышцами живота).
  3. Выдох  – спокойное, без толчков распределение дыхания при пении (медленно через рот на звук «пф» или любой другой, в зависимости от упражнения, выпускаем воздух).

Неправильно сделанный вдох (много воздуха) приводит к напряжению мышц голосового аппарата, отсюда: ухудшение дикции, напряженность звучания голоса, быстрая утомляемость детей.

Чтобы этого избежать, необходимо следить за количеством набранного воздуха. Брать дыхание нужно плавно, обязательно выполняя задержку дыхания, отсутствие которой приводит к интонационно неточному звуку, как бы с «подъездом» к заданному тону.

Формированию певческого дыхания помогает физическое укрепление здоровья организма в целом. Это гимнастика и физкультура, где сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка. Формирование правильных дыхательных движений ребенка, в свою очередь, способствует развитию важного навыка в пении – кантилены (протяжных, певучих произведений).

Формирование качественного певческого звука (ровность голоса, ровность гласных, расширение диапазона звучания голоса) – это, прежде всего результат работы на специально подобранных упражнениях.

Упражнение «Петушок» (для младшего дошкольного возраста)

Упражнение очень нравится детям, но в процессе игры, необходимо контролировать их движения, т.к. дети могут забыть о цели упражнения, важный момент которого – правильный вдох, задержка дыхания и выдох.

Методика проведения:

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки опустить

1 – поднять руки в стороны (вдох)

2 – хлопнуть руками по бедрам «ку-ка-ре-ку!» (выдох)

Повторить 5 раз [6].

Упражнение «Насос» (для старшего дошкольного возраста)

Педагог должен следить за тем, чтобы вдох был бесшумным через нос, обязательно была задержка дыхания, выдох плавный через рот.

Методика проведения:

Встать прямо, руки опущены. Выполняя вдох, поднять руки к груди, задержать дыхание, затем с выдохом произнести звук «с», руки постепенно опустить и наклонить при этом корпус влево. Упражнение повторить, только при выдохе корпус наклонить вправо [6].

Упражнение повторить 5-6 раз.

В разговорной речи, мы не обращаем внимание на то, как мы произносим звуки, главное, чтобы был понятен смысл нашей речи. В пении же особо важно обращать внимание на звукообразование.

При исполнении песен звук должен быть звонким и лёгким, поэтому необходимо акцентировать внимание детей на правильную работу голосового аппарата:

должна опускаться нижняя челюсть, а не подниматься верхняя;

губы должны утрированно произносить звуки, чтобы закрепить дикционные трудности в песне;

чувство мягкого нёба с маленьким язычком.

Открывать рот следует широко, мысленно произнося звук «о», а также  петь без крика и напряжения.

Произношение слов в пении несколько отличается от речевого произношения. Это касается как гласных, так и согласных звуков. Звук «т» в конце словпри пении необходимо произносить четче, чем в разговоре, т.к. во многих случаях, его можно не услышать, особенно, когда темп песни оживленный или быстрый.  Звук «а» следует произносить ближе к звуку «о», чтобы пение было «академическим», окультуренным.

Песенки для распевания детям младшего дошкольного возраста целесообразно выбирать из обширного материала русских народных потешек. Из опыта работы известно, что дети данной возрастной категории, испытывают проблемы с речью. На сегодняшний день доказано учеными-педагогами, что наши короткие и емкие русские народные потешки и прибаутки способствуют полноценному развитию речи у детей.

Распевка «Барашеньки»

Методика проведения:

Акцентировать внимание детей на то, что рот нужно открывать широко, стараться петь всю песню от начала до конца. Вступать и заканчивать пение вместе с педагогом.

Коза

Распевка не сложная в интонационном плане, но следует акцентировать  внимание детей на взятие правильного дыхания, звуки пропевать плавно, напевно. Для этого нужно утрированно протяжно пропевать  концы музыкальных фраз. Разучивая распевку петь ее в замедленном темпе.

Одним из наиболее глобальных и значимых навыков в пении является чистота интонации. Она зависит от многих факторов:

обладает ли ребенок музыкальным слухом,

насколько развито его звуковысотное чувство и чувство ритма,

насколько хорошо ребенок владеет координацией слуха и голоса (чистое воспроизведение голосом мелодии) и т.д.

При развитой способности детей точно воспроизводить голосом мелодию, дети чисто пропевают все звуки мелодии. Но такой способностью обладают не все, т.к. не все дети обладают музыкальным слухом. Развитию музыкального слуха, звуковысотного чувства и другим музыкальным способностям детей можно научить, остается открытым вопрос лишь о промежутке времени, необходимого для развития данной способности и выборе методов и приемов, которые будут эффективны для каждого конкретного ребенка.

С детьми младшего дошкольного возраста мы проводим дидактическую игру на формирование звуковысотного слуха «Угадай, чей голос».

Игра проводится несколько раз на протяжении нескольких занятий. Когда дети усвоят правила игры, роль ведущего можно предложить ребенку.

С детьми старшего дошкольного возраста мы играем в игру на формирование звуковысотного чувства «Птичкин домик»

Игра повторяется 2-3 раза, на следующем занятии игра проводится на другом песенном материале.

На горе-то калина

При формировании певческих навыков, необходимо учитывать диапазон звучания детского голоса, называемый музыкантами интервал, т.е. расстояние от самого  низкого до самого высокого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. У детей старшего дошкольного возраста диапазон звучания небольшой (от ре первой октавы до до-ре второй октавы), поэтому подбирая репертуар песен и распевок, необходимо строго учитывать эту особенность, чтобы слабому и хрупкому голосу ребенка не навредить.

Задача музыкального руководителя создать благоприятные условия, способствующие становлению сильного голоса и развитого музыкального слуха детей. Педагог должен следить, чтобы дети пели и разговаривали без крика и напряжения, проводить разъяснительную работу с воспитателями и консультативную помощь родителям о вредности крикливого пения детей.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для овладения певческими навыками. Его можно сравнить с особой плодородностью почвы, именно в этом возрасте формируются умственные, логические, а также музыкальные способности человека. Развитие музыкального слуха, формирование чистоты интонирования мелодии, правильного дыхания и звукообразования – все эти способности развиваемые, поэтому раннее развитие ребенка в музыкальном плане – залог сформированности многих творческих навыков, в том числе и певческих навыков дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"

Консультация для музыкальных руководителей. Этапы работы на музыкальном занятии над развитием слуха, голоса и ритма....

"Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"

опыт работы музыкального руководителя по развитию у дошкольников певческих навыков...

Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста.

Система  музыкальной  работы  предполагает  использование  на  каждом музыкальном  занятии  следующих  здоровьесберегающих  технологий: Валеологически...

развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста

Эта статья о том,какие способы можно использовать в решении поставленных задач развития певческих навыков....

Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста через игровые методы и приёмы

Обобщение опыта по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Опыт работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...

Опыт работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...