Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Методический материал выполнен в форме практико-ориентированного проекта с элементами анализа, который заинтересует новыми формами работы по развитию певческих навыков. Предлагаются игры  с пением, игровые хороводные, календарные песни. Часть упражнений и игр адаптированы и опробаваны в работе с дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Голос – это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога.

Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.

Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

В детском саду воспитываются и обучаются дети, наделенные музыкальными способностями, которые любят музыку и желают научиться красиво петь.

Пение- основной вид музыкальной деятельности детей.

Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. В первую очередь на занятиях по вокалу у детей я развиваю эмоциональную отзывчивость на музыку.

 На мой взгляд правильно подобранный песенный репертуар поможет успешно решить музыкальные задачи.

Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.

В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке.

Вокальное занятие – основная форма развития вокальных способностей, творческого самовыражения детей дошкольного возраста.

Занятие вокалом с детьми средней и старших групп носит системный характер, направленный на реализацию программных требований, в развитии музыкального восприятия и пения. Постепенно дети познают жанровую основу песни, формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в исполнительской деятельности.

Голосовой аппарат у ребенка-дошкольника отличается хрупкостью и ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточны развиты, связки короткие, отсюда и слабый звук. Поэтому в работе с детьми вокалом я избегаю форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое не свойственное им звучание.

В старшей группе дети уже имеют определенный фундамент музыкального развития, активны на вокальных занятиях, проявляют инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности. В своей работе с детьми систематически использую упражнения на развитие музыкального слуха и голоса. На мой взгляд песни-упражнения способствуют выработке отдельных автоматизированных действий голосового аппарата, так как построены на коротких, повторяющихся мелодиях и попевках.

Усваивая упражнения, дети учатся правильно воспроизводить в пении разнообразные виды мелодического движения и наиболее характерные интонационные обороты, встречающиеся в песенном репертуаре для детей данного возраста. А в дальнейшем это облегчит усвоение детьми более сложных песен.

Учитывая особенности восприятия детей дошкольного возраста, я ориентируюсь на упражнения в форме коротких песен с игровым содержанием. Такими упражнениями являются маленькие песенки В. К. Колосовой, Н.А. Метлова.

 Среди упражнений много песен композиторов: В. Карасевой, Е. Теличеевой, народные песни-попевки.  Упражнения отличаются разнообразием ладогармонической окраски, мелодических оборотов. Яркими музыкальными образами. Также использую упражнения-игры в комплексном воздействии разнообразных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмическое игровое действие, игра на металлофоне). Все это помогает более прочному закреплению в слуховой памяти детей песенных интонаций.

Песни-упражнения, которые я применяю на занятиях, способствуют постепенной выработке естественного. Легкого звучания голоса. Чистоты интонирования в пении. Облегчают работу над расширением диапозона детского голоса, помогают добиться отчетливого произношения текста песен.

Например, мелодия песенки «Прибаутка» (обр. В. Карасевой) построена на контрастном сопоставлении певческих регистров, что помогает научить детей осознанно различать высотные соотношения отдельных частей мелодии, развивает умение произвольно приспосабливать голосовой аппарат к пению как более высоких, так и более низких звуков.

«Солнышко-ведрышко» В. Карасевой- одно из упражнений, которое побуждает ребенка к первым попыткам чисто интонировать звуки, различные по высоте.

В работе с детьми использую такой прием-дети поют всей группой, небольшими подгруппами и индивидуально стоя, находясь на значительном расстоянии от фортепиано. При таком пении дети лучше слышат себя.

Особое внимание уделяю детям, нечисто поющих. Их я размещаю среди хорошо поющих. Уровень индивидуального певческого развития каждого ребенка проверяю путем пения по музыкальным фразам («цепочкой»). Кроме того, этот прием способствует формированию у детей правильного дыхания.

Разучивание любой песни с дошкольниками начинаю с целостного восприятия, т.е. первый раз песня должна прозвучать выразительно, со вступлением, с полным аккомпанементом.

 Важно при этом обращать внимание детей на содержание песни, ее характер, изобразительность. Приступив к разучиванию проигрываю трудные мелодические обороты, пропеваем их без музыкального сопровождения, прохлопываем сложные в ритмическом отношении места. Весь текст песни прорабатывается так, как будто это скороговорка. Необходимо проговаривать четко все слова сначала в медленном, затем быстрее.

 Очень полезно проговаривать весь текст нараспев (речитативом), соблюдая темп, и желательно тональность оригинала.

Когда песня кажется уже готовой, я детей приучаю представлять

 себя на предстоящем выступлении перед зрителями.

 Игра на детских инструментах, способствует формированию детей умения петь в ансамбле, в единой манере исполнения.

Этот вид деятельности развивает память чувство ритма, помогает активизировать застенчивых детей. Полученные навыки дети закрепляют в самостоятельной деятельности, подбирают на слух знакомые полюбившиеся песни.

Песни-упражнения для развития голоса и музыкального слуха

Работая над вокально-хоровыми навыками, детей предварительно распеваю, начиная с попевок (вокализа, упражнения) в среднем удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх, вниз по полутонам. Время распевания может быть увеличен, но не уменьшен. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных упражнений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата. Например, используя в работе с детьми распевку «Лесенка» сл. М. Долинова, муз. Е. Теличеевой закрепляю у детей умение точно определять и интонировать постепенное движение мелодии сверху вниз и снизу вверх. В качестве наглядности можно использовать музыкальную лесенку. По которой вверх и вниз «шагает» куколка, матрешка в сопровождении мелодии. Распевка «Курица» -упражнение детей в чистом интонировании квинты вверх и вниз; в умении удерживать интонацию на одном звуке. Вырабатывать четкую артикуляцию, внятно произносить слова в быстром темпе. Вначале попевка разучивается в сопровождении одной мелодии. Постепенно, по мере усвоения, вводится музыкальное сопровождение.

Распевка «Эхо» -  упражнение для точного определения высокого и низкого звуков в пределах сексты, в чистом интонировании этого интервала снизу вверх и сверху вниз. Используя такой игровой прием: взрослый поет, а дети пропевают «ау!» вначале громко, затем тихо. Позднее задание можно изменить: распределить детей на две подгруппы, одна поет громко    

другая тихо, также использую упражнения «Барашеньки,» Дудочка», «Кукушка»

Игры с пением

 Большое воспитательное значение не только для музыкального, но и всестороннего развития ребенка имеют игры с пением

 Игровая ситуация несомненно усиливает интерес к песне, к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие содержания и настроения песни. Кроме того, игры с пением- это коллективная форма общения детей с музыкой на игровой основе, которая воспитывает у них дружеские взаимотношения, сознательную дисциплину, так как каждый ребенок должен подчиняться правилам игры и точно выполнять их. Вначале разучивается песня, затем от занятия к занятию развивается игровая ситуация, связанная с содержанием песни, и наконец, все дети включаются в игру.

 В играх с пением дети упражняются в умении петь, акапелла, создается такая ситуация в группе, при которой детям хочется повторять игру. Обязательно использую необходимые атрибуты, шапочки-маски. Под влиянием эмоций.

 Вызываемых игрой, ребенок старается точно передать мелодию и текст, и. главное. То настроение, которое несет в себе данная песня. Таким образом, игры с пением активизируют детей, побуждают их к самостоятельному пению. Самостоятельная музыкальная деятельность детей проявляется не только в организации игр с пением, но и в музицировании, в проведении таких сюжетно-ролевых игр, как «Праздничный концерт», «Музыкальный магазин», «День рождения Мишки» Не совсем удачно спетая песня не является неудачей, она помогает детям помочь друг другу, спеть правильно. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Поэтому развиваю в каждом ребенке заинтересованность к индивидуальному исполнению, помогать детям приобрести веру в себя, освободиться от напряжения, стеснения.

Игровые хороводные песни

Хороводные игры, всегда были любимы и маленькими и взрослыми на Руси. без них не обходился ни один праздник. Хороводные игры-песни — это целый комплекс игровых упражнений, которые включают в себя, свободное движение, музыку, пение, пантомиму, а также декламацию стихов. Хороводные песни, очень нужны для детей дошкольного возраста. Они: знакомят детей с древними традициями и обрядами, развивают коммуникативные навыки, способствуют совершению двигательных навыков, развивают чувство ритма, музыкальный слух.

Игровая песня-хоровод «Колпачок»

Цель: учить детей браться за руки, выполнять движения, согласно тексту игры.  Текст песенки: Колпачок, колпачок Тоненькие ножки, Красные сапожки Мы тебя кормили Мы тебя поили На ноги поставили Танцевать заставили.

Описание: Дети становятся в круг, выбирают одного из детей, он будет колпачком. дети ходят по кругу и приговаривают по тексту. Когда произносятся слова «мы тебя кормили, мы тебя поили», круг сужается, затем снова дети расходятся назад образую большой круг и хлопают в ладоши. Ребенок стоящий в круге танцует. Затем игра продолжается.

«Мышки»

Описание игры: Дети делятся на две подгруппы ("Мышки" и детки") Дети становятся в круг, держась за руки, поднятые вверх как воротца, приговаривают текст песенки.  "Мышки» бегают в круг и из круга.  Ах как мыши надоели. Всё погрызли, всё поели, Берегитесь же плутовки, доберёмся мы до вас.

 Как поставим мышеловки – Переловим всех за раз! Мышеловка закрывается. Дети опускают ручки, и кто остался в центре, того поймали. Игра начинается сначала.

"Мышки» бегают в круг и из круга.  

Игровая хороводная песня «Матрешки»

Цель игры. Учить детей выполнять движения согласно тексту песенки. Описание игры: Дети становятся в круг. Ходят по кругу и приговаривают:

А у нас, как у нас новые сапожки. Мы матрешки, вот какие крошки. А у нас, как у нас новые платочки. Мы матрешки, вот какие крошки. Побежали. побежали все мы по дорожке.

Движения выполняются по тексту.

В детских фольклорных стихах встречается смена размера, что говорит о восприимчивости детей к свободному ритму дыхания.

В своей работе ввожу основные ритмические движения как шаг, бег., чередуя их, придумываю к ним подтекст.  Дети перемещаются по залу произвольно, и в большинстве своем придумывают сами небольшие стишки.

На занятиях очень часто ввожу ритмические упражнения, двигательные игры, пальчиковые игры, и ненавязчиво ввожу нотную грамоту (лад, размер, темп, затакт, фраза, пауза)

Хорошим подспорьем в своей работе является методическое пособие Т.А. Рокитянской «Воспитание звуком».

В копилке моего репертуара следующие хороводные песни: «Вдоль по улице молодчик идет», «Гусята», «Заинька у елочки», «Сидит дрема», «Курочка-рябушечка», «Где был Иванушка».

Календарные песни

Календарные песни— это песни, исполняемые в определенное время года и связанные с годовым кругом земледельческих работ, другими словами, это песни, исполнение которых в другое время, вне праздничного обычая, было лишено всякого смысла.

Человек был тогда теснее связан с природой, и от нее зависел, и он сам, и уклад его жизни. Солнце как источник жизни было у древних славян одним из главных божеств. Поклонение Яриле –Солнцу — основа языческого культа большинства славянских племен. Многие праздники древних славян связаны с культом солнца и даты их были приурочены к определенным моментам в движении Земли вокруг Солнца. Одним из таких праздников был день зимнего солнцеворота, 24 декабря, когда день начинал прибавляться. Это было как бы рождение нового солнечного года. С этим днем связаны колядки. Само слово «Коляда», по мнению многих исследователей, в славянском языческом пантеоне означает имя одной из богинь плодородия, праздник которой отмечался вдень зимнего солнцестояния. Языческие колядки были тесно связаны с культом плодородия, они отражали зависимость от природных сил и являлись обращением к богам, отвечающим за урожай, — ведь жизнь крестьянина напрямую зависела от того, каким он будет.  Часто колядовщики переодевались в необычные костюмы: вывернутые наизнанку шубы, страшные маски. С приходом христианства на Руси стали исполняться так называемые «Христославные» (рождественские) колядки. Посвященные рождению Христа, они пелись на Рождество. Это время — от Рождества до Крещения— стали называть Святками, продолжались они почти две недели. На святки охотно гадали, особенно молодые девушки: считалось, что это время — самое подходящее для того, чтобы узнать грядущую судьбу. Песни, которыми сопровождали эти календарные гадания, называли подблюдными; так как пели их над блюдом. Поэт В.А. Жуковский в балладе «Светлана» описал это гадание так: В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны, Расстилали белый плат И над чашей пели в лад

песенки подблюдны.

Праздником проводов зимы была масленица. С давних времен она считалась самым веселым праздником и длилась целую неделю. На масленицу катались на санях, устраивали балаганы с кукольными представлениями, катались с гор, пекли блины и угощались ими — ведь горячий, румяный, круглый блин как бы символизировал солнце. В календарных песнях, исполняемых в это время, при встрече масленицу величали доброй гостьей, а при прощании ругали — что так быстро закончилась, и песни были более грустные, чем при встрече. Ведь вслед за Масленицей наступало суровое время Великого поста.С наступлением марта было обычаем призывать весну. Крестьянам нужна была ранняя и дружная весна, наступало время сева, они с нетерпением ждали, когда можно будет пасти скотину в поле. Весну закликали особыми календарными песнями— закличками. В веснянках часто упоминаются жаворонки, кулики, пчелы, а сама весна представляется желанной гостьей, которая едет на сохе, на бороне. Провозвестниками весны считались птицы. Обычно на день весеннего равноденствия, 22 марта, в домах пекли жаворонков. Пасха на Руси была главным праздником православных христиан. В Пасхальных песнях прославляли Воскресение Христа. По своему происхождению эти песни более поздние, чем большинство календарных песен, так как они возникли только с распространением христианства. В конце весны — начале июня чествовали деревья и цветы. Неделя, на которой отмечался праздник, именовалась поэтому «зеленой». К этому празднику в эпоху христианства приурочен праздник Святой Троицы. Больше всего почестей на Троицу воздавали березе — хотели, чтобы она отплатила добром, передала свою весеннюю силу и рост хлебным посевам. В эти дни играли особенно много песен, водили хороводы, считалось, что эти обычаи и обряды увеличивают силу земли, ее плодородие. Наконец наступал самый долгий день года — летний солнцеворот, когда день начинает постепенно убывать, а свет и тепло достигают наивысшей силы. Обряды, исполняемые на Ивана Купала, были связаны с огнем и в эту ночь собирали также целебные трав Песни, исполняемые в этот праздник, обычно заунывны и таинственны, как и сама купальская ночь, ведь в это время, по преданиям, оживает всякая нечисть, лешие, русалки, цветет папоротник. Когда наступала жатва, не было времени праздновать и петь, но с окончанием жатвы, а порой даже и во время ее звучали особые календарные песни — жнивные.  После сбора урожая, после завершения огородных работ часто праздновали так называемые Осенины— шуточные обряды, например, похороны мух. После осенних работ наставало время веселых свадеб, рукодельных занятий, девушки и женщины пряли, ткали, вышивали. Собирались часто в одной избе, работали и пели. С 22 сентября, дня осеннего равноденствия, дни становились короче, ночи длинней и темней, и время снова приближалось к зиме, а с зимой снова наступали долгожданные зимние праздники, и начинался новый годовой цикл.

Календарные песни являются главным звеном в занятиях вокалом. Дети очень любят заклички, различные приговоры. В работе с детьми использую посевные песни «Сей, сей горох», «Посеяли девки лен», «Репка», «Капуста».

Очень любят дети песни о животных «Коровушка», «Козлик», «Жил у нашей бабушки черный баран», «Долговязый журавель».

Зимние игры: «Морозко», «Прялица».

Рождественские песни, колядки: «Ой, коляд, коляда», «А, зайка. Зайка»

Масленица: «Сею, вею снежок»,» Блины», «Пришла к нам масленица».

Заклинание весны: Летел кулик», «Солнышко выгляни», «Ой прилетели два голубочка» «Ой, бежит ручьем вода», «Идет, матушка-весна»

Заключение

Важнейшее значение в развитии интереса детей к музыке принадлежит творчеству. Творчество связано с самостоятельными действиями, с умением применять знания, навыки. Для нас на первом месте радость творчества, раскрытие личности через занятия вокалом.

 В репертуаре кружковцев песни советских и современных российских композиторов, фольклорные песни. Дети поют группой, дуэтом, трио, квартетом и, конечно, сольно. В условиях коллективного исполнения у воспитанников развивается “чувство локтя”, доверия к партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении способствует преодолению проявлений индивидуальности детей.

 При сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. На занятиях я стараюсь создавать благоприятную, радостную, творческую атмосферу.

Для лучшего обучения и восприятия вокальному мастерству использую личный пример. Исполняю народные песни, а также произведения русских и советских композиторов.

Удивительный музыкальный инструмент – человеческий голос.  Так нежно и чисто звучат голоса детей! Дети любят петь, с радостью выступают на праздниках и различных мероприятиях. Это придаёт им уверенность в себе, развивает эстетический и художественный вкус.

 А девизом нашей работы являются слова из стихотворения:

Что такое песня? Это верный друг. Песня – это радость, Звонкий смех вокруг, Тысяча мелодий, голосов прибой... Ничего нет в мире Музыки чудесней, потому что музыка –  всегда с тобой.

Список литературы:

1.Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963.

2. Венгер Л. А. Педагогика способностей. - М., 1973.

3. Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн. : Беларусь, 2003. –

4. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М. : Музыка, 1989. - 112 с.

5. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн. : Лексис, 2005. – 48 с.

6. Запорожец А. В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.

 7. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.

8. Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду.

9. Метлов Н. А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.

10. Мовшович А. Песенка по лесенке. М. : ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.

11. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2

12. Никашина Т. А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М.

13. Савельев Г. В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М.

14 Т. А Рокитянская «Воспитание звуком» Музыкальные занятия от 3 до 9 лет. Методическое пособие.

15. Монкс Ф, Ипенбург И. «Одаренные дети». М. 2014

16. Плясова М. «Детство под знаком музыки. Классика 21 век 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по теме «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ МУЗЫКИ И ЗДОРОВЬЯ»

Дыхательная и артикуляционная гимнастика- одни из важных средств по развитию певческой культуры у дошкольников в системе музыкальных занятий. Данный мастер- класс предназначен для музыкальных руководи...

"Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста"

Пение –  один из самых любимых видов музыкальной деятельности, который может дать очень многое. В нем заключен большой потенциал эмоционального, музыкального и познавательного развития. О необход...

Семинар-практикум "Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум разработан для педагогов дошкольного учреждения: для музыкальных руководителей и воспитателей...

«Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста через игру»

laquo;Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста через игру» Каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос (от лат. vox). И уникальность его заклю...

Сценарий мастер-класса для родителей «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений»

Сценарий мастер-класса для родителей  «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений»...