Главные вкладки
Курошина Наталья Фёдоровна
сайт воспитателя
Профессия: воспитатель
Профессиональные интересы: Математическое и физическое развитие
Увлечения: Люблю отдых на природе,музыку.
Страна: Россия
Регион: Республика Мордовия
Населенный пункт: город Саранск
Место работы: МДОУ Детский сад 44
Звание, ученая степень: воспитатель высшей квалификационной категории
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kuroshina-natalya-fyodorovnaДети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А. Сухомлинский)
Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении. (Аристотель)
О себе
Мне 48 лет. Я родилась и живу в городе Саранске. Воспитываю двоих детей. После окончания школы в 1991 году я поступила в Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева на физико-математический факультет. В 1995 году, после его окончания, работала на факультете лаборантом. Вот уже 18 лет работаю воспитателем в детском саду. Воспитываю детишек. В 2013 году присвоена первая квалификационная категория. В 2015 году прошла профессиональную переподготовку в ГБОУ ДПО (ПК)С "Мордовский республиканский институт образования" по программе "Педагогика и методика дошкольного образования. "В 2017 году присвоена высшая квалификационная категория. В период с 25.02.2019г. по 11.03.2019г. прошла повышение квалификации в Государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования "Мордовский республиканский институт образования" по дополнительной профессиональной программе "Современные подходы к организации образования дошкольников в новых условиях". В период с 09.01.2020г. по 14.02.2020г. прошла повышение квалификации в ГБПОУ РМ "ССТ" по дополнительной профессиональной программе "Инклюзивное образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ"
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Я с детства люблю читать сказки разных народов мира, читаю их по сей день.
Мои достижения
Моё портфолио
Представление педагогического опыта работы
Курошиной Натальи Фёдоровны
воспитателя МДОУ «Детский сад №44»
Введение.
Тема педагогического опыта работы: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Сведения об авторе:
Курошина Наталья Фёдоровна, воспитатель МДОУ «Детский сад №44». Дата рождения: 15.07.1973г. Профессиональное образование: высшее, «Физика» с дополнительной специальностью «Информатика и ВТ».
Актуальность
С 2018 года я работаю по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Согласно ФГОС ДО, познавательное развитие в ДОУ предполагает вовлечение дошкольника в самостоятельную деятельность, развитие у него воображения и любознательности. Поэтому начиная с раннего дошкольного возраста педагогу особенно важно поддержать, (а в некоторых случаях заложить) такие качества, как любознательность, интерес к познанию и исследованию.
В дошкольной педагогике проблема сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детств
Основная идея
Прежде чем приступить к реали.зации педагогической идеи, мною были изучены различные методические рекомендации по организации и проведению занятий, совместной деятельности детей, научно-популярные статьи, проанализированы печатные издания.
Для развития познавательных способностей была создана предметно – развивающая среда в группе, которая является одним из условий сенсорного развития младших дошкольников. В неё вошли:
- счетные палочки, плоские модульные наборы «Логические блоки Дьенеша»;
- различные материалы для плоскостного конструирования;
- яркий красочный дидактический материал, игровой набор Фрёбеля, деревянные конструкторы.
- методическое сопровождение.
Основная идея моей работы с дошкольниками – это развитие сенсорных способностей (с помощью дидактических игр) и реализация способностей каждого ребенка.
На каждом возрастном этапе перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Таким образом, я выделила в период раннего детства следующие задачи сенсорного воспитания детей 2-3 лет:
• нау.иться выделять цвет,
• форму,
• величину как особые признаки предметов,
• накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Однако на занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, в труде, в повседневной жизни нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания – важная ро.ль должна принадлежать дидактическим играм.
Теоретическую базу опыта составляют:
-Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Детство-Пресс», 2014. — 352 с.
- Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского са.да /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер/ Под ред. Л. А. Венгера. - М., 2008 – 269 с.
- Костюк И. Гармоническая атмосфера Монтессори // Дошкольное воспитание. - М., 2008. - №11 – С. 28-32.
- Тихеева Е. И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности. // Дошкольное воспитание. - М., 2006. - №10 – С. 48-50.
- Фридрих Фребель. Будем жить ради своих детей / Сост. предисловие А. М. Волумбаева. - М. : Издательский дом «Карапуз» --2009 – 249 с.
Новизна
Новизна моего педагогического опыта заключается в разработке и использовании дидактических игр, нацеленных на активизацию и развитие познавательных и умственных способностей детей дошкольного возраста. Это позволит совершенствовать формы, методы и приёмы работы с дошкольниками, использовать эффективные средства обучения на основе современных методик и образовательных технологий.
Технология опыта.
Прежде чем приступить к использованию в работе с детьми дошкольного возраста дидактических игр мною были изучены различные методические рекомендации по организации и проведению дидактических игр, занятий и совме Я ставила перед собой следующие задачи:
- Изучить современные методические ресурсы по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
- Создать условия для развития сенсорных спосрбностей детей дошкольного возраста через игры с дидактическим материалом.
- Продолжать внедрение в практику технологий: ИКТ, метода проектов, методы ТРИЗ и моделирования, экспериментирование.
4. Повысить уровень компетентности родителей по использованию дидактических игр в сенсорном развитии детей дошкольного возраста.
Принципы реализации педагогического опыта:
При организации и проведении дидактических игр руководствуюсь следующими принципами:
-принцип доступности (любая игра должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям дошкольника);
-принцип наглядности;
-принцип учета индивидуальных особенностей;
-принцип интегрированного подхода.
В своей практике я применяю специально организованные дидактические игры, как хорошее дополнение для развития мыслительных процессов (обобщение, сравнение) в ходе занятий, которые помогают обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов. В этом их развивающая роль.
Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность детей в игре, самостоятельную игровую форму.
Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие. В содержание дидактических игр и игрушек включала особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Из поколения в поколение передаются дидактические игрушки, созданные народом для развития речи, воли, внимания, точности в координации движений.
Виды дидактических игр:
• Игры - забавы
• Настольно – печатные
• Словесные
• Музыкальные
Обязательным элементом дидактическим игр является:
отражение учебного материала, выделение игровых задач, наличие правил, действия играющих, подведение итогов игры.
Классификация игр:
- Игры возникающие по инициативе младших дошкольников – самостоятельные: режиссерские.
- Игры, возникающие по инициативе взрослого или старших младших дошкольников – организованные игры.
- Игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа – народные.
Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляю по-разному.
Методика проведения дидактических игр в младшей группе.
- У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.
- Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.
- Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группами и осознавать, что вдвоем играть интереснее.
- С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале привлекаю детей играть дидактическим материалом, разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызываю интерес к дидактическому материалу, учу их играть с ним.
- Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, подбираю такой материал (игрушки), который можно обследовать и активно действовать с ним.
- Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводить что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендую повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
- При объяснении правил игры надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому ребенку казалось, что это ему расска.ывают об игре.
- Чтобы игра проходила успешнее, готовлю детей к игре следующим образом: обязательно до игры знакомлю их с предметами, которые будут использованы, с их свойствами, изображениями на картинках.
- Подводя итоги игры, с детьми младшего дошко.льного возраста, я отмечаю только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно чтобы, убрали на место игрушки).
- Интерес к игре усиливается, если предложить детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры.
Регулярно проводила контроль за состоянием сенсорного развития детей раннего возраста.
1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки.
2-й уровень: целенаправленные пробы.
3-й уровень: безошибочно подбирает детали.
Сегодня в магазинах огромный выбор развивающих игрушек и всё же мы, педагоги создаём свои, которые не менее, а порой более любимы детьми. Все эти игры просты и не требуют большой подготовки, в этом их преимущество, ведь легко ориентируясь на тематику недели систематически отрабатывать навыки сенсорного развития. В своей работе я использую большое количество дидактических игр, классифицируя их по степени развития того или иного свойства предмета.
Одним из новых и интересных направлений в моей работе является проектный метод. В 2020 году мною был внедрен долгосрочный проект в рамках новой инновационной деятельности для детей младшего дошкольного возраста по сенсорному развитию «Мир сенсорики». Цель проекта: повышение уровня сенсорного развития детей раннего возраста, формирование сенсорных эталонов и способностей, позволяющих ребёнку всесторонне воспринимать окружающий мир, через использование дидактических игр.
В 2021 г выступила с докладом «Социо-игровая технология как средство развития в условиях ФГОС ДО» на межрегиональном научно – практическом семинаре «Актуальные проблемы педагогики и методики дошкольного и начального образования» в рамках Международной научно – практической конференции -57 –е Евсевьевские чтения».
С целью формирования сенсорнч, математических, интеллектуальных и способностей в 2021 году мною была разработана дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Я познаю мир» для детей младшего возраста. Ее целью является создание условий для развития и совершенствования сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей 3-4 лет.
Основным средством организации деятельности детей, характерной для данной программы, является дидактическая игра, а широкое использование наглядного материала позволяет успешно проводить с ребенком различные игры.
В ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения провожу пальчиковую гимнастику и физкультминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток подбираю самостоятельно исходя из тематики занятий.
Также в данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы, направленных на взаимодействие ДОУ с семьёй. Не менее важным условием для развития детей является активное участие в образовательном процессе их родителей (законных представителей).
При взаимодействии с родителями я использую следующие формы работы:
- консультации: «Развиваем интерес и любознательность у ребёнка дошкольника», «Сенсорное развитие детей младшего возраста» и т.д..
- папки-передвижки «Что такое сенсорика, и почему её необходимо развивать в раннем возрасте», «Картотека дидактических игр по сенсорному развитию» и т.д.
Родители с удовольствием читали подготовленную для них информацию.
С целью формирования сенсорных способностей детей в октябре 2021 года через приложение «Вайбер» в родительском чате разместила «Рекомендации по развитию сенсорных навыков у детей» (примеры дидактических игр).
Распространяю накопленный опыт среди коллег. В январе 2021 года для воспитателей МДОУ «Дет.ский сад №44» я провела мастер-класс «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста». Цель мастер-класса: оказание помощи педагогам в работе с детьми младшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук и сенсорному развитию.
Результативность опыта.
Проанализировать эффективность работы по развитию сенсорных эталонов позволяет анализ данных диагностического обследования детей.
На конец 2021 учебного года анализ полученных данных показал, что уровень развития детьми сенсорных эталонов стал выше 50%. Дети достаточно хорошо усвоили цветовое восприятие, могут легко подбирать и называть основные цвета. Работа, проводимая мной по формированию сенсорного воспитания, у детей 1 младшей группы №1 привела к следующим результатам:
• дети познакомились с основными геометрическими фигурами, запомнили их назв.ния;
• научились различать цвета;
• научились сравнивать предметы по величине;
• способствовала развитию такти.льного и зрительного восприятия.
Небольшое затруднение дети испытывали при сравнении величин предметов, концентрируя своё внимание на таких величинах, как «больше», «меньше» не брали во внимание предметы «среднего» размера. Анализ исследований показал, что в игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление детей раннего возраста со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.
Решение данной педагогической проблемы требует определённого навыка, опыта проведения:
необходимо брать во внимание достаточно юный возраст детей, зачастую не все дети ясельной группы умеют говорить и произносить слова;
• огромный труд и терпение при использовании дифференцированного и индивидуального подхода в работе с детьми.
• рефлексирование своих действий при подготовке младших дошкольников к работе с сенсорными эталонами.
Список литературы
В своей работе я использую следующую литературу:
1. Алимова С. В., Юдаева О. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста Педагогика: традиции и инновации: материалы VII международной научной конференции (г. Челябинск, январь 2016 г.) / С.В. Алимова, О.В. Юдаева. — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 18-20.
2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер и др. – М. : Просвещение, 1998. – 144 с.
3. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1989. – 128 с.
4. Высокова Т.В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. ФГОС ДО / Т.В. Высокова. - Волгоград: Учитель, 2015. – 79 с.
5. Кудрявцева Е.А. Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения / Е.А. Кудрявцева, М.А. Пермякова. - Волгоград: Учитель, 2014г. – 16 с.
6. Петрова И., Лиханова Т. Методическое пособие. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста: методическое пособие / И. Петрова, Т. Лиханова. - М.: Творческий центр Сфера, 2012.- 64 с.
7. Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3-х лет)/ И.С. Погудкина- СП.: Детство- Пресс, 2015. – 176 с.
8. Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: учебно-методическое пособие/ Ю.М. Хохрякова. - М.: Творческий центр Сфера, 2014. - 128 с.