Опыт воспитателя Курошиной Натальи Фёдоровны Тема инновационной работы: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
статья (младшая группа) на тему

Курошина Наталья Фёдоровна

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_opyt_raboty_.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт воспитателя

Курошиной Натальи Фёдоровны

Тема инновационной работы:

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

 Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка дошкольника выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Часто родители недооценивают значение периода раннего детства. А ведь именно в первые годы жизни закладывается тот багаж, который будет способствовать (или препятствовать) гармоничному развитию человека и то чему ребенок сможет научиться в течение первых трех лет, он будет использовать всю последующую жизнь. Поэтому, именно в раннем возрасте важно создать такие условия, которые помогли бы заложить основу для дальнейшего интеллектуального и личностного развития ребенка.

Актуальность выбранной педагогической темы определяется тем, что в дошкольной педагогике проблема сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

 Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Прежде чем приступить к реализации педагогической идеи, мною были изучены различные методические рекомендации по организации и проведению занятий, совместной деятельности детей,  научно-популярные статьи, проанализированы печатные издания.

Для развития  познавательных способностей была создана предметно – развивающая среда в группе, которая является одним из условий сенсорного развития младших дошкольников. В неё вошли:

  1. счетные палочки,  плоские  модульные наборы  «Логические блоки Дьенеша»;
  2. различные материалы для плоскостного конструирования;
  3. яркий красочный дидактический материал, игровой набор Фрёбеля, деревянные конструкторы.
  4.  методическое сопровождение.

Как утверждает Н.И. Непомнящая, в процессе обучения необходимо создавать определённые условия, которые будут способствовать формированию у дошкольников обобщённых механизмов применения знаний. Основное условие, на мой взгляд – это  систематические задачи проблемного характера, задачи, требующие от детей соотнесения известных им способов действий с новыми условиями.

Следовательно, основная идея моей работы с дошкольниками – это развитие познавательных, умственных способностей (с помощью дидактических игр) и реализация способностей каждого ребенка.

На каждом возрастном этапе перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Таким образом, я выделила в период раннего детства следующие задачи сенсорного воспитания  детей 2-3 лет:

• научиться выделять цвет,

• форму,

• величину как особые признаки предметов,

• накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Однако на занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, в труде, в повседневной жизни нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания – важная роль должна принадлежать дидактическим играм.

Теоретическую базу опыта составляют:

- Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Детство-Пресс», 2014. — 352 с.

- Буянова Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа. -  №12. – 2006,  --  С. 34-39.

- Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М., 2009 –178 с.

- Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер/ Под ред. Л. А. Венгера. - М., 2008 – 269 с.

- Костюк И. Гармоническая атмосфера Монтессори // Дошкольное воспитание. - М., 2008. - №11 – С. 28-32.

- Любина Г. Вербальные и невербальные средства коммуникации в Монтессори - группе// Дошкольное воспитание. - М., 2007 –160 с.

- Тихеева Е. И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности. // Дошкольное воспитание. - М., 2006. - №10 – С. 48-50.

- Фридрих Фребель. Будем жить ради своих детей / Сост. предисловие А. М. Волумбаева. - М. : Издательский дом «Карапуз» --2009 – 249 с.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Средствам воспитания:

1. воспитание словом (беседа, рассказ, разъяснение, образец);

2. воспитание делом (деятельностью) (приучение, упражнение);

3. воспитание ситуацией (создание воспитывающих ситуаций, поощрение, педагогическая оценка);

4. воспитание игрой; 

5. воспитание общением.

Средства обучения – конструкторы, ТСО, разнообразные виды деятельности (игровая, учебная, художественная, трудовая), игрушки, наглядные пособия, общение и пр.

Формы организации образовательного процесса: занятия по сенсорному развитию, игры, физкультминутка, прогулка, наблюдения.

В своей практике я применяю  специально организованные дидактические игры, как хорошее дополнение для развития мыслительных процессов (обобщение, сравнение) в ходе занятий, которые помогают обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов. В этом их развивающая роль.

Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность детей в игре, самостоятельную игровую форму.

Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие. В содержание дидактических игр и игрушек включала особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Из поколения в поколение передаются дидактические игрушки, созданные народом для развития речи, воли, внимания, точности в координации движений.

Виды дидактических игр:

• Игры - забавы

• Настольно – печатные

• Словесные

• Музыкальные

Обязательным элементом дидактическим игр является:

отражение учебного материала, выделение игровых задач, наличие правил, действия играющих, подведение итогов игры.

Классификация игр:

  1. Игры возникающие по инициативе младших дошкольников – самостоятельные: режиссерские.
  2. Игры, возникающие по инициативе взрослого или старших младших дошкольников – организованные игры.
  3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа – народные.

Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляю по-разному.

Методика проведения дидактических игр в младшей группе.

  • У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.
  • Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.
  • Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группами и осознавать, что вдвоем играть интереснее.
  • С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале привлекаю детей играть дидактическим материалом, разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызываю интерес к дидактическому материалу, учу их играть с ним.
  • Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, подбираю такой материал (игрушки), который можно обследовать и активно действовать с ним.
  • Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводить что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендую повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
  • При объяснении правил игры надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому ребенку казалось, что это ему рассказывают об игре.
  • Чтобы игра проходила успешнее,  готовлю детей к игре следующим образом: обязательно до игры знакомлю их с предметами, которые будут использованы, с их свойствами, изображениями на картинках.
  • Подводя итоги игры, с детьми младшего дошкольного возраста, я отмечаю только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно чтобы, убрали на место игрушки).
  • Интерес к игре усиливается, если предложить детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры.

Регулярно проводила контроль за состоянием сенсорного развития детей раннего возраста.

1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки.

2-й уровень: целенаправленные пробы.

3-й уровень: безошибочно подбирает детали.

Сегодня в магазинах огромный выбор развивающих игрушек и всё же мы, педагоги создаём свои, которые не менее, а порой более любимы детьми. Все эти игры просты и не требуют большой подготовки, в этом их преимущество, ведь легко ориентируясь на тематику недели систематически отрабатывать навыки сенсорного развития. В своей работе я использую большое количество дидактических игр, классифицируя их по степени развития того или иного свойства предмета. (Приложение №1)

Одним из новых и интересных направлений в моей работе является проектный метод. В 2016 году мною был внедрен долгосрочный проект в рамках новой инновационной  деятельности для  детей младшего дошкольного возраста по сенсорному развитию «Мы познаём мир». Цель проекта: повышение уровня сенсорного развития детей раннего возраста, формирование сенсорных эталонов и способностей, позволяющих ребёнку всесторонне воспринимать окружающий мир, через использование дидактических игр. (Приложение №2)

Большая работа по этому направлению ведётся с родителями. Была оформлена папка-передвижка «Что такое сенсорика, и почему её необходимо развивать в раннем возрасте». Родители с удовольствием читали подготовленную для них консультацию «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» (Приложение №3)

Распространяю накопленный опыт среди коллег. В январе 2017 года для воспитателей МДОУ «Детский сад №44» я провела мастер-класс «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».  Цель мастер-класса: оказание помощи педагогам в работе с детьми младшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук и сенсорному развитию.  (Приложение №4).

 Анализ результативности. Проанализировать эффективность работы по развитию сенсорных эталонов позволяет анализ данных диагностического обследования детей.

На конец 2016 учебного года анализ полученных данных показал, что уровень развития детьми сенсорных эталонов стал выше 50%. Дети достаточно хорошо усвоили цветовое восприятие, могут легко подбирать и называть основные цвета. Работа, проводимая мной по формированию сенсорного воспитания, у детей 1 младшей группы привела к следующим результатам:

• дети познакомились с основными геометрическими фигурами, запомнили их названия;

• научились  различать цвета;

• научились сравнивать предметы по величине;

• способствовала развитию тактильного и зрительного восприятия.

Небольшое затруднение дети испытывали при сравнении величин предметов, концентрируя своё внимание на таких величинах, как «больше», «меньше» не брали во внимание предметы «среднего» размера. Анализ исследований показал, что в игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление детей раннего возраста со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Решение данной педагогической проблемы требует определённого навыка, опыта проведения:

необходимо брать во внимание достаточно юный возраст детей, зачастую не все дети ясельной группы умеют говорить и произносить слова;

• огромный труд и терпение при использовании дифференцированного и индивидуального подхода в работе с детьми.

• рефлексирование своих действий при подготовке младших дошкольников к работе с сенсорными эталонами.

 Адресные рекомендации по использованию опыта

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным родителям для совместных домашних занятий с детьми.

           Возможность тиражирования

         Опыт работы размещен на образовательных порталах www.prodlenka.org.,www.maam.ru и в социальной сети на сайте МДОУ «Детского сада №44» (Адрес сайта http: http://ds44sar.schoolrm.ru/sveden/employees/):

– дидактические игры по сенсорному развитию (Приложение № 1);

- Педагогический проект для  детей младшего дошкольного возраста по сенсорному развитию «Мы познаём мир». (Приложение № 2).

– консультация  «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» (Приложение № 3);

- Мастер-класс для педагогов ДОУ «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» (Приложение № 4).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике» «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог года - 2017" в номинации "Воспитатель года"

Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике»    «Сенсорное развитие детей младшего  дошкольного возраста    посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог ...

Инновационный педагогический опыт «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

laquo;Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь...

Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Консультация для родителей с играми и упражнениями для сенсорного развития детей младшего возраста...

Опыт работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры».

Сенсорное воспитание во все времена было и остается важным и   необходимым для полноценного развития ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование пр...

Педагогический опыт: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр».

   Когда ребенок начинает открывать мир, он поглощает потоки сенсорной информации, так как яркие цветные предметы и игрушки привлекают его внимание, он ощупывает их и кладет в рот, гр...