Инновационный педагогический опыт «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
статья (младшая группа) на тему

Государева Раиса Васильевна

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра» А.С.Макаренко

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Инновационный педагогический опыт «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного  возраста посредством дидактических игр»

 «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра» А.С.Макаренко

Актуальность:

         В последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что составляет область сенсорного развития. Дети  гораздо позже начинают обращать внимание на окраску и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы.

         Все это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию сенсорных процессов. Это длительный и сложный процесс, который длится не только в дошкольном, но и в школьном возрасте.  В результате накапливаются впечатления: цветовые, звуковые, осязательные, которые представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем строится интерес к гармонии цвета, звука, пластике предметов.

       В группах младшего дошкольного возраста развитие сенсорных способностей детей является одним из главных направлений воспитания и образования дошкольника. Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группы показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.

       Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.

       Авторские игры и пособия направлены на то, чтобы помочь расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности, выражать свои чувства, переживания через игровую деятельность.   Актуальность моей работы заключается в том, чтобы расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

       Поэтому возникала необходимость в создании системы взаимодействия всех субъектов воспитательно-образовательного пространства по сенсорному развитию детей младшего дошкольного  возраста посредством дидактических игр.

Была определена цель работы:

Формирование и развитие сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.

                              Поставлены следующие задачи:

  •   Создать условия, обеспечивающие эффективное использование  дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины;
  • Разработать и апробировать комплекс дидактических игр;
  • Выявить уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета;
  • Пополнить предметно – пространственную развивающую среду группы;
  • Обеспечение единства работы ДОУ и семьи по  сенсорному развитию детей.

                                          Ведущая педагогическая идея опыта:

      Создание благоприятных условий для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в тесном сотрудничестве с семьёй, в образовательном пространстве ДОУ, способствующей развитию сенсорных способностей, усвоению сенсорных эталонов и познанию целостной картины окружающего мира. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.

                           Теоретическая интерпретация опыта: 

Изучив методическую, педагогическую литературу, был определен круг авторов, чьи позиции по вопросам сенсорного развития детей младшего возраста детей средствами дидактических игр и игровых упражнений. Значение сенсорного развития хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков и другие.

        Исследования развития детей младшего дошкольного возраста показывают, что развитие сенсорных функций ребенка этого возраста определяется предметной деятельностью (Ш. А. Абдуллаева, С. Л. Новоселова, Н. М. Щелованов и др.). Внешние свойства предмета при этом перестают определять собой действие, они, с одной стороны, дают возможность узнать предмет, а с другой - должны быть учтены при выполнении предметного действия.

       В результате проведенных психолого-педагогических исследований установлено, что основной линией сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста является формирование восприятия отношений между предметами по их внешним свойствам в ходе овладения практической деятельностью (Ананьев Б. Г. Рыбалко Е. Ф.).

       Проблема повышения уровня познавательной деятельности дошкольников, которая базируется на сенсорном развитии, на всех этапах развития образования, была одной из актуальных, так как это является необходимым условием формирования умственных качеств личности.

                    Перспективы развития педагогического опыта:

 - дальнейшая непрерывная систематическая работа по формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста;

- дополнение системы необходимыми играми и материалами;

- продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.

           Степень новизны.

 Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования .

          Технология опыта.

           Важнейшими принципами решения намеченных задач явились планомерность и систематичность организации обучения детей, использование дидактических игр, создание предметно-развивающей среды и взаимодействие с родителями на весь учебный год.

          В повседневной жизни для самостоятельной деятельности детям предлагаются  игры на закрепление цвета: «Ура. Радуга», «Мозаика», «Укрась бабочку», «Собери бусы», «Разноцветные колечки», «Цветное лото».

         Постоянно использовали разнообразный дидактический материал. Но все, же часть детей  оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игру сюжетного содержания  «Спрячь мышку    от кошки», цель, которой – научить детей обобщать предметы по сюжету и цвету. Игра представляла собой набор рамок – домиков из красного, синего, желтого, зеленого цветов. На домиках приклеены окошечки с  мышками. Перед детьми ставилась задача: закрыть окошечко дверцей тождественного цвета. Игра понравилась малышам, они правильно подбирали дверцу по цветовому признаку, спешили закрыть ею окошечко  мышонка  от кошки.  

      Детям очень полюбили подвижную игру «Собери колечки». Сначала разбрасывали колечки двух цветов (красные и желтые), дети подбегали, ловили их и раскладывали по коробочкам в соответствии с цветом. Игра всегда проходила с хорошей активностью и эмоциональным подъемом. Усложнение шло за счет увеличения количества колец разного цвета. Если кто-то из детей ошибался, остальные старались сразу же исправить, подсказать.

        Детям нравится раскладывать кубики и кирпичики по своим домикам-коробкам, сортировать строительный материал по цвету.

      Очень активно  дети играли в игры «Одень матрешку», «Посади грибы на полянку» (большие, средние и маленькие),   «Собери пирамидку», «Построй башенку».

       Ну и, конечно же, реализация данного проекта не обошлась без участия родителей. С родителями проводились индивидуальные беседы «Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации «Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного  развития детей», родительские собрания, были оформлены папки - передвижки по теме.        Совместно с родителями изготовили атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей и сенсорному развитию.

      Игры по сенсорному развитию способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей.

        Результативность опыта, соответствие критериям.

Результаты работы, которая проводилась в течение 2 лет, оценивалась по следующим критериям:

  • создана предметно-пространственная развивающая среда;
  •   разработано перспективное планирование с детьми и родителями по данной теме;  
  • у детей  сформированы  знания об определенных сенсорных эталонах;
  • дети овладели рациональными приемами обследования;
  • создан творческий проект  «Говорящие пальчики» (2015-2016 гг.)
  • создан творческий проект  «Разноцветный мир» (2016-2017 гг.).
  • создан "Банк игр по сенсорному развитию детей младшего возраста"

            Опыт работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного  возраста посредством дидактических игр  обобщался: на заседании совета педагогов ДОУ, на официальном сайте  СОП "Березка".

Перспективность применения данного опыта.

Внедрение метода проектной деятельности по данной теме.

Выводы, рекомендации: представленный опыт соответствует критериям передового педагогического опыта.

Опыт может быть использован в массовой практике.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Актуальность проекта:Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а...

Проект «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр»

Проект«Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр»...

Обобщенный педагогический опыт «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр».

Проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительнос...

Презентация проекта на тему: Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр.

Презентация проекта была предсавленна вниманию коллег во время семинара - практикума на тему: «Создание РППС для успешной адаптации детей дошкольного возраста»....

Проект на тему: Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр.

     Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте — это неоценимый вклад в общее развитие ребенка. Этот возраст самый благоприятный для улучшения работы органов чувств ...

Педагогический опыт: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр».

   Когда ребенок начинает открывать мир, он поглощает потоки сенсорной информации, так как яркие цветные предметы и игрушки привлекают его внимание, он ощупывает их и кладет в рот, гр...