Проект «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр»
проект (младшая группа)
Проект
«Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр»
Паспорт проекта.
Продолжительность проекта: сентябрь – март.
Тип проекта: познавательно – игровой.
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель, родители.
Постановка проблемы.
Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей младшего возраста.
Актуальность проекта:
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения,
развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей младшего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.
Цель проекта:
обеспечивать накопление представлений у детей младшего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах.
Задачи проекта:
• Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
• знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
• воспитывать познавательный интерес, любознательность;
• упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
• способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
• развивать мелкую моторику рук;
• повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
• оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.
Продукт проекта:
• Игры и пособия на развитие сенсорных навыков.
• Картотека дидактических игр по сенсорному развитию.
• Методические рекомендации для родителей по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания и созданию условий проведения дидактически игр.
Содержание проекта.
Этапы реализации проекта и сроки реализации:
1 этап – подготовительный (сентябрь);
2 этап – основной (октябрь – февраль);
3 этап – заключительный (апрель).
Подготовительный этап:
• Знакомство с темой проекта.
• Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей младшего возраста в соответствие с ФГОС.
• Диагностика уровня сформированности представлений у детей о цвете, форме, размере.
• Анализ полученных результатов, выводы.
• Проведение анкетирования родителей "Роль сенсорной культуры в жизни ребёнка".
• Составление перспективного плана работы с детьми.
• Создание условий для эффективного использования игр;
Основной этап:
Работа с детьми:
1. Образовательная деятельность:
по познавательному развитию:
• «В гости к героям мультфильмов»
• «Спрячь зайчика под ёлочкой»
• «Длинная – короткая»;
• Беседа с детьми «На какую фигуру похож предмет».
художественно – эстетическому развитию:
• «Птички»
• «Зайчик»
• «Цветные шарики»
• «Дымковские лошадки»
• «Цветы для мамы» и другие.
по речевому развитию:
• Отгадывание загадок на тему: «Геометрические фигуры», «Загадки на цвета».
• Чтение и заучивание считалок, скороговорок, пословиц и поговорок на данную тему.
2. Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок».
3. Дидактические игры:
Для зрительного восприятия (цвет, форма, величина) например:
• «Закрой окошко в домике»;
• «Собери бусы»;
• «Жучки и листики»;
• «Найди цветочек для пчёлки»;
• «Цветы и бабочки»;
• «Найди фрагмент» и т. д.
Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух):
• «Постучим – погремим»;
• «Кто как кричит?» и т. д.
4. Игры:
• с цветным конструктором;
• с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме;
• с матрешками;
• геометрическими вкладышами;
• с палочками Кюизенера;
• с блоками Дьенеша;
• мозаика;
• пазлы.
5. Самостоятельные игры малышей.
Перспективный план работы с детьми по сенсорному воспитанию
(младшая группа)
Месяц | Тема занятий | Задачи |
Сентябрь | Д/и «Овощи» | Развивать тактильные и вкусовые ощущения |
Рисование «Овощи» | Развитие формы, цвета | |
Д/и «Спрячь мышку» | Развивать цвет | |
Д/и «Магазин» | Учить группировать предметы по общему признаку | |
Лепка «Яблоки и груши» | Побуждать к самостоятельному расположению на бумаге готовых форм, чередуя по цвету. | |
Д/и «Собери корзинку» | Вызвать интерес у детей, учить подбирать предмет по форме. | |
Д/и «Собери бусы» | Учить детей подбирать цвет по форме предмета. | |
Октябрь | Д/и «Составь фигуру» | Учить анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия |
Д/и «Матрёшкино новоселье» | Развивать цвет | |
Д/и «Сбор фруктов» | Формирование величины | |
Д/и «Найди цветок для бабочки» | Учить детей подбирать цвет по форме предмета. | |
Д/и «Угощение для матрешки» | Учить детей подбирать нужную форму к предмету. | |
Аппликация «Неваляшка» | Учить подбирать правильную форму для предмета, соответственно цвет к данному предмету. | |
Ноябрь | Лепка «Яблоки и груши» | Формирование представлений о цвете и форме |
Д/и «Жучки и листики» | Учить правильно, подбирать величину и цвет предмета. | |
Д/и «Собери бусы» | Учить детей подбирать цвет | |
Д/и «Чего не хватает» | Формирование представлений о цвете и форме | |
Д/и «Чудесный мешочек» | Учить на ощупь находить геометрические фигуры | |
Аппликация «Шарфик» | Учить подбирать правильную форму и цвет к предмету. | |
Декабрь | Д/и «Найди все фигуры как эта» | Дать представления о цвете, форме и размере. |
Д/и «Чем похоже, чем отличается» | Развитие аналитических способностей, умение сравнивать предмет по цвету, форме, величине. Рассматривание меха и пальтовых тканей Познакомить детей с некоторыми свойствами меха и ткани, дать общее представление о способах превращения их в вещи | |
Д/и «Украсим ёлочку» | Учить группировать оттенки, подбирать их по слову, обозначающему цвет | |
Рисование «Шарики для елочки» | Учить детей правильно подбирать цвет и величину предмета. | |
Аппликация «Снеговик» | Учить правильно, подбирать форму и величину предмета. | |
Январь | Д/и «Домино» | Познакомить детей с величиной, закрепить понятие о цвете |
Д/и «Кто скорее соберёт» | Учить собирать пирамидки | |
Д/и «Что лежит в мешочке» | Упражнять в соотношении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образом. | |
Д/и «Цветик-семицветик» | Учить детей правильно подбирать цвет предмета. | |
Аппликация «Разноцветный коврик» | Продолжать учить детей правильно подбирать готовые формы и наносить их на бумагу. | |
Февраль | Д/и «Придумай сам» | Учить использовать предмет в качестве заменителя других предметов |
Д/и «Сравнение шарика и куба» | Познакомить с формой предмета | |
Геометрическое лото | Учить сравнивать форму изображенного предмета с геометрической формой | |
Д/и «Рыбки» | Закрепление понятий: величина, форма и цвет предмета». | |
Д/и «Чайный сервиз» | Учить детей правильно подбирать форму и цвет предмета. | |
Д/и «Коврик для Кота Леопольда» | Учить детей правильно подбирать форму и цвет предмета. | |
Март | Аппликация «Украсим салфетку» | Цвет, форма, понятие середина листа, верхний угол, развивать композиционные умения, цветовое восприятие. Найди предмет такой же формы. Учить детей сопоставлять формы предметов с геометрическим образом |
Конструирование «Башня» | Закреплять представление об относительной величине предметов | |
Аппликация «Узор по кругу» | Учить располагать узор по краю круга, правильно чередуя фигуры по величине. Понятие вверху, внизу, слева, справа. | |
Д/и «Спрячь колобка» | Геометрическая форма и цвет | |
Д/и «Собери по цвету» | Цвет предметов |
Работа с родителями:
Сентябрь
1. Родительское собрание «Сенсорное развитие ребёнка» (мастер – класс)
2. Консультация «Развитие сенсорных способностей у детей 3 - 4 лет». Ноябрь
3. Беседы о роли развивающих игр для малышей. Декабрь
4. Наглядная информация: папки-передвижки.
«Дидактические игры по сенсорике для детей 2- 4 лет»
«Дидактические игры, развивающие восприятие формы»
«Дидактические игры на целенаправленное восприятие цвета».
«Игры, развивающие цветовое восприятие».
Октябрь-Март
5. Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей в течение всего проекта
Заключительный этап.
Результаты проекта:
1. В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры; (фото предметно – развивающей среды).
Мною были изготовлены:
- игры и пособия:
o «Коврик для Кота Леопольда»
o «Цветные феечки»
o «Книжка - малышка»
o «Волшебный слонёнок»
o «Божьи коровки»
o Лэпбук «Изучаем цвет»
o и другие.
- картотека дидактических игр по сенсорному восприятию.
- перспективное планирование дидактически игр и упражнений по сенсорному развитию для детей 3 - 4 лет.
2. Родители получили:
o методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания.
o методические рекомендации по созданию условий проведения дидактическихигр в домашних условия.
o консультацию «Развитие сенсорных способностей у детей 3 - 4 лет».
o памятки для родителей «сенсорное развитие детей 3 – 4 лет».
В ходе проекта родителями были изготовлены дидактические игры:
o «Спрячь колобка»
o «Собери в корзину»
o «Собери по цвету»
o «На какую фигуру похож предмет»
o «Высокий - средний – низкий»
o «Спрячь птичку»
o «Заплатки. Подбери фигуру»
o «Какой краской нарисовано».
3. Поведено итоговое мероприятие - совместное развлечение детей и родителей «Воздушные шарики».
4. У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.
Проект поспособствовал развитию сенсорно – математических представлений, закрепил представления о геометрических формах, времени, основных цветах и положении в пространстве. Разнообразные ситуации, применяемые в данном проекте, у воспитанников пробуждали интерес, любознательность, внимание.
Перспективы развития проекта:
• Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов;
• Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
• Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию
Список литературы.
1. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 2007;
2. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М.: Просвещение 2005;
3. Петрова И. В. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. – М.: «Сфера», 2012.
4. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр»2 Содержание: Введение………………………………………………………………………
ОПЫТ РАБОТЫ «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/16/picture-415740-1394993375.jpg)
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Маскаева Е.В.Продолжительность проекта: сентябрь – май.Тип проекта: познавательно – игровой.Участники пр...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/03/picture-1167889-1570112884.jpg)
Проект "Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством сенсорной коробки"
Данной работой хочется показать эфективность взаимодействия колектива ДОУ,родителей и детей в совместной работе. Это универсальное дидактическое пособие для сенсомоторного развития детей в ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/13/picture-1321454-1615628040.jpg)
Проект «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством сенсорной коробки».
Сенсорная коробка — это ёмкость с наполнителем, предназначенная для игры, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, выкапывать, переливать, исследовать...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/10/picture-770136-1589088655.jpg)
Обобщенный педагогический опыт «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр».
Проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительнос...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/25/picture-1347986-1666714657.jpg)
Презентация проекта на тему: Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр.
Презентация проекта была предсавленна вниманию коллег во время семинара - практикума на тему: «Создание РППС для успешной адаптации детей дошкольного возраста»....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/25/picture-1347986-1666714657.jpg)
Проект на тему: Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр.
Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте — это неоценимый вклад в общее развитие ребенка. Этот возраст самый благоприятный для улучшения работы органов чувств ...