Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»
проект (младшая группа) на тему

Сапожникова Светлана Ивановна

Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.  Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь,  совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Актуальность:                                                                              

Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.  Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь,  совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка.

В качестве средств сенсорного воспитания  у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.

Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих,  принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.

Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.

Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез).

Рисование, аппликация и лепка – виды деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой – то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке  то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы.

Таким образом, актуальность темы заключается в необходимости ее всестороннего изучения, потому что развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Она создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений.  

Итак, актуальна эта тема потому что: успешность познавательного развития определяется уровнем развития сенсорных процессов; дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей; дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей;

дидактические игры являются одним из наиболее важных занятий для развития детей дошкольного возраста, потому как ребенок практически все в этом мире познает через игру.

Новизна материала:

В данном материале мы постарались представить и систематизировать часть созданного нами игрового материала для формирования сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в ДОУ и семье.

Новизной данного материала является так же сочетание традиционных подходов и использование современных средств обучения: развлечения, логических упражнений, практическими заданиями, заучивание стихов, потешек. Обеспеченность практическим игровым материалом (самодельными дидактическими играми) позволяет целенаправленно заниматься развитием сенсорных способностей и общим развитием ребенка не только на специальных занятиях, но и в совместной деятельности с воспитателями, и в семье.

Цель проекта:

обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Задачи проекта:

Для детей:

Воспитывающая  - воспитывать познавательный интерес, любознательность  к дидактическим играм в 1 младшей группе  у детей.

Обучающая  -     Дать  представления о цвете, форме, величине предметов,            положения их  в пространстве;   знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр.

Развивающая  -   различать предметы по форме и называть их, развивать мелкую моторику рук; внимание,  память, упражнять в установлении сходства и различия между предметами; способствовать накоплению опыта развитию у детей обследовательских умений и навыков; повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей.

Для родителей:

Познакомиться с основными аспектами работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.

По рекомендации педагога изготавливать своими руками дидактические игры для развития сенсорных способностей своих детей.

Информационная карта:

Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.

Срок реализации проекта: с 15.02.2016  по  31.05.2016 год.

Тип проекта: познавательно – игровой.

По продолжительности: долгосрочный.

Ожидаемые результаты:

Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину,  и  другие      признаки предметов и явлений при выполнении   ряда   практических действий;

Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме,  величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей;

Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски - «кирпичики» или кубики определённого цвета).

Разработчик  проекта:

Воспитатель 1 младшей группы Сапожникова Светлана Ивановна

Этапы проведения проекта

Этап

Содержание работы

Результат

Подготовительный

Проведенный мониторинг

по развитию сенсорных

способностей детей нашей

группе показал недостаточный уровень сенсорного развития

по всем показателям,

преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации

проекта, направленного на повышение сенсорной

культуры детей раннего

возраста.

Проект: «Сенсорное развитие

детей раннего возраста

посредством дидактических игр»

Цель проекта:

обеспечивать накопление

представлений у детей раннего

возраста о форме, цвете,

величине предметов, их

свойствах, которые составляют

фундамент общего умственного

 развития ребенка и являются

 условием успешного овладения

любой практической

деятельностью.

Задачи проекта:

Воспитывающая  - воспитывать

познавательный интерес,

любознательность

к дидактическим играм в 1

младшей группе  у детей.

Обучающая -        Дать

 представления

о цвете, форме, величине предметов,

положения их в пространстве;

знакомство с дидактическими

 играми  и правилами этих игр.

Развивающая  -   различать

Предметы по форме и называть

их, развивать мелкую

моторику рук; внимание,        

  память, упражнять в установлении

сходства и различия между

 предметами; способствовать

накоплению опыта развитию

у детей обследовательских

умений и навыков;

повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности

детей;

Анализ и обобщение имеющегося в ДОУ опыта работы по данной теме.

Создание познавательных альбомов для детей. Подборка и разработка дидактических игр по данной теме.

Проведение консультаций для педагогов с целью повышения их профессиональной мотивации, творческой инициативности.

Консультация для педагогов «Педагогическое проектирование в ДОУ».

Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности.

Консультация для родителей «Учимся проектировать вместе».

Аналитический

Разработка проекта, перспективного плана мероприятий.

Перспективно-тематический план.

Подбор материала.

Пополнение творческой лаборатории демонстрационным и  раздаточным материалом по теме.

Практический

Реализация проекта в образовательную практику.

Реализация запланированных мероприятий.

Презентационный

Публичное представление продукта совместной деятельности.

Итоговые мероприятия, презентация.

Контрольный

Подведение итогов, совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата.

Показатели эффективности проекта.

 

Сенсорное развитие относится к Познанию и интегрируется:

Физическое культура (подвижные игры, игры на развитие мелкой моторики);

Развитие речи (знакомство с новыми терминами и понятиями);

Художественно – эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликация, конструирование, игры с музыкальными инструментами);

Социально - коммуникативное развитие (сюжетно – отобразительные игры) Средствами сенсорного развития детей являются дидактические игры и упражнения, продуктивная изобразительная деятельность, игровая деятельность так как, играя ребенку легче запомнить.

Физическое развитие:

- стимулировать двигательную активность детей совместными спортивными занятиями и подвижными играми;

    - Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: глаза — смотреть, уши — слышать, нос — нюхать, язык — пробовать (определять) на вкус, руки — хватать, держать, трогать; ноги — стоять, прыгать, бегать, ходить; голова — думать, запоминать.

Речевое развитие:

- Развивать умение слушать народные, потешки, песенки, авторские произведения.

- Сопровождать чтение игровыми действиями, показ иллюстраций

- учить детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности;

- поощрять речевую активность, развивать свободное общение с детьми и взрослыми;

- Способствовать развитию речи как средства общения.

Художественно-эстетическое развитие:

- Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства, литературы.

- Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок.

- Знакомить с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту детей.

- Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и др.), их форму, цветовое оформление.

- Развивать мелкую моторику и творческие способности.

Социально-коммуникативная и познание:

- Сенсорное развитие. Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия

- Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей

-  Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти

- Формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).

- Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.).

- Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч — синий мяч; большой кубик — маленький кубик).

- Учить детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.

Художественно – эстетическое развитие.  

Рисование «Горох для петуха».

Учить детей рисовать точки пальчиками.

Познакомить с желтым цветом.

Воспитывать отзывчивость и доброту.

Художественно – эстетическое развитие.

Коллективная работа по лепке «Заборчик для петушка».

Учить раскатывать пластилин, прямыми движениями ладоней, закрепляя свойства материала (мягкий, можно отщипывать кусочки, раскатывать между ладонями).

Воспитывать доброту и отзывчивость.

Художественно – эстетическое развитие

Рисование «Сочной травкой угостим лошадку».

Учить рисовать травку короткими штрихами, располагать штрихи на всей поверхности.

Познакомить с зеленым цветом.

Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызвать желание помочь им.

Познание  «Весна пришла».

Способствовать усвоению обобщенного понятия «весна».

Обращать внимание детей на сезонные изменения в природе.

Развивать сенсорное восприятие, закреплять понятия «большой, маленький».

Познание   «Игрушки для Миши и Мишутки».

Учить подбирать картинки на основании величины изображенного предмета, называть изображение, понимать сочетание слов, указывающих на величину предмета.

Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия.

Художественно – эстетическое развитие

Аппликация «Божья коровка».

Закрепить свойства пластилина: можно отщипывать маленькие кусочки от большого куска, скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к основе.

Познание

Занятие с элементами экспериментирования «Домик из камней для черепашки»

Закрепить знания детей о свойствах песка камня:

камень — твердый, тяжелый, бывает разного цвета и разной формы, из него можно строить различные сооружения.

Тяжелые предметы в воде тонут, легкие – плавают.

Воспитывать гуманное отношение к животному миру.

Развитие речи  (Художественная литература)

Чтение сказки Л. Н. Толстого «Три медведя»

Познакомить детей со сказкой.

 Закрепит понятия: большой, поменьше, маленький.

Развитию речи «Подбери пёрышко петушку»

Способствовать воспитанию звуковой выразительности, произнесению звукоподражания:  громко - тихо

упражнять в звукоподражании голосу петуха;

Закрепить названия цветов.  Активизация словаря

Развитие психических процессов (воображение, память, внимание.)

Воспитывать умение слушать воспитателя внимательно, не отвлекаться.

Анализ результатов проекта:

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр. У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.  Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.

Таким образом, было отмечено, что сенсорное развитие может осуществляться в разных видах деятельности - в действиях с предметами в игре, рисовании, лепке, занятиях со строительным материалом и др. Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами.

Важно отметить, что впечатление, полученное при наблюдении за действиями взрослых, лучше закрепится в памяти ребёнка, если он воспроизведёт эти действия в своей игре. Поэтому необходимо использовать пособия, игрушки, действуя которыми, ребёнок практически знакомится со свойствами предметов - величиной, формой, тяжестью, цветом и, действуя, воспроизводит впечатления, полученные из окружающей среды.

Однако как бы разнообразны ни были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его сенсорное развитие, а являются лишь необходимыми условиями, способствующими этому развитию. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка взрослый человек.

Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным. Уже в самом раннем детском возрасте игрушки, показываемые взрослыми, вызывают более длительное, а поэтому лучшее восприятие, чем игрушка, просто висящая перед глазами ребёнка.

Необходимо различными приёмами во время игр, специальных занятий и наблюдения за окружающим способствовать развитию сенсорных способностей, лучшему восприятию. Без достаточного развития восприятия невозможно познать качества предметов, без способности наблюдать ребёнок не узнает о многих явлениях окружающего.

В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важнее не столько дать детям как можно больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно-познавательную деятельность и умение воспринимать.

В этом возрасте еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов.

 Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.

Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы каждого ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.

Список использованной литературы

  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста  М.: Медицина, 1977.
  2. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников  Мн.: БрГУ, 2007.
  3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  4. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М.: Просвещение, 1997
  5. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Под ред. Венгера Л.А.. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада  М.: Просвещение, 1988.
  6. Венгер А.А., Выгодская Г.Л. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения  М.: Просвещение, 1972.
  7. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» М.: Просвещение, 1995.
  8. Маханева М. Д., С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
  9. Планирование работы в детском саду с детьми 2 – 3 лет. Методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга». Москва. «Просвещение 2010
  10. Янушко  Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» Синтез 2009 г.
  11. http://www.bestreferat.ru/referat-397911.html
  12. http://www.maam.ru/detskijsad/kak-polzovatsja-redaktorom-v-blogah.html
  13. http://tmndetsady.ru/konkursyi-na-sayte/konkurs-metodicheskih-rabot-interaktivnyie-        formyi-sotrudnichestva-s-roditelyami/news2484.html
  14. http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/04/07/tema-skazka-ln-tolstogo-tri-medvedya-0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Маскаева Е.В.Продолжительность проекта: сентябрь – май.Тип проекта: познавательно – игровой.Участники пр...

Познавательно-игровой проект "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Проект "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Паспорт проекта.Продолжительность проекта: долгосрочныйТип проекта: познавательно – иг...

Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Актуальность проекта:Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В р...

Информационная карта проекта " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводится дидактической игре .Ребенок практически все в этом мире познает через игру. Успешность умственного , физического , здор...

2020.04.10. Проект: "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Данный проект беспечит накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являю...