Информационная карта проекта " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."
проект (младшая группа)

Ковальская Надежда Васильевна

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводится дидактической игре .Ребенок практически все в этом мире познает через игру. Успешность умственного , физического , здорового развития ребенка в значительной степени зависит  от уровня сенсорного развития т.е. от того насколько ребенок слышит , видит и осязает окружающий мир.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЯНТАРНЫЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»

«ДЕТСКИЙ САД № 2 «ВЕТЕРОК»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

     Проект: « Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством          дидактических игр.»

   Автор проекта: Ковальская Н.В.

   Продолжительность проекта: 2 месяца.

   Тип проекта: познавательно – игровой.

   Участники проекта: дети группы раннего возраста « Смешарики»,      воспитатели, родители.

     Возраст детей: 1.5 – 2.5 года.

     Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект.

Проведенное анкетирование родителей  по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показало недостаточный уровень сенсорного развития . В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.

Актуальность проекта.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения,

развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.

Цель проекта

обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Задачи проекта:

- формировать представления о цвете, форме, величине    предметов, положения их в пространстве;

-знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;

- воспитывать познавательный интерес, любознательность;

- упражнять в установлении сходства и различия между предметами;

- способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;

- развивать мелкую моторику рук;

- повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;

- оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.

Для  детей:

  Для педагогов:

- стимулировать возникший детский интерес;

- создавать условия для детской инициативы;

- подобрать дидактический материал для проведения  познавательной

     работы;

- организовать в уголке родителей консультацию: « Дидактическая игра в жизни ребенка.»

   

Для родителей:

- активно участвовать в проектной деятельности;

-формировать партнерские взаимоотношения между детьми и родителями.

-привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

Продукты проекта:

 

Для детей:

1. Непосредственная образовательная деятельность.

2. Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок».

3.Дидактические игры с малышами:

 - Для зрительного восприятия (свет, форма, величина, например: «Спрячем в домике»; «Найди такой же…»; «Петушок»,  «Украсим зонтик» и т. д.

- .Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т.д.

 - Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии).

- Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.

- Мозаика: настольная и напольная.

- Настольно-печатные дидактические игры.

4.Самостоятельные игры малышей.

5.Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.

 

Для педагогов:

- представление презентации проведенной работы по проекту в группе и на сайте.

 - Консультация для родителей: «Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей».

Для родителей:

--изготовление игр и пособий для сенсорного развития детей.

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей :

 У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.

Для педагогов:

-чувствовать желание ребят быть активными участниками на протяжении всего проекта.

Для родителей:

- видеть интерес у ребенка о узнавании нового и интересного.

- родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЯНТАРНЫЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»

«ДЕТСКИЙ САД № 2 «ВЕТЕРОК»

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА  « Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством          дидактических игр.»

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ

ДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ

ДЕЙСТВИЯ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

(формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов/ продуктов проекта)

 Составление плана работы над проектом.

- Сбор материала необходимого для реализации проекта.

- разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.

 -Организация предметно-развивающей среды по теме проекта.

-Дополнение дидактических игр и пособий.

Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.  «мозговой штурм», план.

Интерес к возникшей проблеме.

Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

ОСНОВНОЙ

Познавательно-исследовательская деятельность

- Оказание помощи детям и родителям.

 - Подбор материала (книги, стихи, сказки).

 -Моделирование поисковых ситуаций.  - Беседа с детьми познавательного характера.

- Отражение результата

через художественно-творческую деятельность

.

1.Игровая, двигательная деятельность.

2Риисование « Бусы для куклы Кати.» " Платье для куклы  Кати"

3.Беседы. 4.Пальчиковые и дидактические игры

5. Опыты со водой и песком

Родители интересуются ходом проекта.

ЗАВЕРШАЮЩИЙ

Презентация

Родительскеое собрание на тему:

«Дидактическая игра своими руками.»

Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).

Презентация проекта:

«

Родительскеое собрание на тему:

«Дидактическая игра своими руками.»

Участие в итоговой беседе о проделанной работе.

Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЯНТАРНЫЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»

«ДЕТСКИЙ САД № 2 «ВЕТЕРОК»

ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ « Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством  дидактических игр.»

Этапы, их цель

Формы работы

Конечный продукт

Необходимые материалы

Участники

Выявление проблемы.

Цель: помочь детям осознать проблему.

Выбор темы проекта.

Цель: сформулировать тему проекта

Беседа; групповой сбор.

Тема: « Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр.»

Сбор информации, литература дополнительного материа

Дети, воспитатели

Планирование работы над проектом.

Цель: составить план проекта, определить последовательность работы над проектом, участников, материалы 

«Мозговой штурм» в группе активных. Групповой сбор.

Организация предметно-развивающей среды по теме проекта.

Сбор информационного материала о  дидактических играх.

Сказки, потешки, стихи, рассказы по теме проекта

- Материал для творчества детей.

- Материал для исследовательской и практической деятельности.

Дети, родители, воспитатели

Реализация проекта.

Цель для детей: формировать основы сенсорного развития дошкольников через проектную деятельность;

Цель для педагога: создание условий для познавательногои умственного

развития детей 

Познавательная и практическая деятельность

Чтение художественной литературы (рассказы, сказки, стихи, загадки, поговорки, песни).

Отражение результата через художественно-творческую деятельность.

Дидактические игры

Бумага,  карандаши, фломастеры, восковые мелки, картон  цветной и белый краски,  

Дети, родители, воспитатели

Завершение проекта. Родительское собрание на тему: «Дидактические игры своими руками.»

Цель: дать возможность предъявить результат своей деятельности.

Презентация проекта на сайте.

Дидактические игры своими руками.

Дидактические игры своими руками.

Дидактические игры своими руками.

Презентация

Дети, воспитатели, родители.

Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.

Приложение к проекту.

                                                                           

Конспект НОД  по рисованию

На тему: «Платье для куклы  Кати».

Цель: закрепить умение рисовать пальцем,  ритмично нанося узор.

Задачи:

-Учить детей изображать в нетрадиционной технике «горошек». Рисование пальчиком.

-Учить пользоваться салфеткой.

-Развивать изобразительное творчество детей.

-Создать радостное настроение.

-Закрепить основные цвета.

Материалы:  силуэты белого платья для каждого ребенка, гуашь, салфетки. Образец готового украшенного платья на мольберте.

Ход занятия.

Стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, кто-то к нам пришёл (Воспитатель идёт открывать дверь). Заходит кукла Катя, на ней белое платье, она грустная.

Катя: Здравствуйте дети.

Дети: Здравствуй Катя! Ты почему такая грустная, не весёлая.

Катя: У моей подружки Маши сегодня день рождение, она пригласила меня на праздник. Соберутся гости, будем пить чай с тортом. Но, я пойти не могу, потому что у меня нет нарядного платья. На мне только белое платье, вот оно (показывает платье, в котором она пришла). Что мне делать я не знаю.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Кате пойти на праздник нарядной.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Чем же мы ей поможем?

Дети: Можно Кате белое платье украсить, чтобы оно было нарядное.

Воспитатель: Правильно, дети мы разукрасим белое платье с помощью красок и своих волшебных пальчиков.

Физминутка.

Все котятки мыли лапки:

Вот так, вот так!

Мыли ушки, мыли брюшки:

Вот так, вот так!

А потом они устали,

Сладко, сладко засыпали:

Вот так, вот так!

Воспитатель: Ребята, проходите за столы, садитесь.

Воспитатель обращает внимание детей на мольберт.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое красивое украшенное платье (по всему платью располагаются большие и маленькие горошинки).

- У каждого из вас на столе лежит белое платье, которое вы будете украшать.

- Покажите мне указательный пальчик. Ребята выберите какого цвета у вас будут горошинки на платье. (Красные, желтые, синие, зелёные.)

Окуните указательный пальчик в краску и потом оставьте горошинку на платье.

Воспитатель: Готовые украшенные платья оставьте на столах сушиться.

Катя, посмотри, какие нарядные платья для тебя разукрасили ребята.

Тебе они нравятся?

Катя: Спасибо ребята, они очень красивые, нарядные. Теперь я могу идти на день рождение к моей подружке Маши.

Катя: До свидания ребята.

Дети: До свидания Катя.

Конспект НОД  по рисованию

На тему: «Бусы для куклы  Кати».

Конспект занятия по рисованию пальчиками  на тему  «Бусы для куклы Кати ».

Цель: развитие у детей творческих способностей и интереса к рисованию.

Задачи:

      - учить рисовать нетрадиционным способом - пальчиками, использую яркие         краски;

- рисовать точки ("бусинки") друг за другом на нитке;

- создать радостное настроение - "подарить кукле бусы";

- различать и называть основные цвета красок (желтый, красный, синий ,зеленый);

- учить слушать стихотворение, отвечать на вопросы воспитателя.

Материалы и оборудование: краски четырех цветов, половинка листа альбома с нарисованной ниточкой, кукла, коробочка, настоящие бусы,  салфетки.

1. Организационный момент:

Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости пришла кукла Катя, послушайте про неё стихотворение :

Как любая кукла

Я люблю наряды

Ведь нарядной кукле

Дети будут рады.

Ребята, наша кукла Катя собралась в гости , надела красивое платье, хотела надеть бусы, но они порвались и все бусинки рассыпались. Кукла очень расстроилась, ей грустно, жалко бусы. Может мы с вами, сможем ей помочь собрать бусинки на нитку? (Ответы детей). Бус у нас нет, но есть листы бумаги и разноцветные краски: красные, жёлтые, зелёные, синие (показываю их). Мы можем нарисовать бусинки. Дети, а какая форма у бусинок, на что они похожи? (Ответы детей). Правильно, бусины круглые, как горошек. Обведите пальцами в воздухе кружочки. Перед тем как начнём рисовать, давайте разомнём руки, сделаем зарядку.

Физкультминутка:

Плечиками мы покрутим,

И про ручки не забудем,

Пальчиками потрясём,

И немножко отдохнём!

2. Основная часть:

Обмакиваю палец в краску и прикладываю к нитке, нарисованной на листе, рисую близко друг к другу «бусины»! Затем предлагаю детям рисовать самостоятельно, аккуратно пользоваться краской, по необходимости использовать салфетки, поощряю словесно детей, у которых получаются бусы, и помогаю затрудняющимся детям.

Воспитатель: Дети, давайте все ваши бусы покажем кукле Кати. Посмотрите, как она радуется, ей все бусы понравились, даже не знает, какие выбрать! Ребята, у меня есть «волшебная палочка», я сейчас уберу в коробочку все нарисованные бусы, накрою салфеткой и скажу волшебные слова. Что из этого получится, мы сейчас увидим: «Крибле, крабле, бумс!» Открываю коробочку, а в ней настоящие бусы для нашей Катюши! Наденем бусы на куклу. Вот какие красивые бусы, Катя очень довольна, спасибо, дети, вам всем.

                                      Стихи о цвете для малышей.

Синий - это неба цвет
Дарит утром нам рассвет.
Дарит синие цветы,
Моря синего мечты.

-----------------------------------------
В синем небе - облака,
Ярко-синяя - река,
И веселый колокольчик
Тоже синей краски хочет.

-------------------------------------

Синим – речку нарисую,
Небо – светло голубым.
Синим - рисовать люблю я 
Синий вечер, синий дым...
Наша круглая планета –
Синий шарик среди звёзд,
В синий океан одета.
Суша – это просто мост
Между океанами
Большими великанами.

------------------------------------------

Мы с тобой рисуем море:
Вот — кораблик на просторе,
Вот — звезда на дне лежит,
Вот — фонтан пускает кит…
Волны и китенка спину
Мы раскрасим цветом синим.

--------------------------------------------

Красное яблоко на зеленой ветке, 
Красная смородина яблони соседка,
Красная рябина, 
Красная малина!
Все на свете красное – 
Самое прекрасное!

-У меня секретов нет.
Самый яркий – красный цвет.
Он живёт на язычке,
В земляничке и флажке.

----------------------------------------

Малина – ягода сладкая,
Смородина – ягода кислая, 
Клубника – ягода вкусная.
И каждая ягода – красная

---------------------------------------

Жёлтый — самый яркий цвет!
Словно солнце, первоцвет,
Ярко-жёлтая кувшинка,
А в ромашке — серединка

--------------------------------------
Желтый видим в небе круг,
Оживает всё вокруг,
Это солнце - желтый цвет
Дарит нам тепло и свет.

-------------------------------------
Почему-то у весны
очень много желтизны.
Распускаются на кочке
очень жёлтые цветочки.
Очень ярко надо мной
солнце светит желтизной.
По ночам в окно видна
очень жёлтая луна.
Очень жёлтые цыплята,
очень жёлтые утята,
очень жёлтый палисадник.
Может это жёлтый праздник? 

Желтый - очень теплый цвет,

Желтый - солнца в небе свет.

Желтый есть еще лимон –

Очень-очень кислый он.

---------------------------------------

Цвет зелёный у листочка,
Подо мхом зелёным кочка,
И зелёные иголки
Целый год растут на ёлке.

--------------------------------------
А огурчик и петрушка,
Травка, листики, лягушка,
У меня сомнений нет,
Любят лишь зелёный цвет.

---------------------------------------
Вот зелёный карандаш:
Летний чудный с ним пейзаж!
Нарисует травку он
И листву со всех сторон,
А на стройной ёлочке
Зелёные иголочки.

Дидактические игры своими руками.

1." Волшебный зонтик"

Цель: Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.

2. " Разноцветные ежики"

Цель: Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.


3." Домики для мишек."

Цель: закрепление знания размера; цвета; развитие моторики руки.

4. "Найди свой цветок."

Цель: Учить детей группировать предметы по цвету. развитие моторики руки

5. "Цветы для божьих коровок."

Цель : Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта проекта «Сенсорное развитие в раннем возрасте посредством дидактических игр»

Сенсорное развитие представляет собой фундамент общего умственного развития ребенка, которое является, в свою очередь, неотъемлемым условием успешного обучения ребенка. Уже с рождения ребенок учится в...

Презентация опыта работы "Сенсорное развитие младшего возраста средствами дидактических игр"

Призентация опыта работы "Сенсорное развитие младшего возраста средствами дидактических игр"...

Презентация «Сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактической игры»

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окруж...

Из опыта работы. «Сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактической игры.»

Дети научились сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине. Данная работа способствует развитию мелкой моторики рук, воображению, памяти, сенсорных способностей ...

Проект "Речевое развитие дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Проект "Речевое развитие дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"...