Из опыта работы. «Сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактической игры.»
презентация к уроку (младшая группа)

Дети научились сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине. Данная работа способствует развитию мелкой моторики рук, воображению, памяти, сенсорных способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_chteniyam2.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Мценска «Детский сад №4»

Тема: «Сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактической игры.»

Из опыта работы.

Ноябрь - 2019 г.

Тема опыта работы: «Сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактической игры».

Актуальность. Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.

Цель опыта работы:  Формировать и развивать сенсорные представления у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр. 

Задачи опыта работы: Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов;

Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

В своей работе я использовала данную литературу. Темой сенсорного развития и развития мелкой моторики рук занимались такие авторы как: Н.Б.Венгер, Э.Г.Пилюгина, М.А.Пермякова, С.Е.Гаврина, С.В.Щербинина и др. В своей работе использую разные дидактические игры.

Д/И «Чудесный мешочек».

Цель работы с «Чудесным мешочком»: совершенствование тактильных ощущений и восприятия; формирование умения узнавать и называть предметы.

Д/И «Прищепки».

С помощью данной игры дети закрепляют знания основных цветов, навыки счета, учатся открывать и закрывать прищепку, соотносят цвета прищепок с цветом объекта, развивают мелкую ручную моторику, внимание, зрительное восприятие, мышление, память, речь.

Д/И «Бусы».

Данная игра способствует: закреплению цветового спектра, учит выполнению чередования цветов по образцу; обогащению тактильной чувствительности рук через совершенствование мелкой моторики в действиях с бусинами; развитию внимания, логического мышления, усидчивости, интересу к результатам действий, целенаправленности.

Д/И «То горошек, то фасоль».

Игры с крупами прекрасно развивают сенсорное восприятие мира, мелкую моторику детских рук. Известным является тот факт, что развитие мелкой моторики рук стимулирует совершенствование таких систем организма, как зрительная, нервная, мышечная и костная. Это становится возможным, благодаря сложным взаимодействиям всех этих систем при выполнении мелких и точных движений, в чем и есть суть мелкой моторики. Кроме того, любые занятия на мелкую моторику благотворно влияют на умственное развитие, а значит и на процесс познания речи, оказывают успокоительный эффект, развивают воображение.

Д/И «Шумовые баночки».

Сенсорные процессы неразрывно связаны с органами чувств: предметы, которые мы рассматриваем, воздействуют на наш глаз, с помощью руки мы ощущаем твёрдость или мягкость предмета, звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. С помощью обычных на первый взгляд шумовых баночек можно не только занять ребёнка на какое-то время, но и научить его концентрировать внимание, контролировать свои действия и эмоции, расслаблять и снимать напряжение, развивать слуховую память, умение различать и дифференцировать шумы, логику, тренировать концентрацию внимания.

Д/И «Мозаика»

Игры с мозаикой улучшают мелкую моторику рук, развивают фантазию и память. Дети учатся выкладывать простые схематичные изображения предметов; закрепляют названия цветов и оттенков; игры с мозаикой развивают  воображение и творчество, пространственное расположение; воспитывают терпение и усидчивость.

Игровое пособие «Расставь по величине столбики».

 Дети расставляют столбики в ряд, начиная с самого высокого, Уточняют величину – самый высокий, ниже, самый низкий. Сравнивают средний столбик с двумя соседними. Например: «Желтый столбик ниже красного, но выше зеленого».

Игровое пособие «Собери пирамидку».

Данное пособие способствует формированию умения группировать по цвету, а также простейшим приемам установления тождества. Дети различают и называют цвета. У них развивается внимание, мышление.

Д/И «Большой, средний, маленький».

Игра «Большой, средний, маленький» обучает детей безошибочно распознавать величину предметов. Сначала карточки сортируют по определённому признаку, распределяют их на группы. Затем раскладывают предметы по величине и по отношению друг к другу.

Д/И «Цветные паровозики».

Цель игры: Вызвать у детей интерес к игре, используя модель паровоза. Упражнять детей в классификации животных, в умении расставлять вагончики по порядку. Развивать мелкую моторику, внимание, память, мышление, речь. Воспитывать интерес к окружающему. 

Д/И «Разные фигуры».

Дети подбирают фигуры, соответствующие  изображению на картинке. С помощью данной игры дети изучают геометрические фигуры и различают цвета.

Д/И «Составь фигуру из двух частей».

Дети составляют геометрические фигуры из частей. Это  развивает сенсорные способности, тренирует наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Д/И «Составь цветок».

С помощью данной игры дети закрепляют знания названий цветов (красный, зеленый, желтый); подбирают предметы по цвету и величине (маленький, средний, большой).

Д/И «Собери картинки».

Данная игра развивает наглядно-образного мышление, тренирует мелкую моторику, воображение, память, дети запоминают формы, цвета.

На неделе педагогического мастерства в рамках тематического контроля провела открытое занятие «На день рождения к Мишутке». Я использовала такие игры как «Займи своё место в автобусе» с целью закрепления знаний о геометрических фигурах; игра «Собери картинку и 10 равных частей» с целью формирования умения правильно собирать изображение предмета из отдельных частей;  игра «Скажи наоборот» с целью закрепления понятий «маленький-большой», «высокий - низкий», «широкий-узкий», «тепло-холодно», «светло-темно».

В работе с педагогами по данной теме на ярмарке педагогического мастерства был проведен мастер-класс «Рисование на камнях» с целью обогащения опыта педагогов по данной теме.

Для родителей мною разработаны информационные буклеты по сенсорному развитию. Буклеты направлены на ознакомление родителей с понятием «сенсорное воспитание детей» (какую роль играет сенсорное воспитание для развития детей младшего дошкольного возраста, какие условия должны создать для этого родители и т.д.).

На родительском собрании родителям была показана презентация на тему: «Сенсорное развитие младших дошкольников» с целью ознакомления родителей с работой нашей группы по данной теме.

В своей работе практикую такую деятельность, которая направлена на закрепление сенсорных способностей. Родители в игровой форме вместе с детьми закрепляют материал.

Выводы: Дети научились сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине. Данная работа способствует развитию мелкой моторики рук, воображению, памяти, сенсорных способностей детей.

В будущем я планирую разработать картотеку дидактических игр по развитию мелкой моторики рук; обобщить опыт работы в периодических изданиях ОГУ им. И.С.Тургенева и в бюджетном учреждении Орловской области дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактической игры

Данная работа представляет опыт работы педагога по созданию и внедрению системы дидактических игр, направленных на  развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста. В методиче...

«Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактической игры»

laquo;Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактической игры» (отчет по самообразованию)...

Презентация опыта работы "Сенсорное развитие младшего возраста средствами дидактических игр"

Призентация опыта работы "Сенсорное развитие младшего возраста средствами дидактических игр"...

Презентация «Сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактической игры»

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окруж...

Выступление из опыта работы: «Организация социально-личностного развития младших дошкольников посредствам дидактических игр».

   В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов Государств...

Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников посредством дидактической игры»

Уважаемые коллеги, я хотела бы представить опыт работы на тему «Развитие речи дошкольников посредствам дидактической игры»...