Проект "Речевое развитие дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
проект по развитию речи

Проект "Речевое развитие дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_d.l.a._1.docx71.06 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 17 общеразвивающего вида «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»

ПРОЕКТ

«Речевое развитие детей дошкольного возраста

посредством театрализованной деятельности»

Выполнила:

Денисова Любовь Александровна

воспитатель I кв.  категории

г. Новосибирск

Краткая аннотация проекта.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» рассчитан на работу с детьми дошкольного возраста (3-7лет) и реализуется в МКДОУ д/с №17 «Улыбка» с 2016 года. Данный проект долгосрочный, практико-ориентированный. В проекте систематизирована и представлена работа по развитию речи детей посредством театральной деятельности с 3 до 7 лет.

Данный педагогический проект обусловлен необходимостью изучения процесса формирования речевого развития детей дошкольного возраста и имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно - эстетического воспитания. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны,        умению импровизировать.

Основная ценность работы заключается в разработке методического комплекса, включающего практическое сопровождение деятельности педагога с детьми по формированию речевого развития детей посредством театрализации. В его состав входят: разнообразные виды театров, атрибутика к ним, конспекты занятий по развитию речи, этюды, картотека игр - импровизаций, творческие, пальчиковые, дидактические игры; консультации и рекомендации, как для воспитателей, так и для родителей. Разработан комплекс электронных приложений, использующихся как в непосредственной образовательной деятельности, так и в совместной

деятельности с детьми.

Хорошая речь – залог успешного обучения и развития детей дошкольного возраста. Вот почему дети с плохо развитой речью часто оказываются неуспевающими по различным школьным предметам. Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании личности ребенка. Это период активного усвоения ребенком устной речи, становления и развития всех сторон речи. Развитие речи – одна из важных задач развития ребенка в детском саду, т. к. именно дошкольный возраст является наиболее успешным для ее решения.

Особую актуальность, театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребенка в школу. Так, например, с появлением произвольности психических процессов дети должны целенаправленно управлять не только своим поведением, но и психическими процессами (вниманием, восприятием, памятью и др.). Ученые установили, что между волевой и эмоциональными сферами, существует тесная взаимосвязь. Влияние эмоций на волевую регуляцию поведения проявляется в том, что переживание успеха и неудачи вызывает или угнетает волевые усилия.

Атмосфера праздника, которая создается вокруг театрализованной деятельностью, в известной мере способствует мобилизации ребенка. При этом эмоциональные процессы заряжают и регулируют – остальные психические функции: память, внимание мышление и др. Во время театрализации дети действуют без отвлечений, очень внимательны и самостоятельны, испытывают радость. Достижение цели продуцирует дальнейшее целенаправленное поведение. Очевидно, что все это становится возможным только при условии постоянной поддержки детей со стороны взрослых. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования речи ребенка и ее выразительности, интеллектуального и художественного эстетического восприятия. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Обоснование необходимости проекта.

  • последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность как совокупность речи, процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты,

мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Именно эти проблемы волновали меня давно.

Наблюдая за детьми, могу сказать, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, поэтому заинтересовать театром детей несложно.

Очень хочется слышать речь своих воспитанников правильной выразительной, умеющих ориентироваться в окружающем мире. Поэтому я занялась реализацией вопросов речевого развития, именно с младшего дошкольного возраста. Исходя из этого, было решено начинать работу по формированию речи с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов.

Основной целью проекта является создание условий для развития речевых

  • творческих способностей посредством театрализованной деятельности с использованием разнообразных средств, методов и приемов.

Задачи        проекта:

1.Подобрать эффективные формы и методы театрализованной деятельности в работе с дошкольниками, способствующие развитию речи.

  1. Создать в группе театральный центр и наполнить его различными видами театра и атрибутами для работы с детьми.

  1. Формировать эмоциональную выразительность речи.

4.Развивать коммуникативные качества личности дошкольника.

Опираясь на данные задачи был создан перспективный план непосредственно образовательной деятельности, начиная с младшей группы, при составлении которого использовала знания психолого– педагогического характера, возрастные особенности дошкольников, новые технологии (приложение 1). В планировании использовала принцип концентрического усвоения лексического материала. Основа занятий тоже очень разнообразная: сказочный сюжет, воображаемое путешествие, сюжетные и дидактические игры. Предложенная тематика и организационная вариативность НОД способствует формированию у детей устойчивого интереса к речевой деятельности, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании. Был подобран        диагностический        инструментарий        для        определения результативности        усвояемого        материала.

Огромное значение для хороших результатов имеет предметно-

пространственная развивающая среда.

В детском саду чрезвычайно важны условия для успешной работы по речевому развитию воспитанников. У нас функционирует центр театральной деятельности, оформление которого заняло много сил и времени. Вместе с детьми рисовали, изготавливали элементы для настольного, теневого театров, различные природные зоны. Была проведена большая работа с родителями, и родители были моими помощниками по наполняемости развивающей среды. Дети совместно с родителями с удовольствием реставрируют атрибутику, рисуют, придумывают элементы к сказкам. Все это позволяет проводить содержательную работу по формированию речевой культуры детей и        взрослых.

Основное        содержание проекта

Речь - это язык в действии. Язык - система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис - набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках.

Выделяют следующие основные функции языка:

1)средство передачи и усвоения общественно-исторического опыта;

2)средство общения (коммуникации);

  1. орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления,

воображения).

В работе с детьми эффективно использование элементов театрализации, так как в процессе данной работы развивается звуковая культура речи, обогащается словарь детей, формируется грамматический строй речи, дикция, выразительность и образность речи.

Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, четкую дикцию интонационную выразительность. Выразительность – важное качество речи, умение точно выражать свои мысли, чувства и настроения с помощью логических пауз, ударений, мелодики, ритма, темпа, тембра голоса, в ней проявляется субъективность отношения ребенка к окружающему миру. Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, и отношения.

Выразительность является следствием понимания того, о чем говорит ребенок. В интонациях, в подчеркивании отдельных слов, паузах, мимике, выражении глаз в смене силы и темпа голоса проявляется эмоциональность.

Говоря о воспитании выразительности речи, мы имеем в виду две стороны этого понятия:

-естественная выразительность повседневной детской речи;

-произвольная, осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста (предложения или рассказа, составленного самим ребенком по заданию воспитателя, пересказа, стихотворения).

Непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи, которую мы должны закрепить и сохранить. Эту выразительность нужно культивировать. Но когда отсутствует живой источник выразительности детской речи – непосредственное чувство, то заметно снижается и интонационная выразительность. Это проявляется тогда, когда детям приходится отвечать или рассказывать на занятии.

Более сложно сформировать выразительность произвольную. Н.С. Карпинская отмечает, что, сохраняя, непосредственность исполнения, следует постепенно и осторожно развивать у детей способность к произвольной выразительности, т. е. к выразительности, возникающей в результате сознательного устремления, волевых усилий. В процессе целенаправленного обучения у детей формируется выразительная речь. Она характеризуется такими качествами: средним темпом, ритмичностью, умеренной силой и средней высотой голоса. Они могут выступать как постоянные, привычные качества, которые определяют в целом индивидуальность речи. В то же время темп речи и качества голоса должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать отдельные состояния и чувства, т. е. нужно уметь говорить и шепотом, и громко, и медленно, и быстро и т.д.

Внимание к этим сторонам речи требуется на всех возрастных этапах. Нужно научить детей согласовывать силу своего голоса с окружающими условиями, беречь его: это имеет большой педагогический и гигиенический смысл.

Таким образом, в воспитательно - образовательном процессе дошкольного учреждения необходимо уделять особое внимание развитию речи детей с использованием элементов театрализации, как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в повседневной жизни, используя самые разнообразные средства: наблюдения, дидактические игры и упражнения, рассматривание картинок, этюды, иллюстраций и моделей, моделирование, чтение художественных произведений (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки, загадки).

Речевое развитие детей проходит через различные формы взаимодействия педагога и детей (приложение 4-5):

  • Специально организованные занятия: творческая игра «Сочини сказку», «Идем в театр»;

  • Совместная деятельность вне занятий: мини - сценка «Еж чистюля», конкурс чтецов;

  • Самостоятельная деятельность детей: этюд «Угадай что я делаю», дидактическая игра «Продолжи сказку».

Для реализации проекта используются следующие методы: Игровой метод – (игры с правилами - сюжетно-ролевые, словесные, дидактические, режиссерские, подвижные, музыкальные; театрализация)

предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании со словесным методом: пояснениями, указаниями, вопросами, чтением художественной литературы, общением, беседой и т.д.. Ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами, распределяет роли, организует деятельность детей.

Метод моделирования – (придумывание моделей, использование символов-схем, анализ и моделирование ситуаций) познание абстрактных понятий, представлений о скрытых, непосредственно не воспринимаемых свойствах, явлениях жизни.

Метод упражнения  это многократное повторение ребенком действий при выполнении практических и умственных заданий.

Наглядный метод – (использование наглядных пособий, технических средств, визуализация) это форма усвоения знаний, умений и навыков с использованием наглядности.

Практический метод – (проблемная деятельность, поиск решений, наблюдения; продуктивная деятельность: аппликация, конструирование, лепка, тематическое рисование) для развития речи детей разного возраста, но чаще всего используются в работе со старшими дошкольниками. По содержанию они чрезвычайно разнообразны.

Метод проектов  направлен на достижение поставленных целей и задач

  • процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

Учитывая информатизацию современного общества, использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в работе с детьми играет особую роль, в том числе и по теме проекта. Электронные игры,

викторины, задания по развитию речи вызывают живой интерес у детей и способствуют более легкому усвоению предложенного материала. Выбор методов и приемов зависит от темы деятельности и возрастных особенностей детей. Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одному и тому же элементу несколько раз способствует развитию внимания и длительному сохранению интереса. Используюются межпредметные связи (например, развитие мелкой моторики ведется на занятиях по лепке, рисованию, конструированию; элементы ритмопластики на занятиях по математике, развитию речи, музыке). Результаты работы можно увидеть во время различных мероприятий, проводимых в ДОУ (утренники, праздники, различные конкурсы и т.д.)

Как правило, дети не понимают цели и средства речевого развития, такая деятельность побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемым материалом и действиями ребенка. Дети часто занимаются “потому, что так надо”, поэтому на занятиях стимулируется внутренняя мотивация, вызванная познавательным интересом ребенка. Через драматизацию можно работать над развитием речевой системы, воспитывать умение сопереживать, понимать, поэтому есть желание продолжить начатую работу, искать новые приемы, способы обучения, совершенствоваться.

Ресурсы.

Правильно организованная предметная среда в группе, способствует успешной реализации данной темы. Она должна соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям безопасности, возрасту детей и их индивидуальным особенностям и потребностям. Организация в группе театрально - речевого центра «В гостях у сказки»

позволяет активизировать деятельность по развитию речи посредством театрализации у детей, как в самостоятельной, так и под руководством взрослого. В этом центре собраны различные виды театра (кукольный театр, пальчиковый, настольный, теневой, театр рукавичек, театр из ниток, кружек, бибабо), дидактические игры и упражнения, наглядный материал, художественная литература для чтения детям, видеоматериалы, пособия

для        индивидуальной        работы,        позволяющие        детям        проявлять

самостоятельность, возможность самовыражения и бытования театрализованной игры. В реализации проекта акцентируется внимание на использование метода моделирования, поэтому в центре представлены наглядные модели «Раскажем сказку», «Путешествие по сказкам», условные обозначения «Идем по лесу».

Имеется подборка методической литературы, которая систематически пополняется новинками. Большую помощь в работе над проектом оказывает использование разнообразных технических средств обучения (компьютер, телевизор, аудио и видео магнитофон). Но даже при наличии хорошей материально – технической базы, необходимо подготовленное методическое сопровождение, которое включает в себя: перспективно-тематические планы, картотеки игр и проблемных ситуаций, конспекты занятий с использованием ИКТ (приложение 3), сценарии развлечений для детей и родителей, цикл консультаций для родителей «Театр дома» (приложение 8), презентации по темам недели, планы посещения театрализованных представлений и другие материалы.

Эффективная разработка и внедрение проекта возможна при консультативной помощи администрации.

Современные требования по подготовке дошкольников к школе постоянно меняются, поэтому и педагогу необходимо постоянное повышение квалификации, которое возможно через дистанционные курсы или самообразование.

Партнеры.

Для полноценного осуществления проекта в образовательном процессе детского сада необходимо сотрудничество педагога с родителями. Они выступают основными партнерами. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Большое значение в выборе той или иной формы работы имеют степень компетентности родителей и их заинтересованность в предложенной тематике. В работе с родителями (приложение 2) возможно использование: советов, бесед, театрализованных викторин, деловых игр, родительских собраний, практических консультаций, открытых мероприятий, дней открытых дверей, анкетирования (приложение 8), практикумов и др. Также

  • реализации проекта необходимо и сотрудничество с воспитателями и специалистами детского сада (приложение 6). Педагог-психолог предлагает рекомендации по установлению межличностных отношений в коллективе, подбирает игры и упражнения направленные на речевое развитие дошкольников посредством театрализации, самооценки,

социально-ролевые игры, игры с правилами, проблемные ситуации, направленные на развитие речи детей. Музыкальный руководитель разучивает песни и танцы, сценки, театрализованные игры, привлекает родителей к подготовке праздников и развлечений.

Инструктор по физической культуре подбирает и проводит игры-имитации, подвижные игры и упражнения направленные на речевое развитие детей, организовывает и проводит праздники и развлечения: «Путешествие по сказке», утреннюю гимнастику «В гости к колобку», дает рекомендации по организации активного отдыха детей в разное время года. Учителя – логопеды проводят артикуляционную гимнастику с целью развития речевого внимания и дыхания артикуляционного аппарата детей

«Заборчик», «Иголочка»; фонетическию зарядку «Оркестр», «Надуем мячик», игры «Подскажи словечко», чистоговорки, скороговорки.

Такое тесное сотрудничество позволяет качественно и системно подходить к решению поставленных задач по речевому развитию посредством театрализации с учетом физических и психических особенностей и возможностей каждого ребенка.

На        протяжении        нескольких        лет        ведется        активная        работа        с

Центральной        детской        библиотекой:

  • подбор  методической  и  художественной  литературы  к  мероприятиям,

-участие        воспитатанников        в        городских        выставках,        акциях.

Историко-культурный центр «Старый Сургут»:

-посещение        мастер                классов        по        изготовлению        кукол,        масок,

-участие        в        игровых        программах        для        дошкольников.

Сургутская филармония:

-походы по выходным дням в театр актера и куклы «Петрушка» вместе с

родителями,

-участие в проекте «Филармония - детям».

Целевая аудитория.

Работа по реализации проекта «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» проводится с младшей дошкольной группы (3-4 года) в течение четырех лет и строится на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под. редакцией Н. Вераксы.

Непосредственными        участниками        реализации        проекта        являются:

музыкальный руководитель, педагог–психолог, учитель–логопед, инструктор по физической культуре, дети и родители.

Консультативную помощь в планировании и реализации проекта оказывает старший воспитатель.

Развитие речи дошкольников посредством театрализации деятельности предполагает совместную работу с родителями по обогащению словарного запаса ребенка, формированию грамматического строя речи, работу над слоговой структурой слова, звукопроизношением, развитием интонационной выразительности, дикции.

Для осуществления поставленных задач используются следующие формы работы с родителями:

- информационно-просветительская работа (консультации, папки-передвижки «Маленькие дети и большое искусство театра», «В театр всей семьей» и др.);

  • посещение театра родителями с детьми;

  • встреча за круглым столом «Учите детей общаться, быть вместе»;

  • вечера вопросов и ответов «Делать или не делать?»;

  • деловая игра «Использование приемов развития творческого воображения»;

  • мастер – класс «Вместе играем – речь развиваем»;

  • конкурсы «Маски – превращения», «Сказочная игрушка» (изготовление атрибутов, масок для театральной деятельности);

-театрализованная        викторина        «Звездный        час»,        «Из        какой        сказки        я

пришел?»;

-семинар  -  практикум        «Эмоциональная  и  правильная  речь,  как  залог

успешного бучения в        школе»;

-анкетирование        родителей        «Любите        ли        вы        ходить        в        театр?»

(приложение7).

Активное вовлечение родителей в реализацию проекта способствует всестороннему развитию ребенка и повышению компетентности

родителей        в        вопросах        воспитания        детей.

План реализации проекта:

2015 -2016

Подготовительный этап:

учебный

Определить цель и задачи проекта.

год

Составить план обновления предметно – развивающей

среды.

Разработать

поэтапно

перспективный

план

образовательной  деятельности  для  второй  младшей

группы.

Разработать

диагностический

инструментарий

по

определению  качества  работы  по  речевому  развитию

посредством  театрализации  у  детей  второй  младшей

группы.

  • Изготовление театральных атрибутов для работы с детьми второй младшей группы

  • Подборка и разработка электронных консультаций для

родителей по развитию речи посредством театрализации.

  • Создание домашних заданий на выходные «Речь развиваем - в театр играем».

2016 -2017

Внедренческий этап:

учебный

Создание  альбома  «Алгоритм  работы  родителей  с

год

детьми».

Корректировка перспективного плана образовательной

деятельности для младшей группы.

  Анализ   результатов   образовательной

деятельности,

характеризующий  уровень  развития

речи  детей  во

второй младшей группе.

  Изготовление

картотеки

пальчиковых

игр

по  теме

проекта.

Обогащение предметно-развивающей среды.

  Подобрать консультационный материал для работы с

педагогами, родителями.

  Создание

альбома

«Театральная

терминология

в

иллюстрациях   и   картинках»,   словарь   театральных

терминов .

  Разработка

методических

материалов

для

работы

с

детьми.

  Разработать

перспективный

план

образовательной

деятельности для группы среднего возраста от 4 до 5

лет.

2017 -2018

Внедренческий этап:

учебный

Обогащение предметно-развивающей среды.

год

Создание картотеки музыкальных отрывков к сказкам.

  Анализ   результатов

образовательной

деятельности,

характеризующий   уровень  развития   речи   детей   в

средней дошкольной группе.

Разработать

диагностический   инструментарий

по

определению   качества   работы   речевого   развития

посредствомтеатрализацииудетейстаршего

дошкольного возраста.

  Создание библиотеки художественной литературы по

теме проекта.

Изготовление

элементов

костюмов

вместе

с

родителями.

  • Проведение открытых мероприятий для родителей воспитанников.

2018 -2019

Внедренческий этап:

учебный

Систематизация методического сопровождения.

год

Реализация проекта в старшем дошкольном возрасте.

Обогащение предметно-развивающей среды.

Посещение

представлений

театра   актера  и

куклы

«Петрушка» детьми с родителями.

  Анализ   результатов

образовательной

деятельности,

характеризующий  уровень  речевого  развития  детей

посредством  театрализации  в  старшем  дошкольном

возрасте.

  Участие в конкурсах и фестивалях.

  Подготовка

и  проведение

открытых

мероприятий  в

ДОУ для педагогов и родителей.

  Экскурсии в музей, выставочный зал.

  Распространение

и

тиражирование

опыта

работы,

публикация статей по обмену опытом.

2019-2020

Обобщающий этап:

учебный

Анализ результатов образовательной деятельности,

год

характеризующий уровень речевого развития детей

посредством театрализации в старшем дошкольном

возрасте.

  Распространение

и

тиражирование

опыта

работы,

публикация статей по обмену опытом.

  Участие в конкурсах и фестивалях различного уровня.

  Инсценировка сказок на утренниках, для детей

младшего возраста, для детей группы кратковременного

пребывания.

  • Рекомендаци воспитателям по организации театральной деятельности с детьми.

  • Анализ результативности работы по проекту в период с

2014 по 2020 год.

Предложенная последовательность работы по проекту целесообразна, т.к дети к концу дошкольного возраста инициативны и самостоятельны в придумывании сказок, рассказов, пользуются разнообразными средствами выразительности. В дальнейшем, работа педагога заключается в следующем:

-изготовление атрибутов и создание декораций для театральных постановок,

-подбор иллюстративного материала к совместным мероприятиям,

-обмен опытом, знакомство с периодикой, опытом работы других педагогов,

-создание        презентаций        в        программе        Power        Point        для        повышения

эффективности        образовательной        деятельности        с        детьми.

-оформление        материалов        по        речевому        развитию        посредством

театрализации, буклетов для педагогов и родителей,

-создание        медиатек,        которые        представляют        интерес        не        только        для

педагогов, но и для родителей.

Ожидаемые        результаты        и        социальный        эффект.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. На основе программы «От рождения до школы» разработан диагностический инструментарий для определения уровня

знаний, умений и навыков у детей дошкольного возраста по речевому развитию посредством театрализации.

Цель обследования – определить исходный уровень детей по речевому развитию, спланировать работу на год и получить динамику к концу года.

Составленные критерии, помогают выявить уровень достижений детей по речевому развитию посредством театрализации.

По всем показателям оценка дается по трехбалльной системе: полное усвоение программы – 3 балла, частичное – 2 балла, требует корректировки – 1 балл. Конечный результат диагностики выводится в процентах.

Данные для определения уровня сформированности собираются в ходе наблюдений за различной деятельностью детей (игровая, продуктивная, свободная, самостоятельная). В попытке охватить более широкий спектр знаний и умений должны быть учтены оценочные суждения детей, ответы, высказывания полученные на занятиях и в свободном общении с детьми.

Предложенная методика работы по речевому развитию дошкольников посредством театрализации повысит усвоение знаний дошкольников, предупредит и устранит трудности, которые возникают у детей в период поступления в школу .

Разработанные рекомендации могут использоваться другими воспитателями при проведении НОД и свободной деятельности по речевому развитию дошкольников посредством театрализации в любой возрастной группе дошкольных учреждений города.

Перспективы        дальнейшего        развития        проекта.

Овладение речью – одна из главных задач целостного развития дошкольника. Ее успешное решение зависит от многих условий: речевой

среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка, которые педагоги, воспитатели, родители учитывают в процессе целенаправленного речевого воспитания. Развитие речи в театрализованной деятельности предполагает совместную работу педагогов, воспитателей, родителей по обогащению словарного запаса ребенка, формированию грамматического строя речи, работу над слоговой структурой слова, звукопроизношением, развитием интонационной выразительности, дикцией. Кроме того, это дает широкие возможности для развития коммуникативных навыков детей, их творческих проявлений, расширения кругозора и познавательной сферы, воспитание нравственных начал личности ребенка - дошкольника.

Воспитательные и развивающие возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе систематической работы дети буквально на глазах преображаются, становятся свободными, раскрепощёнными, умеют правильно отвечать на поставленные вопросы – учатся думать, анализировать, предлагать свои идеи. Любая сказка, театрализованная игра – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному литературному богатству.

Работа по теме «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» многообразная и

разносторонняя. В перспективе возможно продолжение в виде кружковой работы или создания театральной студии. Особое внимание нужно обратить на привлечение родителей в роли помощников и партнеров.

Список использованной литературы.

  1. Алябьева Е.А., Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. - М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. (Программа развития) / SBN 5-89144-540-9/.

  1. Агапова И.А. Давыдова М.А. Литературные игры для детей. – М.: ООО

ИКТЦ «ЛАДА», 2006 – 192 с. / SBN 5-94832-176-2.

  1. Выготский Л.С. Психология .-М.:Издательство ЭКСМО – Пресс  ,2000.-

1008с. Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.

4. Галасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. Пб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999 – 95с.–(Серия «Учительский портфель») / SBN S – 89814-024-7.

  1. Горькова Л.Г. Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников – М.: Вако, 2005. – 144 с. – (Дошкольники: учим,

развиваем, воспитываем).

  1. Горькова Л.Г., Губанова Н.Ф. Праздники и развлечения в детском саду.

–   М.:   ВАКО,   2007   –   288с.   –   (Дошкольники:   учим,   развиваем,

воспитываем).  / SBN 5-94665-467-5 / SBN 978-5-94665-467-8/.

  1. Граб Л.М. Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет /авт.-сост.

Л.М. Граб.-Волгоград: Учитель, 2012 – 136с. / SBN 978-5-7057-2220-4.

  1. Зинкевич-ЕвстигнееваТ.Д.,  Практикум  по  сказкотерапии  ,-СПб: ООО

Речь, 2002г.

  1. Иванова О.Н., Развитие  речи у детей 5-7 лет в детском саду. Учебно-

тематические планы, конспекты занятий, критерии оценки результатов. (О.Н. Иванова, Г.Н. Короткова. – Ярославль: Академия развития, 2009. –

  1. с.: ил. – (Программа пред дошкольного образования).

  1. Ренгарт Т.Н. Сказка на подмостках: Постановки для детей. – Мн.: Изд-

во «Четыре четверти». 2000 – 176с. – (В помощь педагогу организатору).

  1. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в разных возрастах ,- М,: Изд.-во Институт практической психологии 1995г. «Вместе с детьми») /SBN 5-89144-329-5/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №137» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей Нижегородской об...

Конспект на тему: «Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Театрализованное занятие с использованием ширмы, кукол, кукол-перчаток. Сначала дети встречаю Мишку и рассказывают ему потешки. Далее  в гости к ребятам по  очереди приходят  кошка, соб...

«Использование фольклора в развитии детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

В настоящее время растет интерес к осмыслению  и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклораю....

«Использование фольклора в развитии детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

В настоящее время растет интерес к осмыслению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора....

Конспект открытого занятия в образовательной деятельности «Речевое развитие» младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в «изо-сказке» «Заколдованная сказка»

Конспект открытого занятия в ООД "Речевое развитие " из опыта работы "Развитие речевой активности детей младшего возраста посредством театрализованной деятельности в " изо-сказке"....

Конспект организованной игровой деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности на тему: «Зимние забавы»

         Конспект организованной игровой деятельности по развитию    творческих способностей  детей дошкольного возраста посредством   теа...