Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»
проект (младшая группа) на тему

Милейко Анна Сергеевна

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

 

Паспорт проекта.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Тип проекта: познавательно – игровой.

Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.

Постановка проблемы.

Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.

Актуальность проекта:

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

·        является основой для интеллектуального развития,

·        развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство,

·        является основой для развития воображения, развивает внимание,

·        дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности,

·        обеспечивает усвоение сенсорных эталонов,

·        обеспечивает освоение навыков учебной деятельности,

·        влияет на расширение словарного запаса ребенка,

·        влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной,

образной и др. видов памяти.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.

Цель проекта:

Обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Задачи проекта:

·         Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

·         знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;

·         воспитывать познавательный интерес, любознательность;

·         упражнять в установлении сходства и различия между предметами;

·         способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;

·         развивать мелкую моторику рук;

·         повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;

·         оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.

Продукт проекта:

·         Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.

·         Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.

·         Развлечение.

·         Презентация для родителей.

·         Фотовыставка «Учимся играя».

Содержание проекта.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный;

2 этап – практический;

3 этап – заключительный.

Подготовительный этап:

·         Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОСТ.

·         Проведение мониторинга.

·         Анализ полученных результатов, выводы.

·         Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".

·         Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.

 

 

 

 

Практический этап:

Работа с детьми:

1. Непосредственная образовательная деятельность.

2. Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок».

3.     Дидактические игры с малышами:

1.     Для зрительного восприятия (свет, форма, величина, например: «Спрячем в домике»; «Найди такой же…»; «Петушок», «Волшебное стеклышко», «Украсим елочку» и т. д.

2.     Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т.д.

3.     Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, шнуровки, нанизывание колец по цвету, игры с прицепками, крышечками, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (кнопки, липучки). А также развивающий стенд сделанный руками родителями.

4.     Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.

5.     Мозаика: настольная

6.     Пазлы

7.     Настольно-печатные дидактические игры.

4.     Самостоятельные игры малышей.

5.     Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.

Работа с родителями:

1.     Консультация «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста».

2.     Беседы о роли развивающих игр для малышей.

3.     Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».

4.     Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

Заключительный этап.

Анализ результатов проекта:

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.

У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.

Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.

Используемая литература:

1.     М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».

2.     Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»

3.     Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.

4.     Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.

5.     Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Маскаева Е.В.Продолжительность проекта: сентябрь – май.Тип проекта: познавательно – игровой.Участники пр...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вк...

Познавательно-игровой проект "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Проект "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"...

Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Актуальность проекта:Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В р...

Информационная карта проекта " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводится дидактической игре .Ребенок практически все в этом мире познает через игру. Успешность умственного , физического , здор...

2020.04.10. Проект: "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Данный проект беспечит накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являю...