Самообразование «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Курошина Наталья Фёдоровна

Актуальность выбранной темы:

В ФГОС ДО выделены направления развития детей дошкольного возраста. В таком направлении как познавательное развитие предполагается формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира - форме, цвете, размере, материале, пространстве и времени. Решение данной задачи осуществляется педагогами ДОУ в рамках сенсорного развития

Сенсорное развитие – это развитие процессов восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Дети на третьем году жизни должны выделять цвет, форму, величину как основные признаки предметов. Не следует добиваться от детей запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Ведущая роль в развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Во время игры, повседневного общения, совместно выполняемых действий, родителям следует обращать внимание на различные свойства предметов, тем самым развивая восприятие ребенка.

Для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т. е. правильно различать. Универсальный способ воспитания и обучения малыша – это игра. Она приносит в жизнь ребенка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», считал В. А. Сухомлинский. К числу игр можно отнести следующие: Игры-поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными предметами; Игры с прятаньем и поиском – в этом случае ребенка интересует неожиданное появление предметов и их исчезновение (складывание матрешки); Игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью; Игры на ознакомление с формой и величиной предмета- геометрические игры (мозаика, конструктор «Лего») Игры- занятия с разнообразными материалами (глина, песок, вата, пластилин)

Особый акцент надо делать на умелый подбор игрушек, организацию развивающей среды, сферу общения. Опираясь на возрастные и индивидуальные способности детей, обучать новому и интересному, используя увлекательную игровую форму. Организуя игры с детьми, следует учитывать следующее: чем больше анализаторов участвуют в восприятии, тем глубже и прочнее усваивается конкретный материал. Не зависимо от возраста важнейшими условиями успешного сенсорного развития являются общее психофизическое благополучие ребенка и педагогическая грамотность взрослых. В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказываются сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Поэтому, стоит уделять большое внимание развитию ребенка раннего возраста и не упустить важный период в его жизни.

Необходимо внедрять в практику современные подходы и новые технологии. Поиск подходов к привлечению родителей (лиц их замещающих) в качестве партнеров реализации образовательной деятельности.

 

Цель работы:

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в сенсорном воспитании детей через дидактические игры.

 

 

Задачи:

  1. Изучить нормативные документы, современные методические ресурсы по проблеме «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры».

2. Продолжать внедрение в практику информационные компьютерные технологии (компьютеры, проекторы), метода проектов.

3.  Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей через игры с дидактическим материалом.

4. Обеспечить развитие умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).

5.  Вызвать интерес родителей воспитанников к проблеме «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры».

6.  Способствовать повышению компетентности родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

7.  Внедрить новые формы взаимодействия с семьей, обеспечивающие партнерскую позицию в реализации образовательного процесса.

8.  Обобщить и распространить педагогический опыт на мероприятиях различного уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

первой младшей группы

Курошиной Натальи Фёдоровны

на 2018 – 2019 учебный год

 «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Актуальность выбранной темы:

В ФГОС ДО выделены направления развития детей дошкольного возраста. В таком направлении как познавательное развитие предполагается формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира - форме, цвете, размере, материале, пространстве и времени. Решение данной задачи осуществляется педагогами ДОУ в рамках сенсорного развития. 

Сенсорное развитие – это развитие процессов восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Дети на третьем году жизни должны выделять цвет, форму, величину как основные признаки предметов. Не следует добиваться от детей запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Ведущая роль в развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Во время игры, повседневного общения, совместно выполняемых действий, родителям следует обращать внимание на различные свойства предметов, тем самым развивая восприятие ребенка. 

Для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т. е. правильно различать. Универсальный способ воспитания и обучения малыша – это игра. Она приносит в жизнь ребенка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», считал В. А. Сухомлинский. К числу игр можно отнести следующие: Игры-поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными предметами; Игры с прятаньем и поиском – в этом случае ребенка интересует неожиданное появление предметов и их исчезновение (складывание матрешки); Игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью; Игры на ознакомление с формой и величиной предмета- геометрические игры (мозаика, конструктор «Лего») Игры- занятия с разнообразными материалами (глина, песок, вата, пластилин)

Особый акцент надо делать на умелый подбор игрушек, организацию развивающей среды, сферу общения. Опираясь на возрастные и индивидуальные способности детей, обучать новому и интересному, используя увлекательную игровую форму. Организуя игры с детьми, следует учитывать следующее: чем больше анализаторов участвуют в восприятии, тем глубже и прочнее усваивается конкретный материал. Не зависимо от возраста важнейшими условиями успешного сенсорного развития являются общее психофизическое благополучие ребенка и педагогическая грамотность взрослых. В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказываются сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Поэтому, стоит уделять большое внимание развитию ребенка раннего возраста и не упустить важный период в его жизни.

Необходимо внедрять в практику современные подходы и новые технологии. Поиск подходов к привлечению родителей (лиц их замещающих) в качестве партнеров реализации образовательной деятельности.

Цель работы:

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в сенсорном воспитании детей через дидактические игры.

Задачи:

  1. Изучить нормативные документы, современные методические ресурсы по проблеме «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры».

2. Продолжать внедрение в практику информационные компьютерные технологии (компьютеры, проекторы), метода проектов.

3.  Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей через игры с дидактическим материалом.

4. Обеспечить развитие умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).

5.  Вызвать интерес родителей воспитанников к проблеме «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры».

6.  Способствовать повышению компетентности родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

7.  Внедрить новые формы взаимодействия с семьей, обеспечивающие партнерскую позицию в реализации образовательного процесса.

8.  Обобщить и распространить педагогический опыт на мероприятиях различного уровня.

Ожидаемые результаты:

1. Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

2. Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

3. Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

4. Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет.

5. Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

6. У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.

Выход темы: 

- консультации для родителей

- родительское собрание «Путешествие в страну Сенсорику»

- картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста

Формы работы с родителями и детьми:

- Родители:

- сотрудничество через консультации,

- родительские собрания,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

- Дети:

- специальные занятия по сенсорному воспитанию

- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию

- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений

- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета

План работы

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы, передового педагогического опыта

Сентябрь-май

1.Знакомство с новыми педагогическими технологиями 2.Изучение нормативных документов, методических ресурсов по теме исследования, систематизация полученных данных.

3.Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования.

4.Подготовка и оформление проекта

(Приложение 1)

Через предметные издания и Интернет- ресурс.

Работа с детьми

Сентябрь

1.Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка. 2.Подбор дидактических игр, пособий для сенсорного развития детей

Через предметные издания и Интернет- ресурс.

Октябрь

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

 «Платочек для куклы»

«Узнай фигуру»

«Найди пару»

«Гусеница»

Ноябрь

Картотека дидактических игр на развитие тактильных ощущений.

«Чудесный мешочек»

«Определи на ощупь»

Декабрь

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

«Найди предмет указанной формы»

«Из каких фигур состоит?»

Январь

Картотека дидактических игр на закрепление понятия формы.

«Найди предмет такой же формы»

«Какая фигура лишняя?»

Февраль

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

 

«Сравни предметы по высоте»

«Самая длинная, самая короткая»

Март

Картотека дидактических игр на закрепление понятия величины.

«Разноцветные кружки»

«В какую коробку?»

«Дальше – ближе» 

Апрель

 Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

«Какого цвета не стало?»

«Какого цвета предмет?»

«Собери гирлянду»

Май

 Картотеку дидактических игр на закрепление цвета.

«Мозаика»

«Пирамидка»

Работа с семьей

Январь

Консультация

«Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры

Март

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями по данной теме.

Апрель

Анкетирование родителей

"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников»

Май

Родительское собрание 

«Выставка дидактических игр по сенсорному воспитанию»

«Путешествие в Сенсорику»

В течение года

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала

Самореализация

Апрель

Открытый показ НОД «В гости к кукле Кате» 

Конспект занятия 

Май

Отчёт о проделанной работе по теме «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Материалы выступления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профессионального самообразования воспитателя на тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи.Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать ос...

Буклет по самообразованию "Сенсорное воспитание детей через дидактические игры"

Буклет по моей теме самообразования "Сенсорное воспитание детей через дидактические игры" в первой младшей группе "Мотылек"...

Самообразование: "Сенсорное воспитание детей через дидактические игры"

Сенсорное развитие представляет собой фундамент общего умственного развития ребенка, которое является, в свою очередь, неотъемлемым условием успешного обучения ребенка. Уже с рождения ребенок учится в...

Самообразование на тему «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры с

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать основн...

План по самообразованию "Сенсорное воспитание детей через дидактические игры"

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно но...