План по самообразованию "Сенсорное воспитание детей через дидактические игры"
методическая разработка по теме

Рустамханова Халида Гайдаровна

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств  предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение              

      детский сад №46  Пушкинского района Санкт-Петербурга

                                   План

                                по самообразованию                                                                                                                                                                                                                                                         

Тема: "Сенсорное воспитание детей через

дидактические игры"

Подготовила: воспитатель группы раннего возраста    

Рустамханова Х.Г.

             

Темой данной работы является «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры».                                                                                                                          

Цель: систематизация знаний по методике сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, изучение учебной и научно-методической литературы, новых программ и педагогических технологий, ознакомление с опытом работы других дошкольных учреждений, педагогов.                      

Задачи. Работа над программой самообразования поможет мне:                                                        -научить детей различать основные цвета;

-познакомить детей с величиной и формой предметов;          

-сформировать навыки самостоятельной деятельности;

-повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

-развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

-организовать общение ребенка со сверстниками и взрослыми в процессе предметной деятельности.

                                                   

Ожидаемые результаты:

-закрепление знаний у детей порядкового счета, названия геометрических фигур, временных представлений;

-положительная динамика в математическом развитии детей;

-совершенствование предметно-развивающей среды.                                                                

Сенсорное развитие представляет собой фундамент общего умственного развития ребенка, которое является, в свою очередь, неотъемлемым условием успешного обучения ребенка. Уже с рождения ребенок учится воспринимать предметы и явления окружающей среды при помощи органов чувств, тактильных приемов.

От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает окружающий его мир при помощи осязания, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Огромная роль и значение сенсорного развития заключается в том, что оно является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность.

В связи с тем, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра, именно играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны. То есть, иначе говоря, игра выступает средством сенсорного развития и воспитания. Сущность сенсорного воспитании.

Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенком и формирование его  представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.  

 Сенсорное воспитание детей через дидактические игры.

 Согласно общепринятой классификации игр, все игры можно разделит на: 1) сюжетные игры; 2) дидактические игры и 3) игры - драматизации.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, которые специально созданы с целью обучения и воспитания детей. Данная группа игр направлена на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Однако для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

         Этапы работы.

  1.Работа с детьми

создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка среды

В течение года

занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки, дидактические столики, втулки и пр.)

В течение года

Сенсорное развитие осуществляемое  в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию

В течение года

Проведение игр:

 Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

«Чудесный мешочек»

« Определи на ощупь» ( найти предметы различающиеся по одному  признаку)

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

«Узнай фигуру» ( предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

Сентябрь-ноябрь 2016г.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

«Подбери форму» (учить детей подбирать фигуры к геометрическим образцам)  

«Из каких фигур состоит…?»  (нужно по рисунку определить,  из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

«Какая фигура лишняя?»    (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)                

Январь 2017г

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

«Большой и маленький листочек» (формировать представление о величине)

«Сравни предметы по высоте»

«Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные  ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно  предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

«Разноцветные кружки» (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

«В какую коробку?»  (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)

«Дальше – ближе» (предложить по рисунку определить положение   игры и    предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)

Декабрь-Февраль    2016-2017

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

 «Цветные ежики» (предложить чередовать объекты по цвету)

«Рыбаки и рыбки» (знакомство детей с цветами и их названиями, учить сравнивать предметы  по цвету).

«С какого дерева лист?»  (формировать предстовление о цвете)

«Какие цвета использованы?» (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)

«Уточним цвет» (учить различать и называть близкие цвета)

Март 2017г.

  1. Закрепление пройденного с детьми
  2. Мониторинг

Апрель-май 2017г.

              2.Работа с родителями

  1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного  материала.

Сентябрь-декабрь 2016г.

  1. Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями.

В течение года

  1. Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

февраль 2017г.

Дидактическое пособие своими руками по сенсорному воспитанию для тетей раннего возраста.

1.«Сенсорная книга»

2. «Тактильная коробка»

3. «Паучок на полянке»

4. «Поиграем с прищепками»

5. «Разложи яички в свои домики»

6. «Пальчиковый сухой бассейн».

  СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

             1.  Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5.  «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

6. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профессионального образования воспитателя. Тема: Сенсорное воспитание детей через дидактические игры.

Тема:Сенсорное воспитание детей через дидактические игры.В этом документе дана цель, перспективный план работы работы по данной теме, используемая литература....

План профессионального самообразования воспитателя на тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи.Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать ос...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное фор...

План работы по самообразованию педагога по теме: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обу...