Самообразование: "Сенсорное воспитание детей через дидактические игры"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Сенсорное развитие представляет собой фундамент общего умственного развития ребенка, которое является, в свою очередь, неотъемлемым условием успешного обучения ребенка. Уже с рождения ребенок учится воспринимать предметы и явления окружающей среды при помощи органов чувств, тактильных приемов. Сенсорное воспитание - это развитие его восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon camoobrazovanie.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ГБОУ СОШ № 2051

Самообразование

Тема: "Сенсорное воспитание детей через

дидактические игры"

Подготовила:

Куприянов Е.И.

группа № 2

Москва, 2015


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

Основная часть

1. Сущность сенсорного воспитании……………………………………………4

2. Сенсорное воспитание детей через дидактические игры………………….6

Заключение……………………………………………………………………….9

Список литературы……………………………………………………………..10

ВВЕДЕНИЕ

Сенсорное развитие представляет собой фундамент общего умственного развития ребенка, которое является, в свою очередь, неотъемлемым условием успешного обучения ребенка. Уже с рождения ребенок учится воспринимать предметы и явления окружающей среды при помощи органов чувств, тактильных приемов.

Сенсорное воспитание -  это развитие его восприятия ребенком  и формирование его  представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает окружающий его мир при помощи осязания, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Огромная роль и значение сенсорного развития заключается в том, что оно является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность.

В связи с тем, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра, именно играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны. То есть, иначе говоря, игра выступает средством сенсорного развития и воспитания.

Темой данной работы является «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры».

Задачи:

1. определить сущность сенсорного воспитания;

2. выделить роль сенсорного воспитания в дидактических играх.

1. Сущность сенсорного воспитании.

Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенком и формирование его  представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.  С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается процесс познания в целом.

Истоки развития элементарных сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития в младшем дошкольном возрасте. В первые 3 года жизни отмечается максимальное физическое и психическое развитие детей, поэтому возраст до трех лет является периодом активного развития речи и совершенствования движений. Кроме этого, в данном возрасте происходит формирование нравственных качеств, складываются ведущие черты характера и линии поведения.

Развитые сенсорные способности - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Формирование многих способностей, к примеру, музыкальных, изобразительных, также связано с развитием ощущений и восприятий. Поэтому сенсорному развитию дошкольников должно уделяться большое количество времени в процессе воспитания.

Сенсорное воспитание занимает важное место в педагогическом процессе. Оно осуществляется планомерно и систематически. В непосредственно образовательной деятельности – это включение задач сенсорного воспитания. Их связь с содержательной для ребенка деятельностью предоставляет педагогу  возможность формирования сенсорных процессов, возможность содействия интеллектуальному развитию детей.  В процессе практических действий с предметами, ребенок накапливает чувственный опыт. В  повседневной жизни происходит обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром предметов, созданных руками человека.

Исследованиям в области сенсорного воспитания детей дошкольного возраста внимание уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. Однако в  последнее время педагоги акцентируют свое внимание именно на концепциях и методиках зарубежных авторов. Однако существенный вклад в развитие исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и многие другие.

Ребенок в каждом возрастном периоде оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Именно поэтому каждый возрастной этап становится благоприятной ступенью для последующего нервно-психического и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. В раннем возрасте ознакомление со свойствами окружающих предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, О. Декроли, М.Монтессори), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) считали, что сенсорное воспитание, которое направлено на обеспечение полноценного сенсорного развития, выступает одной из основных сторон дошкольного воспитания. Поэтому актуальной задачей на сегодняшний день стала необходимость исследования и обобщения опыта сенсорного воспитания в работах русских и зарубежных педагогов.

2. Сенсорное воспитание детей через дидактические игры.

Как уже было отмечено выше, ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра. Согласно общепринятой классификации игр, все игры можно разделит на: 1) сюжетные игры; 2) дидактические игры и 3) игры - драматизации.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, которые специально созданы с целью обучения и воспитания детей. Данная группа игр направлена на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Однако для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

В теории и практике дошкольного воспитания дидактические игры разделяют на:

  • игры с игрушками и предметами;
  • настольно-печатные игры;
  • словесные игры.

Согласно мнению А.Н.Леонтьева, дидактические игры относятся к «рубежным играм», являясь переходной формой к той неигровой деятельности, подготовку к которой они выполняют. Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, мыслительных операций, которые создают основу любого обучения. Дидактические игры в обязательном порядке должны содержать задачи учебного характера - обучающие задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но переносят ее в занимательную для детей форму.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои имеющиеся знания. Таким образом, дидактическая игра помогает детям чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.

Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебно-познавательное и игрозанимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя. Учебно-познавательная сущность каждой дидактической игры представлена определенными дидактическими задачами, которые преследуют, к примеру, цели сенсорного и интеллектуального развития детей. Наличие дидактических задач, которые содержат обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер.

В педагогике система дидактических игр была создана в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются такие известные педагоги и психологи, как Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др.

В опыте сенсорного воспитания детей широко используются следующие виды дидактических игр:

  • Игры - поручения, которые основаны на интересе детей к действиям с игрушками и предметами (подбирать, складывать и раскладывать,
    вставлять, нанизывать и т.д.).
  • Игры с прятаньем и поиском, которые основаны на неожиданном появлении или исчезновении предметов, процессам их поиска и
    нахождения.
  • Игры с загадыванием и отгадыванием, которые привлекают детей
    своей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь», «Что изменилось».
  • Сюжетно - ролевые игры, игровое действие которых заключается
    в изображении различных жизненных ситуаций.
  • Игры - соревнования: «Кто быстрее», «Кто первый», «Кто
    больше».
  • Игры в фанты или в запретный «штрафной» предмет (картинку)
    или его свойства (цвет).

Из-за наличия игровых действий дидактические игры делают процесс обучения более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. Поэтому игра выступает прекрасным средством воспитания коллективных взаимоотношений между игроками, формирует навыки взаимопомощи и сотрудничества. Дидактические игры способствуют художественному развитию, совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в ходе данной работы были решены все вышепоставленные задачи.

В первом вопросе работы была определена сущность понятия сенсорное воспитание, выделена его роль и значение в жизни ребенка. Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенком и формирование его  представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.  С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Истоки развития элементарных сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития в младшем дошкольном возрасте.

Во втором вопросе работы акцент сделан на содержании и роли сенсорного воспитания в дидактических играх.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, которые специально созданы с целью обучения и воспитания детей. Данная группа игр направлена на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Однако для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

В педагогике система дидактических игр была создана в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются такие известные педагоги и психологи, как Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др.

Дидактическая игра неразрывно связана с сенсорным воспитанием. Включение дидактических игр значительно расширяет возможности сенсорного воспитания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004 ,  13. – С.424
  • Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008. – С. 315
  • Игры – занятия с малышами./ А.Н.Фролова, - К., Рад.школа, 2007. – С.368
  • Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. — Минск: Народная асвета, 2007. – С. 368
  • Фоменко Т. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры [Текст] / Т. А. Фоменко // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 53-55.