Самообразование: "Сенсорное воспитание детей через дидактические игры"
методическая разработка (средняя группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
camoobrazovanie.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ГБОУ СОШ № 2051
Самообразование
Тема: "Сенсорное воспитание детей через
дидактические игры"
Подготовила:
Куприянов Е.И.
группа № 2
Москва, 2015
СОДЕРЖАНИЕВведение………………………………………………………………………….3
Основная часть
1. Сущность сенсорного воспитании……………………………………………4
2. Сенсорное воспитание детей через дидактические игры………………….6
Заключение……………………………………………………………………….9
Список литературы……………………………………………………………..10
ВВЕДЕНИЕ
Сенсорное развитие представляет собой фундамент общего умственного развития ребенка, которое является, в свою очередь, неотъемлемым условием успешного обучения ребенка. Уже с рождения ребенок учится воспринимать предметы и явления окружающей среды при помощи органов чувств, тактильных приемов.
Сенсорное воспитание - это развитие его восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает окружающий его мир при помощи осязания, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Огромная роль и значение сенсорного развития заключается в том, что оно является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность.
В связи с тем, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра, именно играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны. То есть, иначе говоря, игра выступает средством сенсорного развития и воспитания.
Темой данной работы является «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры».
Задачи:
1. определить сущность сенсорного воспитания;
2. выделить роль сенсорного воспитания в дидактических играх.
1. Сущность сенсорного воспитании.
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается процесс познания в целом.
Истоки развития элементарных сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте. В первые 3 года жизни отмечается максимальное физическое и психическое развитие детей, поэтому возраст до трех лет является периодом активного развития речи и совершенствования движений. Кроме этого, в данном возрасте происходит формирование нравственных качеств, складываются ведущие черты характера и линии поведения.
Развитые сенсорные способности - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Формирование многих способностей, к примеру, музыкальных, изобразительных, также связано с развитием ощущений и восприятий. Поэтому сенсорному развитию дошкольников должно уделяться большое количество времени в процессе воспитания.
Сенсорное воспитание занимает важное место в педагогическом процессе. Оно осуществляется планомерно и систематически. В непосредственно образовательной деятельности – это включение задач сенсорного воспитания. Их связь с содержательной для ребенка деятельностью предоставляет педагогу возможность формирования сенсорных процессов, возможность содействия интеллектуальному развитию детей. В процессе практических действий с предметами, ребенок накапливает чувственный опыт. В повседневной жизни происходит обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром предметов, созданных руками человека.
Исследованиям в области сенсорного воспитания детей дошкольного возраста внимание уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. Однако в последнее время педагоги акцентируют свое внимание именно на концепциях и методиках зарубежных авторов. Однако существенный вклад в развитие исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и многие другие.
Ребенок в каждом возрастном периоде оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Именно поэтому каждый возрастной этап становится благоприятной ступенью для последующего нервно-психического и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. В раннем возрасте ознакомление со свойствами окружающих предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, О. Декроли, М.Монтессори), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) считали, что сенсорное воспитание, которое направлено на обеспечение полноценного сенсорного развития, выступает одной из основных сторон дошкольного воспитания. Поэтому актуальной задачей на сегодняшний день стала необходимость исследования и обобщения опыта сенсорного воспитания в работах русских и зарубежных педагогов.
2. Сенсорное воспитание детей через дидактические игры.
Как уже было отмечено выше, ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра. Согласно общепринятой классификации игр, все игры можно разделит на: 1) сюжетные игры; 2) дидактические игры и 3) игры - драматизации.
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, которые специально созданы с целью обучения и воспитания детей. Данная группа игр направлена на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Однако для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
В теории и практике дошкольного воспитания дидактические игры разделяют на:
- игры с игрушками и предметами;
- настольно-печатные игры;
- словесные игры.
Согласно мнению А.Н.Леонтьева, дидактические игры относятся к «рубежным играм», являясь переходной формой к той неигровой деятельности, подготовку к которой они выполняют. Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, мыслительных операций, которые создают основу любого обучения. Дидактические игры в обязательном порядке должны содержать задачи учебного характера - обучающие задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но переносят ее в занимательную для детей форму.
Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои имеющиеся знания. Таким образом, дидактическая игра помогает детям чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.
Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебно-познавательное и игрозанимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя. Учебно-познавательная сущность каждой дидактической игры представлена определенными дидактическими задачами, которые преследуют, к примеру, цели сенсорного и интеллектуального развития детей. Наличие дидактических задач, которые содержат обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер.
В педагогике система дидактических игр была создана в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются такие известные педагоги и психологи, как Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др.
В опыте сенсорного воспитания детей широко используются следующие виды дидактических игр:
- Игры - поручения, которые основаны на интересе детей к действиям с игрушками и предметами (подбирать, складывать и раскладывать,
вставлять, нанизывать и т.д.). - Игры с прятаньем и поиском, которые основаны на неожиданном появлении или исчезновении предметов, процессам их поиска и
нахождения. - Игры с загадыванием и отгадыванием, которые привлекают детей
своей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь», «Что изменилось». - Сюжетно - ролевые игры, игровое действие которых заключается
в изображении различных жизненных ситуаций. - Игры - соревнования: «Кто быстрее», «Кто первый», «Кто
больше». - Игры в фанты или в запретный «штрафной» предмет (картинку)
или его свойства (цвет).
Из-за наличия игровых действий дидактические игры делают процесс обучения более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. Поэтому игра выступает прекрасным средством воспитания коллективных взаимоотношений между игроками, формирует навыки взаимопомощи и сотрудничества. Дидактические игры способствуют художественному развитию, совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе данной работы были решены все вышепоставленные задачи.
В первом вопросе работы была определена сущность понятия сенсорное воспитание, выделена его роль и значение в жизни ребенка. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Истоки развития элементарных сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте.
Во втором вопросе работы акцент сделан на содержании и роли сенсорного воспитания в дидактических играх.
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, которые специально созданы с целью обучения и воспитания детей. Данная группа игр направлена на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Однако для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
В педагогике система дидактических игр была создана в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются такие известные педагоги и психологи, как Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др.
Дидактическая игра неразрывно связана с сенсорным воспитанием. Включение дидактических игр значительно расширяет возможности сенсорного воспитания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004 , № 13. – С.424
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008. – С. 315
- Игры – занятия с малышами./ А.Н.Фролова, - К., Рад.школа, 2007. – С.368
- Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. — Минск: Народная асвета, 2007. – С. 368
- Фоменко Т. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры [Текст] / Т. А. Фоменко // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 53-55.