Статья: "Использование русского и мордовского фольклора в физическом воспитании дошкольников".
статья по теме

Курошина Наталья Фёдоровна

 

На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного физического воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского и мордовского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно – творческой инициативы детей.

Включение фольклора в процесс физического воспитания требует выполнения отдельных условий…

В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать различные типы  фольклорных физкультурных занятий:

1.  Двигательно–творческие

2.  Сюжетные физкультурные занятия

3.  Театрализованные физкультурные занятия

        4.  Музыкально – ритмические занятия

        5.  Игровые физкультурные

        6. Познавательные занятия

        7. Интегрированные физкультурные занятия

Таким образом,  хотелось отметить, что у дошкольников преобладает  мотив эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых движений выше, если они выполняются охотно и  радостно. Поэтому, физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре занятия располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Использование русского и мордовского фольклора

в физическом воспитании дошкольников»  

На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного физического воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского и мордовского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно – творческой инициативы детей.

Включение фольклора в процесс физического воспитания требует выполнения отдельных условий:

  1. Детям должны быть хорошо знакомы предложенные для выполнения физические упражнения: строевые, общеразвивающие, музыкально – ритмические и танцевальные, основные движения, подвижные игры. Также в соответствии с возрастными особенностями детей должен быть использован и фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские и мордовские народные песни и пляски.
  2. Для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения.
  3. Большое значение имеет яркое и образное выполнение движений детьми.
  4. Педагог должен учитывать, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой – колорит народности при передаче образного движения посредством фольклорного материала.
  5. Моторная плотность физкультурных занятий и утренней гимнастики в сочетании с фольклором может достигать 80%. (Как посчитать моторную плотность: время потраченное на выполнение движений разделить на длительность занятия и умножить на 100%. Измеряется в процентах. На прогулке она выше, чем в зале.)

В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать различные типы  фольклорных физкультурных занятий:

  1. Двигательно–творческие, основанные на одном из видов устного народного творчества – потешках, загадках,  сказках. Например, при выполнении ОРУ «Сорока, сорока» (и.п. – основная стойка, руки на поясе: поворот головы влево и вправо) можно использовать мордовскую потешку«Сезяка, сезяка»:

Сезяка ,сезяка,                                      Сорока, сорока,

Сезяка , акша бока,                              Сорока, белобока,

Азк, мезе, вешендят,                           Скажи, что ищешь,

     Мезень колга чикордат?                    О чем ты трещишь?

Мезе юмавтоть?                                Что потеряла?

Мезе прафтоть?                                Что уронила?

При выполнении упражнений можно предложить детям проговаривать слова знакомых потешек. Поэтому по возможности рекомендуется подбирать несложные, ритмические потешки, в которых словами отражено или подразумевается определенное движение.

Для выполнения ОРУ «Змейка» (и.п. – сидя на пятках, руки в замок: медленно встать на колени – потянуться) можно использовать загадку:

                            Вьется, извивается,

                            Как зашипит,

                            На солнце переливается,

                            Убегать всем велит.

 

 Отгадав загадку про белку:

                            Быстрый, маленький зверек,

                            По деревьям скок – поскок.

дети с удовольствием выполняют прыжки на одной ноге с продвижением вперед.

При проведении ОВД (основных видов движений), можно использовать небольшие отрывки из сказок, например из русской народной сказки «Колобок».

- «Колобок покатился по тропинке» – катание мячей двумя руками на расстоянии 3,5 метра. Дети машут рукой вслед «колобку»: «До свидания».

      -   «Катится, катится колобок, а навстречу ему медведь» - ползание на ладонях и ступнях.

На таких занятиях при проведении физических упражнений можно использовать 10-15 потешек или загадок «двигательного характера». Также можно задействовать сюжет одной или двух народных сказок.

Чаще всего используются сказки о животных, например «Теремок», «Гуси – лебеди», и т.д. Возможно использование авторских сказок (С.Я. Маршак «Кошкин дом»,  Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»), дополняя их потешками или загадками.

  1. Сюжетные физкультурные занятия с «вкраплением», «вплетение» элементов фольклора. Эти занятия проводятся в форме «двигательного» рассказа или сказки. Например, в заключительной части физкультурного занятия «У бабуси были гуси» можно использовать ходьбу по кругу в сочетании с речитативом:

                         Гусь гуляет по дорожке,       

                         И гордится гармонист:

                         Гусь играет на гармошке,

                         Я га-га-га-голосист!        

На занятии могут быть использованы до 5-6 элементов фольклора, в зависимости от сюжета и задач занятия.

  1. Театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений. Инсценировок и игр – драматизаций. Имитация отличается эмоциональной насыщенностью. В ней более образно представляется определенная сторона движения. Например: легко, бесшумно «спрыгивают птички с ветки»; вперевалочку, широко расставляя ноги, идет «неуклюжий косолапый медведь»;  весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает «петушок – золотой гребешок».

     Во время выполнения мимических и пантомимических движений дети стараются передать путем выразительных движений мышц лица и всего тела образ определенного персонажа или изобразить его различное «душевное» состояние. Например: в движении дети могут изобразить горе зайчика, когда хитрая лиса обманом выгоняет его из избушки.

  1. Музыкально – ритмические занятия, основанные на русских и мордовских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием русских и мордовских песен и народных мелодий. Такие занятия рекомендуется проводить под музыкальный аккомпанемент. Например: при выполнении ходьбы на носках можно использовать пение русской народной песни «Во поле береза стояла». А под мелодию  Анатолия Петровича Путушкина «Мордовский танец» дети выполняют ОРУ.
  2. Игровые физкультурные занятия на основе русских народных и мордовских  подвижных игр. Такие занятия отличаются тем, что для решения задач каждой части подбираются русские или мордовские народные подвижные игры и игровые упражнения с соответствующими движениями. В работе можно использовать такие игры или упражнения, как например: «Горелки»(русск. п/и), «Зайцы в лесу»(русск. п/и), «Раю, раю»(морд. п/и), «Пильгинесе»(В ножки, морд. п/и). и т.д.

Лучше всего проводить такие занятия, когда дети знают много народных игр, считалок и скороговорок. Например перед началом игры дети произносят  мордовскую считалку:

     Петя, Петя, Петушок,                  Петя, Петя, Петушок,      

     Листе бойкане, дружок,                 Выходи скорей дружок,

     Патяса тюрьхтяма,                      Крыльями махни,      

     Пильгаса топоттяма.                  Ножками топни.

  1. Познавательные занятия  из серии “Забочусь о своем здоровье” с использованием элементов фольклора. На таких занятиях педагоги формируют элементарные знания и представления детей о значении физкультуры, знакомят их со строением тела человека, функциями различных органов, правилами гигиены, способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни. Включение фольклора как элемента занятия оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста. В качестве фольклорного материала можно использовать потешки и прибаутки, загадки, пословицы и поговорки. Например: «Здоровому, все здорово». «Грязнулю всегда выручает вода», «Молодой слабее умом, старый – здоровьем»,«Лучшее средство для лечения болезней – сон»
    В момент сна все процессы в теле человека замедляются, мы тратим гораздо меньше сил, что является необходимым фактором для борьбы с заболеванием. Во сне психофизическое состояние возвращается к норме. А психологический настрой для больного имеет особое значение.
  2. Интегрированные физкультурные занятия рекомендуется проводить с целью изучения необходимого материала. Интегрирование физ. упражнений с элементами фольклора позволяет осуществить качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физического воспитания.

С целью повышения двигательного потенциала и интереса дошкольников к физической культуре, занятия рекомендуется  повторять не более 2-3 раз с обязательным варьированием содержания и методов проведения  физических упражнений.

Также можно проводить и утреннюю гимнастику с использованием фольклорного материала. Например, «Потешки для малышей», «На лесной лужайке», «В гостях у бабушки загадушки» и др.

Таким образом,  хотелось отметить, что у дошкольников преобладает  мотив эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых движений выше, если они выполняются охотно и  радостно. Поэтому, физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре занятия располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма.

Литература:

1. Мы в Мордовии живём: пример. регион. модуль программы дошк. образования/ [О.В.Бурляева и др.]. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011.  

2. Хрестоматия к программе «Валдоня» («Светлячок»): Пособие для дошк. образов. учреждений РМ / Авт.-сост. Е.Н.Киркина.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.

3.   Вареник Е. Н. «Физкультурно - оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет». Москва, «Сфера», 2008г.

4.       Горбатенко О. Ф., Кардаильская Т. А., Попова Г. П. «Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ». Волгоград, «Учитель». 2007 г.

5.       Галанов А. С. «Развивающие игры для малышей». Москва, «АСТ – пресс книга» 2006г.

6. Бояркин Н.И. Мордовское народное музыкальное искусство. Саранск, 1983.

7. Г.П. Новикова. “Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста”. Москва, “Аркти”, 2002.

8. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор в физическом воспитании дошкольников.

Фльклор позволяет разнообразить процесс физического воспитания....

Фольклор в физическом воспитании дошкольников.

Статья о роли фольклора в физическом воспитании дошкольника с русскими народными играми....

Роль мордовского фольклора в экологическом воспитании дошкольников

Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Воспитывать бережное отношение к природе надо с малых лет, т.к.  наиболее благоприятным...

Эссе «Национальные традиции русского и мордовского народов в физическом воспитании детей 5-7 лет»

Использование здоровьесберегающего потенциала русской и мордовской национальной культуры в реализации образовательной области "Физическая культура"....

Фольклор в физическом воспитании дошкольников.

Консультация  для родителей в рамках проекта  "Двуязычные дети"...

Фольклор в физическом воспитании дошкольников

Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно -творческой инициативы детей....