Фольклор в физическом воспитании дошкольников.
статья по физкультуре на тему

Елена Юрьевна Барашкина

Статья о роли фольклора в физическом воспитании дошкольника с русскими народными играми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_v_fizicheskom_vospitanii.docx29.02 КБ

Предварительный просмотр:

                    Фольклор в физическом воспитании дошкольников.

На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного физического воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровище русского народа находит своё применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путём нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей.

Включение  фольклора в процесс физического воспитания  требует выполнения определённых  условий:

1)  Детям  должны  быть хорошо знакомы  предложенные  для выполнения физические  упражнения, а также в соответствии с возрастными  особенностями детей  должен быть  использован фольклорный  материал: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские  народные песни и пляски.

2)  Для  рациональной  организации  двигательной  активности  детей необходима частая смена упражнений  при многократной повторяемости каждого движения.

3) Большое значение  имеет яркое и образное  выполнение детьми  движений

4) Педагог должен учитывать, с одной стороны, развивающий  характер учебного  материала, а с другой - колорит народности при передаче образного движения  посредством фольклорного материала.

5) Моторная плотность физкультурных занятий и утренней гимнастики в сочетании с фольклорным материалом может достигать 80%.

Основной формой организованного обучения физическим упражнениям  в дошкольном  учреждении  являются физкультурные занятия. Мотивы выполнения активных действий детей на занятиях разнообразны. У детей старшего дошкольного возраста преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Благодаря упражнению с названием (например, общеразвивающее упражнение «Колобок») дети представляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его. Образ помогает также качественно выполнять основные движения («лиса - всему краса» - ходьба с гордой осанкой).

Физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре занятия располагаются в определённом порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма. Важно построить физическое занятие таким образом, чтобы подготовить детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются двигательные задачи.

В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать различные типы фольклорных физических занятий:

1. Двигательно-творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества - потешках, загадках, стихах. При проведении физических упражнений можно использовать 10 - 15 потешек или загадок двигательного характера или можно задействовать сюжет одной или двух сказок, дополняя их потешками ил загадками.

2. Сюжетные физкультурные занятия с «вкраплением», «вплетением» элементов фольклора. Эти занятия проводятся в форме «двигательного» рассказа или сказки.

3. Театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр - драматизаций. Дети выполняют различные роли, подражая или копируя действия человека, изображая животных и птиц. ¬

4. Музыкально - ритмические занятия, основанные на русских народных плясках и танцах, игра и хороводах, с использованием русских песен и народных мелодий.

5. Игровые физкультурные занятия на основе русских народных подвижных игр.

6. Познавательные занятия с использованием элементов фольклора. Включение фольклора как элемента занятия оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста.

7. Интегрированные физкультурные занятия с элементами фольклора позволяют осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физического воспитания.

Помимо перечисленных форм работы необходимо включать фольклор и в физкультурно-оздоровительную работу, и в активный отдых детей.

Фольклор - эмоционально - образное средство влияния на детей, он поддерживает их интерес к физической культуре посредством национальных традиций. Это вызывает у детей  радость и удовольствие, желание заниматься физической культурой.

                                               

                                                             Русские народные игры.

У Маланьи у старушки.

У Маланьи у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей – все без бровей.

С такими глазами, с такими ушами,

С такими носами, с такими усами,

С такой головой, с такой бородой.

Ничего не ели, на нее глядели.

Делали вот так.

Как?

По считалке выбирают водящего – “Маланью”, ставят в центр круга. Все остальные ходят и поют. На слова “с такими глазами”  дети останавливаются и изображают то, о чем поется: показывают “огромные брови”, “длинный нос” и т.д. После слов “делали вот так” “Маланья” показывает какое-нибудь движение. Кто его лучше всех повторил, того “Маланья” выбирает и ставит в центр круга на свое место.

Заинька, выйди в круг.

Заинька, выйди в круг,

Серенький, выйди в круг.

Скорей-скорей выйди в круг,

Скорей-скорей выйди в круг.

Заинька, ты пройдись,

Серенький, ты пройдись,

Туда-сюда ты пройдись,

Туда-сюда ты пройдись.

Заинька, вымой лапки,

Серенький,  вымой лапки,

Леву-праву вымой лапки,

Леву-праву вымой лапки.

Заинька, умой личико,

Серенький умой личико,

Сверху донизу умой личико,

Сверху донизу умой личико.

Заинька, пригладь шерстку,

Серенький, пригладь шерстку,

Спереди-сзади пригладь шерстку,

Спереди-сзади  пригладь шерстку.

Заинька, причешись,

Серенький причешись,

Да получше причешись.

Да получше причешись.

Заинька, под бочка,

Серенький, под бочка,

Пляшет Зайка казачка,

Пляшет Зайка казачка

Во время первого куплета “заинька” стоит со всеми в кругу, а потом выходит  на середину, в центр круга. На слова “Заинька,  ты пройдись!” он прохаживается вдоль хоровода. Далее зайка изображает то, о чем поется в песне: моет ручки, лицо, приглаживает шерстку, причесывается. Все остальные повторяют то, что делает зайка. В конце игры все вместе пляшут. Потом выбирается другой “зайка” и игра продолжается.  

Дударь, дударь, дударище.

Дударь, дударь, дударище.

Старый, старый старичище

Его..под колоду, его под гнилую.

-Дударь, дударь что болит?

 -Рука (нога, голова, правое ухо, нос соседа, пятка соседа слева и т. д.)

Выбирают “Дударя”, ходят по кругу, взявшись за руки, и поют. Пропев песню, спрашивают:

-Дударь, Дударь, что болит?

-Рука (нога, уши, голова, спина, пятка соседа, нос соседа и т.д.)

Все находящиеся в хороводе берутся за “больное”место и опять идут по кругу с песней, которая повторяется 3-4 раза. Когда в очередной раз у “Дударя” спрашивают: “Что болит?”, он отвечает: “Здоров. Вас ловлю!” Кого  поймает, тот

становится на его место.

Золотые ворота.

Золотые ворота, проходите, господа.

Первой мать прошла, всех детей провела.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

Хлеб, соль, вода, закрываем ворота.

Играющие делятся на равные команды. Одна команда образует круг, ее игроки берутся за руки и поднимают их вверх. Между игроками должна быть достаточная дистанция, чтобы между ними мог пройти человек, хотя бы согнувшись. Другая команда начинает движение, обходя по очереди каждого игрока первой команды и каждый раз проходя через ворота, образованные руками игроков первой команды. Игроки второй команды держатся за руки, расцеплять которые нельзя! Итак, вторая команда оказывается то в круге, то за его пределами. Первая команда в течение игры говорит слова. На последнем слове команда резко опускает руки. Если кто-то из второй команды оказался внутри, он уходит из цепочки и встает в центре круга. Естественно, вторые играющие стараются на последнем слове быть вне круга, но не всегда удается. Усложнить игру можно тем, что игроки первой команды говорят свои слова одними губами, внимательно глядя друг на друга, и неожиданно опускают руки. Когда во второй команде остается один человек, он признается победителем, а команды меняются ролями.

Сиди, сиди, Яша.

Сиди, сиди, Яша под ракитовым кустом,

Грызи, грызи, Яша орешки коленные,

С моря привезенные.

Чок-чок-пятачок, сиди, Яша-казачок.

Где твоя невеста, и в чем она одета,

И как ее зовут, и откуда привезут.

Дети встают в хоровод, водящему мальчику (Яше) завязывают глаза и усаживают его на корточки в центре круга. Дети ходят по кругу и поют. На слова “Чок, чок, пятачок, вставай Яша, казачок!” все останавливаются и хлопают в ладоши. Яша встает и начинает кружиться на месте. После слов “И откуда привезут”- “Яша” подходит к кому-нибудь из хоровода и дотрагивается до него, пытаясь отгадать с завязанными глазами, кто это. Если угадал, происходит смена водящего, а если не угадал, игра повторяется снова с прежним водящим.

Баба-Яга.

Баба-Яга, костяная нога,

За селом, с помелом,

Нос крючком, волоса клочком.

Лови!

Выбирают Бабу-Ягу. Она становится в середину круга, все остальные ходят, держась за руки вокруг нее, и поют припевку. После слов “Лови!” разбегаются. Баба-Яга скачет на одной ножке и ловит кого-нибудь из круга. Тот, кого поймали, становится водящим.

Рыбаки и рыбки.

-Эй вы, кильки и бычки!

-Что вам нужно, рыбачки?

-Будем вас сейчас ловить

 И в бочоночках солить.

-А мы дырочку найдем

 И от вас мы уплывем.

Выбирают двух рыбаков. Рыбаки “натягивают сеть” – берутся за руки и поднимают их вверх. Остальные играющие - рыбки. Рыбки держатся за руки и цепочкой проплывают сквозь сети. Игра проводится аналогично игре “Золотые ворота”. Тех, кого словили, становятся  “сетями” – таким  образом  сеть с каждым коном увеличивается.

Царь-горох.

Царь-горох, царь-горох,

А-хи-ох, а-хи-ох.

Отгадать тебе пора,

Что мы делали вчера.

По считалке выбирается  Царь-горох. Он садится на “трон”. Остальные отходят в сторону и договариваются, какое действие будут показывать. Если царь угадывает – все разбегаются, а Царь-горох ловит. Пойманный становится царем. Если не отгадал – действие повторяется, пока  Царь-горох не догадается. Если он сдается, ему называют загаданное действие и переигрывают с ним же.

Горшки.

-По чем горшок?

-По денежке.

-По какой?

-По большой.

-По какой по большой?

 -По рубль.

-Дешёвый! Может с трещиной?

-Попробуй.

Чинчары-чинчары,

Собирайтесь гончары.

По кусту, по насту,

По лебедю горазду.

Вон!

Участники становятся парами по кругу, один впереди другого. Те, кто впереди, - “горшки”, они присаживаются на корточки. Те, которые стоят сзади, - продавцы, их задача продать свой “горшок”. Они его расхваливают, расписывают все его достоинства, выкриками создают атмосферу базара, рынка: “Кому горшки?! Кому горшки?!” Выбирается покупатель, который ходит за кругом и присматривает горшок. Когда горшок выбран, продавец и покупатель торгуются о цене. Если сделка состоялась, бьют по рукам. После слова “вон”, продавец и покупатель бегут за кругом  в разные стороны. Кто прибежит первым к горшку, тот и хозяин. Прибежавший последним становится покупателем. Так игра продолжается.

Змея.

Я змея, змея, змея,

Я ползу, ползу, ползу.

-Хочешь быть моим хвостом?

-Да, конечно же хочу.

(Нет, конечно,  не хочу.)

Все играющие сидят или стоят. Заводящий ходит “змейкой” и поет песню. Тот, к кому “змея” подошла, отвечает: “Да, конечно же хочу”,  проползает под широко расставленными ногами “змеи” (можно обойти  сбоку) и становятся сзади. Каждый участник игры обхватывает впереди стоящего руками за талию или держится за его плечи. Когда “змее” надоест, она выкрикивает: “Есть хочу” и, не предупреждая, начинает ловить свой хвост. Кого “змея” поймала, тот садится на свое место. Так играют, пока “змея” не поймает второго за собой.

Чив-чив-чив воробушек.

Чив-чив-чив воробушек,

Сидел,  на столбичке,

Слетел-слетел воробушек

На (березу, рябину, ромашку, розу и др.)

Чив-чив-чив воробушек,

Сидел, сидел на столбичке,

Слетел-слетел воробушек

На столбичек.

По считалке выбирают водящего (“воробушка”). Все играющие придумывают для себя названия какого-нибудь дерева или цветка: тополь, береза, дуб, калина, малина, роза и т.д. Каждый громко называет себя, так как эти названия нужно запомнить. Все, кроме водящего, садятся на стулья в круг. В центре круга ставят стул: это “столбичек”, на который садится водящий. “Воробушек” поет. Тот, кого он называет, должен быстро подхватить песню. Это продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не споет: “на столбичек!” Как только прозвучали эти слова, все игроки должны быстро сменить свои места, в том числе и водящий. Только столбичек занимать нельзя. Тот, кто останется без места, становится водящим.

Дедушка-сапожник.

-Дедушка-сапожник, сшей нам сапоги.

-Погодите, деточки, потерял очки.

-Дедушка-сапожник,

Сколько с нас возьмешь?

-Три рубля с полтиной,

 Пятачок и грош.

-Дедушка-сапожник,

Ты с ума сошел?

-Погодите, деточки,

Я очки нашел!

Выбирают водящего, ему завязывают глаза. Все остальные встают вокруг него и начинают диалог. «Дедушка» с завязанными глазами ловит детей. Если кто-нибудь пойман, «дедушка» наощупь угадывает, кто это. Теперь он становится «дедушкой-сапожником», и игра продолжается.

В волка.

Рву, рву травку,

Рву, рву муравку:

Цветочки на веночки,

Травки на затравку.

Волк за горою,

А я за другою.

Волк в кафтане,

А я в сарафане.

Подвижная орнаментальная игра, вариант обыкновенных догонялок. Игра проводится где-нибудь на лужайке, зеленой поляне. Один из детей изображает волка, который садится и делает вид, что спит. Дети ходят вокруг, каждый сам по себе, будто бы рвут травку и цветы и поют. Время от времени, в перерывах между куплетами песни, кто-то из детей делает вид, что бросает в волка нарванную травку и кричит: "Волк-волчок, облезлый бочок! Цветочки - на веночки, а тебе ничего!" Неожиданно волк просыпается и бежит вдогонку за кем-нибудь из детей. Если поймает, ведет на место: теперь игрок будет волчком.

Отгадай, чей голосок!

Мы собрались дружно в круг,

Повернулись разом вдруг,

А как скажем: «Скок, скок, скок»,-

Отгадай, чей голосок.

Водящий отходит в сторону, пока играющие договариваются, кто будет подавать голос. Затем водящий встает в круг и закрывает глаза. Играющие идут по кругу со словами.  Водящий открывает глаза и отгадывает, кто из ребят сказал «Скок, скок, скок». Если это ему удается, он меняется с говорившим местами. Можно дать водящему три попытки. Если он все же не угадывает, игра начинается сначала.

Кострома.

Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Нитки пряду!
Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Клубки мотаю!
Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Поработала - пообедаю!
Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Легла, да уснула...
(Тихо) Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Проснулась - попрыгаю!
Ах, где ты моя, Кострома,
Ах, где государыня моя?
-Дома Кострома?
-Дома!
-Что делаешь?
-Сейчас догонять вас буду!

Дети ходят в хороводе и пальчиками показывают,  как-будто прядут

Дети ходят в хороводе и показывают, как мотают клубки

Дети ходят в хороводе и показывают, как едят ложкой

Дети ходят в хороводе, сложили ладошки и как-будто спят

Все дети прыгают

Все разбежались кто куда

Молчанка.

Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок -

Молчок!

Перед началом игры все играющие произносят песенку. Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами, потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеётся или скажет слово, он отдаёт ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют различные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился.

Правила игры: ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.

Горелки.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо -

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Раз, два, три - беги.

Играющие становятся в две колонны (парами, впереди - водящий). Все хором произносят слова. С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны: один - слева, другой - справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удается это сделать, то одного из детей он берет за руку и встает с ним в пару

Лягушки в болоте.

Вот с намокнувшей гнилушки

В воду прыгают лягушки.

Стали квакать из воды:

Ква-ке-ке, ква-ке-ке

Будет дождик на реке.

С двух сторон очерчивают берега, в середине - болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и говорят слова.

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Использование русского и мордовского фольклора в физическом воспитании дошкольников".

На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качес...

Фольклор в физическом воспитании дошкольников.

Фльклор позволяет разнообразить процесс физического воспитания....

Фольклор в физическом воспитании дошкольников.

Консультация  для родителей в рамках проекта  "Двуязычные дети"...

Фольклор в физическом воспитании дошкольников

Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно -творческой инициативы детей....

«Фольклор в физическом воспитании дошкольников»

laquo;Фольклор в физическом воспитании дошкольников»...

Консультация «Фольклор в физическом воспитании дошкольников»

С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного физического воспитания. Наряду с поиском современных моделей...