Фольклор в физическом воспитании дошкольников.
консультация по физкультуре ( группа) на тему

Консультация  для родителей в рамках проекта  "Двуязычные дети"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл документ21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклор в физическом воспитании дошкольников.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему далекому прошлому, которое оказывается, мы знаем очень поверхностно.

Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому не случайно, что важным моментом в воспитательной работе нашего детского сада стало целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.

Фольклор как сокровищница народности  используется во всех формах работы с дошкольниками, в том числе на занятиях физкультурой, помогая находить новые формы развития двигательных способностей у детей и позволяя им проявить инициативу в двигательной активности.

Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций детского организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор. Этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее двигательное воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями, причем существенным является повышение эмоционального тонуса.

Физическое воспитание дошкольников представляет собой комплекс оздоровительно – образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность:

1) физкультурные занятия;

2) физкультурно – оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия) ;

3) активный отдых (физкультурные досуги и праздники для здоровья) ;

4) самостоятельная двигательная деятельность и др.

Ведущую роль в работе с детьми по физическому развитию занимают физкультурные занятия. Рациональное сочетание разных видов физкультурных занятий представляет целый комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий. Фольклорные физкультурные занятия: двигательно-творческие, театрализованные, музыкально-ритмические, игровые, познавательные, сюжетные; мероприятия активного отдыха – физкультурные досуги с элементами фольклора, спортивные фольклорные праздники.

Включая фольклор в процесс физического воспитания, необходимо соблюдать определенные условия:

1. Фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские песни и пляски – используется в соответствии с возрастными особенностями детей.

2. Большое значение уделяется качеству выполнения упражнений, яркому и образному выполнению движений детьми.

3. Учитывается, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой – грамотное использование фольклорного материала.

В физическом воспитании детей большое место занимают игры. Во время проведения игр необходимо иметь в виду следующее: идейность игр, воспитательное значение с физической и духовной стороны, общеобразовательные возможности. Осуществление этих целей зависит от умения организовать игру. Одна и та же игра позволяет решить ряд задач:

1) укрепление здоровья (закаливание организма);

2) формирование двигательных навыков;

3) развитие творческих способностей ребенка;

4) формирование нравственных качеств, силы воли и целеустремленности;

5) развитие самостоятельности, организаторских способностей и т. п.

Для воспитания ловкости, сноровки, подвижности можно использовать игры, основанные на переходе от одного движения к другому.

Народные подвижные игры, для проведения на физкультурных занятиях выбираются в соответствии с теми задачами по физическому воспитанию, которые реализуются в данный момент. Также учитывается уровень двигательных умений и навыков детей, принцип сходства используемой атрибутики или решаемых с помощью игр задач. 

Благодаря народным играм, дети приобщаются к национальной культуре, испытывая положительные эмоции. Все коллективные народные игры учат детей внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, это формирует у детей способность к пониманию, социальному чувствованию другого человека, способность к сотрудничеству.

Дети активно работают на физкультурных занятиях, прежде всего из-за их эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно, с радостью. В этом помогают образные названия упражнений: например, ребенок идет твердым шагом – “волк идет”, с гордой осанкой – “лиса – всему краса”.

У детей постарше есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается, и в которой наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом.

 В частности в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазание, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.), танцевальные упражнения. В то же время такие виды как подвижные игры, эстафеты нравятся и мальчикам, и девочкам, в равной степени. Каким должен быть настоящий мужчина? - смелым, решительным, способным брать на себя ответственность за любые поступки. Именно эти качества формируются благодаря типично мальчишеским играм с их специфической тематикой,  усложненными правилами, установкой на состязание и победу. Накопленная народами педагогическая мудрость, которая содержится в сказках, играх, пословицах, традициях и обрядах способствует овладению ребенком ценностями и способами  поролевого поведения.

Фольклорные игры, подобно обрядовому действу, от которого они нередко берут свое начало, синтезируют в себе разные жанры детского фольклора. Испокон веков,  в играх,  ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд (отсюда появились игры имитационного характера или игры, связанные с отработкой трудовых действий),  национальные устои, представление о чести, любви (игры на выбор партнера), смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Имитация отличается эмоциональной насыщенностью, в ней более образно представлена определенная сторона движения. Легко, бесшумно спрыгивают птички с ветки; вперевалочку, широко расставляя ноги, идет неуклюжий косолапый медведь; весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает Петушок – Золотой Гребешок.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Общеизвестно, что игра – способ, форма проявления жизнедеятельности ребенка.

Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер. Каждому хочется быть в главной роли, но не все умеют считаться с мнением товарища, справедливо разрешать споры. Здесь нам на помощь приходят мудрые народные считалки. Дети с большим удовольствием их разучивают и применяют как в двигательной деятельности, так и в свободной.

Итак, фольклор как эмоционально-образное средство воспитания поддерживает их интерес к физической культуре и к национальным традициям, вызывает у них радость и удовольствие, желание заниматься физическими упражнениями, т.е. непринужденно с пользой для здоровья подготовиться к новой для ребенка деятельности – учебной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Использование русского и мордовского фольклора в физическом воспитании дошкольников".

На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качес...

Фольклор в физическом воспитании дошкольников.

Фльклор позволяет разнообразить процесс физического воспитания....

Фольклор в физическом воспитании дошкольников.

Статья о роли фольклора в физическом воспитании дошкольника с русскими народными играми....

Фольклор в физическом воспитании дошкольников

Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно -творческой инициативы детей....

«Фольклор в физическом воспитании дошкольников»

laquo;Фольклор в физическом воспитании дошкольников»...

Консультация «Фольклор в физическом воспитании дошкольников»

С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного физического воспитания. Наряду с поиском современных моделей...