Эссе «Национальные традиции русского и мордовского народов в физическом воспитании детей 5-7 лет»
учебно-методический материал по физкультуре (старшая группа) на тему

Тарасова Нина Владимировна

Использование здоровьесберегающего потенциала русской и мордовской национальной культуры в реализации образовательной области "Физическая культура".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ

На тему: «Национальные традиции русского и мордовского народов в физическом воспитании детей 5-7 лет»

     

План работы:

  1. Введение
  2. Основная часть
  3. Заключение
  4. Литература

Введение

Проблема регионализации образования актуальна в связи с тем, что мы живем в условиях многонационального государства и поликультурной среды. И современная жизнь требует готовности взаимодействовать с представителями разных этносов. Возникает необходимость приобщения детей к культуре народов родного края. Многонациональный состав Порецкого района определяется уникальным союзом русского и мордовского народов, которые вовлечены в непрерывное взаимодействие и коммуникацию.

Использование здоровьесберегающего потенциала русской и мордовской национальной культуры в реализации образовательной области «Физическая культура» предполагает активное внедрение в образовательный процесс ДОУ народных подвижных игр, элементов национальных видов спорта, календарных праздников с ярко выраженной спортивно-обрядовой направленностью.

Имея теоретические и практические наработки по организации и внедрению системы оздоровления детей дошкольного возраста, мною разработана технология «Крепыш». Технология разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. Отражает эффективные подходы в этнопедагогизации физкультурно-оздоровительного процесса в дошкольном  образовательном учреждении с учетом особенностей этнической и национальной культуры русского и мордовского народов, проживающих на территории Порецкого района.

Ребенок с раннего детства впитывает культуру своего народа и проникается уважением к самобытной культуре других народов, с которыми он общается в непосредственном окружении,  в быту, детском саду и т.д. Усвоение культурного опыта своих предков всегда оказывало особое влияние на человека, на становление его личности с раннего детства.

       В своей работе мы проводим беседы о здоровье, о значении труда в физическом развитии и укреплении здоровья народов разных национальностей («Нет лучше, чем закаляться  в труде» (чув) - Ветер не подует - лес не зашумит (морд) и русского («Ум да здоровье дороже всего»). Беседы о национальных особенностях физического воспитания детей (игры и упражнения на воздухе, питание, труд, народные игрища).

 В работе с дошкольниками используем следующие методы и приемы:

- словесные: беседа, чтение стихов, рассказов, малых форм фольклора, пересказ, рассказ, обсуждение, заучивание наизусть.

         - наглядные: рассматривание произведений живописи и скульптуры, иллюстраций, картин, открыток, национальных костюмов, орнаментов по мотивам народного творчества.

- практические: игры, игровые ситуации, фольклорные праздники, экскурсии, посещение театров и музеев, тренинги, имитация движений, постановка спектаклей, драматизация, составление альбомов, книжек-малышек, слушание аудио-видео записи, продуктивная деятельность, выставки, конкурсы.

игры, шуточные гадания, колядки, заклички; развлечения и народные праздники - Сексень ши»–праздник урожая, «Покрав» - «Покров», «Святки», «Од киза» (Новый год»), «Роштованькудо», «Масленица», «Пасха»);

- физическому развитию (мордовские народные подвижные игры, хороводные игры, тренинги - «Улыбка», «Маска», «Поймай хлопок», «Невидимая нить», «Замороженный»., имитационные игры).

Мы стараемся расширять имеющиеся у детей знания: знакомим воспитанников со сказками, легендами и преданиями .Учим// обсуждаем с детьми пословицы и поговорки. Дети очень любят проводить беседы-диспуты по пословицам «Здоровье за деньги не купишь», «Береги платье с нову, а здоровье смолоду», где можно поразмышлять и поспорить, внести свое предложение и подумать, как помочь себе и своим близким, друзьям. При знакомстве с русской народной сказкой «Три богатыря» дети долго размышляли над поступками и представляли себя на месте героев, а затем организовали выставку рисунков.

          Работа по реализации технологии  проходит в тесном сотрудничестве с семьей. Для родителей организованы - беседы, консультации о важности данной проблемы; - родители принимают участие в конкурсах, выставках;  - совместные фольклорные праздники.

    Совместно с родителями и детьми мы изготавливаем атрибуты и пособия и используем их в народных подвижных играх и упражнениях. В играх раскрываются многообразие (быстрота, ловкость) и национальный колорит (единая цель, пение песен и т.д.). При распределении ролей используем народные считалки, жеребьевки. Подбираем произведения устного народного творчества здоровьеформирующей тематики. Знакомим воспитанников с элементами национальных видов спорта, календарно-обрядовыми праздниками спортивной направленности. Родители участвуют при составлении сценариев праздников. Много увлекательного и интересного узнали дошкольники при проведении физкультурного досуга «Первые олимпийские игры»,  где дети познакомились с репродукциями и сами мерились силой, ловкостью и выносливостью. При проведении календарных праздников «Масленица», «Рождество», «Акатуй» и др. используем спортивно-обрядовую часть: перетягивание каната, бег в мешках, борьба  и т.д. Активное участие принимают родители.

          В своей работе стараемся формировать представления детей о культуре питания разных народов. Для этого проводим беседы о традиционной народной кухне, знакомим с технологией приготовления повседневной и праздничной пищи, церемонией ее приготовления. Проводим мероприятия, на которых дети совместно с родителями рассказывают о технологии приготовления блюд, которые готовят дома, а затем угощают друг друга.

      Очень нравятся детям беседы о народном опыте лечения различных заболеваний, что делать при простуде и солнечном ударе. Когда у детей накопится необходимый опыт. Проводим викторину «Как здоровье?», игры «Приятного аппетита» и др.

Знакомство с народными традициями воспитания здорового ребенка, интересно прошло для родителей на родительском  собрании «Чистота – та же красота» в форме «круглого стола», на котором родители делились своим опытом  различных заболеваний и их профилактике.

Широко в своей работе используем разнообразные формы организации туристско-краеведческой деятельности: туристические прогулки к памятникам истории, достопримечательностям села.                                    

Результатом реализации ТЕХНОЛОГИИ «КРЕПЫШ»» мы видим не только достижение целей формирования  у дошкольников интереса и ценностного отношения к занятиям физическими упражнениями, воспитания  у них основы культуры здоровья, но и формирования  у них гражданственности и этнотолерантности.

Литература

  1. Гаранькина В.П. «Использование этнокультурного компонента в практической деятельности дошкольников в образовательных учреждениях Республики Мордовия», Саранск, 1999г.
  2. Программа «Валдоня» и методические рекомендации к программе «Валдоня», Саранск, 2001г.
  3.   Махалова И.В. «Реализация этнокультурной составляющей образовательной области «Физическая культура» средствами чувашских подвижных игр» Журнал «Народная школа» № 1, 2014г.
  4.  Махалова, И.В. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа: Учебно-методическое пособие / И.В. Махалова, Е.И. Николаева. – Чебоксары, 2003.
  5.  Махалова, И.В. Физическое развитие ребенка средствами чувашского фольклора / И.В. Махалова // Хрестоматия «Çăлкуç (Родник)» / Под ред. Г.П. Захаровой. – Чебоксары, 2006.
  6.  Махалова, И.В. Солнышко сияет, играть нас приглашает: Фольклорные физкультурные занятия и праздники в детском саду : Учебно-методическое пособие / И.В. Махалова, Е.И. Николаева. – Чебоксары, 2006. - 164 с.
  7. 14. Махалова И.В. Этнокультурная составляющая образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» / И.В. Махалова // Народная школа. – 2011. - № 5. – С. 81-82