Национальные традиции русского, чувашского и мордовского народов в физическом воспитании детей 5-7 лет
методическая разработка (старшая группа) на тему

Тарасова Нина Владимировна

Актуализация проблемы детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon natsionalnye_traditsii_v_detskom_sadu.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Национальные традиции русского, чувашского и мордовского народов в физическом воспитании детей 5-7 лет

На базе Чувашского республиканского института образования состоялась республиканская научно-практическая конференция «Регионализация дошкольного этнокультурного образования в соответствии ФГОС дошкольного образования».

В работе данной конференции приняли участие более 100 ученых, руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций Чувашской Республики.

Три воспитателя детского сада  «Сказка» приняли участие в данной научно-практической конференции. На секции «Приобщение детей к традиционной физической культуре в полиэтнической образовательной среде» под руководством модератора И.В. Махаловой, с докладом выступила  воспитатель детского сада Н.В. Тарасова. На обсуждение воспитатель представила  актуальную проблему детского сада по регионализации дошкольного этнокультурного образования в соответствии ФГОС дошкольного образования: Технология «Крепыш»: национальные традиции русского и мордовского народов в физическом воспитании детей 5-7 лет.

С 2012 года МБДОУ «Порецкий детский сад «Сказка» является республиканской экспериментальной площадкой по апробации технологии интеграции национальных культур в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

Проблема регионализации образования актуальна в связи с тем, что мы живем в условиях многонационального государства и поликультурной среды. И современная жизнь требует готовности взаимодействовать с представителями разных этносов. Возникает необходимость приобщения детей к культуре народов родного края. Многонациональный состав Порецкого района определяется уникальным союзом русского, чувашского и мордовского народов, которые вовлечены в непрерывное взаимодействие и коммуникацию.

Использование здоровьесберегающего потенциала русской, чувашской  и мордовской национальной культуры в реализации образовательной области «Физическая культура» предполагает активное внедрение в образовательный процесс ДОУ народных подвижных игр, элементов национальных видов спорта, календарных праздников с ярко выраженной спортивно-обрядовой направленностью.

Ребенок с раннего детства впитывает культуру своего народа и проникается уважением к самобытной культуре других народов, с которыми он общается в непосредственном окружении,  в быту, детском саду и т.д. Усвоение культурного опыта своих предков всегда оказывало особое влияние на человека, на становление его личности с раннего детства.

       В своей работе в детском саду воспитатели  проводят беседы о здоровье, о значении труда в физическом развитии и укреплении здоровья народов разных национальностей («Нет лучше, чем закаляться  в труде» (чув) - Ветер не подует - лес не зашумит (морд) и русского («Ум да здоровье дороже всего»). Беседы о национальных особенностях физического воспитания детей (игры и упражнения на воздухе, питание, труд, народные игрища).

Мы стараемся расширять имеющиеся у детей знания: знакомим воспитанников со сказками, легендами и преданиями. Обсуждаем с детьми пословицы и поговорки. Дети очень любят проводить беседы-диспуты по пословицам «Здоровье за деньги не купишь», «Береги платье с нову, а здоровье смолоду», где можно поразмышлять и поспорить, внести свое предложение и подумать, как помочь себе и своим близким, друзьям. При знакомстве с русской народной сказкой «Три богатыря» дети долго размышляли над поступками и представляли себя на месте героев, а затем организовали выставку рисунков.

          Работа по реализации технологии  проходит в тесном сотрудничестве с семьей. Для родителей организованы - беседы, консультации о важности данной проблемы; - родители принимают участие в конкурсах, выставках;  - совместные фольклорные праздники.

    Совместно с родителями и детьми мы изготавливаем атрибуты и пособия и используем их в народных подвижных играх и упражнениях. В играх раскрываются многообразие (быстрота, ловкость) и национальный колорит (единая цель, пение песен и т.д.). При распределении ролей используем народные считалки, жеребьевки. Подбираем произведения устного народного творчества здоровьеформирующей тематики. Знакомим воспитанников с элементами национальных видов спорта, календарно-обрядовыми праздниками спортивной направленности. Родители участвуют при составлении сценариев праздников. Много увлекательного и интересного узнали дошкольники при проведении физкультурного досуга «Первые олимпийские игры»,  где дети познакомились с репродукциями и сами мерились силой, ловкостью и выносливостью. При проведении календарных праздников «Масленица», «Рождество», «Акатуй» и др. используем спортивно-обрядовую часть: перетягивание каната, бег в мешках, борьба  и т.д. Активное участие принимают родители.

          В своей работе стараемся формировать представления детей о культуре питания разных народов. Для этого проводим беседы о традиционной народной кухне, знакомим с технологией приготовления повседневной и праздничной пищи, церемонией ее приготовления. Проводим мероприятия, на которых дети совместно с родителями рассказывают о технологии приготовления блюд, которые готовят дома, а затем угощают друг друга.

      Очень нравятся детям беседы о народном опыте лечения различных заболеваний, что делать при простуде и солнечном ударе. Когда у детей накопится необходимый опыт. Проводим викторину «Как здоровье?», игры «Приятного аппетита» и др.

Знакомство с народными традициями воспитания здорового ребенка, интересно прошло для родителей на родительском  собрании «Чистота – та же красота» в форме «круглого стола», на котором родители делились своим опытом  различных заболеваний и их профилактике.

Широко в своей работе используем разнообразные формы организации туристско-краеведческой деятельности: туристические прогулки к памятникам истории, достопримечательностям села.                                    

Результатом реализации ТЕХНОЛОГИИ «КРЕПЫШ»» мы видим не только достижение целей формирования  у дошкольников интереса и ценностного отношения к занятиям физическими упражнениями, воспитания  у них основы культуры здоровья, но и формирования  у них гражданственности и этнотолерантности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Использование русского и мордовского фольклора в физическом воспитании дошкольников".

На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качес...

Беседа "Национальные традиции русского народа"

Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому – то гостю, встречали его караваем хлеба, на который ставили солонку с солью. Гость должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съест...

Эссе «Национальные традиции русского и мордовского народов в физическом воспитании детей 5-7 лет»

Использование здоровьесберегающего потенциала русской и мордовской национальной культуры в реализации образовательной области "Физическая культура"....

Проект Приобщение детей к национальным традициям, быту и культуре разных народов посредством внедрения личностно-ориентированных технологий

Родители недостаточно уделяют внимания вопросу  патриотического и частности толерантного воспитания, поэтому у детей дошкольного возраста наблюдается недостаток знаний о родном городе, родном кра...

Физическое воспитание детей 5-7 лет на фольклорном материале чувашского народа. сборник статей "Физическое и эстетическое воспитание детей в полиэтнической среде в контексте ФГОС дошкольного образования)

В данной статье  представлен реализация проекта "Традиционная культура в физическом воспитании детей". Проект предусматривает  обновление образовательной деятельности на основ...

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ ПОСРЕДСТВОМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА

Формирование у детей навыков здорового образа жизни, через традиции и ценности национальной культуры...

ДОП ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ "НАРОДНАЯ КУКЛА-КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ"

Данная программа «Народная кукла - как национальная традиция русской культуры» является специализированной программой духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и их родит...